Забытые игры - 2. Глава 6. Первые шаги в Москве

Юрий Чига
Глава 6.

Первые шаги в Москве.

      
       Кабинет был классическим. Деревянные полированные панели, необъятный письменный стол, шторы. Сталинская настольная лампа. Хозяин кабинета неопределенного немолодого возраста и лицо обыкновенное. Незапоминающееся лицо. А глаза подвели. Глаза редкого цвета - зеленые. Называю его про себя Ветераном, а неформально - Зеленоглазым. У него, конечно, есть имя и отчество, и даже фамилия, но я не поручусь, что они - настоящие!

       - Да, в Африке, сейчас наверное, жарковато, а? - спрашивает вдруг Ветеран и впивается мне в лицо взглядом пронзительных зеленых глаз. - А то здесь, в Москве, конец августа, а уже по утрам - прохладно!

       Понимаю, что он напряженно отслеживает мою идеомоторику.

       - Да, Африка - удивительный край! - с энтузиазмом в голосе отвечаю я. - Вы знаете, недавно с интересом прочел книжку чехословацких путешественников Ганзелки и Зикмунта. И мне, как охотнику было интересно, что аборигены определяют нахождение крупных зверюг ложась на землю и вслушиваясь ухом прямо в почву!
 
       При этих словах я берусь двумя пальцами правой руки за мочку правого уха. Мой жест означает, что я услышал пароль и понял сказанное. Но говорить о чем то по существу, здесь, в кабинете, не стоит.

       И фраза Ветерана и мое, как бы естественное движение руки были некими условными знаками, паролем и отзывом для опознания. Один из вариантов, которые мне сообщил Директор перед расставанием.

       Разговор мы продолжили на открытой веранде кафе на противоположной стороне улицы. Не очень далеко от центрального корпуса Учреждения на площади Дзержинского. По дороге в кофейню, я кратко рассказал Ветерану о некоторых обстоятельствах нашего выпуска из физкультурного техникума. Что счел необходимым, конечно. Ну, вы ведь сами понимаете, что лишние подробности никому не интересны? Вот и я того же мнения.

       Как сообщил мне Ветеран, пока, не смотря на прошедшее время, не установлены причины убийства генералов его ведомства. Ощущается появление где-то за кулисами еще одной силы, кроме уже имеющихся в политическом пасьянсе специальных служб. Это беспокоит руководство. Чтобы я это имел ввиду, если что и был в меру осторожен. Хотя в соблюдении осторожности никаких лишних мер не бывает. В ходе беседы, Ветеран сообщил много для меня интересного.

       В отношении меня принято решение способствовать негласно в продвижении. Поэтому и квартира в Москве нашлась. В старинном доме в районе Университета. Дом старинный для меня, а строился на самом деле в 1930 годы, в числе прочих "ежовых" домов. Что такое "ежовые" дома? Ну, были такие в некие времена, потом расскажу детали, если будет интересно.

       Учеба. Мое решение о дальнейшей учебе и получении высшего образования - похвально. Есть мнение, помочь и с этим. Наши люди есть везде. Я понимаю, значение слова "наши". Не все люди из системы - "наши". "Наших" не так и много. Но опознавалки я знаю и это уже хорошо.

       Здоровье. Примерно еще полгода я буду ходить с палочкой-тростью и мне установлена инвалидность на период до года, потом повторная экспертная комиссия. Уже есть заключение ВТЭК от военного госпиталя? Очень хорошо.
Дневные отделения факультетов Университета не очень хорошее решение. И то, что я это понимаю - это хорошо.

       Не нужны вам такие довески для студентов дневных отделений младших курсов как отработки на овощных базах, в колхозе, и прочее. Разные субботники-воскресники. Стипендия и студенческая столовка. Помните, что вы - офицер и джентльмен. Ну, в будущем джентльмен. Кроме этого, еще около года не менее - лечение, что организовывать при учебе на дневном факультете очень затруднительно.  Хорошо, что вы понимаете, что студенческая стипендия - это ничто. Необходимость приработков разных уничтожает здоровье. Размер пенсии все же выше, чем у просто обычных трудящихся, все же офицерский.

