Выпрямление имен. Глава 10

Александр Чакиров
Туран и Сафьяновы


Два дивных чувства близки нам
В них сердце обретает пищу:
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу...


Влево поворот на село Аржаан, а мы двигаемся прямо в сторону Турана, первого русского села в Туве. Официально годом основания Турана является 1885. А вообще-то люди жили здесь с незапамятных времен. В 1929 г. археолог Теплоухов по результатам исследования исторических памятников, многочисленных курганов установил, что оросительными каналами в туранской долине пользовались люди времен кыргызского каганата – в 7-8 веках н.э.
Практически весь поселок расположен ниже автотрассы. Внизу параллельно дороги за домами и растительностью бежит река Туранчик, впадающая в Уюк, а вдоль нее в несколько рядов тянется село, в 1945 году объявленное городом. Туран стал первым русским селением в Туве, в бывшем Урянхайском крае. И появился он тогда, когда Тува еще не входила в состав России, а была китайской колонией, многие годы изолированной от всего мира. Таким образом, русские люди колонизировали китайскую колонию и Тува, как бы, являлась колонией двух стран.
Проникновение русских в Туву активно началось после подписания в 1863 г. между русским и китайским правительством соглашения о беспошлинной торговле.  В  том же году в Туву прибыл первый русский торговый караван. Несколькими годами раньше в долине р. Иджим на границе с Тувой появилось русское торговое заведение. Торговали купцы из Минусинска и богатые старообрядцы с р. Уса. В 1883 г. на р. Серлиге действовало 9 золотых приисков, в 1896 г. - 11. Появились рудники на р. Сексир.
В 1885 г. в интересах русских золотопромышленников и купцов был создан Усинский пограничный округ. В 1885 г. купец Г.П. Сафьянов получил разрешение на занятие земледелием в районе р. Туран. Вскоре рядом с с. Туран появился п. Уюк. Кроме распашки земель было создано маралохозяйство, в 1903 г. в Турано-Уюкской степи паслось до 5 тыс. лошадей, 4 тыс. коров, тысячи овец. Абаканские татары-переселенцы основали поселки. Чаа-Холь, Шагонар, Хемчик. В 1906 г, это значит 100 лет назад,  начинались изыскания трассы для Усинской шоссейной дороги, усиленно изучается фарватер Верхнего Енисея.
 В то время все товары в Урянхай и обратно в Минусинский уезд доставлялись двумя путями: по реке Енисею - зимой на санях, летом - сплавлялись на плотах и по вьючным тропам. Вьючную тропу через Усинский край купцы использовали для торговли с Китаем. Этот путь был гораздо короче, чем путь через соседнюю Иркутскую губернию. Предметом ввоза в Урянхайский край служили, главным образом мануфактурные, бакалейные, мучные, москательные (сера, краска, ртуть, лекарственные соли) товары и предметы домашнего обихода. Вывозили в Минусинский уезд, в основном, пушнину, овчины, кожи, мерлушки, соль и другие товары.
В 1896 году минусинские купцы Г.П. Сафьянов, Н.П. Пашенных, Н.Ф. Веселков, имевшие уже в то время на территории Урянхайского края свои торговые фирмы, ходатайствовали перед Иркутским генерал-губернатором о проведении через Усинский округ чайного пути из монгольского города Улясутая. Г П.Сафьянов за свой счет произвел исследование пути через село Каратуз.
По этому поводу в газете «Енисей»  от 17 июня 1896 года даже имелась заметка. В ней говорилось о планах проведения «нового почтового тракта» из Минусинска в село Верхне-Усинское. Его называли и «новый чайный путь» через Желому (Григорьевку) Ермаковской волости Минусинского округа. Обывателей пугал хребет Арадан, где в «некоторых местах лежал вечный снег», где порой нельзя было проехать на лошади, а приходилось вести ее в поводу.
По решению Иркутского генерал-губернатора на изыскание была выделена сумма 3000 рублей и командирован в Усинский округ старший техник Главного Сибирского тракта Сикорский. Вывод Сикорского о высокой стоимости строительства на несколько лет затормозил все дальнейшие работы.
