Глава 12 - О любви

Галина Коревых
     Труднее всего писать о любви. Никто и никогда не писал об этом полной правды.  Каждый делился лишь фрагментом, не опасным для себя.  Если вдруг кто-то возразит, приводя примеры саморазоблачителей, поднимавших завесу над любыми темными ли, сугубо интимными событиями своей и чужой жизни, - я отвечу им, что речь не может идти именно о любви: лишь о хитросплетениях человеческих отношений или банальной порнухе.

     Лишь фрагменты посильны человеку, чтобы признаться или признать суть этого чувства.   Так, Шекспир резко ограничил свои трагедии страшными развязками: смертью Ромео и Джульетты,  убийством Дездемоны.  Ведь это - его наиболее яркие драмы любви.  Дело даже не в трагическом конце, а в  краткости изложенной истории, - словно сам автор шарахнулся от вольтовый дуги, признав свою неспособность пребывать в этом напряжении.

     Верю я Чехову, слишком хорошо знавшему, о чем идёт речь,  знавшему жизнь, людей и природу человека.  Страшна кара, постигшая его за это знание: оказаться в лапках фальшивой актрисы. Провидение, казалось бы, наказывало его, как новорожденного щенка, но на самом деле представило миру отчаянную картину его одиночества:  этому человеку не было пары.  Нашлась лишь условная фигура для того, чтобы похоронить его. 

     Увы, - это достаточно обычная судьба талантливых людей, выбивающихся из стереотипа, вне зависимости, успешны они или провальны.   

   Я верю Блоку Александру Александровичу в его иллюзорных видениях.  Мне симпатичен он своей деятельной энергией, с которой он пытался анимировать иллюзию: он не был парящим в фантазиях мечтателем Достоевского, но бился за перенесение мечты в действительность, стоя часами под окнами покорившей его оперной дивы.  Случалось, он был готов свернуть горы,  но в поэзии его остались снова - лишь фрагменты того накала.

    Но говорить я хотела вовсе о другом.  О страсти, захватившей меня в какой-то момент,  державшей в напряжении десятилетия и не приведшей к счастливому союзу.   Та страсть не была телесно-преходящей. Это было - кино.

     В моем случае двигателем интереса было вовсе не стремление к славе.  Не было это и стадным чувством.  Где-то года за два до окончания школы весь мой класс (вероятно, и параллельный - тоже) рванул в объявленную «Секцию юных кинематографистов» при Дворце пионеров на Ленинских горах.   Чтобы присоединиться к энтузиастам, нужно было видеть цель своей деятельности.  Я не видела себя в ней никем, потому не примкнула  к толпе.

     Любовь к кино начала формироваться с фильма Козинцева «Гамлет»,  просмотра конкурсных фильмов  Московского кинофестиваля, на который я купила абонемент, и активного самообразования.  Кино стало центром моих интересов: я подписалась на «Искусство кино»,  «Кино-энциклопедию» (получив лишь один из двух томов, поскольку второй, кажется, так и не вышел) и скупила всю доступную литературу по истории кино.  Не буду теоретизировать, почему именно кино стало страстью:  когда любят, пагубно задавать вопрос «за что».

     Зачем сетовать на судьбу?  Она знает, что делает.  В кино нужны лидеры: режиссеры, способные подчинить персоналии, толпы и бюрократов;  операторы, уверенные в своей гениальности;  актеры, рождающиеся с ощущением звездности.   Трезво смотря на мир, я знала, что мне там места нет: я - не лидер.

    Мне оставалась роль зрителя.  Я стала благодарным, преданным зрителем - другом тех, кто покорил меня.  Сколь контрастные имена и произведения попали в этот круг!  Но сердце мое не засохло, и никогда я не руководствовалась обзорами модных критиков.  Потому расхождения с ними были, есть и останутся.   В отличие от них, я - свободна, не связана обязательствами со спонсорами и политическими группами.

