Место

Аркадий Чердов
                У  каждого человека есть своё Место, но не каждый способен в него попасть.

     Я отчётливо, в деталях, помню день, когда впервые оказался в Месте. Мне было около восьми, мы скучали во дворе и от нечего делать решили сыграть в прятки. Витёк повернулся к стене и начал фатальный отсчёт, ребята разбежались по углам, а я замер как вкопанный и лихорадочно оглядывался по сторонам в поисках подходящего укрытия. Ничего путного не находилось, от возбуждения я почувствовал лёгкое головокружение, резко развернулся... и оказался в кромешной темноте. Мне показалось, что я ослеп, я протянул руки и шагнул в пустоту. На меня нахлынул настоящий страх, я застыл на месте, лишь время неуловимо неслось мимо меня.
     Я снова почувствовал головокружение, вскрикнул, быстро обернулся... и обнаружил собственный двор, совершенно безлюдный. Из-за угла выскочили ребята и бросились ко мне.
     - Ты где был? - спросил Витёк. - Мы весь двор обшарили.
     Я молчал, потрясённый случившимся. Оглядел двор, и, не говоря ни слова, пошёл домой.
     Второй раз я оказался там подростком. Я сидел в своей комнате, переживая приступ неразделённой любви. Гиперболизированное незрелой психикой переживание побуждало к безрассудным поступкам, напряжённые нервы требовали действенного выплеска. Я почувствовал головокружение, отчего-то вскочил, подбежал к окну, услышал какой-то шум на кухне, резко обернулся... и погрузился во мрак.
    Я сразу узнал его, как бы странно это ни звучало. Вернее, почувствовал. И поэтому не испытал прежнего ужаса. Я стоял и вглядывался во мрак, надеясь, что глаза, привыкнув к темноте, начнут хоть что-то различать. Но это оказалось бесполезным, тьма была кромешной в наиполнейшем смысле этого слова. Вспомнив, что в кармане завалялся коробок (юношеская пагубная привычка, не одобряемая Минздравом), я чиркнул сразу двумя спичками. Тьма отступила, но недалеко. Она нависала чёрным, почти физическим занавесом на границе тусклого света. Поворачиваясь вокруг оси, я осматривал пространство вокруг себя, но неожиданно заметил, что спички уже погасли, а свет остался. Мои ноги опирались на что-то, напоминающее чёрный пластик. Неожиданно откуда-то издали раздался голос матери, я обернулся, и оказался в своей комнате.
     -Ну ты что? - спросила мать, возникнув в проёме двери. - Ору, ору! Иди обедать.
     Пообедав, я вернулся к себе и начал рыться в ящиках в поисках фонарика. Он, как и положено очень нужной вещи, нашёлся не сразу. Я давно им не пользовался, но батарейки не успели сесть. Теперь предстояло вернуться в Место. Я закрыл глаза и попытался воспроизвести действия, предшествовавшие моему перемещению. Головокружение... Я широко раскрыл рот и начал глубоко и быстро вдыхать воздух, заполняя им лёгкие по максимуму, зная по предыдущему опыту, что столь радикально насыщение кислородом вызовет лёгкое головокружение. Почувствовав его, я обернулся как можно резче.
     Открыв глаза, я обнаружил, что свет, оставленный спичками, никуда не делся. Я включил фонарик и направил луч во тьму. Он пронзил её, словно чёрную материю, оставив в ней яркую дыру. Я начал водить лучом, расширяя дыру и стирая тьму, словно карандашный набросок ластиком.
     Вскоре я оказался в достаточно ярком и широком круге света, зримо граничащим с абсолютным мраком, который луч фонарика пронзить уже не мог, словно это была какая-то чрезвычайно плотная среда. Я двинулся из центра круга к границе, и она снова начала отодвигаться.
     Неожиданно мне пришла в голову новая мысль. Я выключил фонарик, положил его на чёрный "пластиковый" пол и решил вернуться назад. Это оказалось сложнее, мне пришлось дышать гораздо дольше, вызывая более сильное головокружение. Оказавшись в комнате, я, как и ожидалось, обнаружил отсутствие фонарика. Он остался ТАМ.
     Разумеется, мне и в голову не приходило делиться с кем-либо своим открытием. "Чего употребляешь?" - спросят знакомые. А мать втайне обшарит комнату и задумается о психиатре. Был один надёжный способ доказать свои слова - демонстрация перехода, но эту мысль я отгонял пуще прочих.
