О спасении России через Ченстоховскую икону Божией

Тамара Кочнева 8
О спасении России через Ченстоховскую икону Божией Матери.
[статья из серии по истории пророчеств].

    Церковное предание должно быть достоверно и в своей сущности и по своему духу, и не может противоречить тому, что верующие находят в Священном Писании. Если предание не достоверно, то оно и не церковно! Мифотворчество, непроверенные факты из истории пророчеств и жизнеописаний подвижников нарушают церковность и вносят элементы язычества, окрашенные псевдоблагочестием и псевдоправославием.
    «Не буди ми лгати на святаго...» – слова святителя Димитрия Ростовского наилучшим образом предостерегают ревнителей «старины» и «благочестия» не по разуму сочинять псевдоблагочестивые мифы. Эти «ревнители» или не понимают, или же, наоборот, очень прекрасно осведомлены, к каким пагубным последствиям и соблазнам для церковного сознания может привести вольное обращение с церковно-историческими фактами или с высказанными пророчествами.
    Великий святитель ХХ-го века архиепископ Никон (Рождественский) писал в 1914 году в своих дневниках:
    «Рассказывать о том, что могло быть, но было только в воображении автора, не значит ли «лгати» на промышление Божие... что это-де – во славу Божию, для воспитания чувства веры и любви – это уж будет рассуждение в духе тех, кто учит, что цель оправдывает средства. Мифы нам не нужны. История Церкви полна фактами столь поучительными, что никакая фантазия сочинителей мифов до них не додумается».
    К великому сожалению многочисленные выдуманные «пророчества и предсказания старцев», «видения» и множество непроверенных высказываний святых перепечатываются и преподносятся неискушенному читателю как несомненные Откровения о последних временах.
    Проблема приписок и фальсификаций пророчеств, публикуемых от имени подвижников Божиих, от лица новомучеников и страдальцев за Церковь и землю Русскую, должна ставиться открыто и прямо, поскольку связана с общим состоянием нашего общества, испытывающего разного рода шатания и искус вседозволенности. Именно самочиния публикаторов, руководствующихся собственными понятиями о святости и духовном водительстве, без опоры на истинные цели православного видения, и порождают тот всплеск околоцерковного мифотворчества, которое так любезно маловоцерковленному человеку.
    Вечером 7-го января 2018 года (уже в девятнадцатый раз) во многих храмах Российской Федерации были совершены молебны «о спасении» России перед Ченстоховской иконой Божией Матери. Традиция молиться по этому поводу именно в этот день, и именно перед этой иконой зародилась совсем недавно, причём при довольно странных обстоятельствах.
    В 1999 году в некоторых православных газетах («Русь Православная» и др.) были опубликованы письма некоей рабы Божией Валентины Сизовой с «сообщением» о являющихся ей во сне православных святых: преподобного Серафима Саровского и преподобного Иоанна Кронштадтского. В одном из таких ночных «явлений» в тонком сне Валентине было сообщено, что именно ей выпала великая честь передать всем православным верующим России(!) страшную весть: если в храмах повсеместно вечером 7-го января 2000 года не будет проведён покаянный соборный молебен перед Ченстоховской иконой Божией Матери, то Российскую Федерацию ждут великие скорби.
    Растиражированные по всей стране через газеты письма рабы Божией Валентины Сизовой вызвали неоднозначную реакцию в православной среде. Тем более, что в «лихие» девяностые, после развала Советского Союза, сложилась уже традиция молиться о спасении России Державной иконе Божией Матери, явленной в день вынужденного отречения от престола святого страстотерпца императора Николая II. Но в письмах рабы Божией Валентины указывалось, что благодать от Державной иконы в новом веке перешла к иконе «последнего времени» – Ченстоховской:
    «В 1917 году люди отвергли Царя, а тем самым отвергли Бога и Божие, и оно не преминуло уйти из взаимоотношений правителей со своими подданными. Для верующих это было уходом из большего образа в меньший – в церковь, которая должна была заменить царскую власть на власть первосвященническую. Это явила нам своим появлением Державная икона Божией Матери, но в итоге власть первосвященническая (патриаршая) не взяла вверх над светской властью и всё закончилось уходом Бога и Божьего и из церкви Христовой. Оставшись сегодня в очень и очень урезанном виде в отдельных островках Сардийской церкви, священнослужители которой сохранили белые одежды своего рукоположения. Но поскольку при этом являются апологетами своего священноначалия, уже потерявшего благодать рукоположения, то и им исполнять роль отцов осталось совсем малый срок, после которого и в их приходах поселится мерзость запустения. Сохранится благодать только в тех приходах, в которых будут ежегодно проводиться покаянные соборные молебны перед Ченстоховской иконой Божией Матери, ибо теперь Божие целиком и полностью присутствует только в её внутренней таинственной жизни. И всё это будет только нарастать и укрепляться, обретая вид непреложного развития от апостасии к полному и всецелому покаянию [...]».
    Несмотря на явный абсурд данной ситуации, при которой неизвестным никому человеком в одночасье с Российской Федерации было снято покровительство Божией Матери через Ее икону Державная, молебны «о спасении» России были совершены во многих приходах в регионах. Причина сего явления наиболее ясно объясняется приведенными словами некоего архимандрита, сказавшего, что даже, если вся эта история выдумана от начала до конца, совершить молебен все равно можно, так как от него будет только польза.
    Но польза ли?
   Здесь уместно будет напомнить читателям, что же собой представляет Ченстоховская икона Божией Матери?

