Из истории моих предков

Олейник Алла
                ИЗ  ИСТОРИИ  МОИХ  ПРЕДКОВ

                Я понял, пожив на чужбине,
                Что нет мне дороже страны,
                Где осенью плачут рябины
                И снятся забытые сны.
                А. Дементьев.

          История, о которой я хочу рассказать, началась давно, ещё в ХIХ веке. Мой прадед Григорий жил в Курской губернии. Он был крепостным крестьянином, то есть принадлежал помещику, как лошадь, собака или какая-нибудь неодушевлённая вещь. Был у его хозяина сосед – тоже помещик, который отличался очень большой жестокостью. В округе знали, что каждую субботу он устраивал экзекуции  -  наказывал плетьми своих крепостных за малейшую провинность. Так он развлекался.
        У этого помещика были отличные охотничьи собаки. Захотелось хозяину моего прадеда иметь таких же. Вот он и предложил соседу в обмен на собаку лошадь. Но тот  и своих лошадей имел, не нуждался и в деньгах,  поэтому  согласился поменяться на хорошего мастерового из числа крепостных. Выбор пал на Григория – молодого и умелого…
                Узнав об этом, Григорий решил бежать. Наступила ночь. Люди, уставшие за день, легли спать. Затихла деревня. И тогда, под покровом ночи, он покинул свой дом. Молодой и сильный, он далеко ушёл за ночь. Днём поспал в густых зарослях леса, а ночью продолжил путь. Он шёл на юг, туда, где жили вольные люди – казаки. И вот он в казачьей станице. Узнав его историю, казаки не выдали парня, а, увидев, как он работает, выделили ему землю в собственность и помогли построить хату -  небольшой домик с маленьким оконцем, с соломенной крышей и земляным полом. Но Григорий стал вольным человеком! И это придавало ему сил. Он пахал, сеял, собирал урожай. Постепенно обзаводился хозяйством. Потом женился, завёл семью. Одним из его сыновей и был мой дедушка Трофим Григорьевич.
          Своего прадеда я никогда не видела. Он умер, когда моя мама была девочкой. Она и рассказала мне про своего деда.
          Мой прадед прожил 110 лет! Мама не помнит, чтобы он болел, то есть лежал в постели. Бывало заболит спина – он истопит баньку, попарится там, а потом ляжет на горячую печь, прогреет спину – на следующий день за работу: ничего уже не болит.
          Но однажды летом (был какой-то праздник) он не вышел к завтраку. Вся семья была в сборе. Прабабушка отправила мою маму (она была ещё девочкой) за прадедушкой. Прибегает она к нему в комнатку, а он лежит в постели. Удивилась внучка и говорит:
 - Дедушка, что вы лежите? Вставайте, пойдёмте завтракать.
 - Нет, внученька, не пойду, - ответил он.
 - Почему? – удивилась она.
 - Умирать уже буду.
 - Ой, дедушка, такое скажете! – всплеснула она руками и побежала в кухню, где пересказала свой разговор. Её бабушка вздохнула и, протянув тарелку с едой, сказала:
 - Отнеси деду.
          Надо сказать, что деревенские дети выполняли много разных дел. Но в праздники они даже посуду не
 мыли. Их отпускали играть с другими детьми. Вот и моя мама после завтрака убежала на улицу.
          Кто-то из взрослых пошёл к деду забрать посуду. Еда стояла нетронутой, а мой прадедушка тихо лежал -  ушёл в мир иной…
          Из всех детей  моего прадедушки я знала только дедушку Трофима – отца моей мамы. Я любила его. Мы встречались и в городе, куда он приезжал на базар продать кое-что из деревенских продуктов, а потом заходил к нам, приносил свои деревенские гостинцы. Встречалась и в деревне, куда я приходила навестить своих родственников. Деревня находилась недалеко, и мы ходили туда пешком.
        У дедушки была красивая, ухоженная борода. Когда он  приходил к нам в гости (мне тогда было лет пять-шесть), я любила, забравшись к нему на колени, возиться в его бороде: расчёсывать её пальчиками, поглаживать ладошками, а то и просто зарыться в неё лицом. Дедушка в ответ только улыбался.
        Однажды, увидев, что у дедушки нет переднего зуба, я засмеялась и сказала:
 - А у тебя нет зубика.
 - Я старенький, а вот ты маленькая и тоже без зубика. – У меня в то время выпадали молочные зубки.
        Когда я подросла, дедушка к нам уже не приходил: у него очень болели ноги. Он вообще дальше своего двора никуда  не мог ходить. А мне уже разрешали самостоятельно отправляться в деревню. И я навещала свою любимую тётю Сашу и дедушку. Он непременно угощал чем-нибудь: вишнями, грушами… Но главное, мы с ним разговаривали. В том, как и что он говорил, в его улыбающихся глазах я видела доброту.
        А потом мы переехали. Я больше никогда не видела дедушку. Он ушёл из жизни, когда ему шёл девятый десяток. Но в моей памяти он навсегда остался живым.