Забытая Слава

Романов Владимир Владимирович
Творчество известного советского поэта, драматурга и сценариста Виктора Гусева, отличающееся высокой идейностью, патриотизмом, патетической взволнованностью и особым лиризмом, было весьма востребовано в 30 - 60-е года прошлого столетия. Одной из наиболее значительных творческих вершин талантливого литератора является поэтическая пьеса "Слава", написанная в 1935 году и поставленная в большинстве театров страны. В настоящее время это некогда знаменитое, знаковое произведение напрочь исчезло из театральных репертуаров.

15 мая 2018 года в рамках режиссерской лаборатории МХТ состоялся показ эскиза пьесы В. Гусева "Слава", поставленного молодым талантливым режиссером Михаилом Рахлиным. Его инсценировка интересна не только с познавательно-театральных позиций, но и с точки зрения восприятия данного произведения представителем нынешнего молодого поколения. Уж очень существенно отличается наша сегодняшняя жизнь от той, что была в недалеком прошлом.

Спектакль сделан ярко, зрелищно, с большой фантазией. Режиссер точно воспроизвел дух романтичной, праздничной, легкой и возвышенной поэзии Виктора Гусева. Герои говорят стихами. Очень точно схвачено свежее дыхание того времени, эмоциональный подъем, жажда перемен, повальное увлечение молодежи авиацией.
Сценография в полной мере гармонирует с содержанием постановки, все решено изобретательно, продумано до мелочей и окрашено в оптимистичные светло-бежевые тона.

В начале действия под звуки торжественной увертюры на большом экране объемно высвечиваются монументальные скульптурные символы ушедших эпох, среди которых - античные герои, политические деятели, Юрий Гагарин, рабочий и колхозница, и, конечно же, знаменитая девушка с веслом. У каждого времени - свои особые приметы и символы.
Постановка решена в монументально-плакатном стиле. Актеры играют нарочито пафосно, несколько утрированно, порою - чрезмерно театрально. И в тоже время - образно, убедительно и талантливо.

Время действия - 30-е годы прошлого столетия - великая эпоха построения нового общества, озаренная знаменательными свершениями и верой в светлое будущее. На этом созидательном фоне в пьесе поднимаются вопросы морали, любви, дружбы, верности, истинного патриотизма и героизма. В центре внимания два друга, каждый из которых готов совершить подвиг и рискнуть собственной жизнью, чтобы спасти людей, попавших в смертельную беду. Но одним из друзей руководит честолюбивое стремление прославиться, а другим - чувство долга и бескорыстное желание прийти на помощь. Истинный героизм имеет глубокие  духовные корни и основывается на непоколебимых нравственных принципах, самоотверженности и преданности Родине. Он не имеет никакого отношения к показному "героизму" честолюбцев.
В произведениях Гусева любовь к человеку неотделима от любви к Родине. 

Пьеса "Слава" поднимает принципиальные и важные проблемы, она до сих пор не лишена актуальности. Но на сегодняшний день наш менталитет изменился, шкала жизненных ценностей существенно деформировалась. Жизнь стала другой, а потому - для молодого ( и относительно молодого ) поколения многое в творении В. Гусева может показаться слишком наивным и даже мало понятным. Режиссер смотрит на свое сценическое действо с доброй  и немного снисходительной улыбкой, как бы с высоты нынешнего времени. Порою происходившее на сцене сильно напоминало талантливо сделанные фрагменты из пародийно-юмористической передачи " Большая разница".

Мы, конечно, можем иронизировать над стилистикой, открытостью и светлой наивностью довоенных фильмов и спектаклей, но - до определенного предела. Не надо забывать, что в те не очень далекие времена в нашем обществе существовали четкие нравственные ориентиры, а также - интегрирующая  национальная идея ( построение нового общества и искренняя вера в светлое будущее ). Это объединяло людей, определяло смысл их жизни, возвышало духовно и делало способными  быть счастливыми даже при наличии больших материальных проблем.
Во многом именно благодаря этой вере и глубоким нравственным идеалам мы выстояли в Великой Отечественной Войне. Именно такие ребята, как герой пьесы Мотыльков, шли на смертный бой  "...не ради славы - ради жизни на земле..." ( А. Твардовский ).
У того верующего, наивного и восторженного поколения был крепкий внутренний стержень. Великая Эпоха оставила нам свои священные Символы, являющиеся ее неотъемлемыми частицами. Вопрос - а какие знаковые монументы могли бы достоверно отобразить сегодняшнее малопонятное и мутное время ?

По-видимому, режиссер ясно ощущает исторические параллели.  Как вулканический эмоциональный взрыв звучит в  исполнении Янины Колесниченко сжимающий душу и сердце страстный патриотический монолог матери Мотылькова - "...Дайте мне слово сказать ! На весь свет прозвучит мое материнское слово...Сыны мои..."  Актриса играет на оголенном нерве и буквально захлестывает зал своей обжигающей энергетикой, прошибая зрителей до мурашек, до слез.
На фронте этот монолог читала перед солдатами великая Евдокия Турчанинова, выезжавшая на передовую в составе артистических агитбригад. Бойцы слушали взволнованно, многие плакали, а по окончании выступления подходили к актрисе, благодарили ее от всего сердца и шли на смерть, окрыленные решимостью и верой в Победу.
Потрясающая речь матери в блистательном исполнении Я. Колесниченко показывает всю мощь эмоционально-патриотического воздействия этих строк на людей ( тем более тогда - в условиях реального фронта ).
Какая уж тут ирония - все очень серьезно. 

Пьеса Виктора Гусева заканчивается светло и радостно. Однако Михаил Рахлин решил дать свою трактовку финала,  напомнив зрителям о "второй стороне медали" и восстановив "баланс" между добром и злом. Время, показанное в спектакле, было сложным и неоднозначным - сгущалась тревожная предвоенная атмосфера, шла бесконечная борьба с внешним и внутренним врагом, набирали обороты сталинские репрессии.
В конце действия все герои, собираясь на прием к товарищу Сталину, вдруг одевают поверх парадной одежды потрепанные лагерные телогрейки бежевого цвета. Режиссер одним штрихом обозначил будущее всех действующих лиц. Решение очень интересное, но, быть может, немного упрощенное.

Актеры играли замечательно - ярко, сочно, красочно и вдохновенно. Режиссура спектакля - очень профессиональная, глубоко продуманная и выразительная. Еще одна удача режиссерской лаборатории МХТ в тематическом цикле "драматургия и проза 1920-1930-х годов".