Англия. Воспоминание о свадьбе века

Элеонора Касымова
19 мая 2018 года Королева Великобритании Елизавета II женила своего второго  внука принца Гарри. Мне и моему супругу повезло побывать на свадьбе первого внука, принца  Уильяма,   29 апреля 2012 года в Лондоне. Об этом мною  написано воспоминание, отрывок из которого я привожу. Было много интересного, даже смешного. Одно то, что рядом с супругом сидел известный  чудак мистер Бин (британский актер Роуэн  Аткинсон), недовольный тем, что из-за колонны ничего не было видно. Даже здесь гримаса недоумения, выступившая на лице, заставила улыбнуться рядом сидящих. Присутствовало  много других знаменитостей, но взгляды были прикованы к  виновникам торжества.

 …Приглашения на свадьбу принца Уильяма и Кейт Миддлтон  Букингемский дворец разослал  задолго до празднества. Когда мой муж, дипломат,  аккредитованный в Великобритании, показал мне  увесистый конверт с приглашением и вложенной инструкцией,  я отметила поразительную  продуманность мероприятия.   Где, когда, во сколько, маршруты движения и многие другие детали. Британские спецслужбы предусмотрели даже варианты   бегства невесты из-под венца. Хотя, подготовку к монаршим свадьбам можно копировать - немало  повидал их на своем веку  английский двор!

Мне, журналисту, привычно относиться к каждому событию с дотошностью и не всегда здоровым любопытством.  Поэтому, держа в руках большой конверт с изображением королевского герба и прочими письменными атрибутами Их  Сиятельств, позвонила подруге, супруге посла  одной из стран.

-Мы получили приглашение на свадьбу внука королевы, - сообщила я.
               
 -Я тоже ознакомилась с приглашением, - сказала подруга. – И очень рада, что даже в таком раскладе мы приглашены на свадьбу. По большому счету, из почти семи миллиардов людей на Земле мы оказались в списках приглашенных.

 -Вы сказали «даже в таком раскладе»… Что-то смущает?

 -Да, смущает то, что дипломаты с женами будут разделены.
               
 По правде говоря, меня это мало смутило, или точнее, особо не удивило. Дело в том, что на венчание в Вестминстерское аббатство приглашены послы всех государств, аккредитованных в Великобритании. Что же касается их жен, то нам отвели более скромное место. Женщин пригласили в гостевой дом Министерства Иностранных Дел Великобритании на чаепитие в честь свадьбы. Чаепитие приурочено по времени к венчанию пары в аббатстве. Там же мы могли наблюдать за обрядом по большим телевизорам.
               
 -У нас, в Таджикистане, - сказала я, - многие проводят свадьбу мудро. Женщины отдельно, мужчины отдельно. В этом есть глубокий смысл, о котором я расскажу потом. Но подобное больше касается мусульманских обычаев. Что же касается великого события, как свадьба Их Сиятельств, то данное решение мне кажется правильным – Вестминстерское аббатство не резиновое. Более того, мне кажется, что подобные события лучше смотреть по телевизору.

… Итак, послы с женами приехали в назначенное место и в назначенное время, где произошло разделение пар. Женщины остались, а  мужья отправились в аббатство. Вообще-то неправильно сказала - «женщины». Среди нас были и мужчины – мужья женщин-послов. Не знаю кому как, но «муж женщины – посла» звучит неблагозвучно. В моем понимании муж, мужчина - это глава не только семьи, но и вне. Мне показалось, что мужья в данной роли казались приложением к женам, несмотря на праздничные фраки, в которые были упакованы. Поэтому, может, они держались несколько сконфуженно. Я высказываю свое мнение, никого не желая обидеть. Хотя, в век эмансипации, об этом можно спорить…

 Мы собирались в роскошном зале, увешанном оригиналами картин известных художников. Среди них портрет Карла Второго, кисти придворного художника Питера Лели, на фоне которого я сфотографировала жену одного из  послов. Почему именно ее? На какое-то время я мысленно одела ее в пышные одежды тех времен. Мне показалось, ее облик прекрасно вписался бы в те времена. Высокая, с прекрасной фигурой женщина, которой уже «за», но еще «не»…  Фотография получилась темноватой.  Я сделала еще два снимка, не получилось. Как бы я не старалась – на нас свысока смотрел сам король Англии, и, казалось, усмехался. Видимо, идея фотографироваться на его фоне не понравилась Его Величеству. Он сам диктует свои желания. Извините, Ваше Высочество, но в наше время свои короли и королевы. Ими может стать любой без дворцов и титулов. На своем уровне. Но королей не обсуждают и не осуждают. Они есть то, что дает судьба. Поэтому Карл Второй смотрел на нас свысока не только огромной картины, но и положения. 
Говорили, Карл II был весельчаком. Разве не весело проходила его жизнь при многочисленных любовницах, которые даровали ему 14 детей! А вот наследника у него не было. Законная жена  не смогла подарить ему сына. Вместе с тем Карл оказался весьма благородным мужчиной. Всех своих незаконнорожденных детей признал и дал титулы. Конечно, у него было много достоинств в деле правления государством и прочее, но сейчас, когда речь идет о свадьбе его потомков, проводимая  королем политика в далеком 17 веке не так интересна.

Вообще,  находясь в чудесном зале, я чувствовала себя зажато. Имея богатое воображение, мне показалось, что между нами ходят невидимые тени Их Величеств.

Каждый со своей судьбой, каждый – явление своего времени. Мне слышался шелест шелковых платьев придворных дам - Виндзорских красавиц по одноименному названию знаменитой серии картин опять того же Питера Лели. Серия, выполненная в середине 1660-х годов по заказу Анны, герцогини Йоркской. Портреты изображают придворных дам, которые, по мнению леди Йорк, отличались особенной красотой или обаянием. Изначально они украшали спальню королевы в Виндзорском замке (отсюда название серии). Сегодня их можно увидеть в замке  Хэмптон Корта. Именно там я видела эту коллекцию, и память навсегда запечатлела их образы.  Я думаю, надолго в памяти останутся и жены послов, с которыми я имела честь познакомиться. Практически все были красавицами нашего времени, несмотря на почтенный  возраст некоторых из них. Если бы Лели жил в наше время, он непременно создал бы серию «Супруги послов». Каждая несет красоту своего времени,  каждая уникальна в своем роде как личность, каждая со своей историей. Именно о таких женщинах я написала роман «Её Превосходительство госпожа Посол», которая ждет выхода в свет. Но, не будем вдаваться в подробности, так как автобусы уже подошли и гостей попросили занять места.

