Автоград. Век нынешний и век минувший

Петр Панасейко
 

             Двадцать второго августа 2018 года исполнится ровно сорок семь лет, как я вместе с родителями впервые ступил на волжский берег. С тех пор город Тольятти стал мне родным. Стал моей судьбой. Село Малиновка, что на Украине, где я родился и вырос, тоже для меня родное. Но ... там я прожил около пятнадцати лет, а здесь живу более чем в три раза больше.

                Впервые об этом волжском городе я  услышал зимой 1971 года. Возвратившись со школы (учился в седьмом классе),  включил телевизор.  Говорят, тогда отсутствовала реклама на телевидении. Неправда, она была, но не такая навязчивая как сегодня: ни фильмы, ни другие телепередачи ею не прерывались. Показывали  десятиминутный тележурнал о городе Тольятти и построенном там Волжском автомобильном заводе. Возможно, я и пропустил бы показ, но меня привлекла замечательная песня "Голубые города" в исполнении Эмиля Горовца:

                "Все на свете города
                Не объехать никогда,
                На любой остановке сойди.
                Есть у нас один секрет -
                На двоих нам сорок лет,
                Как говорят - всё впереди.
                За ночь ровно на этаж
                Подрастает город наш,
                Раньше всех к нам приходит рассвет.
                Снятся людям иногда голубые города,
                У которых названия нет".

                Когда вернулись  с работы родители (к тому времени они уже почти два года как вышли из колхоза, собираясь уезжать из села навсегда), я им сказал об увиденной рекламе какого-то неизвестного мне города на Волге с автомобильным заводом. Оказалось, что они её ранее видели. Отец уже собирался туда ехать (уехал в апреле), а я с мамой и братом - в августе, успев до отъезда посмотреть по телевидению этот рекламный ролик о Тольятти ещё несколько раз.

                Вступив на тольяттинскую землю, я словно оказался на другой планете. У нас рядом с селом не находился ни сосновый лес, ни протекала река. Здесь же  впервые увидел столетние сосны, а также  купался (конец августа-начало сентября это позволял) в настоящей Волге. О чём ранее и не мечтал, ограничиваясь водами Днепра. Кстати, обучаясь в украинской школе я считал, что Днiпро – чисто украинская река. Но ошибся, выяснив позже, что она  берёт своё начало в России, несёт свои воды через Белоруссию, и только потом – по украинской земле.
               
                Город Тольятти (Ставрополь-на-Волге первоначально) основал в 1737 году Василий Татищев. Вначале это – город-крепость. В знак благодарности основателю жители современного Тольятти в 1998 году установили на берегу Волги ему памятник. Своей бронзовой рукой он указывает на нынешний город. Хотя, как я неоднократно слышал, при установке  хотели «развернуть» его руку в сторону затопленного Ставрополя-на-Волге, который Василий Никитич и основал в далёком восемнадцатом веке. Но потом передумали. В противном случае получалось, что Татищев невольно упрекал жителей в затоплении его детища.

                От Москвы – столицы нашей Родины – город находится на расстоянии в тысячу километров. А вот вдоль Волги, на которой стоит,  растянулся на три десятка километров. По величине и численности населения Тольятти сегодня  второй по величине город в Самарской области.

                Город по праву считается «трижды рождённым»: в первой половине восемнадцатого века, в начале 50-х  и в середине 60-х годов двадцатого века. Две последние даты связаны соответственно со строительством гидроэлектростанции и Волжского автозавода. Не  будь этих событий, город оставался бы не только неизвестным в стране и за рубежом, но и уступал бы той же Сызрани.

                Интересна дискуссия, до сих пор так и незаконченная: почему автозавод построили именно в Тольятти?

                Первый и самый простой ответ, на который даст, наверное, любой тольяттинский первоклассник: потому, что город носил имя руководителя итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти.

              В 1964 году его пригласило советское правительство в пионерский лагерь «Артек», где в то время отдыхали дети коммунистов Италии. Там он и умер в возрасте семьдесят одного года. В связи с этим работники одного из тольяттинских заводов вышли с ходатайством о присвоении городу имени главного итальянского коммуниста. Просьбу удовлетворили. Думается, по двум причинам: Ставрополь-на-Волге «лежал» на дне Жигулёвского рукотворного моря, во-вторых, город Ставрополь уже имелся на карте СССР.

                Однако ответ будет не совсем верным. Если бы имя города играло главную роль, то он оставался бы единственной возможной площадкой для строительства автозавода.  Мало кто теперь знает, что за эту «площадку» спорили не так уж и мало городов необъятного Советского Союза. Спорили сто двенадцать «кандидатов». Потом это количество сократилось до тридцати девяти. 

                Говоря спортивным языком,  в финал вышли шесть возможных площадок. Это: Горьковская, Вроргодско-Ярославская, Саратовская, Украинская, Белорусская и Куйбышевская. Последнюю представлял город Тольятти. Победителем же в этой гонке стал, с лёгкой руки Политбюро, наш город на Волге. Я очень сомневаюсь, чтобы серьёзные дяденьки с Политбюро отдали преимущество Тольятти только благодаря его итальянскому имени. Иначе, зачем было вначале рассматривать более сотни возможных площадок?

