Гл. 5. Вековые сплетни... Пушкин

Владимир Конюков
Гл. 5. Вековые сплетни… Пушкин.


     Что такое сплетни?
Из энциклопедий. «Сплетни — слухи, передаваемые устным путём.
Происхождение и развитие сплетен исследуется эволюционной психологией. Сплетни являются важным средством, с помощью которого люди могут отслеживать репутацию в сообществе и таким образом поддерживать широкое распространение косвенной взаимности».
«сплетни, как основа для выстраивания социальных связей в больших сообществах».
     Откуда сплетни, кто разносит? В те времена, широко распространённое явление…
Сейчас, источник и разносчик бытовых семейных сплетен, исторических, государственных секретов, всемогущий Интернет.
Народы всего мира влезли и не вылезают из мировых сплетен! Эволюция человека, развитие информационной техники, стимул, результат.
Что такое историческая сплетня?
«Сплетня, как историческая необходимость. Культура и стиль ...», современная трактовка.

     Девятнадцатое столетие.
«Пётр Вяземский.
Вот кстати или некстати, маленькая историческая сплетня. Во время оно говорили, что при одном из первых свиданий двух императоров, Александра I и Наполеона I, была у них, между прочим, речь о девице Жорж…».

     Кочующая сплетня из века в век о… Наталье, жене поэта Пушкина. Род князя Вяземского и лично Пётр Андреевич, палец о палец не ударили, выступить в защиту семьи…
Одна из устойчивых сплетен двух столетий, это милости царя к семейству Пушкиных после смерти поэта. Мол, из-за Натальи, любовницы императора, расщедрился царь…

     Деяния мистификаторов биографии гения, были популярны, «трудились» целое столетие: вся семья – клан князя Вяземского, литературный историк Бартенев и его личный литературный  журнал, поэтесса Цветаева до войны …
Писатели 20-40-х годов, «пушкинист» исследователь Щёголев, подхватила "щекочущую" тему ещё одна поэтесса, Ахматова.

     1937 год, год столетия гибели поэта. Изменение надписи на памятнике поэту… Раздумья народа по этому поводу, ага… Неспроста, шумиха, ажиотаж и появляется самый ранний самодельный очень подпольный «самиздат».
Всё вместе, подготовка общественности годом ранее к юбилею в печати, радио и народ узнаёт о поэте другую сторону, да борец с самодержавием, творчество об этом, но с акцентом в поддержку этого же самого самодержавия, правящей власти  на лучшую жизнь в стране. Участие поэта за единый славянский мир. Поддержка правительству в реформах за отечественную экономику, участие в отмене крепостного права.
Были рассуждения и для очень умных, о явлении активного масонства в веке поэта, которое его не минуло. О поэтическом масонстве вскользь… В основном, политическая сторона, деньги, вкладываемые в российскую промышленность, были частью масонского мирового капитала. (О масонах тогда откровенно не говорили…, заменяли фразой «тайные организации»).

     Пушкин – поэт и…  государственник! Молва в сплетнях поубавилась…
Началась Великая война. Подразделения солдат, уходя на битву за свою землю, в городах, проходят мимо памятников Пушкину Александру Сергеевичу, чётким поворотом головы, отдают честь поэту.
Или под козырёк фуражки, шапки – честь, государственному деятелю и… поэту.

     После войны «пушкиноведение» резко меняется, но продолжатель идей Цветаевой, любовных причин гибели поэта, Анна Ахматова, продолжает пропагандировать романизированную «пушкинистику» - в гибели мужа Пушкина, виновата жена, Наталья.
Оппоненты её версий возражают…
Началось с … Лермонтова. Активность «лермонтоведа» Андроникова И.Л. в изысканиях и статьи, рассказы, выступления, в которых не забывал Пушкина.
Его настойчивость, одержимость, неоднократные вдумчивые экспертизы, литературный следственный эксперимент, дают плоды в объективности вековой давности. Влияют на «пушкиноведение», идёт тихая война учёных за Пушкина. За честность…
Учёные в открытую говорят за сотрудничество в исследованиях совместно с эмигрантской «пушкинистикой».
Но и…, всё чаще отечественное «пушкиноведение» на академическом уровне, официально (?), допускает термины в учёных трудах, при характеристике событий времени гения, «возможно», «может быть», «не исключено», «вполне вероятно», то есть, обычные предположения.