В результате по настоянию начальника Усинского пограничного округа В.А. Александровича, неоднократно проводившего изыскания по реке Буйбе, Иркутский генерал-губернатор в 1906 году направил в Усинский округ инженера Глебовича. В этом же году в г Иркутске при генерал-губернаторе состоялось совещание о путях сообщения в Сибири, на котором был решен вопрос о проектировании колёсной дороги через Усинский округ Предложили два варианта дороги - Кебежский и Ойский, предпочтение отдано Ойскому. Проект разработал инженер Глебович. Проект дороги в полном варианте был готов в 1910 году. Сметы и чертежи Усинской колёсной дороги весили около одного пуда.
Строительство Усинской колёсной дороги началось в августе 1910 года. Подрядчиками являлись крестьяне А.А. Курилов и К.И. Иванов. Начальником строительства дороги был назначен Эпингер, инженером - П.Н. Широков. Вся дорога от деревни Григорьевки до Туранской дороги длиной 175 км (165 верст), шириной 6,5 м (3 сажени) была разбита на 3 участка. 1-ый участок - 1-32 км, 2-ой участок - 32-102 км, 3-ий участок -102-175 км. На строительстве дороги работали крестьяне и переселенцы, а с 1912 года каторжане и политссыльные. Строили дорогу вручную. В октябре 1913 года были завершены работы на 1-ом, головном, участке. Летом 1914 года из Минусинска до Григорьевки впервые проехал бельгийский полуторатонный грузовик. А в декабре, из села Верхне-Усинского в Минусинск прибыл первый конный обоз с товарами. В 1916 году закончили работы на 2-ом участке. К осени 1917 года предполагалось завершить 3-ий участок. Но революционные события 1917 года и отъезд каторжан и ссыльных прервали строительство и дорога осталось недостроенной. За годы гражданской войны Усинской тракт значительно пострадал. Лишь с 1920 года началось восстановление Усинской дороги. К работам были привлечены крестьяне за трудгyжналог. А с 1925 года к строительству было привлечено население Минусинского уезда. В 1926 году от Кызыла до Минусинска и обратно совершил первую поездку автомобиль системы «Дейч». Для организованной перевозки грузов в Туве в 1929 году создается общество «Союзтранс».
В 1933 году предполагалось начать реконструкцию и строительство Усинского тракта для прохождения автомобильного транспорта. Первые машины «Форд» пришли в 1932 году, затем - автомобили «АМО». Завершение работ по строительству тракта предусматривалось к концу 1935 года. Тракт разбили на 7 прорабств. В 1934 году были построены Ермаковский и Казанцевский мосты и начато строительство Усинских мостов. Для завершения строительства Усинского тракта в 1935 году были привлечены заключенные из Сиблага. Управление Стройшосдора №5 стало подчиняться ЦУдортрансу НКВД. К концу 1935 года тракт от города Минусинска до Государственной границы был в основном построен. Всё имущество передана дорожно-эксплуатационным участкам (ДЭУ): ДЭУ-975 (r. Минусинск), ДЭУ-976 (деревня Григорьевка), ДЭУ-977 (станция Арадан). По договору с Танну-Тувой развернулось строительства тракта и на её территории. На станции ((Пограничная)) правительство Танну-Тувы в конце 1936 года открыло торговое представительство для приёмки и передачи товаров. В этом же году на Усинском тракте были достроены мосты по реке Ус. Через реки Абакан и Енисей (перед Минусинском) на переправах работали паромы. С окончанием строительства тракта в 1937 году управление Стройшосдора М5 было переименовано в Управление Усинского тракта ГУИОСДора НКВД СССР.
После вхождения ТНР в состав СССР было создано местное управление дорожного строительства. С 1945 стало налаживаться автобусное сообщение Кызыл—Абакан. Возникла необходимость расширить тракт и покрыть его асфальтом. Эта работа началась в 1954, и к концу ХХ в. автодорогу заасфальтировали. Построены новые мосты через таежные реки и Енисей. В 1996 завершен обход опасного Веселого Косогора. Усинский тракт соединил Россию и Туву, открыл для Тувы выход к Транссибирской магистрали, положил начало строительству автодорог внутри республики. Вот по какой трассе мы двигались! И начало всему положили минусинские купцы и в первую очередь Григорий Павлович Сафьянов.
