На грани

Алексей Раздорский
          Бывают в жизни такие ситуации, когда ты сам чувствуешь – ещё один неверный шаг вперёд, и ты перейдёшь в разряд «безвозвратно ушедших». Ты всё понимаешь, но назад откатить ситуацию невозможно, и остаётся лишь ждать в эти доли секунды – что случится дальше.  Повезёт или нет… 
      Помню, как однажды, когда мне было лет двадцать пять, я после нескольких ночных учебных поездок по городу  решил самостоятельно съездить на работу на отцовском «москвиче». Утром выехал из окраинного района в другой конец Москвы. Сначала всё было хорошо, я почувствовал уверенность и даже разогнался почти до 80, но внезапно при повороте с набережной реки Москвы на Яузу налево неожиданно для меня зелёная стрелка выключается. Я резко жму на  тормоз, и мою машину разворачивает на 180 градусов правой стороной колёсами вверх так, что я  через открытое с моей стороны стекло чуть  не касаюсь щекой полотна асфальта. И именно в этот момент прямо перед носом у меня прокатывается громадное колесо грузового автомобиля, а за ним   с хрустом приближаются ещё такие же сдвоенные. Скажу честно – я не успел ни о чём подумать – просто замер в ожидании конца, но в самый последний момент  правая сторона  моего автомобиля плавно опустилась на асфальт, пропустив мимо большой страшный грузовик. Многие затормозили, крича что-то в мою сторону, а я с нарушением всех правил развернулся и поехал дальше мимо наблюдавшего ситуацию регулировщика, который только смотрел мне вслед и даже не пытался меня остановить. Сразу скажу – никакие сцены из прожитой жизни, как любят показывать в кино, я в уме не перелистывал.
   Не думал я о прошлом и когда на загородной трассе на скорости под сто столкнулся в лобовую с водителем шестёрки жигулей. Было это на узком повороте у подмосковной Салтыковки. Мужчина, как выяснилось, сильно пьяный,  возвращался с поминок и  уснул за рулём. Когда я увидел выскочивший на меня автомобиль, свернуть от него никуда не мог – только крутой кювет.  Сильнейший удар в мою часть, я с рулём в руках вылетаю из своей Нивы через лобовое стекло. То, что удар будет, я сообразил быстро и скрестил перед грудью руки, ухватившись что есть сил за рулевое колесо. Только подумал – конец, и никаких мыслей о прошлом! Множество ушибов, большущих синих пятен, но живой. Пьяному же водителю не повезло. Его машину разорвало пополам, двигатель и он сам отлетели в разные стороны. У моей Нивы смялись даже арки задних колёс, хотя удар был передний лобовой. Мужик был ещё жив, но врачи скорой отнеслись к нему пренебрежительно – протрезвеет, тогда и займёмся им. А он умер, так и не протрезвев… В общем, сам себя наказал, чуть не прихватив с собой и меня.
    На следующий день я приехал на место аварии забрать свою Ниву, предварительно заплатив охраннику проходной неподалёку, чтобы он присмотрел за машиной  до утра. Когда приехал на место, увидел, что всё, что можно было снять – колёса, двери, аудио – было украдено, а охранник только разводил руками, хотя по его хитрой пьяной физиономии я понял –  всё это дело его рук. Но главное – я выжил и до остального мне уже не было дела. Мастера распилили мою Ниву пополам, переднюю часть отправили на металлолом и предложили за 50 баксов приварить передок от разбитой сзади всмятку другой Нивы. Сварили, за 100 зелёных покрасили и сами же нашли мне покупателя за хорошую цену. Это был мой последний российский автомобиль. Я благодарен нашему автопрому за спасённую мою жизнь. А шестёрка жигулей встречного водителя оказалась «слабоватой»…
     Ещё бывают в жизни критические моменты, которые  длятся не доли секунды, а  чуть подлиннее, - одна – две. Но и в таких ситуациях я о прошлом не вспоминал. Как-то  решил растопить камин с помощью переносного газового баллона.