                Город победил своим месторасположением: судоходная река, узловая железнодорожная станция Сызрань «под боком», ГЭС. Сто километров до областного цента и чуть меньше до аэропорта. Хотя, это моё личное мнение как жителя Тольятти. Как на самом деле обстояло дело на Политбюро мы, наверное, не узнаем. Где гарантии, что в 1991 году при ликвидации КПСС не уничтожили протокол того заседания? Вернее, его стенографический отчёт.

                Официально завод строился в городе Тольятти. По почтовому адресу. Фактически же его строили в голой степи, находящейся вдалеке от города. А рядом с заводом, по сути, строился Новый город, который поначалу так и назывался, наряду с Автоградом. До деления в 1972 года города Тольятти на три административных района. Последний получил ожидаемое название – Автозаводский.

                Фундамент первого дома в этом будущем районе заложен 31 октября 1967 года. Об этом долгое  время напоминал на «Восточном кольце» стенд. Сейчас его убрали. А зря! Это же тоже память того далёкого времени. Если стенд в музей отдали, тогда вопрос снимается. Но я в этом сильно сомневаюсь.

                С 22 августа семьдесят первого года до пятого марта семьдесят второго мы снимали комнату в частном секторе Старого города. А после пятого марта переселились в коммунальную квартиру Нового города. У нас её называли и до сих пор называют почему-то  «малосемейкой». Это нечто между отдельной квартирой и общежитием, в том числе семейным.

                Жили на одной из прекрасных улиц того времени – улице Свердлова. Дом находился во втором жилом квартале. Кроме него строились ещё три: первый, шестой и седьмой, где уже жили люди. А вокруг них по-прежнему гуляла степь.  Уже являясь депутатом Автозаводского района в 1980-х годах, я узнал на одной их сессий из уст городского архитектора, что первоначальный план Автограда предусматривал наличие тринадцати жилых кварталов. Однако время внесло свои коррективы. Ныне их больше двадцати. И конца этому не видать: район застраивается дальше за Московский проспект в сторону бывшего совхоза имени Степана Разина.

                Говоря о «голой степи», я упустил ещё один необычный жилой квартал с тремя вазовскими общежитиями и кинотеатром «Сатурн».  Остальные квартала росли «как грибы после дождя». В этом большая заслуга как московских строителей, так и местных из треста «Куйбышевгидрострой». По названию понятно, что работники последнего в своё время возводили Волжскую ГЭС имени Ленина.

                Кинотеатр строился, говорят, долго, но открылся к нашему переезду в Автоград. Помнится, листая за предыдущие годы городскую газету «За коммунизм», я встречал в ней заметки типа: «Сатурн» почти не виден". Сравнивали с художественными фильмами «Путь в «Сатурн» и «Конец  «Сатурна». Нельзя сказать, что в то время мы, жители Автозаводского района Тольятти имели проблемы с просмотром советских и зарубежных кинофильмов. Во-первых, «Сатурн» вмещал тысячу сто зрителей, во-вторых, в каждом из трёх комплексных общежитиях имелись кинозалы. А в  Центральном районе к нашим услугам были кинотеатры: «Космос», «Буревестник», «Авангард». В Комсомольском районе – «Маяк».

                Шли на киносеансы как на праздник. Прошли, пролетели годы и … спроси меня, в каком году я посещал кинотеатр, я не отвечу, ибо не помню. Но лет двадцать пять назад – это точно. Нет сейчас уже кинотеатров в том виде. Одних перестроили (например, «Космос» до неузнаваемости), других – сровняли с землёй («Маяк»), третьих выставили на продажу («Сатурн»).

                До неузнаваемости изменился и сам наш Автозаводский район. В школьные годы, когда я шёл вдоль улицы Свердлова в кинотеатр «Сатурн», то непременно заходил в рабочую столовую, расположенную на углу улиц Свердлова и Революционной. Перекусить. Нынче на её месте стоит Православный институт. Невдалеке от нашего дома работал промтоварный магазин «Восход». Сегодня, как говорится, от него остались «ножки да рожки». Магазин, конечно, стоит на том же месте, но «Восходом» не «пахнет». Там расположились в основном частные предприниматели. Прежние же отделы исчезли навсегда.

               В первые годы в  каждом жилом квартале строили прекрасные двухэтажные продовольственные торговые центры со стекла и бетона. На них любо было посмотреть. А сейчас на них смотреть не хочется. Вместо стекла – кирпич. А внутри, не что иное, как микрорынки. Разумеется, там, где не успели «поселиться» ещё «Магниты», «Пятёрочки», «Ленты» и так далее.

