10. Рождение, детство и юность Геракла

Юрий Козиоров
     1. О СЫНОВЬЯХ ПЕРСЕЯ. От Андромеды у Персея родились Перс, которого он отослал к Кефею и от которого пошел род персидских царей, Электрион, Алкей, Сфенел, Местор и Элей, которые оставались в Арголиде.
     Электрион, унаследовавший власть в Микенах и Тиринфе, женился на Лисидике, дочери Пелопса. У них родилась дочь Алкмена и множество сыновей, имена которых нам не понадобятся. Когда Лисидика несколько постарела, Электрион завел наложницу – фригиянку Мидею, от которой у него родился побочный сын Ликимний.
     Алкей женился на Астидамии, дочери Пелопса, у них родились Амфитрион и Перимеда
     Сфенел женился на Никиппе, дочери Пелопса, у них родился Эврисфей.
     Местор женился на Эвридике, дочери Пелопса, у них родилась дочь Гиппотоя.
     Для Элея, младшего сына Персея, дочери Пелопса не хватило*, и нам не удалось выяснить, на ком он женился и женился ли вообще.
     Гиппотою, дочь Местора, приметил Посейдон, похитил ее и перенес на Эхинадские острова, лежащие вблизи устья Ахелоя. Там после общения с Посейдоном у нее в положенное время родился Тафий, который колонизовал остров Тафос; люди, обитавшие там, назывались почему-то телебоями. У Тафия родился сын Птерелай, у которого Посейдон вырастил на голове золотой волос, делавший его бессмертным. У Птерелая родилось множество сыновей и дочь Комето.
     Когда Электрион был царем Микен, к нему явились сыновья Птерелая вместе с другими тафийцами и стали требовать возвращения удела, принадлежащего Местору, деду Тафия с материнской стороны. Электрион им отказал, и тогда те начали угонять его коров. Сыновья Электриона стали этому препятствовать, и в завязавшемся бою сыновья Электриона и Птерелая перебили друг друга. Из первых уцелел только один Ликимний, который был еще мал и в этом деле не участвовал, а из вторых – Эвер, который стоял на страже у кораблей.
     Тафийцы, кто смог убежать, отплыли, захватив угнанный скот, и продали его царю элейцев, но Амфитрион выкупил скот и пригнал его обратно в Микены. Так как Электрион желал отомстить и за гибель сыновей, и за угон стада, он передал правление и свою дочь Алкмену на попечение Амфитриону, а сам стал готовиться к походу на телебоев. Однако получилось так, что во время передачи стада одна из коров отбилась и стала убегать, Амфитрион метнул в нее дубину, которую держал в руке; дубина же от рогов коровы рикошетом попала в голову Электриону и убила его наповал.
     Воспользовавшись этим, Сфенел изгнал Амфитриона из Арголиды и сам захватил власть над Микенами и Тиринфом. Городок Мидею, где он сидел до этого, он передал сыновьям Пелопса Атрею и Фиесту. Амфитрион вместе с Алкменой, Перимедой и Ликимнием прибыл в Фивы и был очищен там от скверны убийства царем Креонтом. Его сестра Перимеда вышла замуж за Ликимния и у них родились Мелан, Аргий и Ойон. Амфитрион женился на Алкмене, которая сказала, что выходит за него при условии, что он отомстит за ее братьев, Амфитрион пообещал ей отправиться против телебоев и стал призывать Креонта принять участие в походе. У Креонта, однако, была своя забота: Кадмею опустошала чудовищная лисица, которую, как сообщил ему оракул, никто не сможет никогда догнать.
     Тогда Амфитрион отправился в Афины и там стал уговаривать Кефала выпустить против лисицы собаку, которую Прокрида, супруга Кефала, привезла с Крита, получив ее в подарок от Миноса (по какой причине был сделан этот подарок, догадливый читатель догадается, а недогадливый узнает, прочитав нашу историю Афин). Судьбой было предопределено, что собака эта настигнет любую добычу, которую станет преследовать. За прокат псины Кефал должен был получить часть добычи, которая будет захвачена у телебоев. Но когда эта собака, от которой невозможно было убежать, кинулась в погоню за лисицей, которую невозможно было догнать, Зевс немедленно превратил обеих в камни.
     Амфитрион же, имея в качестве союзников Кефала из Аттики, Панопея из Фокиды, Элея, сына Персея, из аргосского Гелоса, Креонта из Фив, стал опустошать острова тафийцев. Пока Птерелай был жив, он не мог захватить Тафос. Но когда дочь Птерелая Комето, влюбившись в Амфитриона, вырвала из головы отца золотой волос и Птерелай умер, Амфитрион покорил все острова. Узнав о поступке Комето, он ее убил и, захватив добычу, отплыл в Фивы, острова же отдал Элею и Кефалу. Поселившись там, они основали города, названные их именами.
_______________________
* У Пелопса, сына Тантала были четыре дочери, которые, как сообщает Аполлодор, все вышли замуж за сыновей Персея. Аполлодор утверждает также, что Лисидика вышла замуж за Местора, но Эврипид и Плутарх считают Лисидику женой Электриона, и мы принимаем точку зрения «большинства». Но тогда для Местора остается Эвридика.