     Священными для меня всегда были ворота Мосфильма и Ленфильма.   Я пересекала их не раз, часто оттого, что тяготела к ним и предлагала в качестве темы для рекламных съёмок, либо сама снимала там при случае портреты:  летящей  в невесомом прыжке Караджовой,  Приемыхова, ждущего телефонного звонка,  отдыхающих между кадрами  съёмок «Собачьего сердца» Евстигнеева и Бортко.  Странно, но меня там считали своей: в бюро пропусков отлавливали и  приглашали сниматься, в актёрском отделе охотно искали мне актрис для рекламных съёмок.  Студии писали мне письма с просьбой, выделить рекламные плакаты для съёмок какого-то фильма.   Я считала это высшим признанием качества своей работы:  мои плакаты просила группа фильма «Вокзал для двоих»!   Конечно, я понимала, что это мелкий персонал добывает макулатуру, которая в те советские времена служила  для мелких взяток: за плакат можно  было получить какие-то разрешения,  достать дефицит,  «отмазаться » от наказаний.

     И все же я жила в среде глубоко чуждой творчеству.  В память врезалась сцена на пороге гостиничного номера в Астории:  находясь в командировке в Питере, мы попали на просмотр «Зеркала» Тарковского с коллегой (портрет ее есть в Инстаграме).
Мы обе смотрели фильм уже второй раз. Я вернулась вновь потрясённой,  мы молчали до самой двери, когда она, наконец, взорвалась, заявив, что фильм непонятный и те, кто им восхищаются,   сами не знают, о чем он, другими словами - притворяются...

     За долгую  жизнь мне довелось увидеть столько  талантливых работ (и случается до сих пор). Я люблю совершенно непохожие фильмы самых разнообразных режиссёров, часто записывая полюбившееся, чтобы  пересматривать.

     Вкус мой иногда может показаться извращенным:  я не люблю Чарли Чаплина, хотя обожаю Лилиан Гиш.  Не люблю Милоша Формана за его видение «Полёта над гнездом кукушки» - гениальной книги, превращённой им в фаст-фуд,  за  его «Амадея», опошлившего банальностями само понятие о гении Моцарта. Мне омерзителен  Тарантино*,  а Ларс фон Триер, при всей эпатажности,  очень ценен для меня, благодаря его манифесту, имеющему последователей в странах, любящих и бережно хранящих искусство кино.   Манифест его  провозглашает, что кино нужно  снимать  натурально: лишь при естественном освещении и без кино-ухищрений.   Красота его фильмов ошеломляет, хотя первую его работу «Рассекая волны» я возненавидела именно за фальшь:  нарочитую ручную камеру,  назидательные  колокола финала и рождественский хеппи-энд.  Мне претит его фильм с Бьорк и сама она, потерявшая уже давно эстетическое чутьё, оставшаяся лишь сухой шкуркой громкой славы,  высасывающая из пальца коммерческий успех из всего, - хоть из переживаний брошенной стареющей женщины.   Но одним из любимейших фильмов останется всегда «Меланхолия» Фон Триера  - красивое и глубокое произведение, достойное пережить гибель человечества.

     Всегда я буду любить классику советского кино, обливаться слезами над «Летят журавли», «Баллада о солдате»,  «Судьба человека», «Дама с собачкой» и многими другими, даже менее известными и сентиментальными.   Удивительно, но понимание кино пришло не сразу.  Когда-то я ушла, не досмотрев до конца грузинский фильм «Листопад».  Возможно, из-за того, что пошла в кино с подружкой, с которой у нас не совпали вкусы.   Восхититься этим фильмом мне было дано несколько позже, также как шедевром «Жил певчий дрозд» того же Отара Иоселиани.  Продолжая грузинскую линию:  один из моих любимейших фильмов - « Не горюй» Данелия,  который я ценю выше всех его прочих фильмов, отдавая должное всем им.
Грузинское кино было и останется интереснейшим явлением того времени, которое будут всегда пересматривать эстеты в парижских синематеках.