                Сейчас без телефона сотового не может обходится даже первоклассник, но ушло то время, когда редкостью являлся обычный домашний телефон. Речь, разумеется, об Автограде. В центральном районе, они всё же «звенели» пусть и не во всех квартирах. Нам же приходилось пользоваться на работе заводскими  (имелась своя АТС), а в быту - уличными автоматами. Хотя в некоторых квартирах в начале семидесятых годов телефоны имелись, в том числе с АТС упоминаемого ранее «Куйбыщевгидростроя». Только под конец восьмидесятых (я установил себе телефон в квартиру летом 1980-го) проблема стала немного решаться за счёт ввода в эксплуатацию новых АТС. Пользуюсь я им до сих пор, и не собираюсь отказываться: по сотовому много не наговоришь. Не понимаю тех, кто отказывается ныне от  домашнего телефона.

                Если сравнивать век нынешний и век минувший касаемо Автограда, то в первую очередь в глаза кидаются дороги. И речь не только о разбитом дорожном покрытии за полвека. Да, его регулярно «латают», но зимние морозы плюс шипованные колёса автотранспорта делают своё нехорошое дело. Я же хочу сказать о другом: ныне улицы все «усеяны» рекламными щитами, под некоторыми из них просто страшно проезжать. Такого безобразия в советское время мы, разумеется, не видели. Правда,с 14 июня в течение месяца его не увидят горожане, проживающие на тех улицах, по которым будут ездить швейцарские футболисты и болельщики, приехавшие на Чемпионат мира по футболу. Самара, как известно, попала в число городов, принимающих чемпионат. Но футболистов  и их болельщиков поселят не только в областном центре.

                То же самое касается и торговых павильонов (палаток) вдоль городских улиц, около тротуаров. Появляются, где попало. Раньше  стояли только киоски «Союзпечати». А теперь торгуют всем, кто во что горазд.

                Долгое время дирекция Волжского автозавода  располагалась в арендуемом у Политехнического института здания, но вот настали капиталистические времена, завод стал сам себе хозяин, и построил высотное здание для администрации. С ним  первого апреля получился прикол. То, что на верху здания ладья вращается на 360 градусов, знают все работники, настоящие и бывшие. Некоторые из числа последних, давно уволившихся на пенсию, попались на первоапрельский розыгрыш. В этот день смеха в Интернете появилась вполне серьёзная информация. Говорилось о том, что, проектируя «высотку», с самого начала предполагали, что будет вращаться не только «ладья», но и само здание. При постройке, мол, у предприятия денег на это не хватило, а теперь их нашли. Конечно, те, кто ежедневно ездил на работу и с работы мимо этого необычного здания, информацию приняли за шутку. Но те, кто не ездил и не бывал в здании, звонили мне и спрашивали: «Правда ли?». Пришлось бывших коллег разочаровывать.

               За прошедшие десятилетия в Автограде поменялось  многое в строительстве, как жилых домов, так и административных зданий. Если раньше районная милиция и районный военкомат ютились на нижних этажах одного из комплексных общежитий, то сейчас для этих учреждений построены красивые здания. Как , впрочем, и для суда. Появляются всё новые жилые дома, один краше другого.

             Очень большой вред Автозаводскому району нанесли так называемые «Лихие-1990-е годы». Зловещий памятник им «стоит» на улице Революционной. До этого там располагался замечательный ресторан. Но кто-то тогда это здание купил, обнёс его бетонным забором, снес его до основания и, получается, забыл об этом. До сих пор на том месте так и стоит забор. Жаль, по Революционной улице не поедут швейцарцы.

            А вот, что касается другого долгостроя с советских времён – высотной гостиницы, то её наконец-то достроили, но … гостиница занимает всего несколько этажей под названием «Вега». А остальные помещения заселены фирмами-спонсорами строительства.

                По прежнему радуют глаз построенные в двадцатом веке: Дворец спорта «Волгарь», Дворец культуры и техники, Плавательный бассейн «Олимп», Стадион. К счастью, его не постигла в своё время судьба московских «Лужников», превращённых во всесоюзную «барахолку».

                А вот прекрасное здание торгового центра «Океан» теперь не узнать. Рыба с него каким-то таинственным образом «уплыла». Это при наличии рядом Волги с её водохранилищем?! Нынче там хозяйничают частные торговцы. Не хочется туда и заходить.

                В заключение надо отметить самое главное различие между Автоградом двадцать первого века и Автоградом века двадцатого. Тогда сюда приезжали жить люди со всей страны под названием СССР, работы на Волжском автозаводе всегда хватало для ста дести тысяч работников. Сегодня из Автограда они наоборот уезжают. Кто куда. В основном, в Москву и Питер. Виной всему периодические сокращения на градообразующем предприятии, где осталось работать менее пятидесяти тысяч работников. Правительство России, как и Самарской области, конечно, предпринимают меры, чтобы ситуацию исправить. Но, мне кажется, пока остатками былого автозавода будут руководить иностранцы, ничего не изменится.

22.05.2018 г.

Фото из интернета

P.S. Как быстро летит время?! Сегодня, 22 августа 2021 года, исполнилось ровно полвека, как я живу в России, в прекрасном волжском городе Тольятти, живу и ни о чём не жалею, учитывая нынешнюю ситуацию на моей бывшей малой родине - Украине. С ужасом думаю, что бы было со мной, если бы тогда,  пятьдесят лет назад,  родители нас с братом не увезли с украинского села в российский город.