Женщины с портретов Серова. Софья Боткина

Алина Алексеева-Маркезин
          Портрет С. М. Боткиной - Валентин Александрович Серов. 1899. Холст, масло. 189х139,5.Русский музей.


Валентин Александрович Серов. Портрет С. М. Боткиной -1899. Холст, масло. 189х139,5.Русский музей.

        Произведение принадлежит к числу прославленных образцов парадного портрета кисти Серова, обратившегося к этому роду живописи в 1890-х годах. Развивая традиции отечественного парадного портрета XVIII - начала XIX века, художник создал картину, созвучную эпохе конца века. Ассиметричная композиция, щемяще-грустно звучащее сочетание жемчужно-желтых и густых насыщенных синих тонов, обостренное черными и розовыми, игра острых силуэтов окрашивают образ нотами печали и одиночества, выявляя рефлексирующее начало в характере модели. В числе нескольких других картин портрет был удостоен Гран-при Всемирной выставки 1900 года в Париже.

       Софья Михайловна Боткина — дочь купца Малютина, владевшего на паях Раменской бумагопрядильной и ткацкой фабрикой промышленного и торгового товарищества «Малютина сыновья». Жена коллекционера Петра Боткина, потомственного почетного гражданина, члена совета Московского учетного банка, директора Товарищества чайной торговли «Петра Боткина сыновья», Товарищества Ново-Таволжанского свеклосахарного завода Боткиных, члена правления Товарищества чайной торговли «Василий Перлов с сыновьями», члена МОЛХ (1892–1914). Во втором браке была замужем за Лузиным.

      Петр Дмитриевич Боткин пожелал иметь портрет своей жены Софьи Михайловны. Он приходился племянником жене Остроухова. С Ильей Семеновичем Серова сближал интерес к живописи и коллекционированию: в собрании купца находилась, например, картина Гюстава Моро «Источник», которую по просьбе Дягилева он предоставил на первую, международную, выставку картин «Мира искусства». Обязательство перед П. Д. Боткиным было для Серова равносильно обязательству перед Остроуховым, о чем и сам Илья Семенович ему шутливо намекнул.

      Портрет С. М. Боткиной, кисти Серова, решительно выходит за рамки жанра парадного портрета. Автор изобразил героиню, сидящую на шикарном барочном диване. Золото, темный шелк, вышивка. Тяжеловесно, вычурно, безвкусно. Сама модель - напротив: легкая, воздушная, изысканная, утончённая.

     Серов умышленно вырывает героиню из привычного интерьера и выбирает "пустой" фон. Парадный портрет приобретает тонкое психологическое звучание. Доминирующие желтый, синий и черный цвета ясно передают одиночество и грусть. Комнатная собачка, сидящая рядом, подчеркивает беззащитность, уязвимость. Парадный портрет стал очень личным, раскрывающим характер и судьбу героини.

      "Скучающая барынька",так отзывался о Боткиной Серов. Критика немедленно окрестила этот портрет "дамой на диване в пустыне", а когда Грабарь поинтересовался, отчего Серов сдвинул фигуру на край дивана, вопреки требованиям гармонической симметрии, художник ответил: "Так и хотел посадить, чтобы подчеркнуть одинокость этой модной картинки, ее расфуфыренность и нелепость мебели. Не мог же я писать этот портрет с любовью и нежностью".


В Русский музей поступил в 1934 от С.М.Боткиной-Лузиной, ранее – собрание П.Д.Боткина, Москва.