210 Оказывается, всё всерьёз! 21 марта 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

210. Оказывается, всё всерьёз! 21 марта 1973 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск, Среда 21 марта 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 0.5°C, средняя: плюс 1.8°C тепла, макс.: плюс 4.9°C тепла, без осадков.

Стопку книг и брошюр для служебного пользования с руководящими документами по организации воспитательной работы на кораблях ВМФ СССР я "пробежал" относительно быстро. Однако "прорабатывать" их, то есть составлять свои предложения по организации культурного досуга личного состава экипажа БПК "Свирепый", оказалось трудно, потому что руководящих документов, обязательных для соблюдения и исполнения, оказалось, до ужаса, много.

Оказалось, что организация культурно-досуговой работы в Вооружённый Силах СССР осуществляется дирпективно на уровне Министерства обороны СССР, что существует масса приказов МО СССР, изданных на основе специльаной директивы МО СССР, которая тоже основана на специальных нормах уставов гарнизонной и караульной службы, внутренней службы, корабельного устава, а также специальных и общих законов СССР и Конституции СССР. В директиве МО СССР, в частности, указывалось, что "в обеспечении морально-психологическое состояние личного состава Вооруженных Сил СССР Российской Федерации имеет значение организация досуга военнослужащих, более полное использование в воспитательной работе возможностей культуры, искусства и спорта", что "кроме музейной и клубной практики имеет важное значение организация культурного досуга личного состава непосредственно в частях, подразделениях и на кораблях".

Например, Министр обороны СССР в своём приказе об организации культурно-досуговой работы в ВС ССР не просто, как обычно, приказывал, я прямо "требовал" от своих заместителей, главнокомандующих видами ВС СССР, командующих войсками округов, группами войск, флотами, армиями и флотилиями, командующих (начальников) родов войск, начальников главных и центральных Управлений МО СССР, командиров соединений и воинских частей, начальников учреждений, военных образовательных учреждении профессионального образования, предприятий и организаций МО СССР "осуществить практические меры но повышению роли и эффективности культурно-досуговой работы в обучении и воспитании подчиненного личного состава, реализации в войсках и силах флота действующего законодательства о культуре" (цитата из действующего РД МО РФ - автор).

Министра обороны СССР приказывал "считать основными задачами культурно-досуговой работы в армии и на флоте считать: воспитание средствами культуры и искусства у личного состава беззаветной преданности своему народу и Отечеству, верности конституционному и воинскому долгу; духовную мобилизацию военнослужащих на успешное решение задач военной службы и неуклонное выполнение требований воинской дисциплины; организацию полноценного досуга личного состава в целях поддержания на должном уровне его физического и морально-психологического состояния; приобщение военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей к национальным и общечеловеческим культурным и нравственным ценностям, самодеятельному творчеству". Министр обороны СССР приказывал "возложить руководство культурно-досуговой работой и ответственность за её качественное состояние в гарнизонах, частях, на кораблях и в подразделениях на соответствующих начальников гарнизонов, командиров частей, кораблей и подразделений, а непосредственную организацию и проведение этой работы - на заместителей указанных должностных лиц по политической части", то есть по работе с личным составом.

Прочитав эти строки, я очень обрадовался и возгордился. Прежде всего, я обрадовался не только важности своей новой политслужбы, но больше всего тому, что отвечает за культурно-досуговую работу на корабле лично наш командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров. При этом согласно приказу МО СССР непосредственно организует и проводит культурно-досуговую работу - замполит капитан 3 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин, а не я... "Ну!", - подумал я тогда, выплясывая в ленкаюте от ликования, - "Держитесь! Теперь вы у меня почешетесь!". Увы... Буквально на следующий день я понял, почему даже Министр обороны СССР в своём приказе вынужден был "требовать"... Культурно-досуговая раота с военнослужащими была важным делом, но делом в последнюю очередь в системе боевой и политической подготовки и традиционно "на остаточном финансировании"...

Всё равно, я взял на вооружение данный приказ и директиву МО СССР о развитии культурно-досуговой работы и впоследствии не просто на них опирался, упоминая их в нужный момент, цитируя и даже по памяти указывая их реквизиты. Прежде всего, в своих письменных предложениях и объяснительных (когда меня ругали за то, что я делал и организовывал - автор) я использовал точное цитатное изложение своих предложений и оправданий фразами из этих руководящих документов. Если мои непосредственные начальники, по незнанию или забывчивости, продолжали меня ругать и грозить всякими карами за "самовольство" и "самоуправство", то последующие поверяльщики из штабов и политотделов вставали на мою сторону, признавали мою правоту и признавали обоснованность моих действий. В этом был секрет моей успешной политслужбы и неформального лидерства в экипаже БПК "Свирепый". Именно в марте 1973 года во мне постепенно выработался практический принцип службы и жизни: "Лучшее правило - действовать по правилам". Действительно, кто едет или действует по правилам, тот не нарушает, а значит, не виновен... Вот так.