Уже у Жени прочитал статью из "Красноярского рабочего"  о родословной Г. П. Сафьянова. Выяснилось, что его прадеда привез из Риги красноярский мастер по выделке кожи. В Сибири немцу поменяли фамилию на русскую, образованную от слова "сафьян" (окрашенная мягкая кожа). Так появились в Енисейской губернии купцы Сафьяновы.
Григорий с 12 лет верхом мотался по улусам, скупая у абаканских татар скот и отгоняя его в Минусинск. Бывал он с отцом в Томске, Ирбите и на приисках, где фирма Сафьяновых раскрутилась, снабжая приисковых рабочих продуктами. Это сейчас везде рефрижераторы, железная дорога... А тогда нужно было гнать гурты по скотопрогонной тропе, да так, чтобы скот не растерял по пути набранного за лето живого веса. Да уберечь его от падежа, хищников и лихих людей. Зато на приисках всё окупалось с лихвой. Словом, фирма процветала.
Сафьяновы даже прикупили несколько приисков и стали золотопромышленниками. К тому же Григорий решил гонять гурты не в Томск, а в Иркутск. Дело в том, что временный в то время кризис не коснулся Ленских приисков, а спрос на лошадей и скот постоянно рос. Конкуренции же здесь не было - откуда в тайге взяться пастбищному животноводству? Сафьянов рассчитал верно. Открытая скотопрогонная тропа на Иркутск принесла ему немалую прибыль. Впрочем, никто точно не знал барышей скрытного минусинца, хотя в "Сибирском торгово-промышленном ежегоднике" его именовали миллионером. А ларчик открывался просто. С молодых лет Сафьянов сошёлся с урянхами (тувинцами), которые были, во-первых, кочевниками, во-вторых, скотоводами. Он хорошо знал язык сойотов, их нойонов (князьков), а от тех - все скотопрогонные тропы. Сафьянов начал строить Усинский тракт, связавший Туву с Россией. Так что миллионером его сделали урянхайские гуртовщики. Он имел влияние не только на сойотов – Григорий Сафьянов подчинил себе наших таможенников и пограничников.
Иркутские чиновники за глаза звали его "конкистадором": он первым произвёл в 1885 году в Урянхае запашку 20 десятин и открыл факторию. Да что фактория - он завёл в Урянхае свой конный завод, прииски. Всё это - самовольно, но с тайного ведома иркутского генерал-губернатора Игнатьева, который официально был "не в курсе", хотя следил за Сафьяновым с одобрением. А тот с 1904 года даже стал в Урянхай ездить без паспорта и приучил пограничников пропускать его. Тамошних же русских чиновников убедил брать налоги с приисков, разрабатываемых монгольскими и китайскими купцами. Те покряхтели - и стали платить, признав де-факто новую власть!
Ещё его называли "урянхайским губернатором". Все совещания монгольских, китайских и русских чиновников проводились с его ведома - точнее, он их и проводил. Даже специально ездил в Ургу, зондируя реакцию монгольских и китайских властей. Все конфликты сойтов с властью расследовались с его участием: он знал местные обычаи, в придачу к сойотскому выучил монгольский язык, да к тому же представлял русскую диаспору, которая к 1913 году дошла до 2000 человек. Он оживил в Урянхае меновую торговлю, открыв новый рынок сбыта для Сибири.
Сафьянов был действительно фактическим губернатором Урянхая, причём губернатором-идеалистом. Он требовал, чтобы сойотов освободили от податей и узаконили  права русских на землю. Число русских переселенцев, по его мнению, не должно было превышать 30-40 тысяч человек, чтобы не нарушать уклада жизни сойотов. Последний сибирский конкистадор и первый "урянхайский губернатор" так и не узнал, чем кончилось его предприятие. Он умер в 1913 году от воспаления лёгких в возрасте 63 лет.
Старший его сын Иннокентий Сафьянов, марксист, участник революции сыграл в становлении Туву значительную роль. Имя его долгое время было под запретом. После Тувы он жил и работал на Кавказе, в Подмосковье с женой Анной Михайловной, первым врачом в Туве. Его брат Михаил возглавлял в Туве первое советское торговое представительство.