 По плану мы должны прибыть в дом гостей МИДа заблаговременно. Но не тут-то было! Огромная масса народа заполонила улицы Лондона. Даже устроители празднества не могли ожидать подобного. Это тот случай, когда все продуманное до точности все же дало осечку. Наши автобусы не смогли проехать по проезжей части дороги.  Мы несколько раз прокрутились вокруг Трафальгарской площади, прежде, чем протаранили себе путь. Ехали чуть ли не по «головам» страждущих увидеть свадебную процессию. Полиция, всемогущая полиция Лондона, разводила руками. Извините, ничего не можем поделать. Редкий случай, когда ей, полиции, пришлось иметь дело не со злом, а очень даже с большим добром. Нет, не добром – с исторической необходимостью. Из окон автобуса видно было всех. Лица людей озаряли улыбки. Толпа чем-то напоминала волну неспокойного моря. Разноцветье этой волны излучало эйфорию. Не знаю, может ли волна излучать эйфорию, но если я смогла прочувствовать подобное, значит, может. Жены послов прилипли к фотоаппаратам.  Многие из толпы, завидев автобус, бесстрашно двигающийся по маршруту, по которому в скором времени пройдет свадебная процессия, догадалась, что едут гости. Особо быть прозорливыми не приходилось. Нас выдавали шляпки, вуалетки, обязательный атрибут  английского протокола.

Я вглядывалась в лица людей и поняла, что это не толпа. Каждый человек был личностью. Во всяком случае, на данный момент. Если кто-либо, бросив дела, вышел на улицу, чтобы поприветствовать молодых, это свидетельство большого человеколюбия. Кто-то может возразить – не любопытства ли? Да, и любопытства. Но любопытства не меркантильного, поверьте. Мне кажется, это желание стать частью большого, нет великого исторического события. Если дальше развивать тему, я могу привести аргумент в пользу сказанного. Толпы людей часто выходят на улицы – на демонстрации,  торжества и прочее. Демонстрация – это призыв к изменениям жизни общества или отдельных процессов. А кто не хочет улучшения положения?

Торжества – это удовольствие, чувство праздника. Другое дело – монаршая свадьба. В природе человека заложена зависть. И по логике вещей счастье кого-то другого зачастую вызывает раздражение. Тем более свидетельства верх благополучия  монарших особ. Ведь в Англии определенный процент населения считает, что королевская семья, это бородавка на теле общества. Бородавка, которая не мешает и одновременно раздражает. Что же касается меня,  я не считаю королевскую семью бородавкой, наростом и так далее. В Англии достаточно болячек и язв, чтобы зацикливаться на подобной мелочи. Я с детства люблю волшебство. Короли - из сказок моего детства. С благоговением отношусь к их персонам. К глупости, излишествам, страсти к нарядам, разнообразным меню, о которых в сказках почти ничего не говорится. Но я представляла – если есть человек, значит, есть и еда. И эта еда, тоже должна быть сказочной.
               
Короче говоря, на улицу вышли далеко не  бесстрастные люди. Вообще таких людей оказалось немало. Только вдоль улиц, ведущих от Вестминстерского аббатства до Букингемского дворца, стояло более миллиона человек. А сколько приехало из других стран! До свадьбы Уильяма и Кэтрин, теперь вернее сказать – герцога Кембриджского, графа Стратхэрнского, барона Керрифергюского и Её Королевского Высочества герцогини Кембриджской, позвонила моя дочь.  Она живет в Соединенных Штатах.  Сказала, что в Лондон на празднование едут  деверь (брат мужа) с женой, которые тоже живут в Америке.  И что они давно запланировали отпуска на это время. Знакомые из Канады, так же сообщили, что многие из их окружения едут на свадьбу. Громко сказано – на свадьбу! Ни за стол сесть, ни выпить – закусить. Пассивное присутствие вдали от торжества.       

Говоря об отсутствии бесстрастия, я думала – что же это, не побоюсь сказать, за энергетический подъем  человечества? Стадное чувство? Любопытство?  Надо быть больным на голову, чтобы ради любопытства тратить огромные деньги и отпуск, преодоление расстояний через горы, пустыни,  океаны,  чтобы издали попытаться что-то увидеть. А, может, желание вернуться в детство? Ведь все мы родом из детства и в каждом народе есть свои сказки о царях, королях, шахах. Или желание оказаться в сказке вживую и утолить жажду детских грез? Человеку свойственно закидывать голову вверх – там всегда есть кто-то недосягаемый. Значит, загадочный. Если не Король, то олигарх, если не олигарх, то  Мечта  о своем олигархстве. Ведь есть? Есть. Каждый хоть  раз в жизни произносил: «Если бы у меня был миллион…». Или – «Если бы у меня был еще один миллион…». Может - жаль я не император!
 Хочу отдать должное УМУ англичан.  Генетическому. Говорят, самые умные люди – это евреи. Не спорю. Не удивительно, евреи – избранный народ. Поэтому отличаются от других. Поэтому не вписываются в толпу. Избранный всегда имеет привилегии. У евреев привилегия двигаться вперед.   С помощью мозгов. Но англичане…  У них коллективный ум. Если еврей сам по себе ВСЕ, то англичане, мне кажется, умны своим  консерватизмом. Это касается всего. Ведь что такое консерватизм? Уважение к традициям, опыту предков, пращуров и туда дальше. А что ценнее всего на свете? Человеческий опыт. Ни один учебник не сможет научить ЖИТЬ. Жить учит опыт старших. Конечно же, с необходимостью переложить его на свое время и свой характер. Англичане сумели сделать из своего народа и страны столп человечества. Поэтому, когда произносится слово «Англия», возникает неосознанное чувство чего-то великого. Может, вы не замечали.  Если у вас нет никаких ощущений – почитайте историю Англии,   ее месте в истории человечества.
               
