В день Иоанна Богослова

Михаил Кедровский
       Сегодня, в день Иоанна Богослова, уместно поразмышлять над тем, как интерпретировать евангельский рассказ. Есть две крайние точки зрения: одни относятся к нему как к реальным событиям, вторые – как к притче, иносказанию.

       К первым причисляют весьма уважаемого и честного человека (без всяких двусмысленностей) святителя Луку (Войно-Ясенецкого). Он говорил, что в бесноватом, жившем в гробах, действительно находились шесть тысяч бесов, им Иисус разрешил войти в стадо из двух тысяч свиней, которые сверзлись с обрыва в Генисаретское озеро. Такая простодушная детская вера помогала этому епископу пережить нечеловеческие испытания в сталинскую эпоху и прославить Христа реально…

       Евангелие от Иоанна – самое спорное из четырех повествований о Мессии. В основе его лежат абстрактные, метафорические суждения о том, что Бога не видел никто никогда и что Бог есть Дух. Сюжет состоит из конкретной полемики относительно тела и крови Спасителя, двух миров (духовном и материальном), слепоты вымышленной и естественной.

       По мнению некоторых богословов и специалистов, Новый завет исторически формировался до некоторой степени в обратном порядке. Речь идет не об устных преданиях, а об изложениях на бумаге: сначала были обнародованы послания Павла и других апостолов, а потом уже Евангелия и Апокалипсис.

       Если так, то Иоанн писал свою Благую весть в преклонном возрасте, когда поколение бескорыстных мечтателей, каковыми являлись ближайшие ученики Наставника из Назарета, сменилось на поколение прагматиков, кои в первую очередь думали о материальной выгоде и во вторую – о духовных плодах. Сегодня эта линия явно превозмогает.

       Иоанн Богослов пишет о вещах нескромных, например о том, что именно он был любимым учеником Христа, что именно он стоял в первых рядах перед Распятием. Другие евангелисты его слова не подтверждают, а кое-где опровергают. Кроме того, нехристианские это мысли, ибо Иисус учил, прежде всего, бороться с собственной манией величия, которая свойственна каждому человеку и обрекает оного не столько на погибель, сколько на личные прижизненные мучения.

       Мы не знаем, каков масштаб правки был внесен в творения Иоанна чиновниками от церкви. Но басен о событиях его жизни в преданиях сохранилось множество, включая и ту, что враги окунали любимого ученика Иисуса без результата в кипящее масло. Конечно, Богу возможно всё, но вряд ли Он станет изменять законы природы ради одного индивида.

       Благая весть от Иоанна посвящена нашей связи с миром духовным, тому, что мы родом оттуда и туда вернемся. Это не противоречит научным взглядам, согласно которым материя и энергия есть разные формы одного и того же…

       В субботу утром был в храме Иоанна Богослова под Вязом на Новой площади (напротив Политехнического музея). Здание недавно отреставрировано, внутри – ни души, кроме «женщины за ящиком», ни одной свечки не поставлено, ни одной лампады не зажжено. Ситуацию можно описать как временное умопомрачение.

21.05.2018