Значительную роль в воспитании Иннокентия Сафьянова сыграл ссыльный в Минусинск поляк Кон. Он даже был в Урянхае и долгое время жил с Иннокентием на  заимках Сафьяновых.  После ссылки в Сибирь Кон оказался в эмиграции за границей и вернулся в Россию вместе с В.И. Лениным в апреле 1917 года.  С Лениным он был знаком еще с Минусинска. Кон вел партийную работу среди польского населения и солдат, призывая их к участию в интернациональных военных частях во время гражданской войны. Вот он и оказал значительное влияние на становление будущего революционера.
Память о нем и след о семье Сафьяновых в Туве до сих пор хранит родственница Татьяна Верещагина, она создала  и возглавила в Туране музей их имени.
               
О музее нашлась ее статья: «Музей в Туране впервые открыл свои двери для посетителей 23 февраля 1981 г. В тот день я была обычным, простым посетителем и даже не думала о том, что спустя три месяца стану здесь работать на правах его заведующей. Поначалу музей наш назывался историко-революционным, потому что открыт он был в доме, где в 1922 г. проходило совещание по созданию Тувинской национально-революционной партии (ТНРП).
Непосредственную кураторскую помощь осуществляла одна из старейших сотрудниц головного музея, прекрасный специалист и энтузиаст своего дела Елена Шынараповна Байкара, выпускница Туранской начальной школы № 2. Инициатором и непосредственным создателем первых экспозиций музея стала Мария Васильевна Селина – историк, заслуженный учитель школ РСФСР.
Смотрителем в музее в течение первых 10-ти лет состояла Нина Оюновна Дуктуг-оол, потом пришла Анна Павловна Мужичкова, ветеран культуры, в течение почти 20-ти лет заведовавшая Пий-Хемским отделом культуры, которая была не просто смотрителем, но выполняла многие функции научного сотрудника и экскурсовода. Очень хорошо работали тогда Петр Давыдович и Раиса Владимировна Хардины, с их помощью в музее всегда было тепло и уютно...".
В статье обратил внимание на одну из записей в «Книге отзывов»: «Этот музей поможет нашему подрастающему поколению лучше узнать славную историю нашего района и окажет помощь в воспитании молодого поколения. Благодарим создателей музея и особенно экскурсовода Селину М.В. Жители города Турана Фунтикова Г.Ф., Семенова Г.Г., Лазарева В.А. и группа учащихся».
 Чуть позже удалось установить, что крестьянин Григорий Ивойлович Фунтиков имел сыновей: Семен (отец Гути и Владимира), Иосиф, Никандр, Осип. Возможно были и другие, так как семья состояла из восьми человек. Имелся большой пятистенный дом, амбар, баня, скотные дворы, где содержалось четыре лошади, три коровы, имелась пашня и покосы на 15 десятин. Кроме того,  6 маралов, от которых получали доход до 300 рублей в год.
Вот еще раз вспомнилось, что женой Павла Матонина, брата бабушки Татьяны Дмитриевны была Августа (Гутя) Фунтикова. До сих пор их фамилия в Туране держится. Одна из Фунтиковых – телятница колхоза «Красный пахарь» Полуферия Евстигнеевна в 1954 г. первая в колхозе с группой товарищей поехала на ВДНХ в Москву и была награждена орденом Ленина. Николай Осипович Фунтиков в 30-е годы входил в состав комсомольских вожаков. Среди туранцев погибших во время Великой Отечественной войны числится Фунтиков Панфил Иосифович. В момент переписи населения в  1913 году ему было 2 года.
В книге отца нынешнего министра обороны РФ Шойгу, Кужугета Шойгу«Танну-Тува – страна озер и голубых рек», которую мне подарил Женя Чакиров,  упоминается «богатый алтайский купец Николай Фунтиков», в услужении которого был Чыман - друг предка  семьи Шойгу бедного арата Кужугета Ак-оола. Чыман помог семье Ак-оола выжить в трудные времена. Все в мире пересекается!
Интересна история создания в Туране первой школы. Сход по этому поводу состоялся в поселке 29 ноября 1907 г. Тогда и был принят «приговор» о строительстве школы для крестьянских детей. Собрание проводилось по предложению «Старшего Выборного Пограничного начальника штабс-капитана Чакирова». Сход постановил:  «Просить Усинского пограничного начальника помочь построить нам школу и ходатайствовать перед кем следует помощь…о назначении за счет казны учителя или учительницы и вообще содержания школы…..».