     Ежедневно, улучив время, когда никто не мог помешать, я совершал кратковременные визиты в Место. Попутно я захватывал с собой всякие мелкие предметы, а однажды смог переместить старое плетёное кресло, найденное на свалке. Теперь это была относительно яркая круглая площадка, напоминающая размерами цирковую арену, пробираться дальше я пока не планировал. Я сидел в кресле в центре этой арены, озирая СВОИ владения. А ещё это было надёжное убежище, в которое никто не мог проникнуть.
     Однады вечером, возвращаясь домой, я нарвался на компанию двадцатилетних пьяных отморозков, не проявлявших дружелюбных намерений. Обступив меня, разя перегаром и смачно матерясь, они потребовали телефон. Каким-то лихим манером я смог увернуться и бросился бежать. Завернув за угол, я уткнулся в глухую стену, сзади слышались воинственные крики и топот ног. В отчаянии я ударился головой о стену, почувствовал головокружение и привычно обернулся.
     Я бросился в кресло, стараясь отдышаться (физические упражнения никогда не были моим сильным местом). Откуда-то издалека, словно принесённые ветром, до меня доносились обрывки удивлённых криков пьяной ватаги. Голова продолжала кружиться, и я испугался делать хоть какие-то движения, чтобы внезапно не вернуться назад. Хотя я уже достаточно наловчился в своих перемещениях и мог интуитивно выполнять необходимые действия.
     Я долго ждал, сидя в кресле, прислушиваясь к обрывкам едва долетающих звуков. Мне подумалось, не обладаю ли я дополнительной силой перемещения в другую точку реальности. Я встал и подошёл к самому краю светлого круга, затем шагнул в темноту и побрёл наугад, стараясь уйти намного дальше. Неожиданно мне почудилось чьё-то присутствие, словно кто-то затаился в темноте, поджидая меня. Нервы не выдержали, и я быстро переместился. Оказалось, что я стою в том же самом месте возле глухой стены, не сдвинувшись ни на метр. Пьяной компании нигде не было. Выходило, что всё пространство Места простиралось только ТАМ, словно в ином измерении. Хотя, почему "словно"? Вероятно это и было иное измерение, но какое-то странное.
     Ощущение чьего-то присутствия в МОЁМ Месте сильно встревожило меня. До этого я не особо размышлял о происходящем, с юношеской безалаберностью воспринимая и принимая удивительный факт существования Места. Моё неокрепшее сознание было изрядно обработано видеоиграми и голливудскими фантазиями, грань между реальностью и вымыслом значительно истончилась. Не то чтобы я ожидал  обнаружить на стене своего дома Человека-паука, а в ванной случайно заплывшую русалку, но факт существования Место я воспринял тогда не так, как сделал бы это в зрелом возрасте. Толика волшебства, иногда встречающаяся среди серых будней.
     Несколько дней я опасался посещать Место, но наконец решился хорошенько его обследовать. Я решил сделать это ночью, когда все спали и никто не спохватился бы по поводу моего длительного отсутствия. После полуночи я осторожно проник на кухню и взял хорошо заточенный нож с длинным лезвием. Юркнув к себе, я достал фонарик и начал глубоко дышать...
     Оказавшись в круге света, я начал озираться и прислушиваться, вглядываясь во мрак, но, как и предполагалось, мои усилия были тщетны. Сплошная стена тьмы, словно бархатный занавес, загораживающий стену. Решившись, я подошёл к границе света и сделал шаг. Луч фонарика вгрызался в темноту, словно отбойный молоток шахтёра в угольный пласт. Неожиданно сбоку послышалось какое-то движение и тихие всхлипы. Я быстро повернулся не без чувства страха. Луч высветил девичье лицо, испуганное и заплаканное.
     - Не надо, - попросила девушка дрожащим голосом.
     Я подумал, что она говорит о фонарике, ослепившем ей глаза после полной темноты, и направил его луч вниз.
     - Не надо, - повторила девушка , - пожалуйста, не надо.
     Неожиданно она развернулась и бросилась бежать. Я остался стоять как вкопанный, не зная, что предпринять, лишь провожал убегающую фигуру взглядом и лучом фонарика. Видимо, моя пассивность немного успокоила девушку. Она остановилась на безопасном расстоянии и обернулась ко мне.
     - Кто вы? - крикнула она нервно.
     - Человек, - очень глупо ответил я. - Не бойтесь.
     - Я видела вас, - сказала Света, - там, где светло. Вы сидели в плетёном кресле. Но я не видела никакой лампы. Как вы это сделали?
     - Никак, - ответил я. - Сам не пойму. Просто посветил, и свет остался.