     Появляется «самиздат» отечественный и «тамиздат» зарубежный. Звучат запрещённые радио «голоса», «глушилки» глушат, но не всё. Проскакивают полезные сведения  о русских писателях, зарубежный взгляд или обзор какого ни будь эмигрировавшего учёного «пушкиниста».
Любители «не печатной» пушкинианы проводят собственные изыскания, анализируют, делятся между собой, коллекционируют в тетради, карточках, дневниках. На книжных толкучках обмениваются вновь открывшимися новостями, торгуются за обладание чего – то новенького.
Народная «пушкинистика», ссылками на ранее неизвестные шедевры, впечатляет умы, возбуждает интерес к поискам новых фактов.
Официальное «пушкиноведение» ограничено рамками идеологии…

     Литературный народ спорит, обсуждает, волнуется.
По поводу милостей царя вдове и детям поэта, государственнику Пушкину. После смерти, пожалованные властью…
Идеологическое понемногу отступает, вырисовываются практические причины награды.
     Милости по делу, по заслугам, как: 
«Государственному историку», царскому летописцу. Отдельно, за исследования  Пугачёвского восстания, пробел в российской истории до этого.
За заслуги перед отечеством, поэт - признание запада российской литературы на родном языке.
За воспитание сына, цесаревича Александра, будущего императора.
За обучение правильному русскому языку семейство правящего двора.
За разработку реформ по отмене крепостного права.
За государственную тайну, что была в письме царя поэту перед последним издыханием.
И другие милости, тайные и явные…

     Время вскач! И вот уже 21-й информационный век.
Заслуженные милости словами, «… за жену и детей не беспокойся: они мои дети и я буду пещись о них». То есть, беспокоиться, заботиться о них.
Царь не умышленно делает ударение, «… ОНИ  мои  ДЕТИ…» и это исторический факт!
Жена Пушкина такой же ребёнок для него, как и малолетние дети поэта!

     Намеренные извращения, унижения царя, следствие идеологии 20-го века, борьба с самодержавием, угнетение народа – сплетни из 19-го века.
Попутывая перепутали  ВСЁ:  поэтов, масонов, революционеров – народовольцев, революционеров – террористов, радикальных масонских бомбистов.
А всё потому, что в школьной истории для старших классов, было записано, с самодержавием боролись члены ячеек, «тайные организации». Что там были масоны, староверы, секты старообрядцев, учителя не уточняли, многие и не знали.
Сейчас почитать биографии по энциклопедиям, например, бомбистов и кто это был? Все те, исторически, пятьдесят на пятьдесят, умышленно перепутанные герои.

     Сплетни о царе Николае I впечатляли, волочился, соблазнял жену поэта. Извращенец, доставляло удовольствие – «догонял» брюхатую Наталью. И…, обрюхатил всё – таки по – царски сам, появлением на свет, одним из сынов, наивного гения…
Сплетня, от неё мистификация, а далее фальсификация, посмертный оговор, процветал в 19 –ом веке, в царском «пушкиноведении». В 20-м продолжились, перекатились сплетни в нынешний, 21-й и современные публикации не редкость на литературных сайтах инета.
Бумажных книг поубавилось, а то бы…, можно не сомневаться, учила школа…, как делаются сплетни.

     Истории было дано смилостивиться над личностью Николая I, его невиновности в этом вопросе,  друг приятель Пушкина, Тургенев А.И., в дневнике, записал исторические слова царя, «… они мои дети…» и жена Пушкина Наталья, для него, всего лишь дитё.  Красивое, соблазнительное, но недоступное…, дитё по религиозной этике и по политическим мотивам. Наталья была дитём «братства» вольных каменщиков – масонов по своему родовому наследованию. Царь, подтверждением запрета 1822, своим указом от 21 апреля 1826 года, запретил окончательно масонские ложи в империи и… сам себе любые сближения… Любоваться женой Пушкина, мог.
Уточняющие детали этой темы, в моей публикации, «Царское слово,... дети Пушкина».

