Эссе. Как я деда и бабку нашел. На всероссийский к

Александр Орешкин
 

Мамины родители давно уже умерли, для меня - дед Петя и бабка Евдокия. Я их никогда и не видел. В подростковом возрасте успел застать в живых  папиных дедушку Никиту и бабушку Ксению, но они для меня были такими древними, что попросту я их боялся. Сначала умер дед Никита, мы с отцом ездили хоронить его, а вскоре отошла в мир иной и моя последняя бабуля. Тогда я как то не сильно расстроился по этому поводу, своих дел было выше крыши. А тут – какие то «древние» родственники поочередно представились не самое важное событие, для 14 – 15 летнего подростка.
А вот теперь, когда сам вышел на пенсию, да еще приболел немного, то задумался о бренном, решил поближе познакомиться со своими ближайшими родственниками, узнать, так сказать, свою родословную. Для начала поставил цель узнать: кто мои деды и бабки? С родителями отца я разобрался быстро, потому что тогда была еще жива моя тетя Зоя – младшая сестра моего папы. От нее я узнал полные имена и отчества пращуров, дни и даты их рождения, род занятий и некоторые другие подробности. Так что одну из ветвей своего родословного дерева я заполнил.
Вот со вторым корнем древа получилась загвоздка – узнать что-либо о маминых родителях было не у кого. К тому времени, мои папа и мама уже умерли. Хорошо, что я успел в свое время узнать из разговоров с мамой, ее девичью фамилию. Она с трудом, но вспомнила, что когда то, давным-давно, она была Артамонова и жила на правом берегу Волги, в городе Ардатов,  Симбирской губернии.  Папа  ее был Петр Артамонов, мама – Евдокия, по мужу Артамонова.
Вот с таким скудным набором исходных данных я начал свои поиски. Ехать куда-то сам я не мог – к тому времени я уже имел «букет болезней от моей бабушки» - инфаркт, инсульт, осложненный облитерирующим атеросклерозом сосудов нижних конечностей и другими хроническими заболеваниями. Но у меня был в жизни надежный помощник - уже по счету пятый компьютер с подключенным интернетом от Ростелеком. На нем-то я и решил начать поиск.
Для начала я выяснил, что город Ардатов в наши дни совсем даже никакой не Симбирский  , а совсем даже, мордовский город. Вот так, кроме того, что губерния за прошедшие 90 лет, была переименована, так еще и заметно поубавилась в размерах. Теперь, значительная ее часть отошла Мордовии и Самарской области. Естественно, город Адатов оказался в составе республики Мордовии, и мне пришлось общаться  с Министерским Республиканским архивом. Сначала, через интернет я обратился в архив, города Ардатова. Откуда мне мигом ответили, что дела такой давности в настоящее время хранятся в Республиканском архиве города Саранска и любезно дали его электронный адрес. И поиск начался.
В общей сложности я потратил на все это две недели или, вернее, всего несколько часов – на составление электронных запросов, а вот основную работу выполняли архивариусы. Да она и понятно, им нужно было перелопатить горы макулатуры (как я понял, электронный архив в Мордовии еще не создали), чтобы найти требуемые мной архивные справки. Но их нашли, хотя я предоставил минимум сведений.
Что я знал? Я знал, что маму мою, 1 июля1914 года рождения, звали Вера Петровна и как я уже сказал, в девичестве она была Артамонова. Значит дедушка мой был Петр Артамонов, соответственно бабушка – Евдокия Артамонова. И все, ни отчеств, ни годов их рождения, никто другой из моих живых родственников не знал. А вот архивные выписки из «Свято Троицкого Собора города Ардатова, Ардатовского уезда Симбирской губернии» сохранились и вот что они поведали.
 «22 июля 1914 года (все даты – по старому стилю) был крещен ребенок женского пола, названа в Св. муч. Веры. Родители:  города Ардатова мещанин Петр Сергеев Артамонов и его законная жена Евдокия Дмитриева, оба православного исповедания». И далее в выписке указаны имена и фамилии тех, кто проводил таинство крещения и восприемников. Интересно, что раньше отчества писались именно так, а не Сергеевич, как у деда или Дмитриева – как у бабули. Вот так я узнал, что дедушка мой был потомственный, по тем временам «предприниматель» по нынешним меркам. Что подтверждается еще одной выпиской.
«4 октябрь 1886 года родился ребенок мужского пола, назван Петр. Его родители: Сергей Семенов Артамонов и законная жена Мария Гордеева». Это про дедуку.
А вот с бабулей сложней получилось, не местная она оказалась. Но и тут помогли разобраться архивариусы. Они нашли еще одну выписку.
«30 января 1909 года в Свято Троицком Соборе г. Ардатова состоялось венчание мещанина Ардатова Петра Сергеева, православного вероисповедания, первым браком, 22-х лет и мещанки Утрясовой  города Ардатова Евдокии Дмитриева, 19-ти лет». И опять, указываются свидетели, кто совершил таинство и даже кто были поручителями. Так я узнал, что моя бабушка родилась в 1890 году, тоже была из мещан, по девичьей фамилии Утрясова, ее отца, моего прадеда, звали Дмитрий Утрясов.
Ну и финал всему этому оказался самый плачевный. Дед с бабкой и единственной дочкой Верой жили не тужили до 1917 года. А потом в славном городе Ардатове появились большевики и первая в Симбирской тогда еще губернии комсомольская ячейка. Собираться то им где? Вот и решили, самым лучшим местом будет каменный дом Петра Артамонова. Отобрали дом, забрали сапожные мастерские, а чтобы бывший хозяин не возникал, сослали его туда, где Макар телят не пас. На теперешнем Алтае, раньше этот край назывался Горная Шория. Вот там и покоятся мои бабуля с дедушкой.
Грустную, особенно в конце, историю я рассказал, но познавательную, надеюсь, она понравится членам жюри конкурса.

А. Орешкин.