     Пару слов и о них:  во Франции кино продолжают считать искусством,  школьники изучают курс кино (естественно, что не уровня Гарри Потера), а количество синематек, - мест, где демонстрируются ценные кинопроизведения  всех времён и народов,  - самое большое в мире.   Французы знают толк в искусстве,  еде,  одежде, архитектуре, балете, театре...  Они эстетически подкованы  веками опыта и огромным потоком творческой продукции,  проносящейся через  эту страну.  Они - признанные арбитры при определении ценности живописи,  скульптуры, архитектуры, литературы, кино.   Политика,  хотя и вмешивается,  не ломает основной тенденции, ориентированной на эстетику.

       Теперь я уже осознаю, что имела счастье прожить в эпоху прекрасного авторского кино и культа кино как искусства.  Сейчас отношение к нему кардинально изменилось.  Если раньше авторское кино способно было вызывать ажиотаж и беспорядок, когда толпа рвалась увидеть произведение,  то теперь это стало старомодным.  Толпа ломится лишь на технологичные фэнтези.

     Жизнь моя прошла, как по вехам,  через фильмы Де Сантиса и Де Сика,  Антониони и Феллини,  Питера Гринуэя,  Марселя Карне, Франсуа Трюффо,  Жан Люка Годара и более скромных имён и произведений.  Американцы тоже оставили важный след:  Линч, Джармуш и братья Коен, кроме менее именитых и тоже талантливых.

     Возможно, бессмысленно перечисление  пристрастий и предпочтений,  - ведь у всех они разные.   Поверхностным не только кажется, но и является это поспешное перечисление имён. Я упомянула лишь главные ориентиры, а цель изначально была иной: рассказ о любви.

    Однажды, когда мир уже рушился,   меня сослали вместе с частью  других сослуживцев на окраину  Москвы, объединив с другими кусками преобразованных фирм.   Сверху свалился рублевый бюджет, в частности, на производство рекламных фильмов.    Я знала, что это - безумная трата: кино было бы негде показывать.  Приказ,  тем не менее, был суров и непреклонен: мне было велено исполнять. 

    Скрепя сердце (как гласят новейшие источники грамоты), я начала проработку вопроса и вскоре получила предложение снимать на «Центрнаучфильме», а также кандидатуру режиссёра.   Заявка была уже выдана. Оперативно мы   встретились с ним и я объяснила идиотизм ситуации:  мы, заказчики - экспортёры мехов, но не моды, поэтому надеяться на смазливых манекенщиц -  табу,  мода - тоже, потому что фильмы делают в расчете на много лет.  Показ животных - табу.  А остальное - придумывайте, как хотите: это - ваша работа.  По сути, мне выпала роль продюсера, держащего в руках финансирование и заказывающего музыку. 

      Я помню, как мы шли по узким тротуарам в центре Москвы,  то и дело соскакивая на мостовую и пропуская встречных прохожих.  Мой негативный настрой разбивался    о   живой интерес: режиссёр Андрей принимал все условия и даже задавал наводящие вопросы о всех возможных ограничениях. 

     То, что мы способны были  говорить на одном языке, я поняла очень быстро.   Формально молодой режиссёр успел сделать пару дипломных работ, но кого это могло впечатлить?  Любопытным было то, что он не собирался спорить и готов был вписаться  в любые требования.   Так, продолжая прыгать с тротуара на мостовую и обратно, я успела узнать, что он манчжур по происхождению,  живет в подмосковном посёлке,  шьёт  себе сам не только одежду, но и сапоги, в которые  обычно был обут.

     Абсолютная неагрессивность  его восприятия  нашего дурацкого заказа покорила меня.  Мы условились встретиться вскоре,  когда он напишет сценарий.   Андрей оказался обязательным, а ознакомившись с его работой, я пришла в бешеный восторг: он придумал абсолютно абстрактный сюжет и вкратце рассказал о планируемых кадрах, эффектах  и трюках.  Доверие мое стало полным,  бумажную версию сценария я подписала у начальства и привезла на студию, расположенную на Ленинградке.