     Император Николай I, оказал милость семье Первого поэта империи с потерей кормильца, гибели мужа, отца детей.
Что такое милости царя? Предсмертные обещания Первого лица империи простому поэту?
И милости ли? И да, и нет! Милость, больше религиозная сторона.
Тайна века? Да…
Но нет ничего тайного, чтобы не стало явью…

     Николай I выполнил обещание, первое распоряжение,
«1. Заплатить долги. 2. Заложенное имение отца очистить от долга. 3. Вдове пенсион и дочери по замужество. 4. Сыновей в пажи и по 1500 р. на воспитание каждого по вступление на службу. 5. Сочинения издать на казенный счет в пользу вдовы и детей. 6. Единовременно 10 т.».
Были и последующие материальные милости, даже родство детей поэта с семейством дома Романовых считали милостью?!.

     Одна из популярных сплетен, военным Пушкин не был…
«28 января Его Величество сказал: «Я теряю в нем самого замечательного человека в России».
Свидетельство Киселёва П.Д., присутствовал при этом.
Был очень близок к окружению царя, тогда возглавлял секретный комитет по подготовке отмены крепостного права, его начальник.
Отмена крепостного права, царём предпринималась не однажды, и ею занималась и армия… Реакционный запад в популистских целях, постоянно напоминал, стыдил за рабство, так тоже называли это позорное явление. Сами беззастенчиво пользовались дармовой рабочей силой, с огромными прибылями вкладывали минимальные подачки - деньги  в слабую российскую экономику, выкачивали огромные прибыли. Двойные международные стандарты на рабском труде русских рабочих и крестьян, делались политикой запада с участием правящего двора не один век…
Эта фраза Его Величества, так называл военный, генерал Киселёв, имела мощный подтекст.

     Участие Пушкина в отмене крепостного права была куда большей, чем беседы о нём с наследником трона, цесаревичем Александром, когда обучал того наукам жизни. В том числе, не военнообязанный Пушкин, преподавал основы военной науки наследнику, личную защиту чести и достоинства оружием ближнего боя, шпагой, пистолетом.
… Нет никаких документов на этот счёт. Опять причина – масонство, всё уничтожено в царский период, в том числе, связь двора с вольными каменщиками, их требования, разработки по улучшению жизни, петиции о праве, свободе, ярким позорным явлением было – крепостное право.
Масоны были за отмену крепостного права, но не знали, как это сделать. Восстание «декабристов» 1825 года и лозунги крыла восставших – «братство» вольных каменщиков, «долой Николая I и с ним, крепостное право».
К тому времени, царь сам не знал, как это сделать. Со временем становится ясно, нужна была масса регулирующих документов на места в глубинку, формой законов. Масоны активно участвовали, делали предложения.

     Российское масонство было своебразным, синтез «дикого» отечественного в глубинке империи с организованным европейским в крупных городах. Все, без исключения, тайные общества были запрещены указом от 1822 года. Конспирация масонства, особенно национальных образований меньшинств, напрягала возможными внезапными революционными выступлениями.
Власть к тому времени, особенно волновали религиозные староверческие сектовые объединения и общества «братства» вольных каменщиков по национальному признаку. После запрета, они ушли в глубокое «подполье» на клубную тщательно законспирированную основу.
Надо сказать, гонения на каменщиков не прекращались со времён Екатерины II, разной формой ограничений.
У императора Николая I, в правительстве были представители «братства» и все об этом знали.
Одиночки в обществе, был жандармский интерес, слежка, контроль.  Запрет действовал на коллективные сборища, разные собрания, массовые выступления.
Литературные масоны, культуру в народ, образование всем, воспринималось властью при крепостном праве, как несбыточные мечты. 

     Активист во всём по характеру, Пушкин был разработчиком реформ и его труд был учтён. Не к 1841 году, опять был срыв в отмене по политическим причинам, обострение с Европой. Только в 1861 году, указом Александра II, была объявлена отмена рабства человека в российской империи.
В свидетельстве генерала слова царя читаются явным откровением. «Я теряю в нем самого замечательного человека в России». Император выделяет, не одного из многих, а «… самого замечательного…», одного, единого во всей России!
… Пушкин и крепостное право, тема была «самиздатовская» в прошлом веке и много шире, чем преподавалась в союзных ВУЗах, исследовалась советской наукой.