Первая школа открылась 9 ноября 1908 года и называлась она «Туранское одноклассное (в три ступени) училище Министерства народного просвещения». Дед Чакиров стал Почетным Блюстителем школы и принимал участие в приеме экзаменов у первых выпускников в Усинске в 1911 году. Первым учителем школы был Лев Иванович Ефименко. В 1914 г. его призвали на фронт, а его заменил Константин Михайлович Прокопьев. Он приехал из Минусинска. В 1917 г. учащихся было 30 человек. Братья и сестры Чакировы , скорее всего,  учились после Гражданской войны, когда уже была начальная четырехклассная школа. Она располагалась, по воспоминаниям ученика 1922 года Петра Ивановича Хомутова, в двух домах, один из них в настоящее время расположен на улице Ленина под номером 160, а другой рядом с нынешним гастрономом. Учительницей была Мария Ивановна Бякова, в 1928 году ею стала Елизавета Игнатьевна Федорова.
После открытия школы в Туране, пошли ходатайства о строительстве школы и в соседнем поселке Уюке. По сохранившимся документам,  9 марта 1909 года жители села Уюк собрались на сход, руководимый старшим Петром Лопатиным, где был рассмотрен вопрос о строительстве церковно-приходской школы с четырех годичным сроком обучения. После многократных прошений: Епископу Енисейскому и Красноярскому, господину управляющему канцелярией Иркутского генерал-губернатора, заведующему Енисейским Управлением образования, была выдана одна тысяча рублей и разрешено строительство школы.
Сход жителей села постановил взять на себя заготовку и доставку необходимого количества леса для постройки здания школы на 40 учеников. На сходе присутствовал Усинский пограничный начальник штабс-капитан А. Чакиров. Была создана комиссия по приемке леса в составе 3 человек: Григория Потылицына, Федора Бальхова и Ивана Былева. В 1910 году началось строительство школы, которое было закончено в 1911 году. 10 января 1911 года жители с. Уюк собрались по случаю освящения здания школы. Почетным блюстителем был утвержден Сафьянов Павел Григорьевич, а учителем Сафьянова Лидия Андреевна. Сегодня средняя общеобразовательная школа в Уюке носит имя   писателя Василия Яна, судьба которого занесет в эти края в Гражданскую войну.
На всякий случай записал фамилии  первой выпускницы туранской школы 1911 года – Феклы Матвеевны Коровиной и еще одной ученицы тех же лет – Прасковьи Терентьевны Горбуновой. Они могли бы рассказать о Чакировых — Матониных.
 В клировой ведомости за 1915 год в Туранском училище показано следующее число учеников – 37 мальчиков и 28 девочек, в Уюкском училище – 23 мальчика и 19 девочек. Первым учебным заведением в Белоцарске очевидно стала частная школа, открытая в 1915 году в доме священника разъездной церкви Урянхайского края. В этой школе первоначально училось 11 мальчиков и 3 девочки. Всего в 1916 году в Туве действовало около 10 школ, в том числе в Туране, Уюке, Атамановке, Белоцарске, Чаа-Холе, Бояровке, В. Никольском, Тодже .
Когда школа в Уюке отмечала свое 75-летие, вспоминали  Василия Яна, который в самом начале 1920-х годов жил и работал в поселке Уюк. Комиссию по литературному наследию В. Яна  возглавил сын писателя Михаил Васильевич Янчевецкий.
"Сегодня имя писателя Василия Яна, - говорилось в статье, - не без помощи  нашего музея занесено в книгу «Заслуженные люди Тувы».  4 апреля 2002 года  музею решением районного Хурала присвоено имя Сафьяновых, один из которых, Иннокентий Георгиевич, занесен в государственную книгу «Лучшие люди Тувы ХХ века".

Об открытии Уюкской школы Чакиров А.Х. сообщил Енисейскому Губернатору в телеграмме от 19 января 1911 г., исх. № 131:
«Десятого января обыватели поселка Уюк числе семейств собрались по случаю освящения здания вновь открываемого училища.
По окончанию освещения, послушав мое поздравление добрым начинанием. Собрание просили меня вновь помолиться о здравии и благоденствии Его Императорского Величества и всего Царствующего Дома и повергнуть к стопам Его Императорского Величества верноподданнические наши чувства беспредельную любовь и готовность мирно, тихо посеять доброе слово в сердца урянхов продолжая развивать русское дело в Урянхае.