       Да, а какая специальность интересует? История, исторический факультет? Это не очень хорошо.

       Предлагается факультет экономический. Сейчас уже почти начало сентября. Зачисление на дневные факультеты закончилось. Самое время зачислиться на заочное отделение, прием там до 20 сентября, кажется. На этом факультете на последних курсах есть специализация в числе прочих и "экономическая история". Скажем так, это нужно, чтобы вы пошли на экономический. А кто же будет работать в международных организациях от нашей страны? Там только дипломы экономистов в тренде.Устраивает? Считаете отличным вариантом? И время теряться не будет! Оглянуться не успеете, как учебный год промелькнет и первый курс закончен! Так и решим!

       Так, какую кличку вы мне в уме придумали? Ветеран? Неплохо! Пусть так и будет. Угадали, так за глаза меня многие зовут...

       На самом деле, кличку я ему для себя придумал - Зеленоглазый. Но решил об этом не распространяться.

       И карусель завертелась. Домой, в свою собственную квартиру приходил только ночевать. И еще не рылся по шкафам, сундукам и комодам, которых в квартире было много. Не просто много, а с большой буквы - Много! Поневоле я стал наследником некоего товарища моего роста и моей комплекции. Много чего было в наследстве!

       Событий был целый калейдоскоп. Ну, во первых, полученная мною квартира. В квартире жил ветеран-пенсионер Службы, который и был убит неизвестными в этой же квартире. Убийство так и не раскрыто. Чего то много нераскрытого попадается, однако!

       Дело было давно, в самом начале 1960-годов. Квартира и стояла опечатанной следственной печатью еще с того времени. Никто из Службы там селиться не хотел. В полный отказ люди шли по этому поводу. А я не против оказался. И руководство Службы вздохнуло с большим облегчением. Здыхались от квартирки, которая висела на балансе и никак и никуда ее. И выполнили почти мгновенно пожелание Первого Лица - найти для "молодого человека" чего подходящее. И я выиграл во времени. Новую квартиру в новом доме ждать - несколько месяцев. Пока "вопрос решится". А тут вот сразу - на! И добровольно, по согласию.

       Но все равно - без команды и содействия зеленоглазого Ветерана все было бы не так быстро. Итак: решение Службы, затем решение исполкома Моссовета, получение ордера. Это лично товарищ Чурбанов ордер вручил. Параллельно с этим - получение Паспорта и московской прописки. А то где же это видано, чтобы человек в Москве - и не прописанным проживал! Постановка на воинский учет уже по месту жительства... У меня впервые в жизни появилось постоянное место жительства! Пмж. Это уже адъютант товарища Чурбанова крепко помог, за пару часов на автомобиле объехали все службы, кого нужно. Хороший человек оказался!

       В открытом кафе выпил кофе с коньяком и потом гулял немного по центральной улице, торговой и полной соблазнов центральной улице Горького, напевая про себя: пмж, пмж, пмж!.. Постановка на партийный и профсоюзный учеты в теркоме ветеранов и пенсионеров... Все это можно назвать умными словами, например "социальная адаптация". Знакомство с людьми.

       В Университет зачислили без проблем. Экзамены больше напоминали собеседование. Как оказалось, крупные ведомства имели свои квоты студенческих мест, а Служба несколько лет подряд своей квотой не пользовалась. Я пришелся и тут кстати, тем более заочник. В Службу было принято в последнее время принимать с уже высшим образованием.

       Собственно, строго юридически я - не сотрудник Службы. Трудовая книжка у меня лежит дома вместе с другими документами. Я ведь - нетрудоспособный инвалид, передвигающийся с палочкой! Пенсия - 125 рублей. И пока не снимут инвалидность, я могу и не работать вообще, да и много куда меня и не возьмут. У меня есть пенсионное свидетельство.

