66. Аз есмь червь, а не человек

Ольга Кузнечик
Краткость - сестра таланта.
Общераспространенное выражение.
Что оно означает?
Полную ересь.
Потому что талант - это монета.
У монеты - может быть сестра?
Потому что талант - это жизнь.
У жизни может быть сестра?
Потому что талант - это дар Божий.
У дара Божиего может быть сестра?

Так что же тогда краткость?
Искусство сокращать?

***
Однако к заглавию: отцы церкви учат чувствовать себя человеком "хуже всех".
Легко любить любящих Бога, легко любить любящих тебя, и так трудно - подставлять вторую щеку, прощать обиды, сносить поношения, побои и так далее.

Насколько же более трудно чувствовать себя хуже человека, который не любит ни тебя, ни Бога, который бьет тебя, ворует у тебя, издевается и - не кается, не просит прощения...

Как это возможно - почувствовать себя хуже откровенного и неприкрытого грешника?

Один из вариантов ответа скрывается в Ареопагитиках:
- Бог есть Причина всего сущего.
- Божии - в силу закона подобий - причины сущего вокруг божиих.
= если божиего бьют, если у него воруют, если перед ним не извиняются - это означает только одно: божий ворует у Господа, в чем-то не раскаялся, и вообще допускает что-то, какую-то в себе навертел дыру, через которую в него лезет Божественное возмездие по правилу "око за око".

И это позволяет не только нудно и натужно, по слову отцов церкви, заставлять себя думать: "О, я - хуже всех", надеясь, что Бог и это вменит в праведность, это дает возможность бесстрастно и спокойно осознавать:

- я на самом деле хуже тех, кто не любит Бога и меня, Божиего
- потому что я - причина того, что они не любят Бога и меня, Божиего
- потому что я - застилаю им божественный свет. Они пребывают в моей тени, мудрено ли, что они бродят в потемках?
- удивительно ли, что они не видят Бога - в моей тени?
- удивительно ли, что они не любят Бога - коли Он попустил мне заслонить им божественный свет?

Бесстрастно, не впадая в отчаяние: "И что делать? Мне - упасть с неба, как небезызвестный денница? Грешить, лишь бы ни над кем не возвыситься?".
Спокойно, осознавая простое:
- достаточно понять причину происходящего
- потому что понимание - это один из способов соединения с Логосом
- Который все это знает и видит гораздо лучше нас
- и достаточно только попросить Его: "Господи, если хочешь - можешь очистить меня!"

И тогда Господь провертит в человеке дыру, через которую свет будет падать на тех, кто в тени. Потому что это - только справедливо:
- если я - хуже тех, кто в моей тени, значит, во мне надо сделать дырку
- чтобы и мне не становиться тише воды и ниже травы ("ниже плинтуса", если по-городскому), и им, которых я хуже, не озлобляться ни на меня, ни на Бога.

Однако искусство сокращать требует хайку:

Я - хуже других,
потому что я - солнце.
Бог создал меня.