Вернемся, однако, к теме повествования.  Мы прибыли во дворец с опозданием. К счастью, церемония еще не начиналась. Прошли через большой прямоугольный зал, увешанный оригиналами картин известных художников,  в комнату меньшую по размеру. В четырех углах установлены огромные телевизоры. Посередине стоят большие круглые столы. Можно занять любое место. Устроено все так, что куда бы ни сел – отовсюду виден телевизор. Главное  - коллективный просмотр трансляции с аббатства. Мы, жены послов – Белоруссии, Украины, Узбекистана, Грузии заняли стол в центре. Возле меня оказалось еще три свободных места и к нам подсели супруги послов из африканских стран. Стол накрыт белой  затейливой скатертью, на котором стояли пирожные и другие сладости. Королева Елизавета II пригласила на чай, Королева угощает.  Мне стало жаль карман Королевы. Свадьбу внука оплачивала именно она. Даже для монаршей семьи угостить 1900 приглашенных и еще «тележку» нелегко. Не смею называть цифру, но то, что родители Кейт, выдавая дочь замуж, потратили 290 000 евро, впечатляет.

Небольшое отступление. Расскажу интересную беседу с посольшами. Одна говорит, что никогда не смогла бы найти такие деньги, чтобы выдать дочь замуж. Другая заметила, что ради зятя принца она обязательно бы придумала что-нибудь. И она права. Как говорят у нас в народе, если Бог решил сделать тебя королевой или еще кем-то из избранных, то и деньги на это удовольствие тоже даст.  Я озвучила эту мысль и все сразу успокоились. Не поверите, в тот момент у некоторых жен послов была такая тоска в глазах, словно Уильям настойчиво требовал взять в жены их дочь, но они отказали.

Итак,  пока мы рассаживались по местам, я вспоминала информацию о предстоящем королевском застолье, одном из тех самых, о которых сказки детства умалчивают.
 
Осмелюсь несколько переделать арию Периколы из оперетты Жака Оффенбаха.

 Какой обед им (нам) подавали,
Каким вином их (нас) угощали,
Уж я его пила, пила, пила
и до того теперь дошла…
 
Я не думаю, что от угощения гости дошли до состояния опьянения Периколы.  Но, думаю, «легкость полета» в это время почувствовали все банкетующиеся (не ищите слово в словарях, я его придумала для данного описания).
 
Команда из 21 повара во главе с королевским шеф-поваром Марком Флэнэганом приготовили для гостей дневного приема по случаю свадьбы 10 тысяч всевозможных канапе.

Первый банкет для 650 гостей свадьбы королева Великобритании Елизавета II дала в Букингемском дворце. В меню представлены, в основном, закуски, но разнообразие канапе выходит за пределы воображения. Гостей угощали крабовым салатом на лимонных блинах, шотландской копченой семгой и фруктовым паштетом из апельсинов, слоеными канапе с сельдереем, омарами в лимонном майонезе, вареной спаржей, овощным ассорти с мясом, тарталетками с кресс-салатом и спаржей, утиным паштетом (обожаемым мной) с фруктовым соусом, крем-брюле из ревеня и многим другим. За все ингредиенты отвечали официальные поставщики королевского двора, продукты были привезены со всех концов Великобритании.      

Небольшое отступление. Крабовый салат на лимонных блинах, должно быть вкусно.Кстати сказать, я вспоминаю прием на даче  российского посла в Великобритании. То был девичник, который проводят жены послов - каждая на своей территории или в ресторанах. Об этом я расскажу позже. Так вот нас угощали блинами с красной икрой. Ничего особенного, скажите вы, традиционное блюдо русской знати царской России. Но, простите, на блин можно положить любую начинку и будет вкусно. Однако, блин блину рознь. Русские блины – это не только воздушность, «промокательная бумага», аппетитная золотая корочка, но и божественный вкус. Помню лет семь назад,  дочь с мужем решили пригласить меня в кафе, где пекут очень вкусные блины. То был целый ритуал – сборы, поездка в кафе, выстаивание в очереди и так далее. Мне принесли блины с лососью и семгой. Рядом для пробы поставили блины с баклажанами. И еще что-то, не помню. Я, конечно, придала лицу восторг. Не могла же огорчать родных, устроивших, по их мнению, праздник живота. Неприлично и не благодарно.

 Позже, шепнула дочери на ушко – ты сама-то поняла, что это за блины? Невозможно есть.

Она пожала плечами. Долго живет в Америке, забыла вкус русских блинов и поэтому промолчала. Такая же история произошла в Париже. Когда я попробовала блины с шоколадным маслом, за которыми простояла в очереди возле Эйфелевой башни, решила больше не поддаваться искушению и соблазняться очередями за блинами.

Хотя со мной можно спорить и спорить. Не подумайте, вовсе не из-за зависти, что нас не  угостили королевскими блинами, я тут разошлась. Просто люди ревностно отстаивают вкусы детства. Поэтому, давая отступного, скажу - королевские блины, должно быть, очень вкусны. Извиняюсь за длинное отступление, но имею слабость все сравнивать.

Также во время обеда торжественно был разрезан «официальный»  праздничный торт, покрытый белой глазурью и  состоявший из 17 ярусов. Каждый ярус имел свою тему. Я не знаю тортов, которые пекутся без традиционных ингредиентов – муки, яиц, масла и так далее. Но ко всему этому было добавлено еще что-то, что заставило всех обсуждать выпечку. Говорят, самым важным компонентом был французский бренди, в котором замачивали сухофрукты на ночь, чтобы придать им насыщенность.

Я попробовала дома испечь подобие королевского торта. Замочила на ночь сухофрукты из своего солнечного края в коньяке… Ну нет у меня французского бренди, да еще, наверное, розлива такого-то года. Я не пью спиртного и даже не выпиваю по праздникам. Я не умею пить. Вообще. Поэтому мне все равно – бренди, коньяк, хотя знаю, что коньяк – это тот же бренди. Не буду отвлекаться и уходить в дебри его производства из французских виноградников, а скажу, что торт получился вкусный, но не королевский. Даже не магазинный. Оказалось, не все равно, в чем замачивать сухофрукты. Да и глупо браться не за свое дело. Я же не кондитер из английского графства Лестершир Фиона Кэрнс, которая вместе со своей командой  пекла торт.