     - Свет...- повторила она. - А меня, кстати, Света зовут. А вас?
     - Вадим. А почему на вы? Мне всего шестнадцать.
     - А мне семнадцать, - сказала девушка. - Но я не привыкла тыкать незнакомым.
     Было понятно, что ночные клубы не её стихия.
     - Давно вы сюда ... попадаете? - спросил я не находя лучшей темы для беседы.
     - Всего три раза. А вы?
     - С детства. Но потом был перерыв. А сейчас почти каждый день.
     - А что это?
     Хороший вопрос. Конечно, я со своим многолетним опытом обязан её просветить. Всё разложить по полочкам. Смешно.
     - Я сам не знаю. Просто попадаю, и всё. И, честно говоря, даже особо не задумывался.
     - Вы догадались про фонарик. А я даже не подумала. Просто стояла в темноте и боялась. А в другой раз вас увидела. А сейчас вот третий раз... И я даже не понимаю, как это происходит.
     - У вас перед этим кружилась голова?
     - Голова? Да, слегка сегодня. А в первый раз я чуть сознание не потеряла, так плохо себя чувствовала. Лежала в кровати, встала зачем-то, голова закружилась, я повернулась к кровати и... темнота... Чуть не упала от неожиданности. Стою, шатаюсь, думала, в глазах потемнело, даже испугалась, что ослепла. Шагнула туда, где кровать была, а там пусто.
     Тут мне в голову пришла неожиданная мысль.
     - А вы где живёте?
     - В Новосибирске. А вы?
     - В Моске. Нехилое расстояние?
     Казалось странным (если вообще что-то могло ещё выглядеть странным), что два человека из удалённых городов оказались в одном Месте. Отметая мелодраматические детали насчёт судьбоносной встречи двух любящих сердец (мне тогда, и в голову не приходила возможность связать судьбу с этой девушкой), нужно было найти объяснение этому факту. Нельзя было исключать появления ещё кого-то, возможно, он уже сейчас таится где-то в темноте, прислушиваясь к нашему разговору. От этой мысли я вздрогнул и инстинктивно обвёл лучом фонарика пространство вокруг нас. Вероятно, девушка уловила мою мысль и начала озираться по сторонам.
     - Думаете, здесь есть ещё кто-то? - шёпотом спросила она.
     - Не исключено. Мы же здесь, почему бы не быть ещё кому-то?
     Эта достаточно здравая мысль вызвало во мне раздражение. До этого дня я считал Место исключительно своим, своей тайной собственностью, убежищем от внешнего мира. Я думал продолжить обустраивать его и дальше, расширить круг света, перенести новые предметы обихода, мебели и даже книги. Личная потусторонняя квартирка, в которую никто не может проникнуть и помешать. Теперь оказывалось, что мне придётся делить её с кем-то ещё, и люди могут быть самыми разными.
     Я с некоторой враждебностью взглянул на девушку, столь безапелляционно вторгшуюся в МОЙ мир. Она с удивлением перехватила мой взгляд, но, видно, истолковала его по-иному.
     - Ну, мне пора, пора родители не спохватились. Может, свяжемся, мало ли что.
     Мы обменялись телефонами и контактами в соцсетях.
     - Пожалуйста, отвернитесь, я, наверное, не смогу, когда смотрят, - застенчиво сказала девушка.
     Нашла, чего стесняться. Но я повернулся к ней спиной, вглядываясь во мрак на границе света. Мне опять почудился чей-то взгляд, но это могло быть возбуждением нервов от встречи с девушкой. Когда я снова обернулся, она исчезла.
     Вечером я пытался связаться со Светой, но в сети её не было, а на телефонные СМС-ки она не отвечала. На другой день я отправился в Место сразу после школы и с удивлением обнаружил девушку сидящей в моём кресле. Выражаясь образно, на ней не было её симпатичного личика. Вместо него был сплошной ужас.
     - Я не могу вернуться, - прошептала Света.
     - Как это не можешь? - глупо переспросил я.
     - Вот так, - ответила Света с некоторой злостью. - Кучу раз пыталась, никак.
     - Подожди, ты всё делала правильно?
     - Правильно - неправильно... Как раньше получалось, так и делала! - она нервничала всё больше.
     - Давай сейчас. Дыши глубоко и часто, пока не закружится голова. Сильно закружится. Затем резко обернись. Очень резко.
     Она пыталась несколько раз, но безрезультатно. Я взглянул на кресло, и мне в голову пришла идея.
     - Давай попробуем вместе. Если я смог перетащить кресло, может, смогу и тебя.