       А какое тогда отношение я имею к Службе? Ну, учился я в физкультурном техникуме, технические виды спорта. Должен был быть распеделен в Службу, но произошли события от меня независящие. Чисто юридически, Служба неформально, своим влиянием, помогла мне устроиться в Столице благодаря указанию высшего руководства. А так не обязаны как бы. Я ведь у них и дня еще не проработал. Но квартира - да. Но считается, что она выделена из фондов ЦК КПСС, как орденоносцу... Служба старается не светиться нигде.

       Просто оказался я в эпицентре событий. И меня по существу наградили этой  квартирой в Столице. А медали, ордена, значки, подарки там разные - это все бонусы к квартире. Квартира, жилье - вот главное. Ну, тут и я молодец, сам себя хвалю. Когда меня конфиденциально где надо, перед беседой с генералом Чурбановым, спросили, а какую награду я хотел бы? Я прямо ответил: квартиру в Москве! Я - сирота. Я имею право. Ну, не дали бы. Ну и хер бы с ними. Но ведь - дали!

       Если даже кто и отметил в своей памяти, а что это за клоун тут такой в окрестностях появился? И квартира ему, и на заочное отделение факультета университета поступил? Через полгода никто и не вспомнит. Вал последующих событий сотрет и меня и многое еще чего из их памяти.

       А Служба? А Зеленоглазый? Знакомство с ними очень полезно. Особенно, когда никаких других знакомств нету.

       Впрочем, еще с учебы в техникуме, я вероятно числился где-то а архивах Службы... Чекисты - бывшими не бывают. Это старшие товарищи по сути подарили мне от имени государства не только квартиру, но и все что в ней было. Посчитали, что вещи погибшего им не нужны, а мне, молодому, вполне пригодятся.

       Зеленоглазый упомянул, что мне, вместе с этой квартирой, переходит и гараж погибшего вместе со всем содержимым.

       - А если там автомобиль стоит?
       - Стоит. Вместе с автомобилем. Автомобиль с номером, перешел к тебе как наследство от дальнего родственника, кем и был тебе Павел Тимофеевич. Павел Тимофеевич - так звали прошлого владельца квартиры. Документы уже готовятся у нашего нотариуса. Как получишь паспорт и прописку, сразу на тебя и гараж перерегистрируем, так как он кооперативный.

       - А автомобиль? Что за машина??

       - Ага! Зацепило! А водить то умеешь?

       - Так ведь техникум!

       - Да, действительно! Как то вылетело из головы. Что-то трофейное с войны. Двухместный. Вроде бы как исправный, но точно не знаю. В гараже как и в квартире никто не был вообще с тех трагических событий, гибели  Павла Тимофеевича.

       - А почему не посмотрели? Все же мало ли что могло быть у генерала? Бумаги так какие и вообще? - прямо спрашиваю я.

       - Он уже был на пенсии, с 1956 года.

       Эта дата объясняла многое. Павел Тимофеевич Зацаринский был генералом НКВД еще сталинского времени. А в 1956 году их всех уволили. Многих "разоблачили"... Историю органов я помнил. Вот видно кто-то выждал время и расправился с ним.

       - А дачи у него не было случаем? - спрашиваю я.

       - Была. Но уже ушла. Тебе только квартира и капитальный гараж со всем содержимым.

       Это только в книжке Александра Дюма про трех мушкетеров, благородный Атос выделывался:

       - Для мушкетера Атоса это слишком много, Ваше Величество, а для графа де ла Фер - слишком мало!

       А для меня все подойдет. Кто что презентует, и то хорошо.

       Как то внезапно началась начитка часов для заочников. Это означало три недели занятий без выходных дней по 10-12 часов каждый день. Поэтому, времени нет вообще.

       Не успел толком рассмотреть что за вещи от прежнего владельца остались в квартире, на антресолях, в чулане, в кладовке, на громадном "встроенном" угловом балконе, там тоже какие то шкафы, ящики, сундуки...