     Потрясением было то, что Андрей работал на этой студии бок о бок с гениальным режиссером   Владимиром Кобриным.  Я уже знала к тому времени несколько его работ, потому  ахнула так, что Андрей тут же предложил:

     - Да он же тут сейчас, хотите поздороваться?
     - Конечно, неужели я не сплю?

Мы застали Кобрина в мастерской.  Он покраснел, польщенный моими восклицаниями и, после завершения деловой программы с Андреем, показал мне в маленьком просмотровом зале свой новый удивительный фильм.


    Два гения кино,  Кобрин в России и Рыбчинский в Америке, которые были способны в доцифровую эпоху достигать запредельных  визуальных высот выразительности, благодаря дару фантазии,  кажутся мне жертвами поправшего их технического прогресса.  Пропасть, отделяющая их от нынешней компьютерной графики, состоит в том, что они вызывали бурю глубоких  эмоций,  вплоть до слез,  переворачивали душу,  - что и не снится нынешним  производителям цифровой продукции.

     ...Необходимые согласования для нашего фильма  были получены и настал день запуска  в производство.  Андрей рассказал об изготовлении декорации-трубы,  где должны были летать позолоченные предметы типа чайной ложки,  о том, как придумал
избежать конкретной моды в кадре.   Он любезно пригласил меня посмотреть на декорацию, если это интересно.  Приехав на студию на Ленинградке,  я впервые вошла в павильон, и неожиданно на меня  дохнуло чем-то таким родным и одновременно несбыточным, что я горько заплакала.

   ...  Фильм получился прелестный:  абстрактный, с чёрными ногтями, гуляющими по песцовому меху (вырезали их из кинопленки, намного предвосхитив гелевое наращивание),  с авангардным гримом,   имитировавшим  маски в золотых и чёрных тонах,  летающими в угловатой трубе предметами: гигантскими ложками ростом с человека, стульями, шубами и другой чертовщиной.   Картинка была стильной,  идея воплощена и задачи выполнены.    На конкурсах  посыпались призы, и я была рада, что изначально бессмысленное мероприятие дало  какой-то плюс.

     Режиссёр Андрей вскоре после этого взял фамилию отца и стал Андреем И.  Он оказался соседом актрисульки, которую я снимала  для кино журналов, что говорит лишь  о том, что мир тесен, но для меня - и о том, что я длительное время жила бок о бок с кино.

     Потом  состоялась премьера нового фильма Андрея И - документальной мистификации  «Конструктор красного цвета».  Благодаря его любезному приглашению, я увидела этот фильм,  которому было бы сложно тогда достичь  зрителя.  Это теперь интернет за несколько секунд откроет вам его во всем великолепии  игры ума и хулиганства.

     Невозможно было поверить в приход цифровой эпохи, пока она не свалилась нам на голову.    Я возненавидела цифровое фото за бездушность:  разрыв, как между винилом и МР3.  Но лишь только появилась цифровая видеокамера Сони,  я не смогла устоять. 

    Роман наш начался далеко не сразу.  Года два мы спали в разных постелях: я таскала камеру за собой,  используя  ее просто как записную книжку.    Перелом настал в тот момент,  когда я ощутила присутствие материала.  Дело было в Италии: словно по указке свыше,  камера приросла к моей руке и стала частью организма.   Случился переход в нужное состояние, которое помогло выразить задуманное.   Ранее ненавистная цифра открыла мне прежде запретную дверь: я смогла снимать, монтировать, озвучивать и пользоваться эффектами монтажной программы.

     Бессонные ночи: битва с техникой,  сбои вывода на диск, отчаяние, экстаз успеха...  Фрагменты  любви. 

________________________________________________
* Нелюбимый мной Тарантино неожиданно снял прелестный фильм «Однажды в Голливуде», а любимый Джармуш - провальный «Мертвые не умирают»

Фото: Г.Коревых - (макет обложки)