Двери, которые мы открываем

Ольга Мирсанова
Памяти художника Э.Н. Иванова (1939 – 2008)

Пусть вас сегодня не смущает
Волна крутая перемен,
Пусть ваше сердце получает
Любовь взамен, любовь взамен.
Пусть годы, прожитые вами,
Не станут голову кружить,
Себе поможете вы сами
Лишь жаждой жить, лишь жаждой жить.
Э.Н. Иванов

Наш путь определяют люди, с которыми сталкивает нас судьба. Люди зачастую подобны дверям. Некоторые открывают нам новые дороги, другие заперты и заслоняют горизонты. Бывают двери притягательнее того, что за ними, а иногда за обычной и внешне совершенно неприметной дверью скрывается сокровище.
За дверями типового советского Дома культуры в небольшом, хотя и легендарном, Великом Новгороде был именно такой человек – член Союза художников СССР Иванов Эдуард Николаевич. Будучи не только выдающимся художником, но и внимательным педагогом и тонким психологом он бессменно руководил студией изобразительного искусства для взрослых и детей. Можно сказать, что, начиная с 1971 года, он приобщил к искусству не одно поколение новгородцев. Многие начали собственный путь в живописи, перешагнув порог именно этой студии. Ученикам, у которых возникали трудности в постижении основ изобразительного искусства, он любил повторять: «Сделаешь раз со сто – будет просто», и юный или взрослый студиец вновь начинал усиленно вглядываться в натуру в поисках неуловимых рефлексов.
Двери искусства для самого Эдуарда Николаевича в бытность его студентом Ленинградского художественного училища имени В.А. Серова открывал большой мастер акварели Владимир Михайлович Судаков, унаследовавший традиции А.И. Куинджи и А.А. Рылова. Но началось всё немного раньше в городе Вязьма Смоленской области. Талантливый самоучка Сергей Владимирович Журавлёв, руководивший студией изобразительного искусства, привил будущему художнику интерес к живописи и графике на всю жизнь. Увлечение печатной графикой привело его, в дальнейшем, в Московский полиграфический институт на специальность – «художник книги».
Потом было множество выставок, учеников, творческих работ в самых разных техниках – масляная и акварельная живопись, рисунок, линогравюры, эстамп. Особое место в творчестве занимали новгородские пейзажи и памятники древнерусской архитектуры,  звучащие в унисон суровости, строгости линий и северного колорита.
Он был достаточно мудрым, чтобы не растратить талант на гонку за тщестлавием,  и суметь сохранить чистоту сердца, ясность ума и – во всех смыслах – свежесть взгляда. Семья (вспоминаются портреты «Алла» (1969), «Портрет сына» (1970)), настоящее искусство, преподавание были для него гораздо важнее громких наград.
Наш учитель Иванов Эдуард Николаевич жил, не изменяя своим идеалам, и не желал ими поступиться. Даже ради блеска столиц. Ведь легко восторгаться неаполитанским заливом, гораздо труднее разглядеть шедевр природы в коряге или северо-западной весне. Он учил видеть прекрасное не только в признанном и величественном, но в небольшом, и порою неприметном, чем заставил многих из нас по-новому взглянуть на мир.