       У меня нет времени походить по московским магазинам. Да и Москвы то я не видел. С палочкой много не погуляешь! Зато после начитки часов, для через три - сессия! По результатам сессии происходит некое рейтингование и размежевание студентов. Успевающие в одну кучу, неуспевающие - тоже отдельно. Общий поход в кафе, где хоть знакомимся с друг другом. Новые имена и фамилии. Половина из Москвы, половина иногородние, есть и совсем издалека.

       Потому что учиться в столице - это много. Поэтому и едут, пробиваясь через конкурсный отбор. В МГУ заочников на время сессии поселяют в Дом Студентов. Для желающих подмосковные бабули сдают углы. Есть молчаливый негласный договор и уже не первое поколение студентов заочников действующий: никто не просится на квартиру к студентам - москвичам. Общежитием университет обеспечит всех желающих.

       Зеленоглазый специально подъехал к главному корпусу МГУ, чтобы поздравить меня с первой сессией, позвонив предварительно заместителю декана, чтобы меня попросили остаться. Поинтересовался, почему меня днем не бывает дома даже в выходные дни. Удивился нашей плотной, перенасыщенной учебной программе. Но одобрил, пробурчав, что это нам на пользу, чтобы жизнь малиной не казалась. Но настойчиво посоветовал побыть несколько дней дома. А то жаловались с телефонной станции - приходили ставить телефон, а меня все время нету. Комсомол местный просится меня увидеть.

       Действительно, как говорила соседка по подъезду , случайно увидев меня, что приходили раза трое каких-то не совсем трезвых дядек, и пара каких-то пигалиц. А почту я и не читал, складывал в пачку разномастные конверты на угол письменного стола. И образовалась заметная стопка.

       Меня мог насторожить только конверт или иное какое сообщение только от нашего ЖЭКа. Но мои квартирные платежи были оплачены наперед и надолго. И с сотрудницами ЖЭКа и паспортисткой познакомился в первые же дни. Я шоколадным тортом "Сюрприз" проставился для знакомства, как новый жилец, к их обеденному перерыву. Они бы мне сказали, если что серьезное и записку бы написали и оставили в дверях.

       ЖЭК, он в соседнем доме на первом этаже. Почта приходила и на имя прежнего владельца квартиры, но редко, и скапливалась в большом почтовом ящике. И журналы там и газеты. Письма и бандерольные пакеты какие то. Даже и из заграницы. Тоже красиво из разложил в стопки на необъятном письменном столе.

       Житейская мудрость, приобретенная еще в Одессе, говорила мне, что сначала ты работаешь на зачетку, а потом она работает на тебя. Особенно нужно рвать зад или еще там что - в первую сессию. Как помнится, меня, наставляла в этой студенческой мудрости некая старшекурсница. Когда мы, ну в общем, в перерывах от так сказать...

       А кстати, я же не осмотрелся здесь в Москве. Что, где, как. Какие порядки. Какая молодежная мода, что в тренде. И вообще, что почем и где, что интересное продают?

       Ну вот я и рванул по учебе. Четыре экзамена и все на 5. Три зачета, один из них дифференцированный - тоже на пять. Максимум - взят. В учебе - планы и методички на второй семестр получены. График сдачи контрольных есть. Нужно его красиво, как календарь, оформить и повесить на стенку.

       Итак, традиционно, необходимо захватить и допросить "языка".

       А в квартире - срач накопившийся годами. И за почти полтора месяца студенческой напряженной жизни я убрался только на письменном столе, возле дивана где спал, и на кухне. Да, и в ванной.

       И даже не знаю, что в ящиках письменного стола есть. Однажды полез и сразу обнаружил коробочку с мужскими запонками. Ладно, запонки, но ведь золотые!

       Сделал себе кофе и снова присел к столу. Учебники и конспекты все держу на столе.

       Сегодня понедельник, день тяжелый даже по названию. Почему последний экзамен сессии был в воскресенье? Потому что МГУ- это гигантский комбинат по выпуску специалистов с дипломами и работает практически без выходных дней. И я теперь, крупица в этом перемывающемся здесь человеческом песке.


Конец главы 6.