Нигер. Ч-9. Первый день Геревола

Ершов Максим Александрович
Существует ли на самом деле "машина времени"? Можно ли попасть в будущее или ещё лучше в прошлое? Тот, кто сидит дома, может осуществить подобное с помощью книг, либо при посредничестве телевизора. Ну а если человек путешествует, в этом случае он имеет шанс на живое общение. Гонконг, Сингапур, Тайвань — в некотором роде это страны из будущего. Соответственно, многие регионы Африки — это наше общечеловеческое прошлое.

Я шёл по лагерю кочевников водабе, и в очередной раз удивлялся разнообразию мира.

В одних странах роботы кофе к столу приносят, тогда как здесь на севере Нигера задержалось и никуда не уходит самое настоящее средневековье, где мужчины до сих пор ходят с мечами!

Если славяне делятся на множество родственных народов, то примерно также разошлись по свету и фульбе — самая большая этническая группа Западной Африки.
Водабе, к которым мы приехали, один из народов этой группы.

В переводе с языка фула, водабе означает — те, кто чтут запреты. Из всех народностей фульбе, "запретные люди" сохранили наиболее архаичный образ жизни.

Водабе скотоводы. Землю они не обрабатывают. Просо и сорго выменивается у соседних народов в обмен на мясо. Кочевые группы чаще всего состоят из нескольких родственных семей. У каждого такого рода имеется своя территория, по которой они кочуют и пасут свои стада.

Там где живут пастухи фульбе, саванна десять месяцев бывает тёмно-жёлтой, и лишь в августе-сентябре, в короткий период дождей, она покрыта высокими травами крам-крам. Это называется «сезон зелёных трав». В этот период фульбе собираются в заранее намеченных местах, и на шумных празднествах избирают вождей племени заключают браки, устраивают «мужской конкурс красоты».

В своё время у некоторых народов фульбе на подобном конкурсе молодые парни били друг друга кнутом. Спрятаться от удара, считалось не почётным. Кочевники долгое время проводят вместе со своей семьёй в пустыне, и потому женихи стремились показать потенциальным невестам, что они не боятся боли и будут для семьи настоящей опорой. Подобные турниры назывались ша-рота. После целого ряда смертей, власти стран, где проживают фульбе, ша-роту запретили.

Водабе ша-роту никогда не проводили. Их конкурс красоты исключительно мирный, но со своими особенностями.

Во время конкурса молодые парни наряжаются, разрисовывают лицо минеральными веществами и наносят макияж. Подобное делается для привлечения внимание женщин.
Проходя через лагерь водабе, я фотографировал всех и всё, и никто мне в этом не препятствовал.

Взрослые мужи, найдя тень, чинно сидели на разложенных циновках, друг с другом что-то обсуждая. Молодые ребята, участники Геревола, наводили красоту на своих лицах.

Друзья и товарищи помогали конкурсантам облачиться в их довольно не простые одежды, напоминавшие индонезийские мужские юбки.

Мужчины водабе считают себя самыми красивыми на свете. В сумке любого парня водабе всегда лежит зеркальце. Ребята водабе, все как на подбор, статные и интересные. Но, как некоторые могут подумать, однополые связи в среде "тех, кто чтут запреты" исключены.

Мне особо запомнилось как отец, с нежностью и одновременно со знанием дела поправлял на ноге сына какие-то звенящие побрякушки.

Надо сказать, что я и мои товарищи пришли во время. На большом открытом пространстве зрители, сидевшие на корточках и стоявшие, образовали полукруг, в центре которого шли последние приготовления участников фестиваля. Высокие и стройные ребята, украшенные страусиными перьями, казались ещё выше. Тёмная окраска лица подчёркивала белизну глаз и зубов. Один из организаторов внимательно осматривал каждого участника, уделяя особое внимание головным уборам и крепежу перьев.

Ребята встали в ряд впритык друг к другу. Старший ещё раз прошёлся вдоль их ряда. Совершив контрольную проверку, он дал отмашку к началу действия, после чего начался праздник.