     2. РОЖДЕНИЕ ГЕРАКЛА. За день до того, как Амфитрион должен был возвратиться в Фивы, состоялся, как утверждает Лукиан, следующий диалог Гермеса с Гелиосом, который проясняет последующие события:

     Г е р м е с.  Гелиос, Зевс повелевает, чтобы ты не выезжал ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра, но оставался бы дома, и да будет все это время одна долгая ночь. пусть же оры распрягут твоих коней, а ты потуши огонь и отдохни за это время.
     Г е л и о с.  Ты мне принес совсем неожиданное и странное приказание. Не считает ли Зевс, что я неправильно совершал свой путь, позволил, быть может, коням выйти из колеи, и за это он рассердился на меня и решил сделать ночь в три раза длиннее дня.
     Г е р м е с.  Ничего подобного! И все это устраивается не навсегда: ему самому нужно, чтобы эта ночь была длиннее.
     Г е л и о с.  Где же он теперь? Откуда послал тебя ко мне с этим приказанием?
     Г е р м е с.  Из Беотии, от жены Амфитриона, он страстно желает разделить с ней ложе.
     Г е л и о с.  Так разве ему мало одной ночи?
     Г е р м е с.  Мало. Дело в том, что от этой связи должен родиться великий бог, который совершит множество подвигов, и вот его-то в одну ночь изготовить невозможно.
     Г е л и о с.  Пусть себе изготовляет, в добрый час! Только во времена Кроноса этого не было, Гермес, – нас здесь никто не слушает: тот никогда не бросал ложа Реи, не уходил с неба, чтобы проводить ночь в Фивах. Нет, тогда день был днем, ночь по числу часов ему в точности соответствовала, – не было ничего странного, никаких изменений, да и Крон никогда в жизни не имел дела со смертной женщиной. А теперь что? Из-за одной жалкой женщины все должно перевернуться вверх дном, лошади – от бездействия стать неповоротливыми, дорога – пустовать три дня подряд, а несчастные люди должны жить в темноте. Вот все, что они выиграют от любовных похождений Зевса; им придется сидеть и выжидать, пока под покровом глубокого мрака будет изготовлен твой великий атлет.
     Г е р м е с.  Замолчи, Гелиос, а то тебе, того гляди, плохо придется за такие речи. А я теперь пойду к Селене и Сну и сообщу им приказание Зевса: Селена должна медленно продвигаться вперед, а Сон – не выпускать людей из своих объятий, чтобы они не заметили, что ночь стала такой длинной.

     Итак, накануне прибытия Амфитриона Зевс, приняв его облик, пришел к Алкмене и, превратив одну ночь в три, разделил с ней ложе, для большей достоверности подробно рассказав между делом как происходила война с телебоями. Когда же на другой день появился Амфитрион, Алкмена не смогла проявить к нему пылкой любви: во первых, она была все-таки женщина, а не какая-нибудь Афродита, и тройная ночь порядком ее утомила, а во-вторых, она не могла с должным интересом выслушивать те новости, которые ей уже были известны. Амфитрион заметил все это и спросил о причине. Алкмена оправдывалась тем, что она уже была достаточно счастлива с ним прошлой ночью. Изумленный Амфитрион обратился к прорицателю Тиресию и узнал от него о близости Зевса с Алкменой. Алкмена же родила близнецов: Зевсу она родила Геракла, а Амфитриону – Ификла. Причем родила не через девять месяцев, как положено, а через десять, потому что когда Зевс объявил богам, что тот из потомков Персея, который сейчас появится на свет, воцарится над Микенами, Гера из ревности уговорила богиню деторождения Илифию задержать роды у Алкмены и сделать так, чтобы сын Сфенела Эврисфей появился на свет семимесячным.

