Как прапорщик командиром роты стал

Иван Паршиков
Как прапорщик стал командиром роты? Такого не бывает!", – удивятся те, кто служил в армии. И будут правы, однако помните анекдот: "Сынок, крокодилы летают, но только низенько-низенько над землёй". Так и в моём случае "крокодил полетел". Те же кто близко возле армии не стоял, интересного момента, что прапорщик стал ротным, не поймут. Они судят о прапорщиках из анекдотов, и фильмов типа "ДМБ", ну ещё по прапорщику Шматко из сериала "Солдаты". Кстати, лично мне Шматко нравится. Ярый прапорюга.

Вы никогда не задумывались, почему о прапорщиках, как и о Василии Ивановиче с Петькой очень много анекдотов гуляет по весям российским? Это же плоть от плоти народные герои, которых любят и над которыми смеются. Любой солдат отслуживший в армии навечно запоминает своего старшину роты, ротного-комбата, а тем более командира полка он может забыть, а вот старшину никогда. Я на всю жизнь запомнил своих старшин, прапорщика Альберта Челконаса и прапорщика Олега Владинцева. У одного был позывной "Лабус", от национальности литовец, а второй, второй "Плюшкин". Объяснить отчего Плюшкин? Не надо и так понятно, что в кладовой-каптерке у него было всё!

Но главным образцом старшины роты для меня был и остаётся старшина роты, которой командовал я - старший прапорщик Ильюшин Михаил Николаевич. Это был Старшина с большой буквы. Я ещё напишу и расскажу об этом замечательном человеке, настоящем отце солдат и двух своих родных сыновей -подполковнике и старшем лейтенанте, которые на данный момент проходят службу в ВС РФ.

Пока же байка о нем. Как-то после волейбола (спортзал в городе для офицеров и прапорщиков) едем в часть, я Михаилу Николаевичу говорю:

- Старшина, пора тебя награждать, завтра прибыть в парадной форме,- ляпнул и забыл. Утром сижу в канцелярии, слышу по центральному проходу - звяк, звяк, звяк. Думаю: "Что за черт",- а это старшина медалями трясет в парадной форме одежды. Пришлось бутылку выкатывать, а то разговаривать со мной перестал. Все выполняет, но молчит как собака Павлова.

Я же отвлёкся от основной линии о том: «Как прапорщик стал командиром роты».

Осень 2009 года. По стране катятся военные реформы "фельдмебеля" Сер Дюкова. В начале октября нас офицеров и прапорщиков, а также военнослужащих по контракту 2256 центральной артиллерийской базы боеприпасов вывели за штат. У меня за плечами на тот момент было 32.5 года календарной службы в ВС СССР и РФ и был я командиром технической роты этой самой 2256 базы ГРАУ. Так как предельный возраст прохождения службы мною был уже давно преодолён и то, что стараниями команды Сердюкова (улыбаюсь) я был обеспечен постоянным жильём – квартирой, для меня был один вариант дальнейших действий - увольнение даже не в запас, а в отставку.

Поэтому по приказу командования роту я передал - сдал, акты приема - сдачи подписал, попрощался с личным составом роты, пожав каждому руку, окинул взглядом свою канцелярию (на фото) и на выход из армии. Ждать приказа об увольнении, который случится через 9 месяцев. А всё от того, что целый год округ считал мою выслугу лет. Хотя что было её считать? 7 мая 1977 года я был призван в ВС СССР и всё, далее только служба, тем более справку из военкомата о призыве я предоставил, но увы и ах.


А начиналось всё так хорошо. Я с детства бредил армией, у меня даже кличка в школе была "генерал Шерман", почему "Шерман", не знаю. Для меня же был примером мой родной дядя Михаил Иванович, гвардии капитан ГБ, прошедший всю войну и сложивший (погиб) голову на Украине в 1949 году. А также двоюродные братья - все погранцы. Поэтому училище и училище пограничное, что я и выполнил после окончания десятилетки.

Летом 1976 года я сдал на «хорошо» и «отлично» экзамены в Голицинское Высшее пограничное военно-политическое училище и. И не дожидаясь приказа о зачислении написал рапорт начальнику училища, даже сейчас помню-генерал-майору Чиркину, об отчислении меня. Командир роты абитуриентов уговаривал меня порвать рапорт:
- Жалеть в дальнейшем будешь!

Однако нет! Почему я ушёл из училища? Скорее от того, что деревенский мальчишка никогда далеко от дома не уезжавший -заскучал по дому - девчатам и тд. А к так далее относилось: друзья на гражданке девок обнимают, кадрят, а я дурачок голову в ярмо сам засунул! Поэтому спустя годы я дважды ездил с сыном, когда он поступал, сначала в Кадетский корпус МО РФ, а потом в ВВУЗ. Просто своим присутствием поддерживал его. Однако сын сам выбрал путь и не моя вина в том, что он уже капитаном Российской армии уволился из рядов ВС РФ. Это жизнь. Вместе с сыном мы отслужили в армии без малого (48 лет) полвека. Думаю, долг русских мужиков перед Родиной мы выполнили.

После училища я в том же году ещё успел поступить в Новосибирский педагогический институт, но увы и там я не учился. На следующий год меня призвали в ряды Советской армии на срочную службу. Попал я служить в 44-ю учебную дивизию ВДВ (Гайжюнай, Литовская ССР, КПрибВО ) . 300 учебный батальон связи дивизии размещался в Каунасе городе на Немане реке. По окончанию учебки, я в звании ефрейтора и специалиста засекречивающей связи 3 класса, убыл для дальнейшего прохождения службы в 105 гвардейскую ВДД (Фергана) в 730 гвардейский ОБС.

Я думал, что отслужу два года в армии и всё долг отдал - гражданка. Однако сложилось всё по другому - армия не отпустила. Срочный сержант, начальник аппаратной, старшина роты, кандидат в члены КПСС и в итоге с мая 1979 года сверхсрочная служба в ВС СССР. Служба проходила в различных округах-группах войск, в разных родах войск и что главное-на разных по роду деятельности должностях. Прапорщик же по большому счету — это не звание, а профессия (улыбаюсь).


В итоге в 2003 году я командир эксплуатационно-технического взвода-начальник котельной арсенала 2 разряда ГРАУ МО РФ в КСибВО. На этой должности я лежал уже почти 10 лет. "Почему лежал?", - спросите вы. А потому что, прибыв в 1994 году для прохождения службы на арсенал в Сибирском округе из Краснознаменного Туркестанского Военного Округа я принял разваленный (дисциплина) отдельный взвод. И что главное загробленную котельную части - сердце по великому счету отдельно стоящего военного городка в Сибири. Как мне посоветовала прапорщик-женщина в отделе кадров части: "Ни в коем случае не соглашайтесь на должность командира ЭТВ -начальника котельной - ищут козла отпущения!".

Но должность пришлось принять и козлом отпущения я никогда не был ранее и тогда не стал. Через год начальник арсенала полковник Владимир Кривенко сказал:

- До прихода Ивана я был капитаном 1 ранга, в помещениях части как в море всегда холодно, а в котельной везде вода и туман-дым…Теперь же я сухопутный полковник и спасибо ему (мне) за это.
Если коротко, то за два года я со своим личным составом отладил систему жизнеобеспечения части и, и правильно в дальнейшем лежал на должности, ибо всё было отлажено- фунциКлировало… И мне было скучно. И вот тогда в 2003 году командир части, полковник сделал мне предложение, от которого нельзя было отказаться:

- Принять техническую роту!
=======

Продолжение следует.