    [Историческая справка.
    Икона эта – древняя православная святыня, реквизированная поляками в 1382 году во время покорения юго-запада России, и с тех пор находящаяся в польском католическом Ченстоховском монастыре. Из-за тёмного оттенка лика также известна как «Чёрная мадонна».
    Согласно легенде, Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука.
    В 326 году, когда святая Елена посетила Иерусалим для поклонения святым местам, она, по преданию, получила эту икону в дар и привезла её в Константинополь. По мнению искусствоведов, икона создана в Византии в IX-XI веках.
    Достоверно история иконы прослеживается с конца XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевёз икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами. После завоевания Польшей западно-русских земель, включая Галицко-Волынское княжество, польский князь Владислав Опольский в 1382 году перенёс икону на Ясную Гору, около Ченстоховы, во вновь построенный монастырь паулинов.
    Считается, что Божия Матерь через свою икону Ченстоховская не раз спасала поляков от иноземцев.    
    В 1655 году Ясную Гору осадили шведы, захватившие к тому моменту почти всю Польшу. Героическая оборона монастыря, которая, несмотря на большое превосходство врагов в численности, заставила шведов снять осаду, и спасение святыни вызвали большой патриотический подъём в стране, который привёл к изгнанию шведов из Польши.
    В 1656 году в благодарность за спасение Польши от шведских захватчиков король Казимир присвоил Ченстоховской иконе титул «Польской королевы».
    В 1717 году над иконой был совершён чин коронации с возложением на лики Богородицы и Богомладенца двух освященных в Ватикане корон с изображением герба Польского государства.
    С тех пор православная святыня стала не только святыней католической, но и символом католической Польши. И не только символом, но и знаменем борьбы против России. В те времена, когда Польша была частью Российской империи, поляки молились перед ней о даровании освобождения от ненавистной православной России.
    День Ченстоховской иконы Божией Матери празднуется в Русской Православной Церкви 6 марта (19 марта по гражданскому календарю). В этот день православные помимо уставных молитвословий возносят молитвы Господу о спасении древней иконы из католического пленения.
    Молиться же о спасении России иконе, самой находящейся в плену и ставшей символом чужой веры, более чем странно. А, то, что часть православной России без оглядки ринулась, пусть и невольно, под омофор католической святыни, свидетельствует о том, насколько российское общество доверчиво и духовно малообразованно. В связи с этим более понятными становятся евангельские слова о том, что, возможно, прельстятся и избранные (Мф. 24,24)].

    И вот сейчас через православные газеты символ враждебного Православию Католицизма неожиданно стал символом спасения России.
    Остаётся теперь только понять: Спасения от чего и почему  преподобный Серафим Саровский, являясь рабе Божия Валентине, постоянно благославляет Ченстоховскую икону Божией Матери, о чём пишет в своих письмах Валентина, ссылаясь на книгу «Неизвестный Нилус»?
    Действительно, на 352 странице второго тома этой книги приводится «Воспоминание» некоего А.П. Тимофиевича, из контекста которого и вырвано якобы «благословение» преподобного Серафима Саровского. Чтобы понять, о чём идёт речь в «Воспоминаниях», текст стоит привести полностью, нежели он изложен в письмах рабы Божией Валентины.
    «Это было в первые годы революции, – пишет А.П. Тимофиевич. – С.А. Нилус только что приехал в Киев, пережив очередной арест...
    «Сергей Александрович, – спросил я, – Вы имели такую возможность ознакомиться с архивами и преданиями Сарова и Дивеево, не встречали ли Вы каких-нибудь указаний о грядущей судьбе нашей многострадальной Родины? Ведь Вы имели радость беседовать еще с инокинями-современницами преподобного Серафима и с супругой самого Мотовилова, Еленой Ивановной».
    С. А. долго молчал, а потом, поднявшись во весь свой богатырский рост, стал взволнованно ходить по веранде.
    – Никто не ведает судеб Божиих, – неожиданно произнес он, – хотя великому прозорливцу и многое было открыто. Скажу только, что о переживаемом нами страшном времени не раз говорил он близким людям и горько плакал при этом, но говорил также, что по времени Господь даст еще известный срок, около 15 лет, России на покаяние и, что при освобождении нашей родины какую-то положительную роль сыграет Польша. Если после этого Россия всё же не покается, то гнев Божий изольётся на неё в ещё больших размерах».