При пении многолетия Спаси Господи взвился впервые российский флаг поселке Уюк над зданием училища. Усинский пограничный начальник Чакиров».
Ответ пришел  21 марта 1911 г. В письме Енисейского Губернатора сообщалось, что: «… о верноподданнических чувствах заявленных жителями поселка Уюк – Государь Император собственноручно начертать соизволил: «Искренно Всех Благодарю». Об этом Губернатор уполномочил Чакирова А.Х. объявить жителям Уюка.
Когда-то Большая улица Турана, теперь носит имя Тока, бывшего Первого секретаря ЦК КПСС Тувы, а улицу Монголку переименовали в Дружбы. Других улиц в поселке ранее не было, были только проулки. Жившие в этих местах Чакировы, Матонины и Фунтиковы, наверняка, поддерживали тесные отношения с первым настоятелем первого в Туве православного храма святителя Иннокентия отцом Владимиром Юневичем. В Туран он прибыл в 1913 году и стал инициатором создания в русских поселках библиотек-читален. Такие библиотеки были созданы на трех зимниках: Бегрединском, Туранском и Тапсинском.

По данным Михаила Тимченко, жителя Кызыла, в архивном деле № 4, опись № 2, фонд № 123 в Кызыле «С посемейными списками и сведениями о состоянии поселковых обществ в Урянхайском крае», есть краткое описание поселка Бегрединского.  «Образован в 1908 году, расположен на правом берегу реки Енисей, при впадении в ее речки Бегреда. Расположен в 30 верстах от села Уюк. Жители-татары (хакасы) православного вероисповедования из Минусинского уезда. В Бегреде 8 дворов, 19 мужчин и 12 женщин. Занимаются скотоводством, а зимой пушным промыслом. Скота насчитывается 204 голов. Орошается 270 десятин, а всего распахивается до 400 десятин из 1300 десятин занятых под поселком и его земельными угодьями, 800 десятин лучшей земли приходится на долю двух хуторян входящих в состав Бегрединского общества. Постройки деревянные, но плохенькие без крышь, хотя понемногу начинают строить лучше. От поселка проходит хорошая колесная дорога на Уюк и Булук». Это я узнал благодаря моему виза-ви в Кызыле Михаилу Тимченко.
Еще Михаил  мне сообщил, что «в деле № 4 в п. Бегрединский значится фактория Матониной Т.Д. Без расшифровки о проживающих. При просмотре дела № 97, опись 2, фонд № 123 «О взыскании хлебной ссуды с разных лиц выданной в 1913 году», на 80 листе среди жителей п. Бегрединский, значатся получателями хлебной ссуды:
1. Кузовлев Даниил Михайлович;
2. Осинцев Андрей Степанович;
3. Чаптыков Павел Романович;
4. Сагояков Федор Иванович;
5. Полев Никандр Трофимович;
6. Матонин Дмитрий Васильевич.
Матонин Д.В. получил хлебную ссуду: 20 пудов пшеницы (ниже карандашом указана цифра 25), на сумму 22 руб. 12 коп. (карандашом указана сумма 27 руб. 65 коп.; овса 12 пудов (карандашом сделана отметка-24), на сумму 8 руб. 92 коп. (карандашом указана сумма 17 руб. 85 куп.)». Что прадед Матонин Дмитрий с прабабушкой Параскевой жили у дочери на заимке, известно по фотографиям. Когда старики покинул Бегреду? Скорее всего, когда были репрессированы члены семьи их дочери. Вернулись обратно в Медведевку или Знаменку (Сарыг- Сеп), где первоначально у них имелось хозяйство, а может быть поселились в другом месте, где и упокоились в 30-х годах.
 Из Тувы Юневича выслали в 1928 году, а 12 декабря 1937 года он был расстрелян в Минусинске. Владимира Юневича не стало, но сохранился его очерк «Церковная жизнь в Урянхайском крае», который в 1915 году опубликовали «Енисейские епархиальные ведомости». Привожу его в сокращении.