В связи с этим хочу привести интересный факт. До развала Советского Союза все те же умные и прозорливые евреи стали потихоньку выезжать из советских республик. Это были семидесятые годы. Однажды пришла в будку к знакомому сапожнику. Там сидел его родственник, с которым обсуждали тему переезда в Израиль. Миша, мой знакомый сапожник, рассуждал – он де без работы ТАМ не останется. А Ёсик, его собеседник, доказывал, что останется. Там, в Израиле, сапожники не востребованы. Не чинят там обувь, новую покупают. «А такую, и бомжи не подберут», – заключил он, показывая на ремонтируемую Мишей туфлю. Сапожник подпер грязным ботинком подбородок и задумался – что же делать? А, обрадовался вдруг Миша. Буду печь самаркандские лепешки.  Ёсик рассмеялся. «Думаешь один ты такой умный? Самаркандские и бухарские евреи уже пекут. В Нью-Йорке. Те, кто всю жизнь занимался этой выпечкой.
 
-Где ты видел еврея, который печет лепешки?» - не на шутку рассердился Миша.

-А вот видел. Но что самое ужасное, при всех ингредиентах и использовании тонкостей мастерства лепешки такие, как в Самарканде, не получаются!
 
К чему я это рассказываю – наверное, к ингредиентам надо добавлять энергетику дома, настроение, настрой и точный адрес предназначения. Об этом же я рассказываю в своей книге «Её Превосходительство госпожа Посол». Пельмени, начиненные железой глубоководной рыбы, вкусно получаются только в одной точке земли. Шах,  один из героев моего романа, делал все возможное, чтобы угостить ими своих гостей в своем дворце. И поваров привезли из тех мест,  рыбу такую же, и воду. Нет, не вышло.  Главный ингредиент – воздух и дух места -  доставить не удалось. Думаете, чепуха?  Словом, я не оправдываюсь, а вы не спешите укорять меня в том, что плохому танцору что-то мешает.

Еще хочу сказать в пользу своей теории. Нет, скорее всего, практики. Кто не любит плов? Редко кто.  Готовится он из основных ингредиентов – масла, мяса, лука, моркови, риса. Это классический вариант. Сколько поваров, столько и вкусов плова. Кто-то добавляет горох, кто-то барбарис. А кто-то… дым костра. Но и дым годится не всякий. Смотря, какое дерево и из каких мест,  горит. С этим не поспорите. Спросите у знатоков – подтвердят верность сказанного.

Как-то я узнала, что есть человек, готовящий душистый плов. Он делает на заказ. Я решила попробовать. Это было еще в бытность моей работы корреспондентом газеты. Повару очень хотелось попасть на страницы нашей газеты, и он очень старался. Но плов оказался приторным – перебрал с дымком. Но все равно угощение получилось отменное. Представьте: вы едите  блюдо, словно сбрызнутое ароматом горных цветов. Хотя и это на любителя.  Таким образом,  я медленно, но верно убеждаю вас в не неумении готовить торт, а в невозможности постичь сторонним человеком тонкое мастерство. Тем более что Кэтрин Миддлтон принимала самое непосредственное участие в придумывании первого торта. Именно она предложила украсить его съедобными растительными символами четырех частей Соединенного Королевства — английской розой, шотландским чертополохом, уэльским нарциссом и ирландским трилистником клевера, а также цветочными символами любви, верности и брака.

Продолжая сладкую тему, хочу дополнить, что главный «атрибут» торжества стал еще и  носителем новой королевской монограммы Уильяма и Кэтрин, обнародованной в день свадьбы.
 
Несколько слов о втором торте. Как же без любимого лакомства будущего короля Англии! Он был изготовлен по секретному рецепту королевской семьи. Торт в детстве очень любил принц Уильям. Лакомство делается без выпечки, из раскрошенных бисквитов шотландской фирмы McVitie’s с добавлением темного шоколада. McVitie’s является официальным поставщиком королевского двора, именно этой компании было в 1947 году доверено изготовление свадебного торта для бракосочетания бабушки Уильяма — принцессы Елизаветы, впоследствии ставшей королевой Елизаветой II.

Королевский секрет держится в секрете. Рецепт передается королевским двором под клятву  держать его в тайне. У меня есть знакомая – кулинар-кудесница. Какие торты она печет!  Целые замки с зелеными вокруг лужайками. Настоящее произведение архитектурного изыска из теста. Но все же  главное – вкус. Попрошу ее испечь торт для себя любимой, именной. Я уже придумала архитектуру – женщина в белой одежде, держащая в руках факел. Для этого дела куплю настольную лампу под факел. Завернем лампу в пищевую фольгу, поверх кондитер облепит ее тестом. Придут гости, торт загорится внутренним огнем. И будет в этом смысл. Женщина - носитель жизни на земле, освещающая путь. Если получится вкусно – рецепт выложу в Интернете. Никаких секретов! Я не Кейт, но свой торт приготовлю. Каждый человек на своем месте может стать и королем, и королевой. Стоит захотеть. Можно без дворцов и слуг. Главное – внутренне состояние и убеждение.

Вновь возвращаемся в зал с телевизорами.

10 утра - поздно для завтрака и рано для ланча.  А вот чашечка кофе и кусочек выпечки – что надо. Официантки с подносами неназойливо обходят столы. Главное событие – свадьба, а кофе как дополнение к удовольствию. Началась церемония. Мы жадно всматривались в происходящее за несколько километров от нас. Когда Кэтрин на весь экран появилась в свадебном платье, я была приятно поражена его скромностью. Задолго до свадьбы известные и, не очень, дизайнеры предлагали свои варианты одежды невесты. Я тоже видела свой вариант. Я видела свою героиню в пышном платье с длинным шлейфом. Не таким, как у принцессы Дианы в девять метров, а немного короче. Мне очень хотелось, чтобы топ был украшен бриллиантовой россыпью. Почему бы нет? Супруга будущего короля должна, обязана носить все самое лучшее. Тем более, что платье выставится в музей. Позволяют же себе кинодивы украшать купальники бриллиантами! Например, актриса Молли Симс демонстрировала на страницах одного журнала купальник из бриллиантов стоимостью в 30 млн долларов. Говорят, купальник уже кто-то купил.

