Байки из жизни авиакосмического КБ

Лидия Нарицына
  ***     История "почти романтическая"....

          В КБ меня пригласили на должность начальника группы в сектор патентно-технической информции. Начальник сектора Александр Кельманович поставил мой рабочий стол напротив своего рабочего стола и слушал меня очень внимательно и смотрел с нежностью. В мои обязанности входило прочитать всю поступившую техническую информацию с грифами "секретно" и "для служебного пользования"  и расписать её для ознакомления специалистам по профилю их деятельности. Эта работа занимала в 1-3 утренних часа. Начальник сектора в это время ходил на производственные совещания,контактировал с руководителями КБ, ну и конечно же курил с коллегами на специально отведённых площадках. Я возвращалась на рабочее место и он обязательно строго так, тоном мужа разыскивающего пропавшую жену, спрашивал: "Где ты была? Почему так долго отсутствовала на рабочем месте?" После меня в наш сектор был принят Юрий Григорьевич и Александр Кельманович переключил свое пристальное внимание на него. Наша старшая переводчица,весьма оригинальная дама, Тамара Ивановна сказала мне: "Всё больше он не будет вас внимательно слушать и нежно смотреть.." "Слава Богу! - ответила  ей - не очень то удобно работать под бдительным,хотя и "нежным" взлядом..." Техничка,убиравшая наш рабочий кабинет (нас там было 13 чел.) заметила: "А я думала, что вы с Кельманычем муж и жена"...

