Жизнь среди цветов. Ч. 2. Гл. 4

Альбина Лисовская
   ПЕСТРОЛЕПЕСТНОСТЬ ФЛОКСОВ.


        Коллекция сортов флокса метельчатого была гордостью цветоводов дендросада. Она насчитывала более 100 наименований, когда поступил посадочный материал очередной партии новых сортов. В первый же год цветения выяснилось, что все сорта этой партии поражены пестролепестностью.

        Пестролепестность – вирусное заболевание, которое у флокса проявляется в виде светлых или лиловатых полос на листочках его околоцветника. При сильном поражении окраска цветков становится более светлой, чем это свойственно данному сорту, и они теряют декоративность.

        На следующий год симптомы поражения пестролепестностью были отмечены и на многих сортах, поступивших в коллекцию ранее. Пестролепестность распространялась катастрофическими темпами. Нужно было принимать срочные меры. Как известно, истребительных мер борьбы с вирусными болезнями не существует. Единственной радикальной мерой оставалась выбраковка и уничтожение больных растений. Но снова, как и в случае с культурооборотами, мне не разрешили поступить так, как я считала нужным, и снова пришлось обращаться за помощью в «арбитражный суд»*. На сей раз к ученым из Киева, специалистам по вирусным болезням растений.


                Лисовская А. В.,
                Зирке Т. И., Глушак А. Е.
                Йошкар-Ола, июль 1984 г.

                Уважаемые товарищи!

        Разрешите обратиться к Вам как к авторам статьи по болезням флоксов (Цветоводство, №4, 1982 г.) за консультацией.

        В настоящее время у нас в саду очень остро стоит вопрос о выбраковке большей части сортов коллекции флокса метельчатого из-за пораженности вирусом пестролепестности. Решить этот вопрос на месте не представляется возможным, т. к. среди сотрудников сада нет единого мнения.

        Я, как исполнитель по цветоводству открытого грунта, считаю, что все пестролепестные сорта нужно немедленно из коллекции удалить и уничтожить. Другие сотрудники возражают на том основании, что пестролепестность не заболевание, а будто бы, по их выражению некое «выгорание».

        Сейчас вопрос о дальнейшей судьбе коллекции флоксов в саду очень актуален, т. к. сотрудники пытаются взять сорта флокса в оформление экспозиций* сада, лично же я категорически против рассаживания больных (с моей точки зрения) растений. Но, к сожалению, единственный мой аргумент в этом споре Ваша статья в журнале «Цветоводство».

        Просмотрела имеющуюся у нас литературу, в том числе книги выпуска последних лет по болезням цветочных: «Вредители и болезни цветочно-декоративных растений», М. 1982 г. и М. Д. Прутенская «Атлас болезней цветочно-декоративных растений», но в них о пестролепестности флоксов не упоминается.

        И еще: болезнь я определяю только визуально*, т. е. по внешним признакам ее проявления на цветках. Фитопатологического анализа не проводилось. Поэтому мои аргументы так слабы. Работать же с больными растениями не представляю себе как, да и при сильном поражении сорта теряют свою декоративность. Убедительно прошу Вас, посоветуйте мне, пожалуйста, что делать, куда еще обратиться. Или, несмотря ни на что, проводить жесткую выбраковку? Дело в том, что в таком случае придется уничтожить большую часть коллекции, а не имея веских доказательств, трудно на это решиться, т. к. коллекция (180 сортов) создана не мной (я здесь новый сотрудник). Главный аргумент моих противников тот, что по примеру якобы ГБС они не считают пестролепестность заболеванием.

        С нетерпением буду ждать Вашего ответа. Извините меня, пожалуйста, за подробности и такое длинное письмо.

                Зирка Т. И.,
                Лисовской А. В.
                Киев, 13 августа 1984 г.

        Здравствуйте, уважаемая Альбина Васильевна! Вернувшись из отпуска, обнаружила Ваше письмо. Оно меня очень тронуло. Я не знаю, какого Вы возраста, но письмо полно юношеского максимализма, а я несмотря на свои 47 лет, все еще грешу этим. Итак, разложим наши проблемы по полочкам.

        1. Как доказать вирусную природу пестролепестности флокса. Заболевание действительно вирусное. Широко распространено в культуре флокса.

        На днях вышлю Вам свою вышедшую в этом году научно-популярную книгу. Пестролепестные флоксы даже попали на её обложку, хотя это не доказательство вирусной природы явления. Обратите внимание на стр. 14.