Но наша  невеста появилась в очень скромном одеянии. Посольши зашептались – не ожидали. Ведь наряд Дианы, матери принца, был более, чем роскошным. Шлейф для платья был отделан винтажным кружевом вековой давности и достигал девяти  метров, само платье было расшито несколькими тысячами натуральных жемчужин, корсет платья украшала бриллиантовая подковка. Несмотря на нескрываемое подражание Диане, Кэтрин все же не стала выделяться.  А еще я подумала, жаль, что нет музея свадебных платьев известных женщин. Не звезд шоу-бизнеса и «звезд- проходимцев». Да не обидятся на меня «звездушки или звездунчики», как говорит Михаил Задорнов.  Это слово употребляю в значении проходящих, со временем бесследно гаснущих . Так вот, хотелось бы знать, в чем была на своей свадьбе Маргарет Тэтчер, Хилари Клинтон или жена Путина. Во времена их безвестности.

Или неплохо  бы увидеть наряд  выдающихся дам всех времен и народов. Их много! Они заслуживают внимания. Такие, как Александра Коллонтай. Кстати, у нее должно было быть затейливое платье. Говорят, Коллонтай была не бедной, но не  рачительной.  Она умело переделывала старые платья и получалось что-то лучшее, оригинальное. Кстати, когда мой муж был послом в Австрии,  одна посольша, фамилию не называю,  одевалась до неприличия для своего положения экстравагантно.  Ни одного журнала «Дипломат» не выходило без ее снимка. Фотографов привлекала ее одежда. Это нечто! Невозможно было отвезти глаз. А рядом с ней всегда стоял супруг, глядя на которого, хотелось плакать. У него было выражение лица вот-вот заплачущего и одновременно смотрящего на мир с детским удивлением человека. Я никогда не видела его улыбки.  Да и жена как-то сказала, что называет его человеком не праздником. Словом, его непосольский вид сглаживал наряд жены. Она была такой рукодельницей, что однажды призналась: наряд на прием во дворец к президенту Австрии сшила собственноручно из трех платьев, купленных в  магазине «second hand». Кстати, ее  свадебное платье я бы с удовольствием предложила в несуществующий музей свадебных платьев. Думаю, это было что-то невообразимое. Может, найдется еще одна мадам Тюссо с идеей создания нового  музея.

Вернемся к телевизорам. Все взоры были устремлены на  экраны. Подошла официантка, предложила кофе. Я попросила чай. У нее не оказалось чайника с напитком, но тут же подошел другой официант и предложил чай.  Никто не тянулся за печеным, даже кофе и чай не пили. Настолько завораживающим было зрелище. Во время чтения молитв в аббатстве, мы позволили себе расслабиться и стали обмениваться мнениями. Кофе порядком приостыл, и официанты вновь забегали с кофейниками. О чем мы говорили? О Кэтрин, ее природной привлекательности и скромности, принце,  смешливом принце Гарри, его младшем брате. А еще об их отце, Чарльзе. Он был на церемонии со своей супругой Камиллой, графиней Корноульской.

Я вспомнила один случай. О нем рассказали в кулуарной обстановке. После гибели  Дианы, принц Чарльз попал в немилость не только английской общественности. Скандал в королевской семье тронул миллионы людей за пределами Англии. Страсти утихли, когда Камилла Спенсер стала официальной женой принца. Так вот, на один из приемов, устроенных королевой Елизаветой II дипломатическому корпусу, Чарльз прибыл со своей новой  супругой. Королевская семья обходила всех присутствовавших, здороваясь со всеми за руку. Следом за королевой и ее мужем, принцем Филиппом (кстати, праправнуком российского императора Николая II)  шли принц Чарльз и графиня Корноульская.  Всегда говорю – женщина, кем бы она не была, любит наряды. И обращает на них внимание. В качестве отступления скажу, что королева приветствует национальную одежду на приемах. Супруга одного из послов пришла на прием в роскошном платье из материала удивительной расцветки. Когда к ней приблизилась чета молодоженов, Камилла остановилась  и внимательно присмотрелась к чудесному одеянию. Перекинувшись парой слов о погоде, попросила разрешения определить на ощупь, что за ткань. Супруга посла  выдвинулась вперед, чтобы графине было удобно.  Камилла улыбнулась и сказала, что никогда прежде не видела такого материала. Уже дома муж-посол предложил отправить в Букингемский дворец графине в качестве подарка  такой материал. Но супруга посла отказалась. «Камилла стала причиной развода Чарльза с Дианой и, как следствие, ее гибели», - отпарировала она. Все же, какие  мы, женщины, вредные! Но в те годы, когда в Букингемском дворце бурлили страсти, женщины, кем бы ни были по занятости, разделились на два лагеря.
Наверное, трудно быть королями. Постоянный прицел камер должен раздражать. Но монаршие особы за свою жизнь привыкли к ним, как к своим теням. Зрители же не могут не обратить внимания на непосредственность и естественность поведения. Ни напряженности, ни игры на публику.
Мне посчастливилось познакомиться с королевой на приемах дипломатического корпуса. Живые глаза, несмотря на почтенный возраст – 85 лет!- степенная походка и элегантная внешность. Именно элегантная. Елизавета II невысокая, нормального для ее лет телосложения и очень живая. Каждый раз она выходит к дипломатам в красивом наряде. Красивом, но не лишенным скромности…
       Королева всегда одинаково причесана. Знакомая всем прическа фасона 50-х, неизменная «королева Мэри». Меняются королевские парикмахеры, но прическа неизменна. Помнится, видя ее на фотографиях, по телевизору, я гадала – свои ли, естественные ли у нее волосы? Вот женщины! До всего  есть дело! Зачем, спрашивается, тебе волосы Королевы? Публичные люди всегда должны выглядеть шикарно. А королева уж – подавно. Но раз интересуюсь, значит, есть дело. На первом приеме я всмотрелась в прическу. Волосы – естественного для ее возраста окраса, аккуратно уложены. Я вспомнила слова мамы – 80 процентов женской красоты зависят от умения работать с волосами. Не так много женщин, имеющих роскошные от природы волосы. Но если вы «умеете с ними работать», успех обеспечен. Так вот Королева умеет с ними работать. Даже, когда надевает шляпку.
Шляпка… Вернее шляпки Королевы. Елизавета II не только Королева своего государства, но и истинная королева стиля. Она всегда элегантна, и никогда не появляется на людях без головного убора. Одежду и шляпки ей шьют придворные дизайнеры, причем совершенно бесплатно. Их наградой служит право называться официальным поставщиком королевского двора, а это, согласитесь, не мало. Что может быть лучшей рекламой? Шляпки подбираются в тон одежды. Каждый год на Королевских скачках букмекеры даже принимают ставки на то, какой цвет шляпки будет у Королевы в этом году. Так как цвета она использует всевозможные, всю радугу. Особая страсть Елизаветы II – фантазийные шляпки. В Великобритании даже ходит анекдот о высокой крыше в королевском Mercedes W100, поднятой специально для того, чтобы королеве не пришлось снимать свою любимую шляпку.
На свадьбу монарших особ необходимо было прийти в шляпке. Для меня, мало знакомой с английской «шляпной» традицией, это было нелегко. Подобрать к одежде шляпку и правильно ее надеть - искусство. Ладно – надеть. Надо уметь носить! Не смейтесь – это действительно искусство.