     Один из парадоксов освещения «пушкинистикой», это кишинёвский период ссылки поэта.
Тема сложная, требует подробностей в пояснениях.
Деятельное участие в судьбе поэта представителя армии, Инзова Ивана Никитича. Инзов (1768 - 1845) -  русский генерал от инфантерии (пехотный генерал).
Из справочников.
«В 1818 году Инзов был назначен главным попечителем и председателем Попечительного Комитета о иностранных колонистах Южной России, а с 1820 года был и полномочным наместником Бессарабской области. В качестве попечителя над колонистами в 1819 году. Инзов курировал исполнение «Указа об устройстве задунайских поселенцев». Особое внимание Инзов уделил болгарским и гагаузским беженцам, хлынувшим в российские пределы на левый берег Нижнего Дуная в надежде защиты от турок. Он добился для них статуса колонистов наравне с немецкими переселенцами. В 1821 году он основал для болгарских беженцев город Болград».

«Под начальством Инзова состоял А. С. Пушкин во время своей ссылки на Юг России. По словам Я. К. Грота, Инзов понял свою задачу сохранить России вверенный его попечению драгоценный талант: к юношеским увлечениям Пушкина он относился снисходительно; он же отпустил Пушкина в путешествие с Раевскими на Кавказ и Крым, которое было столь благотворно для поэта.
Из исторических архивов известно, что Инзов состоял в Кишинёвской масонской ложе «Овидий» и что он сделал предложение Александру Сергеевичу Пушкину вступить в эту же ложу, которое Пушкин охотно принял».

«Инзов, фамилия из искусственно образованных. Во всяком случае такую версию предлагает Ф.Ф. Вигель в своих «Записках», рассказывая о генерале Инзове… «... Приемышем вырос он в доме Трубецких, которые дали ему наречение Иной Зов, (иным звался) или Инзов ». Вероятно, был он рожден вне брака, получить фамилию родителей в силу этого не мог, вот и стал Инзовым…»

     Рождение и… смерть.
Благодарные болградцы, «… старейшины всех болгарских колоний, помня о его завещании и желая «сохранить навсегда память в потомстве», 1 апреля 1846 года подали управляющему задунайскими переселенцами Лосеву прошение, в котором хлопотали перед властями о разрешении перевезти прах покойного из г. Одессы на Болградское кладбище, где для этой цели была сооружена усыпальница. Под усыпальницу колонисты предложили использовать церковь Святителя Митрофана.
Всю дорогу от Одессы до Болграда, около двухсот километров, гроб с телом И. Н. Инзова люди не везли на катафалке, а несли на своих плечах, сменяя друг друга на ходу. Массивный катафалк, который тащила четвёрка лошадей, задействован был только в минуты отдыха, после чего процессия продолжала свой путь. От ворот кладбищенской ограды до самой усыпальницы нёсшие гроб последние метры передвигались на коленях».
Похоронен по православному обряду.

     Особенность религии Инзова.
Род Трубецких пошёл с давних времён от литовских князей, с вероисповеданием в то время, старокатолической консервативной веры. Принятие православия ветвями рода в поколениях, а к истокам относились с почтением.
«Воспитывался приёмышем в доме князей Юрия и Николая Никитичей Трубецких, но не мог быть их единокровным братом, поскольку генерал–фельдмаршал Никита Юрьевич Трубецкой скончался в 1767 году, а Инзов родился 23 декабря 1768-го. Поэтому о его происхождении (Инзов — то есть «иначе зовут») ходили самые противоречивые слухи, вплоть до того, что он происходит из рода Романовых. Во всяком случае, его родители — из круга высшей аристократии».

«Братья Трубецкие… Николай ссылался как один из главных членов общества мартинистов, но затем был сенатором, вместе с братом они основали Типографическую компанию (1784). Юрий — член–основатель Дружеского учёного общества (1781), друг Н. М. Карамзина.
К. был сторонником рел. толерантности, однако, по его мнению, каждая страна должна придерживаться выбранной религии, поэтому в России важно сохранять и поддерживать Правосл. Церковь. Католическую Церковь К. рассматривал как постоянного противника России, стремившегося «насадить» новую веру. По его мнению, контакты с Католической Церковью только наносили ущерб культ. самобытности России. Наибольшей критике К. подверг иезуитов, в частности за их вмешательство во внутр. политику России…».