    Что следует из этого диалога А.П. Тимофиевича с С.А. Нилусом, нигде более не встречаемого свидетельства?
    То, что речь идёт не о сегодняшнем времени, а о первых годах после развала Российской империи. Известно, что в первые годы после захвата большевиками власти от революционного террора в близлежащие страны, в том числе и в Польшу, хлынул поток русских мигрантов. Так что вполне допустимо, что именно Польша могла бы при условии покаяния российского народа сыграть «какую-то положительную роль». Но народ не покаялся, наступил период «Багряного Зверя» (1917-2025) и что с ним в дальнейшем произошло, из истории хорошо известно.
    Что же касается Польши того времени, то она также имела совсем другое геополитическое и территориальное положение, нежели сейчас.
    Так что выхваченные из контекста «пророчества» преподобного Серафима Саровского, якобы свидетельствующие о том, что современное спасение в Россию придёт из католической Польши, явная натяжка.
    Тем более, у С.А. Нилуса нигде даже не упоминается о Ченстоховской иконе и надписи на распространяемых репродукциях этой иконы, из которых следует, что именно её благословил преподобный Серафим, как символ спасения России, уже не натяжка, а явная ложь.
    В современной ситуации эта ложь на руку греко-католикам и, возможно, польским иезуитам, активно занимающимся прозелитской деятельностью на канонической территории Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
    Подобные намёки неоднократно делал и нынешний папа Римский Франциск, говоря «об особой благодатности Римо-Католической церкви и её роли в будущем спасении России».
    Несмотря на то, что со дня 8 января 1999 года, когда во многих российских храмах молились Ченстоховской иконе Божией Матери, прошло немало времени, дискуссии на страницах православной прессы по этому поводу продолжаются. И надо сказать, информация иногда печатается весьма полезная.
    Так Самарская газета «Благовест» (2002, № 7) опубликовала письмо бывших членов тоталитарной секты «Богородичный центр» супругов Владислава и Анастасии из Владимирской области. Как следует из письма первый ажиотаж вокруг Ченстоховской иконы по России прокатился около десяти лет назад, примерно в 1992 году, но правда не среди православных, а среди сектантов «богородичников». В тот раз «откровение» свыше получил сам «пророк» Иоанн Береславский (Вениамин Янкельман). Именно ему голоса «святых» указали путь спасения России через Ченстоховскую икону.
    Янкельман в срочном порядке отправился в Польшу на поклонение святыне. Было ему «откровение» и про Серафима Саровского, но вот только тут новоявленный пророк явно переборщил: своим адептам глава секты заявил, что он и есть Серафим Саровский. Такого кощунства не могли принять даже прозомбированные сектанты, и ажиотаж вокруг польской иконы стих, чтобы возобновиться через несколько лет, но уже по откровениям никому не известной Валентины Сизовой.

     [Историческая справка.
    Богородичный центр – секта, возглавляется «Собором Епископов», главой которого с момента создания до апреля 2009 года являлся Иоанн (Вениамин Янкельман – Береславский).
    Собственно название «Богородичный центр» носила общественная организация («просветительский фонд»), созданная в 1991 году, в 1993 году переименованная в «Фонд Новой Святой Руси» и в 1999 году прекратившая своё существование. Под этим названием данная организация получила известность в СМИ в начале 1990-х. С тех пор это название, а также наименование «богородичники» часто используют для обозначения последователей данной организации.
    Во всех официальных заявлениях РПЦ МП, а также ряда государственных органов власти, а также публикациях ряда исследователей, в сообщениях СМИ Богородичный центр характеризуется как обычная секта (от псевдохритианской до тоталитарной)].