Знаете что было однажды на одном приеме? Одна дама из моей «нешляпной» категории надела шляпку с высокими перьями. Другая, так же предпочла головной убор с пером павлина (за бедного павлина замолвите слово). Так вот эти две дамы оказались хорошими знакомыми. Издали, завидя друг друга, направились для приветствия с распростертыми объятиями. Со стороны – не английская манера. Все же обладатели элегантных шляпок должны быть посдержанней. Это, кстати, к вопросу об умении носить шляпки. Так вот, подойдя друг к другу ближе, они, забыв про перья на голове и протокол, бросились горячо приветствовать друг друга. А как  женщины делают это? Конечно! Чмоки-чмоки в одну щеку, чмоки – чмоки в другую. Странно было бы, если б их перья так же не поприветствовали друг друга. В результате – павлин  скрестился с вороньим пером. Произошел конфуз. Павлин упорно не хотел отпускать ворона. Перья запутались! Вокруг приятельниц образовалось кольцо приглашенных гостей. Все пытались высвободить ворона из цепких объятий павлина. Мужчины, забыв про фраки, которые тоже нужно уметь носить с достоинством, толкая друг друга, пытались договориться с павлином. Женщины, на всякий случай придерживая свои шляпки, подсказывали как правильнее высвободить перо из силков райского пера. В конце концов, павлин сломался. Его радужное кольцо захватил в плен ворон. Все правильно – в природе тоже так – кто хищнее, наглее, хитрее – у того пальма первенства. Словом наши героини – владелицы скандальных шляпок, остались без головных уборов. Павлинья дама быстро исчезла в глубинах дамской комнаты, а предпочитавшая вороний вид, на глазах у всех выдернула жалкие остатки перьев и победоносно водрузила остатки роскоши на голову.

Позже, моя знакомая, побывав в уборных апартаментах, сообщила, что в мусорном баке признала шляпку одну из героинь вечера. Все еще не приходя в себя от происшедшего, муж одной из героинь комедии, попытался пошутить. Неудачно, замечу, высказался: «Моя жена часто остается без головного убора, везде забывает шляпки». На что его жена съязвила: «Женщина везде забывает свои шляпки, а мужчина голову»…

Теперь о моей шляпке. В Лондоне немало магазинов, торгующих всевозможными шляпками. Я поинтересовалась у знакомой, где продают элегантные головные уборы, чтобы выглядеть достойно. Мне посоветовали магазин в центре города. Я направилась туда и со скоростью света вылетела обратно. Для желания достойно выглядеть, мне надо было  отвалить несколько тысяч фунтов. Я так расстроилась, что вмиг оказалась в обычном магазине, где можно купить шляпку за скромные деньги. Ну, что ж, как говорят французы - у хорошей шляпы нет цены. Я же отвечу английской поговоркой – «Съем себя», если не найду приемлемую цену.
               
 Торговый центр «Westfield».  Выбор – потрясающий! С вуальками и без, с перьями и без, с полями и без. Я невысокая ростом, даже более, чем невысокая. Поэтому многие понравившиеся шляпки сидели на голове грибом. Перемерив добрую половину  головных уборов, я решила остановиться на милой кокетливой шляпке с… вороньим пером. Естественно, хотелось бы с пером исчезающей породы гуйя, которая обитает в Новой Зеландии (представляете, на одном из аукционов этой страны хвостовое перо птицы купили за шесть с половиной тысяч долларов!)

Сумасшедшая мечта! Вообще-то перо птицы чем-то напоминает перо ворона. И покажись кто-либо в шляпке из гуйи, вряд ли кто узрел бы разницу. Это надо ткнуть пальцем  в перо и сказать, что торчащий птичий хвост вам не шалам-балам, а гуйя! Словом, выбор пал в пользу ворона не потому, что в кармане ненароком  завалялось 7-8 тысяч фунтов, а  жалко стало исчезающий вид. И потом вороны любят селиться не шляпках без полей. Однако, наученная горьким опытом других,  я отрепетировала  те самые неизбежные чмоки - чмоки, чтобы не попасть в конфуз. Делюсь открытием - когда приветствуешь даму, следует слегка приподнять голову, задрать подбородок и вытянуть шею. Сложная процедура, но безопасная!
Итак, шляпка найдена. Я еще раз решила пройтись по рядам – не хотелось покидать мир роскоши и красоты.