     3. ДЕТСТВО. Когда Гераклу было восемь месяцев, Гера наслала двух огромных змей к его ложу, желая погубить младенца. Но Геракл, поднявшись с ложа, задушил змей обеими руками. Геракл учился управлять колесницей у Амфитриона, борьбе – у Автолика, стрельбе из лука – у Эврита, сражаться в полном вооружении – у Кастора, пению и игре на кифаре – у Лина, брата Орфея. Как мы уже сообщали в рассказе об Орфее, Лин погиб от удара кифарой, который нанес ему Геракл, разгневавшись на Лина за то, что тот побил его. Когда же Геракла привлекли к суду по обвинению в убийстве, он раздобыл свиток законов Радаманта и прочел перед судьями закон, гласивший, что ответивший ударом на несправедливый удар не подлежит наказанию. Немало удивившись, судьи немедленно освободили его от ответственности.
     Амфитрион из боязни, как бы Геракл не учинил вновь что-либо подобное, послал его к пастухам, охранявшим стадо быков, и там он рос, выделяясь среди всех необыкновенным ростом и силой. С первого взгляда можно было видеть, что он сын самого Зевса. Ростом он был в четыре локтя, глаза сверкали огнем. Он всегда попадал в цель, стрелял ли из лука или метал дротик.
     Когда ему шел восемнадцатый год, он убил киферонского льва. Этот лев, устремляясь с вершин Киферона, пожирал коров Амфитриона и Теспия. Последний был царем в городе Теспии, и Геракл пришел к нему, чтобы отсюда вести охоту на льва. Теспий радушно принимал Геракла в течение пятидесяти дней и каждую ночь, перед тем как Геракл должен был выйти на охоту, посылал к нему на ложе одну из своих дочерей. У Теспия было всего пятьдесят дочерей, и ему хотелось, чтобы каждая родила сына от Геракла. После того, как Геракл сошелся таким образом со всеми, он убил льва и надел на себя его шкуру, а пастью пользовался как шлемом, в таком виде он и изображен на всех древнегреческих вазах. Победой над киферонским львом закончилось счастливое детство Геракла и началась его юность.

     4. ЮНОСТЬ. Восемнадцати лет Геракл отправился в Колхиду вместе с Язоном. Когда он вернулся, ему на пути повстречались посланные царем Орхомена Эргином глашатаи, которые должны были получить с фиванцев дань.
     Орхомен был основан Минием, родоначальником племени минийцев, сыном Посейдона и наяды Эврианассы. Он был женат на Тритогении, дочери реки Тритона, и у них длительное время рождались одни дочери. Когда же, наконец, родился сын Орхомен, Миний так обрадовался, что его именем назвал основанный им город. Из дочерей Миния Алкифоя, Арсиппа и Левкиппа отказались признавать божественность Диониса и за это были превращены богом в летучих мышей. У Орхомена были сын Климен и дочь Элара. Последняя сошлась с Зевсом, который после этого скрыл ее под землей, опасаясь Геры, а выношенного ею сына Тития вывел из-под земли на свет. Элара же умерла от родов, так как ребенок был огромной величины. Когда Титий вырос, он проникся страстью к богине Лето и попытался овладеть ею, но та позвала на помощь своих детей Аполлона и Артемиду, и те расстреляли Тития из луков. Климена, когда он был уже царем Орхомена, нечаянно ранил камнем возничий Менекея, отца Креонта. Это случилось в Онхесте на священном участке храма Посейдона. Когда Климен едва живым был принесен в Орхомен, он, умирая, попросил своего сына Эргина отомстить за его смерть. Эргин отправился походом против Фив и, перебив немалое число людей, заставил фиванцев в течение двадцати лет платить ему дань – каждый год сто коров.
     С глашатаями, направлявшимися в Фивы как раз за получением этой дани, и встретился Геракл. Они вели себя высокомерно и говорили, что с фиванцев не только нужно было бы брать дань, но еще всем им отрубить уши. Услышав это, Геракл жестоко с ними расправился: отрубил им уши и приказал принести их как дань Эргину и минийцам. Когда разгневанный Эргин двинулся походом на Фивы, Геракл, встав во главе войска, убил Эргина, обратил минийцев в бегство и заставил их платить дань в двойном размере. В этой войне погиб Амфитрион, отважно сражавшийся рядом с Гераклом.
     Об Эргине рассказывают еще, что он имел сыновей Трофония и Агамеда, которые были строителями и построили храмы Аполлона в Дельфах и Посейдона в Мантинее. Когда же они строили сокровищницу для царя Гириея в Беотии, то сделали так, что один камень легко вынимался из стены и, пользуясь этим, братья по ночам похищали сокровища. После того, как убыль была обнаружена, в сокровищнице установили капкан, в который попался Агамед. Трофоний же, чтобы не быть уличенным, отрезал брату голову и унес ее с собой. За это злодеяние он был поглощен землей.
     Победив минийцев, Геракл получил от Креонта в награду за доблесть его старшую дочь Мегару, родившую ему троих сыновей. Свою младшую дочь Креонт выдал замуж за Ификла, у которого уже в это время был сын Иолай от Автомедусы, дочери Алкатоя. Но случилось так, что Геракл был ввергнут ревнивой Герой в безумие и кинул в огонь собственных детей, которых родила ему Мегара, вместе с двумя сыновьями Ификла. Осудив себя за это на изгнание, он был очищен от скверны Теспием. После этого он прибыл в Дельфы и стал спрашивать у бога, где ему поселиться. Пифия повелела ему поселиться в Тиринфе, служить в течение двенадцати лет Эврисфею, который стал царем Микен, унаследовав трон от своего отца Сфенела. После того, как он совершит десять подвигов, которые ему будут предписаны, сказала она, он станет бессмертным.

=================
Иллюстрация: Младенец Геракл, удушающий змей. II в. до н. э.