Прогноз по обрезанной карте

Анатолий Сэт
     При  Ленинградском  гидрометеорологическом  институте  имелась  военная  кафедра,  на  которой  со  второго  курса  и  по  четвёртый  из  студентов  всех  факультетов  готовили  синоптиков  для  Военно-воздушных  сил  СССР.  По  окончании  института,  сдавшим  госэкзамен  по  «военке»,  присваивалось  воинское  звание  «лейтенант-инженер».
     На  первом  году  обучения  преподавались  общевойсковые  дисциплины  и  для  отслуживших  срочную  службу  в  Вооружённых  силах  это  был  наиболее  лёгкий  этап.  Но  затем  начинались  специальные  дисциплины,  и  тут  для  многих  студентов  гидрологического  факультета  наступали  трудные  времена.  Конечно,  и  общая  метеорология,  и  синоптическая  метеорология,  и  климатология  входили  в  общий  курс  дисциплин  гидрофака,  но  курсы  эти  были  скорее  обзорными  и  ознакомительными,  да  и  часов  на  эти  дисциплины  было  отпущено  гораздо  меньше,  нежели  это  было   у   метеорологов,  или   океанологов,  где  эти  дисциплины  изучались  гораздо  более  углублённо.  К  тому  же  надо  понять  психологию  студента-гидролога,   привыкшего   иметь  дело  с  тем,  что  можно,  как  говорится,  потрогать  руками,  и  лекции  по  синоптике  и  климатологии  нещадно  прогуливались.
     Но  занятия  на  военной  кафедре  прогуливать  было  себе  дороже,  поскольку  неуспеваемость  по  военным  дисциплинам  вполне  реально  оборачивалась  отчислением  из  института.   
     Офицеры-преподаватели   военной  кафедры  были  в  своём  большинстве  людьми  весьма  искушёнными  и  хорошо  разбирались  в  психологии  студентов.  Свой  предмет  они  знали  прекрасно  и   излагали  очень  доходчиво,  делая  упор  на  примерах  из  собственной  богатой  практики.  Они  исподволь  подводили  нас  к  главному,  заставляя  думать  и  подталкивая,   таким  образом,   к  выводам,  которые  мы  делали  как  будто  бы  сами.  Опыт  практической  работы  у  них  был  огромный!  Замечательные  были  специалисты!
     Здесь  необходимо  сделать  небольшое  отступление.
     Метеорологическая  информация  имеет  огромное  значение  для  любой  страны  и  любой  экономической  системы.  Но  совершенно  бесценной  она  становится  во  время  войны,  когда  все  гидрометеорологические  сведения  делаются  секретными  и  любая  информация  подобного  рода  с  территории  противника  ценится,  что  называется,  на  вес  золота!
     Весьма  показательно,  что  во  время  Великой  Отечественной  войны  в  тыл  воюющих  сторон  и  наши  и  немцы  засылали  небольшие  разведгруппы  с  единственной  целью – вести  метеонаблюдения  в  тылу  противника,  чтобы  иметь  хоть  какую-то  информацию  о  погоде,  которую  необходимо  знать  при  планировании  операций.  Особенно  велика  ценность такой  информации  с  территории  противника  для  авиации.
     Метеорологи,  используя  эти  скупые  сведения,  с  разной  степенью  успешности  разрабатывали  прогнозы  погоды  - здесь  многое  зависело  от  квалификации,  опыта  и,  если  угодно,  от  интуиции  прогнозиста.
     Как-то  на  одном  из  занятий  нам  было  предложено  выполнить  упражнение,  которое  называлось  «Прогноз  по  обрезанной  карте».
     Преподаватель-полковник  раздал  нам  синоптические  карты,  на  которых  была  условно  проведена  линия  соприкосновения  наших  войск  с  войсками  вероятного  противника.  На  картах  стояла  дата  и  время  получения  карты,   и  наша  территория  была   густо  усеяна  кружочками  с  метеоинформацией  за  последний  синоптический  срок.  На  вражеской  территории  сиротливо  стояли  две  точки  с  метеоданными,  полученными  от  разведгрупп,  и  был  обозначен  объект  воздушной  атаки.  Вот  по  этим  сведениям  предстояло  дать  прогноз  погоды  над  объектом  атаки  на  следующие  сутки.

     Аудитория  погрузилась  в  мыслительный  процесс.  Конечно,  было  от  чего  чесать  затылки! 
     Первым  делом  провели  изолинии,  вырисовав  барическое  поле  над  своей  территорией. Но  дальше  процесс  затормозился:  поди-ка,  знай,  какие  ветры  куда  дуют  над  вражеской  территорией  -  две  точки  с  метеоданными  были  слабыми  советчиками.   
