Мама, ты веришь в Бога?

Мария Орфанудаки
Позавчера прихожу с работы домой. Соня рисует в комнате. Спрашиваю ее, будет ли она ужинать со мной? Разделит ли компанию? Дочка соглашается.
Иду на кухню. Надеваю кухонный фартук, начинаю готовить ужин на скорую руку. Режу овощи для салата. Приходит Соня. Ей скучно в комнате одной. Садится за кухонный стол, продолжает рисовать и между делом заводит беседу о вере.
Она:
- Мама, ты веришь в Бога?
- Да.
- А я не верю. Вот, что для тебя Бог?
Соня - это Соня... Умеет не к месту задавать неожиданные или щекотливые вопросы, на которые не сразу-то и ответишь.
Думаю, молчу некоторое время. Из раздумий выдергивает Сонино:
- Мама! Почему молчишь?
- Не хочется заводить долгий и обстоятельный разговор на эту тему. Скажем так.
Для меня Бог - это Высший Разум. Некая Сила, которая создала все. Которая содержится в каждой частичке, молекуле, атоме. Для меня это - мудрость, свет, доброта и и бесконечная любовь.
Соня выслушивает меня а потом продолжает:
- А я - атеистка. Не верю в Бога. И Лиза (старшая сестра) не верит. И все мои друзья тоже в него не верят. Бога нет.
Дочка начинает поименно перечислять всех своих друзей, таких же, как она "неверующих Фом".
- Мама, ты на меня за это не злишься?
- Отнюдь. Злиться-то за что? Я и доказывать тебе ничего не буду. Каждый имеет право на собственное мнение. У меня оно свое, у тебя свое. Я считаю, что без веры - человеку тяжело. Во время Великой Отечественной Войны это даже Сталин понял. Вернул народу веру.
- Мама, а кто такой Сталин?
- Ты - дитя своего времени. Сталин - это человек, который создал и подчинил себе огромную империю. Он был величайшим, не имеющим себе равного в мире, диктатором. Но мы говорили с тобой о вере.
- Мама, ты сама крестилась?
- Нет, меня бабушка крестила, в тайне от родителей. Думала, что я болеть после этого меньше буду. Я часто в детстве простужалась. Тогда было другое время. Советское. Если бы у родителей на работе об этом узнали, то у них были бы неприятности. Обсуждения, выговор. Отца бы даже из партии могли отчислить. Помню, как я ходила в школу. На шее - пионерский галстук, а под ним - церковный крестик. Боялась, чтобы в школе никто не узнал.
Соня внимательно слушает мой рассказ, даже карандаш в сторону отложила.
- А что было потом?
- А потом прошло три-четыре года и в стране резко все изменилось. Креститься стало модным! Понимаешь? Не нужным! Не важным! А именно, модным и повальным явлением. Помню, как я приехала в Зеленогорск, что на Финском заливе, зашла там в церковь у шоссе и вижу картину... Внутри церкви множество людей стоят полукругом. Человек так сто и всех их по очереди священник крестит. Одного за другим. Какое уж тут таинство крещения? Подростки - сережки в виде крестиков в ушах носили.
- Интересно! - говорит Соня, - ты все это помнишь?
- Конечно, помню. О вере, о Боге нельзя сказать двумя словами. Сколько во имя веры было совершено жестокостей и насилия? Сколько развязано войн? Очень много... Вера делает человека лучше, чище, добрее, мудрее. Человек должен тянуться к Богу, как росток к солнечным лучам. Вставать на цыпочки. Поворачиваться в сторону света. А не тянуть Бога на себя, как край ватного одеяла. В этом и разница... Люди в понятие веры вкладывают разное, доченька. Так что, выбирать, конечно, тебе. Только прошу тебя, не говори об этом с гордостью, хорошо?
- Про что именно, мама?
- Про то, что ты не веришь в Бога.
Ужин давно приготовлен. За разговорами готовиться куда быстрее.
Соня ест салат и молчит. О чем-то думает. Сижу за столом, напротив нее. Подцепляю с ее тарелки на свою вилку кусок помидора.
Соня протестующе восклицает мне:
- Эй! Ты что делаешь?
- Соня, а Бог велел делиться, - улыбаюсь я, - тот самый Бог, в которого ты не веришь....