  «До открытия Туранского прихода религиозные нужды еще немногочисленных в то время (лет 25 тому назад) православных жителей края удовлетворял причть Верхне-Усинской церкви, путем объезда, который совершался 1–2 раза в год.
Но вот, зародившиеся лет 28 тому назад два поселка, Туран и Уюк, увеличились в своем населении, русские двинулись дальше: стали селиться по Малому Енисею, Элегесту, Шагонару, где образовались новые поселки.
В 1913 г. открывается Переселенческим Управлением Туранский приход. Этот приход и является пока церковной ячейкой Урянхайского края. Посещаемость богослужения — жители Турана (около 90 домов) и Уюка (около 65 домов). Остальные жители края находятся на расстоянии 50 — 400 верст от церкви, разбросанные среди гор, степей, тайги и рек Урянхая, и все религиозные нужды их причть Туранской церкви обслуживает путем периодических поездок. Туранский приход причислен к миссионерскому благочинию Минусинского и Ачинского районов…
Деревня Туран возникла в 1886 г. на том месте, где некогда стояли заведения купцов Веселкова и Сафьянов.
В 1911 г. в Туране устроен храм. Теперь Туран представляет порядочное село с широкой, длинной и прямой главной улицей. Домов около 90, большинство — без крыш.
В этой почти девственной еще в настоящее время стране — в горных долинах и по степям беспредельного Енисея, по Абакану, по Тубе, по Уюку — тысячелетия тому назад жили мирные хлебопашцы неизвестного роду, племени. У них была своя письменность, они знали выплавку руды, обладали искусством изготовлять всякую утварь, украшения, что доказывают результаты раскопок: пашни их были размежеваны каменными знаками.
В прошлое лето, 1914 г., здесь немало перебывало и экскурсантов из Петрограда и других мест, в числе которых был писатель и археолог С. Р. Минцлов, а также известный путешественник генерал Грумм-Гржимайло.
Соседи наши — жители Минусинского уезда — называют край Усом, и о привольной жизни «на Усу» давно сложилось убеждение, нельзя сказать, чтобы правильное. Характерно, что мы, жители Урянхайского края, как крестьяне так и интеллигенты, называем всю остальную территорию государства «миром».
— Он едет в мир.
— А вот, человек приехал из мира.
— Что слышно в миру? — такие фразы можно слышать здесь на каждом шагу.
Основание считать себя как бы вне мира здешний житель унаследовал от старожилов, и оно покоится на полной оторванности и изолированности от всего остального мира. Только в последнее время через тайгу прошла дорога.
И вот в эту зиму торговцы и возчики двинулись санным путем по «времянке» т.е. временной дороге, проведенной возле строящейся шоссейной.
Могучий Енисей, закованный в ледяную броню, как бы обиделся, присмирел и на время затаил в себе обиду и ненависть: не прошлую ли зиму тянулась по его груди непрерывная цепь обозов? Тянулась даже тогда, когда он местами начинал просыпаться от зимнего сна, сверкая своими полыньями, ибо другого пути не было, и запоздалый путешественник рисковал остаться «в миру» на 2 — 3 месяца…
Туранский храм, являющийся пока в этой окраине единственным выразителем для сойот-язычников русской веры, крайне нуждается во внутреннем украшении. Необходимы иконостас, иконы для голых деревянных стен и обличения.
По моему ходатайству, бывший заведующий устройством русского населения в Урянхае В.К. Габаев обещал обратиться в Петроград к лицам, известным своею благотворительностью.
На отпущенные Переселенческим управлением 3 тысячи едва удовлетворены насущнейшие потребности: устроена в 1914 г. колокольня, церковная ограда, произведены необходимейший ремонт в доме священника (еще не оконченный)».
Интересно и забавно устроена жизнь. Для интереса записал: в 1915 г. в Туране имелось 4 кузнеца, 10 плотников, 2 пимоката, 2 овчинника, 13 охотников, 3 рыбака, 13 сплавщиков леса, 1 гончар и 1 мельник.  Все в жизни изначально поменялось. Священнику Юневичу и во сне такое не могло присниться. В 1966 году Туранский колхоз наградили орденом Ленина, а его председатель Петр Васильевич Афанасьев получил Звезду Героя Социалистического Труда. И церкви не стало и верующих не сыщиш.