        2. Проблема вирусов в декоративном садоводстве. В целом положение в стране с вирусными болезнями декоративных растений таково, что пока на них мало обращают внимания, а часто отрицают их вирусную природу. Я тоже постоянно сталкиваюсь с такой позицией цветоводов… Изменить эту позицию под силу только энтузиастам.

        3. Ваша позиция. Если Вы молоды, полны здоровья и сил, зубасты, когтисты, если Вам это важно для собственной карьеры, если у Вас достаточно гражданского мужества отстаивать свою точку зрения – вперед и вперед, несмотря на неизбежные конфликты с руководством. В целом культура нашего декоративного садоводства не достигла ещё такого уровня, когда на вирусные проблемы обращают внимание. Лучше обстоит дело в Прибалтике. Там на базарах милиция штрафует и изгоняет частных лиц, торгующих пестролепестными тюльпанами…

        Практические шаги в создавшейся ситуации. Соберите соответствующий материал (по литературе и состоянию в Вашем ботсаду), выступите в своем отделе или на Ученом Совете с сообщением или составьте служебную записку. В записке выделите констатирующую часть (характеристика сортов флокса по степени пораженности пестролепестностью) и предложения: 1) При 100% поражении - полная выбраковка сорта. 2) При сильной (50 – 75%) – отбор здоровых растений и размножение их на изолированном участке. 3) При слабой степени поражения – выбраковка больных растений.

        Бракуйте по пестролепестности вновь ввозимые сорта и не реализуйте свои. Путь этот примитивен, но неизбежен. Фитовирусологи* страны, (а их в этом направлении работает всего несколько человек) ничем существенно Вам пока не помогут.

        В конце этого года должен выйти «Атлас вирусных и микоплазменных болезней декоративных растений» (Т. И. Зирка). Заказать его можно в специализированном магазине издательства «Наукова думка» по адресу: 252001, Киев, ул. Кирова, 4.

        Дерзайте. Успеха Вам, о котором мне обязательно напишите. Если будет туго (не сумеете убедить руководство, что это вирусное заболевание), пришлите на имя директора моего ботсада официальный запрос, т. е. чтобы вирусологи дали заключение, и я это сделаю.
                Татьяна Ивановна.

                Лисовская А. В.
                Зирке Т. И.
                Йошкар-Ола, сентябрь 1984 г.

                Дорогая Татьяна Ивановна!

        (Разрешите мне так обратиться к Вам.) Огромнейшее спасибо за то, что ответили на мое письмо! Спасибо за помощь, за совет, за поддержку. Теперь я буду отстаивать свою позицию с полной уверенностью.

        На сегодняшний день положение у нас таково, что заведующая садом, вроде бы на моей стороне, а не на стороне моего главного противника. Сейчас я в отпуске и о Вашем письме ей пока не говорила. По возвращении я думаю начать действовать согласно Вашему совету, т. е. предложить выбраковку. Наблюдения о степени поражения сортов пестролепестностью у меня имеются. Но как сложится все в действительности, сейчас можно только предполагать. В случае необходимости с Вашего разрешения, возможно, придется обратиться за помощью к Вам.

        Вашу книгу тоже получила. И еще, и еще раз разрешите поблагодарить Вас за такую горячую отзывчивость и участие. Прочитала ее с огромным интересом, так она была мне ко времени, так необходимы мне эти знания именно сейчас, когда вопрос о вирусном заболевании флоксов (да и не только их) у нас стоит так остро, а я в области фитовирусологии совершеннейший профан. Очень бы хотелось работать в этом направлении со всей серьезностью, как советуете Вы…

                С искренним уважением к Вам
                Альбина Васильевна.

        Массовая выбраковка сильно пораженных сортов была произведена только в 1986 г., т. е. спустя 4 года после обнаружения заболевания. В результате коллекция флоксов сократилась со 182-х до 64-х сортов. Однако, последующие наблюдения показали, что большинство оставшихся сортов также в той или иной степени пестролепестны, т. е. фактически коллекция флокса метельчатого была потеряна.

        С Татьяной Ивановной мы подружились. Обменивались письмами, поздравлениями, телеграммами на протяжении 4-х лет, вплоть до ее ухода из жизни. Известие о преждевременной кончине этого замечательного во всех отношениях человека, было таким неожиданным и таким горестным.

        Пестролепестность флоксов продолжала горячо интересовать меня вплоть до ухода на пенсию. Долгие годы я вела регулярные детальные наблюдения за признаками проявления заболевания. В 1989 г. в одном из выпусков Бюллетеня ГБС была напечатана моя статья о пестролепестности флоксов с изложением результатов наблюдений.

        Фото: Флокс метельчатый; цветок здоровый и цветок пестролепестный

        Продолжение: http://www.proza.ru/2018/01/17/1044