   ***    История детективная...

          В конце марта 1975 года наш начальник уехал в командировку и поручил мне за время его отсутствия исполнять его обязанности начальника сектора. Попросил первым делом посмотреть ещё раз уже напечатанные материалы секретной заявки на предполагаемое изобретение и отправить их в Комитет по делам изобретений.Вновь поступивший к нам в сектор Юрий Григорьевич выразил свое недовольство ,что это дело поручено мне - руководителю информационной группы,а не ему- руководителю  патентной группы,на что начальник ему ответил, что я являюсь квалифицированным патентоведом,а он только учится,работая у нас в секторе около  2 месяцев. На следующее утро - это было 1 апреля,понедельник- и у нас,как везде в те времена, была политинформация - обзор последних известий по свежим газетам и выражение одобрения генеральной линии партии и правительства - читала  её очаровательная переводчица Зульфирочка, и в это время явился Юрий Григорьевич с сеткой,через которую просвечивала 3-х литровая банка костяники... Зульфирочка была на последнем месяце беременности, когда многим часто хочется чего-нибудь кисленького, и она воскликнула: "Ой ! костянка.." "Да,- ответил ей Юрий Григорьевич - я принес её для моего друга Лепёшкина, у него больные почки..."
          После политинформации я пошла в режимный отдел для просмотра материалов заявки на предполагаемое изобретение и пригласила с собой Юрия Григорьевича, чтобы он знакомился с работой, которой ему предстоит заниматься. Читаю один лист за другим и передаю ему на соседний стол. Оглянулась, а он сидит с отсутствующим взглядом и как бы очнувшись, говорит мне: "Я потом ознакомлюсь с этим материалом, а сейчас прошу вас разрешить мне уйти с работы на 2-3 часа. Меня вызывают в музучилище, где учится моя дочь. "В это же день по КБ прошёл слух, что пропал Лепешкин, активист, руководитель добровольной народной дружины, которого считали другом Юрия Григорьевича. Я, к сожалению, Лепёшкина не знала, видела только несколько раз, когда он приходил к Юрию Григорьевичу, и они тихо беседовали в коридоре. Старшая наша переводчица Тамара Ивановна каждый день, обойдя все этажи КБ и ознакомившись со всеми местными новостями (кто женился,кто развелся, у кого с кем роман...) принесла подробные толкования о пропаже Лепёшкина и, обращаясь к Юрию Г., сказала: "Юрий Григорьевич, а почти все в КБ говорят, что вы знаете, где Лепёшкин..." На что Юрий Г.ей ответил: "А вы знаете, Тамара Ивановна, я держусь подальше от этих разговоров и этого события..." Через неделю приехал Александр Кельманович и стал расспрашивать у нас, что случилось и Юрий Г.сказал, обращаясь ко всем: "Так как все в КБ считают нас с Лепёшкиным друзьями, вас всех будут допрашивать, что вы можете сказать о моем присутствии на работе и поведении 1-го апреля..." На что я заметила: "Конечно же мы будем говорить только правду..." "Я вас всех об этом и прошу", - заявил Юрий Г.
          А дня через три после возвращения начальника из командировки мы собирались всем своим коллективом на новоселье к одному из наших коллег, и наш начальник попросил имеющего личный автомобиль Юрия Г. привезти на новоселье наш общий подарок - торшер, а утром попросил меня сообщить в табельную КБ, что все наши сотрудники на работе, хотя Юрия Г. не было... Вечером на праздновании один из гостей -  работник режимного отдела сообщил нам, что Юрий Григорьевич арестован по подозрению в убийстве Лепёшкина и уже сознался... Мы все были в шоке... Я могла себе представить, что Юрий Г. знал,что с Лепёшкиным - поскольку, как выяснилось потом по словам жены Лепёшкина, возил  желающего приобрести в личное пользование хотя бы подержанную автомашину Лепёшкина по адресам предполагаемых продавцов, и можно было предположить, что кто-то из предполагаемых продавцов, скажем, мог убить Лепёшкина с целью ограбления... Но чтобы это сделал "друг" - с виду очень интеллигентный и воспитанный человек представить было невозможно... Нас  всех допрашивали и до ареста Юрия Г.и после. Александр Кельманович на допросе ещё до ареста (он мне сам об этом рассказал)  сказал следователю: "Ну не знаю, что он у вас тут натворил, а у нас он отличный человек, добросовестный работник, отличный специалист..." А когда я задала Кельманычу вопрос: "Хорошо ли и давно ли он знал Юрия Г.,может быть, работал с ним вместе?" Он мне ответил,что знал его очень поверхностно, как многих специалистов нашего многолюдного КБ, с кем не имел  непосредственных производственных отношений. И задал мне Александр К.встречный вопрос о том, что я сказала следователю о Юрии Г.(тоже ещё до его ареста). Я ответила,что сказала следователю, что Юрий Г.в нашем секторе менее 2-х месяцев, можно сказать, что ещё не работает, а только  осваивает нашу работу; что меня удивил его(ещё не старого человека) уход с должности начальника сектора в серьёзном производственном отделе с гораздо более высокой зарплатой на должность начальника группы в нашем секторе с гораздо меньшей зарплатой, а вообщем-то он производит впечатление очень культурного, воспитанного человека - помогает дамам, приходящих по делам в наш сектор, снять и повесить пальто... Больше всех после ареста Юрия Г.волновалась Тамара Ивановна: "Ведь он же мог и меня убить, - говорила она, - ведь я столько раз сказала ему при всех, что все в КБ говорят, что он знает, где Лепёшкин..."
          Надо сказать, что довольно быстрое расследование было проведено, благодаря энергичности жены Лепёшкина, она жаловалась в прокуратуру и ходила на прием к главному прокурору города и рассказывала о своих подозрениях в отношении Юрия Г. Причиной убийства стали - деньги и очень большое желание Лепёшкина приобрести личный автомобиль. Все жившие в те времена граждане СССР знали, как трудно купить новый автомобиль (многолетние очереди в автомагазинах,"блат",распределение по месту работы с одобрением месткома, парткома...). Многим сильно жаждущим приходилось покупать подержанные авто. А тут активисту, начальнику народной дружины и вообще добросовестному работнику Лепёшкину был выделен талон на приоретение личного авто к 30-ти летию со дня победы в ВОВ... И тут же в местком поступила анонимка, что талоны на приобретение автомашины к такой дате нужно давать ветеранам ВОВ, а не молодежи, хотя и заслуженной, Лепёшкину было кажется менее 40 лет... Потом можно было догадаться кому принадлежала анонимка... Расстройство Лепёшкина по поводу лишения его права на приоретение авто не знало границ, и он решил купить срочно хотя бы подержанный автомобиль, в чем ему вызвался помочь "друг" Юрий Г., пригласивший его утром в свой гараж и застреливший из обреза... Потом в рабочем столе Юрия Г.наши режимщики всё перерывшие после его ареста нашли даже схему с какого места в гараже нужно было сделать точный выстрел... А следователь, ведущий дело Юрия Г., подвел под него теорию в духе Достоевского, что "друг"  Юрий Г. считал Лепёшкина серым, низменным человечком, не заслуживающем такого блага, как личный автомобиль... Приговорили Юрия Г. к пожизненному заключению... А его младший брат, работавший тогда тоже в нашем КБ, не вынес позора и покончил жизнь самоубийсвом... КБ и курируемый завод,а также и весь наш город ... долго обсуждали это преступление.
          Самым значительным конструктором у нас в КБ был заместитель главного  конструктора Юлий Владимирович, у него был просторный кабинет, в котором обычно дожидаясь своей очереди по решению срочных технических или производственных проблем сидели человек 15 специалистов КБ и завода. Мы также подписывали многие
свои документы у него. И вот, спустя небольшое время после описываемого выше события, я зашла в кабинет Юлия В. подписать материалы заявки на предполагаемое изобретение, и вдруг слышу, как беседующий с ним заводчанин, задает ему вопрос насчет убийства Лепёшкина. И тут же слышу ответ Юлия В.: "Начальник сектора патентно-технической информации был в командировке, а какая-то женщина (я работала в КБ тогда около года и многие меня не знали), которую он за себя оставил, отпустила Юрия Григорьевича утром с работы, он пошел и застрелил Лепёшкина..." Я отреагировала мгновенно - ответила Юлию В.: "Какая то женщина -это я, Юлий Владимирович. И  между прочим, отпрашиваясь у меня, Юрий Григорьевич мне сказал, что сам Юлий Владимирович меня всегда отпускал помочь купить автомобиль работникам нашего КБ.." Все ожидающие своей очереди специалисты воззрились на меня... Наступило неловкое молчание, а Юлий Владимирович стал красным, как рак..., но после этого случая он уже замечал меня в толпе сотрудников КБ и уважительно здоровался...

