Нигер. Ч-17. Дом пекаря

Ершов Максим Александрович
Что важнее для мировой культуры: Кёльнский собор, пирамиды майя или простенькая статуя идола, вырезанная в средние века из лиственницы и установленная на острове Вайгач? Спор на подобную тему абсолютно бесперспективен! И первое, и второе, и третье — элементы искусства различных народов. Миру присуще разнообразие, и посему объектом культурного наследия являются все три объекта.

Вот так и в данном случае, кому-то дом пекаря в городе Агадес может показаться простым и примитивным, и тем не менее этот объект, как и весь Старый город, являются кандидатами на вступление в ЮНЕСКО.

После прогулки по Старому городу, гид Али привёл нас на вполне обычную площадь. Он начал рассказывать про какого-то пекаря, жившего здесь более 100 лет назад. Дескать, его пекарня до сих пор работает в соседнем здании, и он привёл нас сюда посмотреть его дом. Пристально вглядываясь в серые глиняные коробки, я решительным образом не видел рядом ничего выдающегося.

Далее выяснилась ситуация. Заходить нам нужно было в близлежащий коридор одного из домов, но не всем сразу, а только по четыре человека. Внутри как раз и располагался нужный нам Дом пекаря.

Напомню, в составе нашей туристической группы было 20 человек. Я вперёд не рвался, решив, что лучше пойду на осмотр последним.

Прошло минут 20, выходит первая четвёрка посетителей. Мы все начинаем спрашивать, что там, почему так долго? Они же отвечают, это здорово, это интересно, мы такого никогда не видели, но словами объяснить не могут. Когда стали выходить следующие, ситуация повторилась. Кто-то был в восторге, кто-то не очень, однако описать увиденное никто так и не смог.

Подошло моё время. Захожу внутрь, разглядывая в проходном коридоре лепной орнамент стен. Попадаю во внутренний дворик, где натыкаюсь на троих местных мужчин. Они объясняют, что дальше прохода нет. Там живут потомки этого самого пекаря и показывают они только второй этаж, на который я поднимусь, когда оттуда кто-то спустится.

Желая изучить объект как можно лучше, отправляюсь по двору в другую сторону, где убеждаюсь, что ничего интересного в потаённых уголках дома действительно нет. Если не считать голубятни. Таковая располагалась прямо в стене в одной из ниш.

Наконец кто-то спускается. Меня приглашают подняться наверх. Ступени лестницы пружинят при ходьбе. Али переводит, чтобы мы все ходили потише. Первое, что я вижу, это некое подобие лоджии. Одна стена является несущей, другая представляет собой узорчатый орнамент, через который внутрь проникает мягкий свет и лёгкий ветерок.

Присмотревшись, понимаю, что это деревянные балки и доски сложены в узор и облеплены слоями банко. Узким коридором прохожу во внутренний зал. Пол под моими ногами действительно прогибается. Далее передо мной открылось именно то, что ни один из моих спутников не смог описать словами.

Четыре узорчатые колонны, соединённые между собой аркой и низким заборчиком, подпирали потолок. Последний был выполнен из жердей и интереса не представлял, чего нельзя было сказать о расписных стенах.

Все мы, четыре экскурсанта, скапливаемся возле этого чуда. Дабы не толкаться, временно перехожу в ещё одну комнату. Присматриваюсь, часть стенного орнамента является лепниной, другой же узор наоборот, имея углубления, вырезан.

Глядя на все эти узорчатые стены, невольно вспомнилась Бухара. Нечто подобное мне приходилось видеть именно там. Дворец Шекинских ханов архитектурный шедевр примерно из такой же серии.

Возвращаюсь в зал с основной достопримечательностью. Из-за полутьмы у моих товарищей никак не получаются хорошие селфи, и потому я решаю через специальный проход выйти на крышу.

Попав на свет, я сразу почувствовал жар полуденного солнца. Получается, жители Агадеса не зря прячутся от его лучей, не делая в домах больших окон. Крыша музейного домика оказалась огорожена со всех сторон традиционным заборчиком из банко.

Я же, глядя сверху на унылый город, невольно отметил, что Дом пекаря внешне примерно такой же. Так может среди невзрачных строений прячется ещё что-то подобное?

Возвращаюсь в зал. При дневном свете фотографирую одну из ближайших колон. Заглядываю внутрь всей этой конструкции и вижу первый этаж. Снизу колонны тоже разукрашены, но у хозяев там собран всякий хлам и вниз они не пускают. Одна из моих спутниц фотографирует меня на фоне всей этой конструкции.

Я же, изучая потолок, невольно удивляюсь, что оный абсолютно никак не украшен. На фоне пёстрых стен деревянные жерди выглядят грубовато, слегка занижая общую картину. Впрочем, затрудняюсь судить о подобной архитектуре...

 Отведённое время предательски заканчивается. Смотритель попросит пройти на выход. Спускаюсь во дворик и далее, чуть согнувшись, заныриваю в смежный коридор. Здесь же, глядя на одну из опорных колонн, в очередной раз отмечаю, что внешний облик не всегда соответствует внутреннему.

Восток и Африка — дело тонкое! По всей видимости, пекарь зарабатывал хорошие деньги, но, дабы не раздражать горожан, своего богатства на публике не демонстрировал.

Впрочем, размышлять о подобном было некогда. Мои товарищи меня уже заждались. Нам предстояло отправиться во дворец на встречу с султаном.