     Ф.Ф. Вигель, мемуарист, знакомый Пушкина, писал.
«Обедая у Инзова, Пушкин нарочно заводил вольнодумный разговор (в том числе, о религии, авт.)  и зная строго – религиозные убеждения хозяина, (какие?, авт.), старался развивать наиболее противоположные им теории. Замечательно, что он никогда не мог окончатетельно рассердить Инзова…».
Вигель упоминает. «Инзов…, русскою душой…».
То есть, он иностранец?, или корнями иноземец, но живёт по – русски, по русским обычаям на русской земле!?
Инзов толерантен, чтит религии предков, но соблюдает православие, веру его родины.
Близки с Пушкиным взглядами на эту проблему…, толерантность в вере.
Сам вступил в масонскую ложу «Овидий», посоветовал поэту. Ложа названа именем  римского поэта Овидия… Преследовался, высылался в древнем Риме в ссылки за содержание стихов, свой взгляд. Вмешательство в дела церквей любовными элегиями.
Аналогии по Карамзину, римляне, позже все католики, всегда вмешивались в другие религии, навязать, влиять…
Но и армейские офицеры, что составляли кишинёвский гарнизон, считали себя сосланными в дыру, в ссылку..

     Кишинёвский период ссылки.
Пушкин, числился в Министерстве Иностранных дел, выполнял отдельные поручения. Работа не на постоянной основе, по мере появления какого – то предписания, выполнить, сделать её в определённый срок. Позднее год работал с такими же задачами в Одессе.
Одновременно работал в ведомстве военного строительства кишинёвского района… Отдельными поручениями.
Переселенцы разных национальностей, устройство их, требовало участие по размещению всего гарнизона, территории беженцев были весь юг края.
Связь с армией, с военными была тесной, почти на весь период ссылки. В том числе, участие  в масонской ложе «Овидий».
Римский поэт Овидий и ему подражал молодой Пушкин. Ложа идеологией, ветвь религиозная, католической направленности.
Дневник поэта, «посвящение… 4 мая 1821 года.

     Вдохновенные строки поэта мастеру ложи, генерал-майору П.С. Пущину. Основателю и председателю кишиневской масонской ложи

«И скоро, скоро смолкнет брань
Средь рабского народа,                (и здесь упоминает поэт крепостное право)
Ты молоток возьмешь во длань
И возгласишь: свобода!
Хвалю тебя, о верный брат,
О временщик почтенный!
О Кишинев, о темный град,
Ликуй, им просвещенный!»

     Армейская веротерпимость, православными должны быть офицеры, но были не все… Смешение религий Причерноморья, город Одесса, 200 км. от Кишинёва, значился православной российской территорией, а был и звался итальянской Одессой, католическим городом.
Кишинёв и округа до Одессы пестрели всеми видами религии. Народами, исповедующими формы веры до многочисленных сект, поклоняющимся богам и божкам.
 
    В ноябре 1821 года, ложа «Овидий», прекратила свое существование. Переход в другие, уже подпольные объединения, так как с 1 августа 1822 года, император Александр I, запретил в России масонские ложи и любые тайные общества.
Бывшие члены «Овидия» подверглись преследованию со стороны властей.  Кроме военного католическо – («православного», если так можно сказать) крыла, каменщики военного патриотического строительства армии, в котором был и Пушкин, идеологом, вдохновителем культуры, поэтом.
«Овидий» прекратил существование по причине ротации офицеров военного гарнизона, ложа была большинством членов кишинёвского офицерства. Причины ротации, (попросту разогнан), понятно, незаконный клуб, его прекращение в свете указа императора.
Преследованию властей подверглись «политические», крайние правые крыла ложи, так называемые тогда по вере, «римские католики».

     Пущин П.С.
«Произведенный 1 мая 1818 года в генерал-майоры, с назначением командовать 2-й бригадой 16-й пехотной дивизии, он был на хорошем счету и у начальника штаба 2-й армии П. Д. Киселева, отзывавшегося о нём, как о деятельном и полезном для службы офицере».
Заметим. П.Д.Киселёв, близок ко двору императора, лично к царю, отзывы о Пущине П.С. и свидетельство Киселёва о Пушкине…

     Тесная связь с армией, у Пушкина продолжилась после окончания ссылки, внезапной загадочной поездки на Кавказ...


Продолжение следует.