Штука удобная – разжигаешь костёр, размораживаешь  обледеневшие ворота, сгибаешь железяки. Всё прекрасно, если это на улице. А тут «чёрт дёрнул»  меня зажечь с помощью газового баллона камин на кухне. Баллон чуть «травил», но я думал, что это некритично, поэтому открыл форсунку и направил шипящий факел на дровишки. И тут внезапно пламя начало вырываться во все стороны из-под горелки, сильно нагревая баллон. Я уже горю - тлеет рубашка, дымятся волосы на руках и голове, шипят пузырями ладони от сильнейшего обжигающего жара. Баллон так разогрелся, что от боли я уже не в силах держать его в руках.  Выбежать на улицу не успею – уроню…  Взрыв неизбежен. И вот именно в эту секунду я по-настоящему испугался – вот так по глупости сейчас оборвётся моя жизнь. Дальше мои руки действуют самостоятельно, без участия моего мозга. Обратным вращением срывают форсунку с баллона, шипение прекращается,  и сразу же угасают длиннющие языки пламени. Выбегаю наружу и швыряю подальше обжигающий руки баллон. Пронесло! А буквально через пару дней вечерком жарим шашлыки и видим метрах в трёхстах на даче по соседству ярко красное зарево и сразу же вслед за этим слышим сильнейший взрыв, как на полигоне при выстреле артиллерийским снарядом. Потом дым, пожарище часа на два и периодические хлопки. У соседей «травил» газовый баллон. Взрыв, четверо погибших. Долго ещё о трагедии напоминали венки и букеты у ворот сгоревшего дома.
     Но я всё же о том, что когда ты «на грани», ты уже ни о чём не думаешь, а только ждёшь конца мгновенно развивающейся катастрофы. Другое дело – когда у тебя есть хотя бы пять – десять секунд на осмысление ситуации. Такое я тоже испытал. Как-то после очень тяжёлого переводческого дня в тесной синхронной кабинке организаторы бизнес-семинара пригласили меня и коллегу отметить успешное окончание работы. Важные персоны разошлись, оставив на столах шикарные виски, вина, закуски. Я «как следует» всего попробовал, пропустил полбутылки виски, элитного вина, закусил  деликатесами с грибочками и поздно вечером вернулся домой. Свалился в постель «замертво». Рано утром разбудили крики гулявшей молодёжи во дворе дома. Пытался подняться, но чувствую, что «отдаю концы». Сначала обездвижились и похолодели ноги, потом всё в районе живота. Мне трудно дышать. Пытаюсь шевельнуть руками – не могу. Хочу сказать жене – «Помоги», но челюсти не слушаются, а  изо рта вырывается только крик. Жена проснулась, быстро среагировала, стала бить по щекам, пытаясь меня расшевелить. А я только «угасал». Говорить уже не мог, но именно в те минуты в голове проплыли какие-то мимолётные картинки из моего прошлого. Скорая приехала быстро. Накололи, влили, воткнули капельницу, и я стал возвращаться к жизни. Хотели меня увезти, но я, почувствовав себя лучше, отказался от госпитализации, подписав необходимые бумаги. Как потом выяснилось – закупорился какой-то сосуд в голове, но организм направил кровоток по обходной мозговой артерии. Конца в тот день я избежал чудом, но теперь могу рассказывать в подробностях – что ощущаешь, когда «уходишь». Просто становится обидно, что так вот внезапно, без морально-психологической подготовки куда-то, возможно бесследно,  улетучиваешься.
      А вообще, если состояние «на грани» скоротечно, всё происходит намного быстрее, чем ты успеешь что-либо вспомнить или подумать. Так что лучше вообще об этом не размышлять, а жить спокойно, полагаясь на судьбу, но избегая глупых фатальных ошибок! Вот, собственно и всё, что чувствуешь, когда «на грани»…