Теперь новый разворот на 180 градусов. В 1995 году в Туве было 72 колхоза, а сейчас осталось только два и республика превратилась в один из бедных районов России. Стоимость ввозимых товаров в 3.5 раза превышает вывозимые. Налицо деградация и возвращение в старые времена.
Что же такое Туран? Как будто связано с тюрками и турками. Умные книги поясняют. «Считается, что туранцы появились на просторах лесостепной зоны Евразии более 3 тысячи лет назад и постепенно расселились от Центральной Монголии до Нижнего Дуная (то есть с востока на запад). По утверждению Л.Н.Гумилева, туранцы - это «арийцы, сохранившие верность древним богам, и в частности солнцу - Хор».  Свое  название туранцы они получили от слова «тура» - так назывались города-крепости скифо-сармато-сакских племен, занимающиеся отгонным скотоводством. Их соплеменники, перешедшие к оседлому укладу, известны как динлины Тагарской культуры (жители Минусинской котловины),  согдийцы Средней Азии (Узбекистан) и персы в Иране.
Туранцы являлись выраженными европеоидами. Утверждается, что подобной внешностью обладали даже протомонголы (моголы – «великие»), это собственно и позволяет некоторым исследователям говорить о «праславянском первенстве» на территории Евразии. К примеру, китайские источники свидетельствуют, что представители рода Борджигинов, давшего миру Великого Чингис-хана, были рослыми, бородатыми, голубоглазыми и светловолосыми. Нечто подобное можно услышать и про Тамерлана – «хромого Тимура», как известно, имевшего монгольские корни.
Абаканские хакасы тоже имели к этому отношение. Вот что писал первый русский историк Центральной Азии Н.Я.Бичурин: «От Тарбагатая на север находилось владение Хагас, жители которого имели орлиный нос, русые волосы и голубые глаза; были отважны и мужественны».
Лев Гумилев тоже занимался этим вопросом. Он развивал теорию этногенеза — откуда берутся народы и куда деваются. Лев говорил о гибельности Евроцентризма, а реформаторы в России в 90-е годы  молились на него. Гумилев утверждал: «Всегда никто не жил, а потому исконных территорий не бывает — занимают, потом меняют на новые. Страна наша рушиться. Всем становится все равно. Жизнь становится в чем-то лучше, но противнее». Западники в ответ не признавали Евразию и корни русского народа на Востоке, призывали жить чужим умом и правилами.
Гумилев насчет ума не возражал и предлагал находить с соседями комплиментарность. А если ее нет — то лучше жить врозь, но в дружбе. «Свобода. Равенство. Братство — это масонские лозунги», считал он, - «Мы на них клюнули». Декабристов Гумилев не любил — «все до одного масоны и Пушкина они убили». Пушкин вошел в масонскую ложу, а потом вышел, вот его и наказали за патриотические стихи, - считал он. Герцен, по Гумилеву, начал расшатывать государство, а Чехов — стал автором напавшей на страну скуки. Люди утратили энергию, а творческий человек не должен  скучать. Вспоминал, как при Александре Невском появились энергичные бояре.
А еще Гумилев говорил: «Я не интеллигент — я солдат (зенитчик), я дворянин. Я освобождал Бранденбург, где в V веке лютичи вытеснили на Эльбе ругов. Все народы куда-то шли и куда-то пришли! Я воевал в тех местах, где выживали только русские и татары (они могли спать на голой земле)».
 Гумилев не доверял врачам и говорил, что у Сталина было одно правильное «дело» - дело врачей. Завел его в январе 1953 года, а в марте и умер. В 30-е годы Гумилев хотел стать священником. С того времени запомнилось, что «Господь не наказывает за грехи 4-го колена. Ибо сказано: «Мне отмщение и Аз воздам». Агату Кристи называл Агафьей (так и есть в переводе). Из классиков любил Лескова, Аверченко. Восхищался Яссой (сводом законов) Чингис-Хана, которым подчинялся сам. Умер Лев Гумилев 28 мая 1992 года, но до 15 июня его держали на аппаратуре. Он был без сознания. 15 июня отключили и сказали, что он умер. Язва, диабет, инсульт, печень. Лежит нынче Лев Гумилев рядом с лицеистом и приятелем  А. Пушкина Модестом Корфом на Никольском кладбище в С. Петербурге.