     Мозги  усиленно  скрипели,  и  скрип  этот  хорошо  слышен  был  преподавателю.  Он  ходил  с  хитрым  видом  по  рядам,  отпуская  ехидные  комментарии  в  адрес  горе-синоптиков  в  том  смысле,  что  «это  вам не  в  лодочке   с  вертушкой  сидеть  да  звоночки  считать  – тут  думать  надо,  а, заодно,  и  соображать!».    
     Карты  у  всех  были  разные,  и  консультации  с  соседом  и  товарищами  по  несчастью  попросту  не  имели  смысла  -  каждый  оказался  тет-а-тет  со  своей  задачей.
     Нервное  напряжение  возрастало.   Преподаватель  это  почувствовал  и,  сжалившись  над  нами,  сказал,  что  упражнение  оцениваться  никак  не  будет,  а  мы  его  выполняем,  чтобы  почувствовать  всю  сложность  подобной  работы  и  в  порядке  ознакомления,  так  сказать.   Ещё  он  предложил  положиться  на  свою   интуицию  и   начать  восстанавливать  барическое  поле,  а  то  ведь  так  можно  всю  жизнь  просидеть  и  ничего  не  сделать.
     После  его  слов  обстановка  заметно  разрядилась  и  студенты,  успокоившись,  начали  что-то  делать.
     Мне  по  заданию  надо  было   дать  прогноз  над  объектом  в  Северной  Атлантике.  В  моём  распоряжении  была  карта  за  12  января  без  указания  конкретного  года. 
     Первым  делом  начал,  как  и  рекомендовал  преподаватель,  восстанавливать  «барику»  и,  соблюдая  принцип  симметричности,  провёл  линии  равного  давления  на  левой  чистой  половине  карты  в  зеркальном  соответствии    правой  половине.  Поглядел  с  минуту,  оценивая  синоптическую  обстановку – фронты  не  просматриваются,  какое-то  малоградиентное  поле…  Облачность  среднего  яруса,  слоистая  и,  возможно,  слоисто-кучевая.  Ветер,  похоже,  северо-западного  направления,  слабый  3-5  метров  в  секунду…   А  кто  знает,  что  там  на  самом  деле?!
     Тут  очень  кстати вспомнил  о  срочной  службе  на  флоте – как  раз  зимой  ходили  мы  по  Северной  Атлантике.  Правда,  не  в  январе,  а  феврале – апреле,  но  всё  равно  по  датам  близко.
     Вспомнилось,  как  часто  попадали  в  туман – тёплые  воды  Гольфстрима  были  тому  причиной.
     Посомневавшись,  всё  же  спрогнозировал  туман  и  видимость  в  тумане  150 – 200  метров  и  поглядел  на  своё  «творчество»  с  тоской:  шаманство  и  гадание  на  кофейной  гуще,  в  сравнении  с  моим  "прогнозом",   выглядели  едва  ли  не  примером  научного  подхода!
     Прозвенел  звонок  об  окончании  занятий,  и  преподаватель,  собрав  наше  творчество,  отпустил  нас.  Из  аудитории  выходили  шумно,  на  ходу  громко  обмениваясь  мнениями  и  всей  толпой,  не  сговариваясь,  пошли  к  ближайшему  «чипку»  выпить  пива  для  снятия  нервного  напряжения – благо  в  те  годы  пиво  в  Ленинграде  продавалось  едва  ли  не  на  каждом  углу.
     Следующее  занятие  на  «военке»  состоялось  через  неделю.      
     Полковник  вызывал  студентов  и  вручал  вместе  с  прогнозом,  составленном  на  прошлом  занятии,   недостающий  фрагмент  синоптической  карты.  Назвав  мою  фамилию,  полковник  как-то  странно  посмотрел  на  меня  и  сказал:  «Если  бы  я  не  знал,  что  списать  невозможно,  я  подумал  бы,  что  прогноз  твой  списан,  но  поскольку  списать  ты  не  мог,  то…   Да  вот - смотри  сам!».  И  вручил  мне  мою  работу  вместе  с  обрезанным  фрагментом.
     Я  посмотрел  на  карту.  Если  не  считать  небольших  различий  в  барическом  поле,  мой  «прогноз»  полностью  совпал  с  фактической  погодой!   Я  угадал  все  элементы  погоды,  включая  туман  и  видимость  в  тумане!  И  я  оказался  единственным,  у  кого  прогноз  совпал  с  фактической  погодой!
     Оглядываясь  назад,  я  понимаю,  что  это,  как  говорил  мой  приятель,  была  «дикая  случайность»,  один  шанс  из  тысячи  и  простое  совпадение,  или  попросту,  везение.
     Но  должно  же  человеку  в  жизни  хоть  раз  в  чём-то  повезти?!