    Единственное чем отличаются «откровения» Валентины от «откровений» Иоанна, так это тем, что Сизова настаивает на «переходе» благодати с Державной иконы Божией Матери к Ченстоховской. До такого не смог дойти в своих «фантазиях» даже основатель тоталитарной секты, но идею эту неожиданно подхватили тысячи православных верующих.
    В Сыктывкарской православной газете «Вера» один из участников дискуссии написал, что все разговоры вокруг иконы не совсем православные: «потому что верим мы не в иконы, а в Саму Божию Матерь».
    Трудно не согласиться с таким утверждением, так как христиане тем и отличаемся от язычников, что чтят не дерево, а образ на нём изображенный. Но всё-таки в истории Православия многие события связаны с конкретными изображениями Божией Матери. И помощь православные получали от Нее через те или иные иконы. И каждый православный христианин узнает в многочисленных иконах тот или иной прославленный чудесами образ Божией Матери. Икон Богородицы много, они разнятся и по сюжету, и по иконографическим особенностям, но их объединяет единая манера православного письма.

    Священник Николай Каверин пишет:
    «В газете «Русь Православная» (№ 11-12, 2002; № 1-2, 2003) и в последних номерах журнала «Первый и Последний» (прежнее название – «Сербский крест») появились нападки на одного из достойнейших русских архипастырей – архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона (Емельянова), который обвиняется ни много, ни мало в... иконоборчестве. Дело в том, что в выходящем по благословению владыки «Новосибирском епархиальном вестнике» (№ 1-2, 2002) появились статьи православного публициста Валерия Мельникова, откликнувшегося на распространение в некоторых изданиях весьма сомнительных «сновидений» некоей Валентины Сизовой, связанных с молитвой перед Ченстоховской иконой о спасении России. Статьи В. Мельникова, призывающего православных к трезвой рассудительности, дабы не подвергнуться католической провокации, были в журнале «Первый и Последний» и газете «Русь Православная» объявлены «еретическими» и «иконоборческими».
    Ни о каком «иконоборчестве», конечно же, в статьях Валерия Мельникова и речи нет. В хуле на православное иконопочитание в подлинном смысле этого слова можно обвинить скорее те издания, которые печатают и распространяют псевдоиконы «старца Григория Распутина» и недавно скончавшегося протоиерея Николая Гурьянова с «иконой» того же «старца» Распутина в руке. Ибо вопреки церковному Преданию и канонам самочинно изображаются не прославленные Церковью лица.
    В своих статьях, Валерий Мельников защищает настоящий образ Ченстоховской иконы, плененной католиками, и призывает не доверяться слепо «псевдоблагочестивым сновидениям», от чего предостерегают нас святые Отцы.
    Распространяемый сегодня по России образ Ченстоховской Божией Матери сильно отличается от привычного для православного взгляда образа. Узкие прищуренные глаза Богородицы, непривычно цветастый омофор, обрезанные плечи, отсутствие греческой буквенной аббревиатуры, означающей «Матерь Божия» – всё это смущает глаз православных богословов. Но вот сказать об этом вслух решается не каждый, дабы не быть обвиненным в прелести.
    Заглянуть же в книгу с изображением икон Божией Матери почему-то никто не догадается. Если открыть, к примеру, довольно распространенную книгу «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых Ее чудотворных икон» на стр. 113, где рассказывается о древней Ченстоховской иконе Божией Матери, то можно увидеть совсем другой образ, нежели распространяемый нынче поклонниками католической святыни. Этот образ помещен и в других книгах об иконах Божией Матери. Странно, что никто из «ревнителей» до сих пор не заметил подмены.
    В католической книге А. Мигель «Тайна, которая ведёт папу» Ченстоховской иконе посвящено несколько страниц.
    «Чёрная Мадонна, Царица Польши» – так зовут её поляки.
    «Чёрная Мадонна» – любимая икона папы Иоанна Павла II (Кароля Войтылы).
    Рассказывая о «фатимском чуде» – явлении Божией Матери пастушкам и о «пророчествах», Ей сообщенных, папа часто говорил о России и видел своё предназначение в борьбе с её «заблуждениями». Папа Иоанн Павел II желал спасения России и её «обращения». Он часто молился об этом перед Ченстоховским образом.
    Не в этом ли скрывается сегодня причина появления в нашей стране многочисленных репродукций именно этой иконы?
    Теперь к молитвам католиков о «спасении» России присоединились тысячи православных, и с каждым годом число российских почитателей «Чёрной Мадонны» увеличивается.
    Стоит ли удивляться, что с каждым годом нарастает и духовная экспансия католицизма на российское общество?».
*    *    *
ДТН.