Легитимный и нелегитимный Охота на слова

Александр Ерошкин
Легитимный – это какой? Законный. Значит, нелегитимный – незаконный или беззаконный. А ещё какой? Всеми признанный. Общественно признанный. Правомочный, то есть имеющий право на что-то.

Смотрим Википедию.
Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения.
Легитимный, -ая, -ое (спец.). Признаваемый законом, соответствующий закону. || сущ. легитимность, -и, ж. Л. власти. (Словарь Ожегова, Толковый словарь русского языка)
Кроме того, легитимность — политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны или государства, больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве или стране институтам власти, признание их правомерности.

Термин «легитимность» возник в начале XIX века. Легитимисты – это монархисты  Франции,  стремящиеся восстановить власть короля, считая ее единственно законной, в отличие от власти узурпатора после июльской революции 1830 года. Тогда же это слово приобрело и другой смысл — признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола. 

Считается, что «нормативную структуру политической легитимности» разработал английский политолог Дэвид Битэм (David Beetham). Он установил:
1. власть соответствует принятым или установленным в обществе правилам;
2. эти правила оправданы путём ссылки на веру, которую разделяют управляемые и управляющие;
3. имеются доказательства согласия на существующие отношения власти.

А теперь обратимся к латинской основе термина «легитимность».  Французское l;gitime  от латинского legitimus — согласный с законами, законный, правомерный. Вот скажите, откуда появилась фраза «согласный с законами, законный, правомерный»? Какие буквы, звуки указывают на закон и право? Это придумано позднее с учётом значения слова. Так можно приписать  любому слову какое угодно значение, так и происходит нередко во многих западноевропейских языках, где слова не конкретны, а абстрактны,  и их значение зависит от того, как слово будет объяснено и прокомментировано.

И во французском, и в латинском мы видим корень leg (лег, лог, лек, леж, лож,  лаж). Этот корень мы находим в большом количестве терминов.

Привилегия – преимущественное право, преимущество.
Коллегия – группа лиц, образующих административный или общественный орган.
Коллега – товарищ по работе, учёбе, профессии.
Коллектив – объединения людей с общими целями или интересами.
Легальный – законный,  признанный законом.
Легат – посол, наместник, уполномоченный папы римского.

Изначально речь шла о тех, кто лежал рядом, именно они пользовались и дополнительным доверием, и являлись основными исполнителями воли. Значит, все слова, которые указывают на совместное лежание, возложение, сложение и другие являются родственными. За длинную историю корни обросли дополнительными  значениями,  стали основой терминов в разных областях знаний и производства. И, казалось бы, далёкие слова имеют в глубоком прошлом общее происхождение.

Предложение, подлежащее, сложение, разложение, изложение, прилагательное, приложение, подле, возле – слова-родственники.

В качестве доказательства хочу напомнить об очень известном факте -  Тайной вечери, когда Иисус со своими учениками в последний раз собрались вместе, чтобы отметить Пасху.
 
В сети я нашёл компилятивное, составленное, сложенное из разных источников, описание  Тайной вечери. Хочу обратить внимание, что ученики сидят не за столом, как это показано на многочисленных фресках, полотнах, картинах, а возлежат на коврах и подушках.

«Наступила четырнадцатая луна первого весеннего месяца, авив (т.е. колосьев), когда по закону следовало закалать пасхального агнца. Иисус Христос сказал Петру и Иоанну: "подите, приготовьте нам есть Пасху". Они спросили Его: "где велишь нам приготовить Тебе Пасху?" Он отвечал: "когда войдете вы в город, тотчас встретится вам человек с кувшином воды; подите за ним; и куда он войдет, скажите хозяину того дома: Учитель говорит тебе: Мое время близко: где горница, в которой бы Мне есть Пасху с учениками Моими? И ОН ВАМ УКАЖЕТ ГОРНИЦУ БОЛЬШУЮ, УБРАННУЮ, ГОТОВУЮ: там приготовьте нам". Петр и Иоанн пошли, пришли в город, и нашли, как им было сказано, и приготовили Пасху. С наступлением вечера Иисус Христос приходит туда с двенадцатью Апостолами. ОН ВОЗЛЕГ ЗА ТРАПЕЗОЮ И ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ С НИМ. И начал говорить: "очень желал Я есть с вами эту Пасху, прежде Моего страдания, потому что, сказываю вам уже не буду есть ее, пока она в совершеннейшем виде не откроется в царствии Божием". Потом взял чашу, и, воздавши хвалу Богу, сказал: "возьмите ее, и разделите между собою. Сказываю же вам, что Я уже не буду отныне пить от сего виноградного плода до того дня, как буду пить с вами новое вино в царствии Отца Моего". После умовения ног ученикам и обличения за трапезою Иуды Искариота в предательстве, после чего Иуда удалился с вечери, Господь Иисус Христос сказал: "Ныне прославился Сын человеческий, и Бог прославился в Нем. Если же Бог прославился в Нем: то Бог прославит и Его в Себе, и вскоре прославит Его". Вечеря еще не прекращалась. Апостолы продолжали есть. И вот, Иисус Христос берет один хлеб, благословляет, преломляет его, и, раздавая ученикам, говорит: "приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое; сие творите в воспоминание обо Мне". А по окончании вечери, берет чашу с вином, растворенным водою, и, возблагодаривши Бога, подает им пить. Пили все, Между тем говорит им: "пейте из нее все. Потому что в чаше сей кровь Моя, нового завета, которая за вас и за многих изливается, во оставление грехов. Так делайте, когда ни будете пить, в воспоминание обо Мне". Совершилось и приобщение спасительным тайнам Тела и Крови Христовой. Господь продолжает говорить: Дети! уже не долго Мне быть с вами. Будете искать Меня, и, как Я сказал Иудеям, что куда Я иду, туда вы не можете придти; так и вам говорю теперь. Заповедь новую даю вам: любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. Потому всякой и будет знать, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою".
 (Мат.26:26 ,28, Мар.11:22 ,24, 1Кор.11:23 ,25, Лук.22:19 ,20, Иоан.13:33 ,35).