Однако, изучая и приспосабливая РД (руководящие документы) к условиям и обстановке на БПК "Свирепый" в данный момент, я выбирал только то и те положения этих нормативных актов, которые были возможны, близки и понятны мне, а средства для их исполнения и применения были на корабле. Например, мы могли выполнить требование приказа и директивы МО СССР в части обеспечения взаимодействия с учреждениями культуры, спортивными клубами, спортивными комитетами, офицерскими собраниями и другими созданных в ВМБ Балтийск общественными организациями в разработке и реализации культурно-досуговых программ и мероприятий, но я лично с такими организациями ни разу пока не контактировал. Поэтому мне пришлось "нажимать" на требование Министра обороны "полнее использовать имеющийся на местах арсенал средств культурно-досуговой сферы: литературу и искусство, печать, радио и телевидение, другие технические средства воспитания, а также спортивные и оздоровительные объекты, структуры туризма и экскурсий, любительской художественной самодеятельности и оздоровительного спорта.

Особо в своей записке и предложениях я выделил такое требование: "уделить особое внимание коренному улучшению культурно-досуговой работы на новых кораблях, в процессе выполнения личным составом учебных и боевых задач, а также организации отдыха непосредственно на кораблях и в подразделениях" (эту фразу из РД я немного подкорректировал - автор). Зато я точно процитировал фразу из приказа МО СССР в проекте приказа командира корабля о культурно-досуговой работе на БПК "Свирепый":
- Командирам боевых частей, групп, команд и отделений принять меры по участию в системе культурного досуга, спортивной и физкультурно-оздоровительной работы на корабле.
- С учётом имеющихся возможностей принять участие в создании на корабле самодеятельных творческих коллективов, спортивных секций и команд, систематически участвовать в литературных и музыкальных вечерах, викторинах, досуговых играх (кроме азартных), организованно посещать встречи с ветеранами, деятелями культуры и искусства, концертные выступления профессиональных и самодеятельных творческих коллективов, художественные и музейные выставки, спортивные и иные праздничные культурно-досуговые мероприятия.
- Организовать демонстрацию еженедельно (два раза в неделю) художественных и документальных кинофильмов, ежедневное прослушивание радио и просмотр телепередач личным составом экипажа корабля (слова "личным составом" я специально вписал, потом что это понятие неформально относилось только к матросам и старшинам - автор).
- В выходные и праздничные дни организовывать организованное групповое посещение личным составом экипажа корабля театров, библиотек, музеев, концертных залов, стадионов и других культурно-зрелищных и спортивных учреждений.
- Поручить координацию и организацию культурно-досуговой работы на корабле политслужбе ленинской каюты и корабельной библиотеки, а в боевых частях для её проведения назначать культорганизаторов.
- Политслужбе ленкаюты и корабельной библиотеке принять меры по улучшению деятельности библиотеки, создать необходимые условия для её посещения молодыми матросами, проходящими срочную военную службу, создать библиотечки-передвижки для личного состава, несущего боевое дежурство, а также принять меры к активному участию личного состава боевых частей в выпуске и оформлении боевых листков, молний и стенгазет в боевых частях корабля (я не хотел "отдуваться" один за всех - автор).
- Обеспечить сохранность и комплектование фондов корабельной библиотеки книгами и периодическими изданиями, а также необходимыми учебниками, справочными пособиями и энциклопедиями. В 1973 году провести инвентаризацию библиотечного фонда, изъять из обращения устаревшую и пришедшую в негодность литературу.

Я специально внёс в перечень библиотечной литературы учебники, пособия и энциклопедии, потому что после одной из "вечеринок в ленкаюте у Суворова" образовалась небольшая группа ДМБовских годков, которые так же, как и я, хотели подготовиться к поступлению в институты и училища. В записке и в проекте приказа командира корабля о культурно-досуговой работе на БПК "Свирепый" было ещё много разных слов, фраз, цитат и предложений, исходящих из РД (руководящих документов) МП СССР и приказов Главкома ВМФ СССР, но их я уде не помню. Там было что-то: о "формировании репертуаров коллективов художественной самодеятельности на основе лучших образцов национальной и мировой культуры, произведений искусства, воспитывающих патриотизм и любовь к службе на флоте и к Родине"; о "смотрах самодеятельного художественного творчества не реже одного раза в год"; об "укреплении материально-технической базы культурно-досуговой работы на корабле за счёт сэкономленных средств и добровольных взносов членов экипажа корабля"; об "исключении имущества ленкаюты и корабельной библиотеки не по функциональному назначению"; о требовании к начальству соединения боевых кораблей "обеспечить снабжение по установленным нормам ленкаюты и корабельной библиотеки БПК "Свирепый", кают компании офицеров и кают-компании мичманов, коллективов творческой самодеятельности корабля необходимой аппаратурой, техникой, музыкальными инструментами и другим имуществом для эффективного осуществления культурно-досуговой работы".

