Сам себе педагог. 2

Вера Авдеева 2
   Сегодня  листала  ленту  в  ФБ.  Сколько  призывов,  лозунгов,  сколько  поучений. Почти  каждый  желает раскрыть секреты, как стать счастливым.
   Перелистала  всё  эти  тексты  довольно  равнодушно.
   Потому  что  путь к  счастью  часто  сопряжён  с  преодалением несчастливых,  болезненных  состояний. А выбор  лёгкого,  радостного  существования  часто ведёт  к  несчатьям. Перед  каждым  ежедневно стоят  проблемы  выбора  (пути, друга,  партнёра, слова, действия). Призывы  и  лозунги:" Идите  к  счастью!  Дорожите любовью!",-  ничего  не  дают. Их  можно  трактовать  по  обстоятельствам  в  разные  стороны.
   И вряд  ли  чужие  рецепты  кому-то  помогут. Люди наивно полагают (часто  это  наши  родители), что могут быть  нам примером, учителями. Это часто ошибочная  позиция...  Чаще  другой  человек  становится  наставником,  хотя  ещё  не известен конечный  результат его собственной жизни. 
   Здесь  я  хочу  остановиться, и  начать с  цитаты  из  Лао-Цзы:
"Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает"*.
   В  жизни  существуют  такие  невидимые  механизмы,  которые  заставляют  молчать  каждого, кто способен  говорить о  вещах  не  доступных массовому   сознанию. Скорее всего, если  бы  знающий  сказал  то,  что  он  знает, то его  бы  не  поняли  или  сочли  не  годным  для  поучения  молодых. Ведь  эти  знания  дали  бы  импульс  для  невесёлых  выводов: " Наиболее  счастливые  наименее  нравственны".
  Иисус не оставил  личных  записей.  Все тексты - это  пересказы  высказываний  Иисуса  Христа, сделанные  уже  после его смерти очевидцами (Евангелистами).  Случайно ли, что  Иисус говорил  непонятными  притчами? Он не стремился что-то  доказать, не  писал  трактатов.
"Знающий не доказывает, доказывающий не знает"*.
Опасно  пускаться  в  обширные  рассуждения перед  неподготовленными людьми  (детьми).  Как  это  опасно  для  и говорящего,  и вредно для  неподготовленного  сознания - легко  представить.
  Поэтому   мудрые  педагоги  (к  ним  себя  не  отношу)  часто  ограничиваются  простыми  советами,  призывающими жить дружно, любить семью и Родину, читать,  размышлять  и  путешествовать.  И  это правильно. Идущий  этим  путём  способен  сам добыть часть  того  (не  лежащего  на  поверхности)  знания,  которое и  будет истином результатом, добытым  в  пути. А  иначе  зачем идти?  Если  бы  книги  заменяли  жизнь!  Если  бы  слово,  прочитанное  в  тексте,  было  бы  адекватно явлению  жизни!  Тогда  незачем  было  бы  и  выходить из  дому.  Сравните  слово  "метель"  и  метель,  как  стихию.  Вы  легко обнаружите  громадную  разницу  между  теорией   и  практикой.
 "Будьте внимательны к своим мыслям: они начало поступков."*
 Приходится думать  в  разные  стороны.
И  это  есть  способ  анализа  сложившейся  ситуации. Иллюзия, что  человеческая  психика  функционирует только с помощью  слов. Есть  чувства,  есть  данности,  которые  мы  не связываем  со  словами,  а  связываем  с обстоятельствами,  полученными,  к  примеру, при  рождении.
"Знающий людей благоразумен"*.
 С  определённой  горечью  вспоминаю  начало  своей  педагогической  деятельности, где  я  рассказывала  на  занятиях  многое,  о  чём  теперь  умалчиваю  перед  незнакомой  мне  читательской  аудиторией.
  В  конце  этой  короткой  заметки  хотелось  бы  написать  нечто  необходимое  на  практике, важное  в  ежедневных  оценках  своего  движения по  жизни.
"Тот, кто жалеет себя, не может совершенствоваться".
Вспоминая  жизнь  Великих  Учителей,  мы   придём  к   выводу, что величина их
достижения  часто  связана  с  величиной  несчастий,  которые  им  пришлось  пережить.
Пример  здесь  уместен из жизни  путешественников. Хочу  привести  эпизод  из  жизни  Николая  Константиновича и Елены  Ивановны  Рерих.
   "В год огненного зайца, что соответствовал 1927 году неизвестный местным жителям караван пересекал тибетское плато Чантанг. Надвигалась зима, и караван спешил, держа неуклонно путь к столице Тибета, священной Лхасе. Однако каравану не суждено было дойти до нее. В долине Шенди его остановили тибетские солдаты. Пришлось разбить незапланированный лагерь.
«Тибетское стояние» Центрально-азиатской экспедиции Рериха продолжалось девять страшных месяцев. Плато Чантанг находится на высоте 4 – 4,5 тысяч метров над уровнем моря. Суровая зима на таких высотах губительна для людей и животных. Умерло несколько человек, погибли караванные животные, но основной состав экспедиции все-таки выжил в этих невероятно тяжелых условиях".
   Что  мог  бы  рассказать  Николай  Константинович  новичку   о  многомесячной
зимовке на большой  высоте, о  длинных  ночах  в  ледяном спальнике, о  поедании  павших  от  голода  верблюдов,  о  ссорах и  недомоганиях, о  тяжких  мыслях и  тяжкой  ответственности  за  тех  людей,  которые  погибли  той  зимой?  Карма   каждого  дела  неоднозначна. Приходится  думать,  что  думать!  Приходится  думать, что  делать!  Приходится  искать  баланс  между  социальным  и  личным.
По причине  рассудочной  ограниченности  мы привыкли разделять духовное и  бытовое. В дороге  всё  это  сплавлено!
   Вот  теперь  я  хочу  уподобиться  писателям  ФБ.
Друзья, не  смотря  ни  на  что,  будьте  счастливы!  Любите  друг  друга!  Смелее  шагайте  дорогами  жизни!  Цените  красоту!  Ну, и  так  далее.
   Спасибо  дорогому  Лао-цзы: я  взяла  его  слова  и  сама  говорила  мало.

20.5.18
*  Под  звёздочкой  находятся  цитаты  Лао-Цзы
На  фото. Лагерь   экспедиции  Н. Рериха.  1927  год