Вознесение

Роза Марковна
Меня разбудил ласковый бабушкин голос.
- Уставай, внучечка, хватить спать. Ноньче праздник великий,Вознесение. Упораемся и у гости пойдем.Уставай.
Этот колоритный говор потомков донских казаков в маленьком хуторе Паськов на Луганщине запомнился мне с раннего детства.
Бабушка моя Пелагея Егоровна жила одна на краю хутора , дед погиб в самом начале войны.
 Мне не исполнилось ещё пяти лет, когда мы с мамой приехали к ней помочь по хозяйству и хоть немного подкормиться. В городе в тяжёлую послевоенную пору было голодно.

Ещё не открыв глаза и не освободившись от объятий сладкого детского сна, я словно окунулась в купель светлой радости и наслаждения, услышав доселе неведомое мне ,красивое, прозрачное и звонкое, как хрусталь, слово Вознесение.
Бабушка никак не унималась с побудкой. Наконец, проснувшись окончательно и открыв глаза,я теперь уже зримо ощутила великолепие светлого праздника.
Маленькие окошки казацкой хаты пронизывали  лучи ласкового утреннего солнца, заполнив светом и теплом пространство вокруг меня.Иконные ризы горели золотом.Перед образами засветили лампадку и казалось, что строгие святые лики улыбаются.
Издали доносился праздничный перезвон церковных колоколов. Это в Камышной звонили к заутрене.
Станица Камышная была недалече.Иногда взрослые ходили туда по каким- то делам,а по тропинке мимо нашей хаты ходил на службу священник в чёрной рясе и скуфье. Он жил за яром в соседнем хуторе, который назывался почему- то Кавказ.
В той церкви меня окрестили и нарекли Аллой в честь святой великомученицы Аллы Готфской. При рождении  мне было дано другое имя.

- Вот ,бабушка Хведулиха принесла табе Белкиного молочка. Яво надо пить, абы не хворать никогда,- сказала бабушка, протягивая мне глиняную кружку пенящегося парного молока.
Белка- это коза, а соседскую бабушку звали Федулихой потому,что муж её был Федул Пантелеевич.Он был очень старенький, но на людях старался держать выправку,  носил сохранившиеся с незапамятных времён суконные штаны с лампасами и изъеденную молью казацкую фуражку с красным околышем.У Федула даже конь был, ослепший от старости Сивка. Хозяин чинно выгуливал в поле верного товарища своего,накинув ему на шею верёвочный повод ,здесь же пощипывала траву Белка.До самого горизонта,наполняя терпким ароматом  всю округу, от лёгкого дуновения ветерка волновалось бескрайнее море перламутровых бессмертников.Высоко в небе парил жаворонок,солнце щедро дарило миру тепло и свет. Играло яркими красками звонкое лето в маленьком хуторе моего детства.

Управившись с делами,бабушка зачерпнула ведром из копанки и налила в таз воды. Мы все вымыли ноги, вытерли их куском холстины и обулись, ибо летом в повседневной жизни обувь не надевали; и дома,и на подворье, и в огороде- босиком.
Потом начался ритуал одевания с таинством извлечения из старинного сундука праздничной одежды.
Из открытого сундука пахло полынью и ещё какими- то травами, а на внутренней стороне крышки были наклеены яркие картинки, при виде которых у меня перехватывало дух. На картинках были изображены необыкновенной красоты цветы и белолицые красавицы с алыми губами и кудрявыми волосами. Это были обёртки от дореволюционного  туалетного мыла.
Таинственный сундук открывали редко и присутствие при этом действе доставляло мне невероятное удовольствие,
Бабушка неспешно, с любовью и торжественностью вынула из сундука аккуратно сложенную беленькую косынку,потом длинную нарядную юбку с оборкой по подолу, потом синюю в мелкий цветочек завеску, так называли одинаковой с юбкой длинны фартук,который был неотъемлемой частью женского туалета.Праздничная белая кофточка с глухим воротом была сшита из тонкого маркизета в отличие от повседневных ситцевых. Усевшись на старинный «венский» стул и затаив дыхание, я наблюдала за тем,как преображается моя бабушка ,надевая на себя все эти непривычные для моего восприятия одежды, и тихий восторг наполнял всё моё маленькое естество.
Нарядившись и прогнав из хаты на двор кошку, мы отправились в гости.
А в гости мы ходили к родне на другой конец хутора.Там жили бабушкины братья, сестра и множество всяких невесток,золовок,деверей,зятьёв, детей. В трёх хатах, стоящих на одном подворье,мирно уживалось всё это многочисленное семейство.
Хозяева встретили нас приветливо и чинно, каждого обняв и трижды облобызав,после чего усадили за длинный дощатый стол в тени развесистой яблони. Ели борщ и лепёшки с творогом. Конечно же на столе присутствовала бутыль с мутным содержимым, из которой глава застолья наливал в старинные гранёные стопки, по случаю праздника извлечённые из раритетного буфета.Церемония пития, как и весь обед,выглядела и культурно, и торжественно.
Потом взрослые вели разговоры, шутили, красивым многоголосьем пели то  весёлые, то задушевные старинные казацкие песни. Мы же, детвора,переполненные праздничной восторженностью , с испачканными до ушей ежевичным соком лицами,с визгом носились по  узенькой улочке между плетней и зарослей этой самой ежевики.

По прошествии времени в памяти всё чаще всплывают какие- то эпизоды из прошлой жизни.Это, как правило, светлые,добрые воспоминания. Плохое быстро забывается.
Сегодня мне до мельчайших подробностей припомнился именно тот летний день из моей только начинающейся жизни.

Сейчас мне намного больше лет, чем было тогда моей бабушке. Давно ушли в мир иной мои родители. Теперь я старейшина нашего рода. У меня взрослые внуки,правнуки есть.Живём мы в городских многоэтажках,общаемся большей частью с помощью телефона да компьютера. За большим столом не собираемся, некогда всем. В повседневной суете потерялось наслаждение жизнью, удовольствие от каждого прожитого дня; всё бегом да в спешке... Живём мы далеко от тех  благодатных мест ,никого из родни там давно нет, потому не навещала милый сердцу уголок более полувека.

Про хутор Паськов знаю из интернета- поселения с таким названием не существует с середины прошлого века.Другое название, другие дома, другие люди не казацких кровей живут теперь там.О Камышной мне известны лишь недобрые новости, связанные с последними событиями в Донбассе. Стреляют там.

Читая полосу новостей в интернете, случайно узнала, что сегодня Вознесение.
В моём доме нет икон, а церковь хоть и недалеко,а звона колокольного не слышно,потому что пространство вокруг храма поглощено современной многоэтажной застройкой, но слышу порой , будто наяву, тот давний перезвон колоколов Свято- Вознесенской церкви в Камышной .Пришёл праздник святого Вознесения.
Слава тебе, Господи!

Николаев,2017 год.