 Вдруг за спиной услышала хохот. Это были итальянки. Одна из них напялила, именно напялила, жуткого фасона шляпку на голову,  и разразилась истеричным смехом. Я не удержалась и стала хохотать вместе с ней. Представляете, нежно оранжевого цвета шелк,  драпированный с особым искусством, плавно переходящий сверху вниз, расстилался полями. Женщина, которая ее надела, фигурой была похожа на трапецию. Широкая большая грудь начинающаяся прямо от головы, минуя такое понятие, как  шея, тоненькие ноги, заканчивающиеся огромного размера бутсами. Одета  в шорты и жуткого цвета майчонку, которую мы, бывшие советские люди, надеваем, когда  моем полы. Женщина встала перед зеркалом.  Помните Марию Ермолову, великую актрису Малого театра? О ней можно много рассказывать,  но если посмотреть на картину кисти Валентина Серова «Мария Ермолова», нет необходимости  интересоваться ее артистическими данными. Величественная, царская стойка.  Во всем ее облике – печать исключительности, вознесение на некий пьедестал. Вот такую стойку приняла итальянка. Смех чуть было не повалил их на пол. Я сделала вид, что не обращаю внимания – английский этикет не позволяет рассматривать людей. Но краем глаза все же  подсмотрела юморную сцену из чужой жизни. Женщины еще долго бродили по рядам, примеряя шляпы и шляпки и фотографировались. Я обратила внимание, что многие приходят сюда с фотоаппаратами. Примеряют, хихикают – фотографируются, идут дальше. Кстати и я сделала пару снимков. С шляпой на своей голове.

Вообще, побывав в Англии, я сделала открытие. Шляпка должна быть непререкаемым атрибутом торжественных случаев. Я не имею ввиду конкретно шляпки. Речь идет о головном уборе вообще. Это может быть и сомбреро в грациозном исполнении, греческий петатос, чепчики с рогами, пожалуйста. Не в каждой стране существует  культура  ношения  шляпок. В России, например, шляпки стали  носить  шоу леди на тусовках.  У нас, в Таджикистане, в торжественных случаях, таких, как свадьбы и других. Здесь своя шляпка - тюбетейка. И тоже с перьями. Павлиньими. Идет такая невестка (свежая новобрачная) по улице, на голове, вышитая золотыми нитками, тюбетейка, как правило, круглой формы. На топе – перо. Идет, никого не видит. Она умеет носить свою шляпку. Ни взгляд в сторону, ни на верх, боже упаси – назад. Вся картина ношения тюбктейки смажется.

У меня есть подруга – обожатель шляпок. Не нарядных, не  для торжественных случаев. Каждодневных. В этом поклонении головному убору я вижу в ней английскую королеву. Подруга не просто носит шляпки, она живет ими. Ей в них комфортно, как королеве в своем дворце. И когда про нее начинают сплетничать, обязательно прошипят – «Такая- сякая, еще шляпки носит…». Это злые языки. Появись она в тюбетейке – прошипели бы – совсем уже с ума сошла, тюбетейку напялила.  Вот такое неприятие шляпной культуры в наших краях. А я считаю, что для того, чтобы быть королевой внутри себя, надо стремиться не к подражанию, а к  выработке своего отношения к вещам. Не осуждению, насмешкам, а пониманию и восприятию красоты.

Почему весь мир восхищается шляпками королевы Елизаветы II? Потому, что она нашла свой стиль, за которым последовали многие другие. И не потому, что Королева, ее внутренний мир гармонирует с внешностью. Красота  прежде всего в гармонии. Неважно, что на голове – важно, чтобы ЭТО вписывалось в твой облик. 

На свадьбу Уильяма и Кейт приглашенные  дамы пришли в шляпках. Кроме женщин  с азиатской части земли. Красиво, изящно, торжественно. Свою шляпку со свадьбы будущего короля я не смогу одеть в Душанбе. Засмеют. Но на приеме я была в ней королевой. Для себя. Кто может мне этого не позволить?  И останется она в моем гардеробе как яркая память об историческом событии. Заметьте – память не о платье  фирмы «Dolce and Gabbana», туфель от «Кельвина Клейна», клатча от «Hermes», традиционного для подобных случаев жемчужного ожерелья. В памяти  - шляпка за 30 фунтов с пером обычной вороны, которой не нужен пропуск на территорию Букимгенского дворца. На этой оптимистичной ноте я хочу завершить свое «шляпное» отступление.

Мне  нравится супруг королевы принц Филипп, герцог Эдинбургский.  Представьте – 90 лет, а глаза живые, как у юноши.  Думаю такие же, как когда ему было двенадцать, а принцессе Елизавете восемь. Они познакомились на свадьбе его кузины. Позже стали переписываться, и история закончилась бракосочетанием. Его глаза не утратили блеск с тех пор, когда  сам придумал дизайн браслета, который подарил будущей супруге к свадьбе.

Очень энергичный, деятельный человек. Несмотря на возраст,  принц посещает до 300 мероприятий в год и произносит до пяти тысяч речей. Приводя эти данные, многие журналисты отмечают его своеобразное чувство юмора. Например,  «Berliner Zeitung»  писала:  «Тот, кто скучает, сам виноват в этом. Принц Филипп за те десятилетия, что выступает в тени своей супруги британской королевы Елизаветы II, научился придавать налет шутовства атмосфере даже самых чопорных светских протокольных мероприятий.
   Принц Филипп, герцог Эдинбургский,  по всей видимости, не раз "по-королевски" развлекал свою супругу за 64 года их совместной жизни. Были времена, когда Его Высочество перед завтраком раскладывал на тарелках искусственные челюсти. Однако случалось и так, когда его шутки приводили в недоумение всевозможных высокопоставленных лиц, почетных гостей или просто прохожих во всем мире. Так, во время визита в Папуа - Новую Гвинею он приветствовал проходившего мимо туриста словами: "Любезнейший, да вам повезло, что вас до сих пор не съели".
   В Новой Зеландии Его Высочество пригласили принять участие в стрижке овец, однако он отклонил предложение, заметив, что может ненароком причинить вред животному - а баранины он в ходе поездки наелся уже вдоволь. В 1986 году, продолжает автор, ему удалось обидеть миллионы китайцев, когда он предостерег одного иностранного студента: "Если вы останетесь здесь еще дольше, ваши глаза могут стать узкими».
     Газета «Дело» привела другие примеры. Однажды принц сказал парагвайскому диктатору Альфредо Стресснеру: "Как приятно побывать в стране, которой не может руководить собственный народ". В другой раз принц Филипп развенчал все мечты встретившегося ему 13-летнего мальчика, сообщив, что тот слишком толстый, чтобы стать космонавтом.  А в Шотландии  у одного из инструкторов по вождению поинтересовался, как ему удавалось выводить местных жителей из запоев, чтобы те могли сдать экзамен. Я думаю, что перечисление «юморных» высказываний принца часто притянуто за уши.  Хуже, когда высочества носят себя, как хрустальную вазу. Наверное, зная назойливую охоту журналистов за любой мелочью, вызывающую мещанский интерес, принц Филипп  однажды,  на Карибах,  заметил в беседе с медсестрой: "Вас тут мучают москиты, а меня дома - пресса".
   