     Я обнял её и крепко прижал к себе. Такая близость мягкого женского тела вызвало во мне некоторое волнение, и я ощутил, что она мне не вполне безразлична. Я не знал, что получится в итоге, мне никогда ещё не приходилось перемещать вещи такого размера и веса. Я глубоко задышал, напрягся и закрыл глаза... В следующее мгновение я стоял в своей комнате один.
     - Не получится, - грустно сказала Света, когда я вернулся.
     - Почему?
     - Потому, - с ещё большей злостью ответила она. - Потому что ты должен вернуться в Москву, а я в Новосибирск. Вместе мы не можем вернуться сразу в два города.
     - Значит, придётся подождать кого-нибудь из Новосибирска, - не слишком удачно пошутил я и тут же пожалел об этом. В глазах Светы были слёзы.
     - Я, наверное, никогда не вернусь.
     Так начался новый этап моей жизни. Теперь я должен был заботиться о Свете. Втайне от родителей я переносил всё, что мог отыскать. Проблемнее всего было с женскими вещами, их необходимо было приобретать в магазине, а карманных денег было немного. Я приобрёл второй фонарик для Светы, мощнее моего. Вдвоём мы собиралиссь сделать самую крупную вылазку во тьму в надежде обнаружить хоть что-то. Под напором двух лучей мрак отступал, оставляя пустоту. Мы значительно расширили свои световые владения, но продвигаться дальше нам казалось бессмысленным. Однажды я в одиночку прошёл с километр, оставляя за собой световой коридор, но всё было одно и то же. Мои частые исчезновения забеспокоили родителей, они опасались, что я связался с дурной компанией. К тому же я начал пропускать уроки, снижая успеваемость, а дело неумолимо приближалось к выпускному и дальнейшим хлопотам по выбору вуза. Вероятно, мне следовало пойти по учёной стезе, посвятив жизнь изучению этого удивительного феномена, но мои успехи в школьных точных науках, прежде всего в физике, были настолько скромны, что думать о дальнейшей учёном поприще не приходилось. Я решил идти в экономический. Число и продолжительность перемещений пришлось сократить. На удивление быстро Света успокоилась и в какой-то степени смирилась со своей участью. Но надежда, пусть даже в виде неизвестного из Новосибирска, не покидала её.
     Ещё в начале нашего странного сожительства на одном новосибирском сайте я наткнулся на объявление о пропаже девушки с фотографией Светы и сразу же бросился к ней.
     - Возьмёшь мой смартфон и отправишь с него письмо на имейл матери, - сказала она, подумав. - Я напишу, что надолго уехала с парнем и со мной всё в порядке. Пусть особо не волнуются.
     - А раньше ты уже сбегала из дома?
     - Никогда.
     - Думаешь, теперь поверят?
     - Составлю убедительный текст в своём стиле с парой интимных деталей. Мать меня сразу узнает. Она...
     Неожиданно в глазах Светы блеснули слёзы. Она отвернулась.
     - Можешь идти. Потом за смартфоном... э... зайдёшь. Я пока подумаю, что написать...
     Однажды мне пришла в голову идея самому съездить в Новосибирск, проникнуть в Место и оттуда и вернуться со Светой. Но оказалось, что она не помнит точное место (ЗДЕШНЕЕ место), откуда переместилась в последний раз. Где-то на улице внезапно сильно закружилась голова, ощущения были совсем иные, чем прежде, вплоть до тошноты. Здесь же требовалась точность до миллиметра, и я отказался от своего замысла.
     Сейчас мне двадцать восемь. Я окончил институт, устроился на работу, живу отдельно от родителей. Холост. В этом мире. Никто не может помешать мне посещать Место в свободные от работы часы. Теперь я беспрепятственно мог приобрести и перетащить  в него всё, что хотел. А требовалось достаточно много. Не для меня.
     Каждый день после работы я посещаю супермаркет и покупаю что-нибудь вкусное. Света ужасная сладкоежка.
     Удивительно, что за всё это время мне не приходила в голову простая и страшная в своей простоте мысль: а не возникнет ли момент, когда я сам не смогу вернуться назад? Видимо, подсознательно я отметал эту возможность как невозможную. Трагедию Светы я в некоторой степени объяснял для себя тем, что она по какой-то чудовищной ошибке попала не в СВОЁ место. Нарушился неведомый механизм, чужое пространство, впустив, обратно уже не выпускало. Несколько раз проскочило, а потом что-то заклинило. Но это всего лишь гипотеза, разумеется, далеко не научная. Но я же и не учёный. Я экономист.