Работая над запиской и предложениями по культурно-досуговой работе на БПК "Свирепый", я узнал, что в соответствии с приказом МО СССР я могу пройти "профессиональную учебу на учебно-методических сборах культработников" - один-два дня один раз в два года, а также "напрямую" сотрудничать с редакциями газет "Красная Звезда" и "Страж Балтики". Координацию научно-методической работы в культурно-досуговой сфере должны были осуществлять отделы культуры и досуга Главного политуправления Министерства обороны СССР и политуправления флотов. Редакциям военных газет и журналов было приказано "регулярно освещать проблемы культуры и культурно-досуговой работы в армии и на флоте", а значит, принимать от нас соответствующие заметки и статьи.

Я исписал беглым почерком "кучу" листов свуоей "записки", но успел к сроку и утром в среду 21 марта 1973 года торжественно вручил их замполиту капитану 3 ранга Д.В. Бородавкину. Дмитрий Васильевич куда-то спешил, рассеянно выхватил у меня из рук мой труд и тут же убежал, на ходу приказав мне не отлучаться из ленкаюты и выполнять работы по плану. Я с удовольствием выполнил приказ замполита и всем, кто хотел меня привлечь к хозработам и нарядам службы корабельного наряда честно отвечал: "Никак не могу! Честно, выполняю приказ замполита "не отлучаться из ленкаюты". Сам маюсь, но жду указаний...".

Замполита не было до самого вечера, и дежурный по кораблю был свидетелем, как я торопливо поглощаю пищу в обед и в ужин, торопясь вернуться в ленкаюту. Вечером прибыл замполит, и тут началось что-то странное: он беспрестанно звонил мне в ленкаюту и спрашивал, уточнял, советовался и предлагал иные формулировки по тексту моей записки и предложений. Я отвечал, по памяти повторял написанное, согласовывал формулировки и недоумевал, почему он меня не призовёт к себе, чтобы на месте по единственному экземпляру рукописного текста всё исправить и написать правильно. Я слышал, как кто-то рядом с замполитом в его каюте печатал на портативной машинке и ещё больше недоумевал, потому что я печатал на машинке мастерски...

Что было с моей запиской и предложениями, я не знаю, но вскоре приказ командира БПК "Свирепый" о культурно-досуговой работе был объявлен на вечерней поверке и моя жизнь, служба и работа в ленкаюте начала точно соответствовать всему тому, что я писал, списывал и сочинял. В этом приказе не было только одного слова-понятия - "политслужба", потому что (так мне объяснил Дмитрий Васильевич Бородавкин) "для того, чтобы это понятие было в приказе, надо было добиться изменения структуры и штатного расписания корабля, а это практически невозможно, потому что за этим утверждённый свыше бюджет финансирования и куча согласований". Поэтому формально наш замполит и я, как его непосредственный помощник, как заведующий неформальной кают-компанией личного состава корабля, корабельный библиотекарь, художник, фотограф-летописец, редактор корабельной стенной газеты и организатор культурно-досуговой работы в экипаже БПК "Свирепый", так и не были оформлены как подразделение корабля, как отдельная политслужба, а жаль...

Не помню в какой день, но однажды очень поздно вечером, практически после отбоя, ко мне неожиданно пришёл Дмитрий Васильевич Бородавкин и вдруг подарил мне одну небольшую старенькую потрёпанную книжку - это была "Памятная книжка краснофлотца", изданная Главполитуправлением ВМФ СССР в 1943 году (Военмориздат). Дмитрий Васильевич немного с сомнением, но твёрдо потребовал от меня "хранить эту книгу как зеницу ока", "никому её не показывать", но "использовать в своей работе полностью и с умом".

- Смотрите Александр Сергеевич, - впервые замполит капитан 3 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин назвал меня по имени отчеству. - Я вам доверяюсь, поэтому не подведите меня, служите и работайте с умом, разумно, по уставу и по совести, так как вы это делаете.

Когда замполит ушей, я открыл первые титульные страницы "Памятной книжки краснофлотца", увидел портрет И.В. Сталина, прочитал первые строки преамбулы, созвучные тайному рукописному "Годковскому закону", который хранился у меня в моём рисовальном альбоме, и понял, что мне достался артефакт, раритет, настоящее сокровище, практически, свод законов и традиций советской военно-морской службы. С тех пор я начал сам себя называть "краснофлотцем". Вот так оказалось, что политслужба и культурно-досуговая работа на корабле - это всё всерьёз.

Фотоиллюстрация. Март 1973 года. БПК "Свирепый". Подарок заместителя командира корабля по политической части капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина - "Памятная книжка краснофлотца", разработанная Главным политическим управлением ВМФ СССР и изданная Военмориздатом в 1943 году. Эту книгу я берег как "зеницу ока", никому её не показывал и не давал, потому что на титульной странице был портрет И.В. Сталина и я не мог подвести своего начальника-замполита. Многие слова, выражения и нормы из этой памятной книжки краснофлотца соответствовали рукописному традиционному "годковскому закону", который оставили мне в мае-июне 1972 года на хранение и использование первые изначальные годки призыва 1969 года из самого первого изначального экипажа БПК "Свирепый".