Словом, я немало читала о «неполиткорректном» юморе Его Высочества. И вот однажды…
            
Был очередной прием в Букингемском дворце. Поприветствовать семью Елизаветы II выстроились послы с женами. Когда дошла очередь до нас, королева перебросилась парой-тройкой фраз с моим супругом. Я, как положено, присела в легком реверансе. Она улыбнулась  и последовала дальше. Но принц Филипп был более разговорчив. Он прилично отставал от супруги, уделяя каждому гостю особое внимание. Очередь дошла до нас. Его секретарь представил супруга. Принц разулыбался и сказал: «Очень приятно, очень приятно…  А я ведь недавно был в вашей стране». Мне показалось, что муж  стал напрягать память.  Когда принц мог почтить вниманием Таджикистан? И почему никто не знает? Принц побывал в Таджикистане инкогнито? Цель? Эти мысли мгновенно пронеслись и в моей голове. Вдруг я вспомнила про его шутки. Подумала: сейчас скажет, а-а-а, удивил?

Мы стояли в недоумении, потому что принц пошел дальше и уже завел беседу с послом Монголии. Вдруг, герцог Эдинбургский возвращается.  Протягивает  руку. Я ловлю себя на мысли, что именно сейчас зазвучит нечто из его репертуара. «Извините, сказал принц.- Не в вашей стране я был, в Иране». Он еще что-то говорил, улыбаясь и, кажется, радуясь, что юмор сам его нашел. 

Оказывается, то ли секретарь спутал страны, то ли сам принц не расслышал. Хотя Таджикистан и Иран по звучанию и длине слов совсем уж не рядом.  Соседи – да, персоязычные – да. Но легче спутать  с Узбекистаном, Киргизстаном, Казахстаном. Не просто соседи, но и вышли из одной системы.

К подобным ошибкам бывшим советским гражданам не привыкать. После распада СССР иностранцы часто путают эти «страны". Впрочем, им все равно – все мы русские.

Недавно принцу Филиппу сделали коронарное стентирование.  Кордиологи называют операцию процедурой, так как она бескровная. Хуже – следующая ступень болезни сердца,  при котором необходимо шунтирование. Вообще преклоняюсь перед медициной развитых стран. Можно долго ходить корячась, а в критический момент, на пороге ухода в вечность, тебя буквально вытаскивают с того света. Захочешь, не уйдешь, врачи не дадут.

Я помню заметку из английской газеты, много лет назад напечатавшую интересный эпизод. Одной почти столетней старушке стало плохо. На протяжении нескольких десятилетий ей часто "плохело". Больничная палата стала вторым домом. Каждый раз она, находясь на грани жизни и смерти, мысленно отбывала в мир иной. И каждый раз, к своему удивлению, возвращалась. Однажды ее в очередной раз привезли в больницу с сердечным приступом. Когда медсестры начали облачать ее высохшее тело в больничный халат, увидели надпись на всю грудь – «Не оживлять!».  Желание пациента – закон. Кто осмелится пойти против его воли? Придет в себя старушка и затаскает врачей по судам. Но подобные примеры единичны. В основном, жизнь штука сладкая и даже безгрешных райские сады того света не манят.

Вспоминаю случай. Как-то в Лондоне я попала в больницу. Оказалась самой молодой в палате. Моими соседями были бабушки восьмидесяти - девяноста и более лет. Одной, пакистанке, которой было 83 года, сделали  шунтирование. Врачи сказали – будете соблюдать дисциплину, проживете долго.

-Сколько? Честно скажите, – еле слышно прошептала бабуля.
Чуете сладость жизни? В таком состоянии торговаться! ДА ты сначала выживи!
 
А другую, которой лет  девяносто, уложили на ее любимую кровать. Причем на ту, на которой уже лежала такая же стародавняя бабуля. Второй, облюбовавшей это место, предоставили другое ложе. Вообще,  переезд с места на место даже внутри одной палаты дело нелегкое. Это в наших больницах при освобождении кровати возле окна или в уголке, больной берет свои банки-склянки и, никого не спрашивая, перебирается в лучшее место. А в других странах никак нельзя, извините. Номер кровати указывается во всех медицинских бумагах. Целая процедура.  Пока она решится, время выписываться.

Так вот бабуле-завсегдатаю эту процедуру провели быстро,  уложили на её любимое ложе. Оказывается, больная привыкла именно к этому месту, в противном случае заболеет еще  пуще. Так как у нее нежный возраст,  по вине врачей  может переехать в мир иной. А бабуля  еще хочет жить…. Кому из врачей нужны проблемы?

Возвращаясь к теме повествования, хочу сказать, что начало года, к сожалению, было неудачным и для других монархов мира. То ли бури на Солнце усилили активность, то ли монархи стареют. Например, императору Японии Акихито примерно в это же время тоже сделали операцию на сердце. И хотя ему всего 78 лет, болезнь поразила и самого любимого правителя страны восходящего солнца.

Нидерландский принц Йохан Фризо попал под снежную лавину в австрийских Альпах.

Его положили в реанимацию и провели лечение.

Вообще, если отойти от титулов, все мы – люди. Человек устроен так, что тайное, невидимое, всегда вызывает интерес. По большому счету сотни кардиологических центров ежедневно проводят немалое число операций. На обычных человеческих сердцах. Независимо от их принадлежности – королям, президентам, шейхам, олигархам. Никому из сильных мира не удалось придать своим органам статус избранных. А потому желаю всем здоровья.  И герою моего повествования тоже.

Но вернемся к свадьбе века. Вернее его заключительной части. Когда закончилась церемония, закончилось и наше чаепитие. На столе нетронутыми остались сладости, сиротливо стояли пустые чашки. Закончилась свадьба. Её окрестили свадьбой века. Так оно и было на самом деле.

ЛОНДОН, 2012 г.