                * * * История  слегка юмористическая.....

В  нашем КБ работало много талантливых специалистов. Народ в большинстве умный,находчивый, бывалый. Многие месяцами "сидели на полигонах" ...Я по роду службы в основном общалась с руководителями отделов. Очень колоритной фигурой был начальник отдела испытаний Леонард Васильевич - очень эрудированный специалист,доктор технических наук, полиглот  - читал и переводил с английского,немецкого, украинского, польского языков...Он родился во Львове.
Леонард Васильевич большой красивый мужчина,в очках,обликом своим напоминал, описанного Л.Толстым в романе "Война и мир" Пьера Безухова...
А жена его Светлана Ивановна,работавшая в отделе стандартов, всегда ярко и даже вычурно одетая,помогавшая все отъезжающим и приезжающим продать и купить мебель,модные "шмотки", являла,казалось, полнейшую противоположность Леонарду Васильевичу,всегда задумчивому с каким-нибудь новым словарем под мышкой...
Я спросила Светлану,где она нашла  себе мужа. Она рассказала:" Смотрю ходит такой большой и добрый слон. Стала его приглашать в театры,на концерты..."
" Светочка, почему ж ты не можешь придать этому мужчине более респектабельный вид, зимой он ходит в суконных ботинках"прощай молодость"...  - задаю ей вопрос ,который обсуждали многие женщины КБ. На что она обыкновенно отвечала: " Ты знаешь, Лидочка (Валечка,Леночка...) у Лёсика такой большой размер ноги,что нет для него обуви в магазинах ( вообщем то это было правда,надо было нечеловеческие усилия предпринять,чтобы добыть что-то нужное..)"
Я попала с Леонардом Васильевичем на областной семинар НТО машпром. Обычно такие  мероприятия  проводились пару дней,за городом на чьей-нибудь базе отдыха...После докладов,обсуждений,принятия решений обычно все на лыжи...А Леонард Васильевич ходит, как всегда, с кучей словарей ( он уже  обследовал  ближайшую библиотеку )и пачкой иностранных газет под мышкой....Я говорю ему:" Леонард Васильевич погода чудная,чистый блестящий снег,все на лыжах,а вы опять с литературой.."
"  Вы знаете ,Лидия  Ивановна" -отвечает он мне с юмором -нет там лыжных ботинок моего размера я даже армию служил в тапках,не могли найти для   меня сапоги моего размера..."
Идет открытое партсобрание,с присутствием беспартийных руководителей подразде-лений,тем более,что их большинство, в том числе и Леонард Васильевич...Один из обсуждаемых вопросов -потеря по пьянке партбилета ( уже не однократная...), собрание решает восстанавливать или нет этого члена в партии...В средних рядах оживление и смех,Леонард Васильевич говорит достаточно громко:" Не надо засорять ряды беспартийных..."
К нам из Красноярска перевели нового заместителя главного конструктора В.В. Курилова. У Леонарда Васильевича уже готов гуляющий по КБ стих на эту тему " Всех в дерьмо нас тычет рылом Виктор Власович Курилов".....
Уже в 90-е годы начался развал предприятий и дикие задержки зарплаты...Леонард Васильевич,находясь долгие недели на полигоне, шлет директору объединения телеграмму ПРИШЛИТЕ ТЫСЯЧУ ЦЕЛУЮ КОМАРЕВИЧ...Директор спрашивает что- й то он меня целует,на что Леонард Васильевич отвечает:" С чего бы мне его целовать,я требовал прислать мне целую тысячу рублей,а не копейки,как подачку... 
  Директор новый, отвратительный,злопамятный по сути человек с удовольствием и в свою пользу помог разграбить объединение,пользуясь создавшимся в стране положением...потом его всё же убрали по просьбе коллектива объединения...
Я довольно часто заключала с Л.В. договоры на перевод нужной информации с
 известных  ему  языков (кроме немецкого,у нас было достаточно российских немцев с приличным знанием языка...) Когда он получал денежки за переводы мои девочки говорили ему:" Вот вы получите деньги и потратьте их сами,на что вам нужно,на те же словари,например..." На что он непременно отвечал:" Нет, пусть получит Светлана Ивановна,она знает, как их потратить..."
Давно уже нет этих интересных людей на свете.Светочка умерла вперед, и сколько я ей не звонила,она не хотела чтобы её видели замученной болезнью. Леонард Васильевич не смог долго прожить без неё,умер очень быстро вслед за ней...И даже их единственный сын Василий Леонардович не на долго пережил родителей...Остался где-то в России внук полный тезка деда  -  Леонард Васильевич Комаревич....