Слово Геревол происходит от одноимённого танца. Меня удивило, что женщины водабе производили абсолютный контраст с нарядными танцорами.

Цветастые платья, кулоны, бусы, уложенные особой причёской волосы — вся красота была спрятана за накидкой. Девушкам на Гереволе отводится роль статистов. В каких-либо плясках и танцах дамы не участвуют — они только смотрят, оценивают и выбирают.

А выбирать, между тем, было из кого!.... Потенциальные женихи, слегка пританцовывая, что-то пели, выкатывали глаза, жестикулировали мимикой лица.

Радости моей не было предела! Ради этого все мы приехали в Нигер. В миг позабылись трудности дороги, дороговизна билетов и всё прочее тому подобное. На празднике мы оказались единственными иностранцами.

Раздвоиться человеку невозможно, и потому, желая как можно больше заснять, я принялся со скоростью ветра носиться по площадке, фотографируя не только танцоров, но и наблюдавших за ними зрителей, в особенности женщин. Танцевавшие являлись не единственными участниками фестиваля. Чуть в стороне прихорашивались и разминались другие парни.

В этот момент одна из моих спутниц сказала, что сегодняшний Геревол является репетицией праздника завтрашнего. Я ей не поверил, ибо происходящее на репетицию никак не походило. Зрители были внимательны, тогда как танцоры выкладывались по полной.

С начала фестиваля прошло минут двадцать. Стрелка часов показывала семь вечера, но дневной жар даже не думал спадать. Я весь вспотел и мою футболку можно было в реальном смысле выжимать. Накрашенным танцорам было ещё тяжелей. Понимая это, вдоль шеренги туда-сюда ходил специальный человек, который обмахивал ребят перьями страуса.

Теоретически, если танцор плохо себя почувствовал, можно выйти из строя, можно уйти. Однако этого никто никогда не сделает. Ребята годами ждут своего шанса на участие в Гереволе. Участвовать можно только раз в жизни, и потому каждый из них лучше потеряет сознание, но с дистанции не сойдёт. Если ты проявил слабость, победителем Геревола уже не станешь.

Мне очень хотелось понять чувства и эмоции прекрасной половины. Я всматривался в лица девчушек, девушек и женщин, но радости не замечал. Теоретически, всё происходящее совершалось именно для них. Будут ли они кого-то выбирать?

Запомнив тех, кто наиболее подходил под понятие невесты, я стал им знаками показывать — красивые ребята, не упускайте свой шанс, выбирайте, выбирайте....
Девчонки в ответ замотали головами, давая понять, что никого трогать за плечо они не намерены...

Между тем, народа прибывало всё больше и больше. Новые люди всё появлялись и появлялись, причём сразу целыми компаниями. Впечатление складывалось такое, словно народ доставляли целыми автобусами, либо где-то рядом курсировала электричка.

По реакции отдельных мужчин я понимал, что они рады встрече, так как не видели друг друга может год, а может и больше. Вокруг площадки проведения Геревола образовалось мощное людское кольцо, через которое я, вышедший за периметр, назад пробился с трудом.

К танцорам периодически пытались прорваться дети. Злой чёрный дядька отгонял их палкой. Часть зрителей, среди которых доминировала молодёжь, стараясь получше рассмотреть участников фестиваля, тихой сапой всё приближаясь и приближаясь к танцующим. Дядька, замахиваясь палкой, постоянно отодвигал их шеренгу. Нам же, как единственным иностранцам, подходить к танцующим дозволялось.

Геревольщики периодически затягивали какую-то песню. Коротким шагом переминаясь вперёд-назад, в нужный момент они все дружно слегка приподнимали руки и слегка ими потряхивали.

Удивительное дело, никакого оркестра либо магнитофона рядом не было, и тем не менее от танцоров исходила музыка. Глядя на ногу крайнего и на его большую погремушку, мне вспомнилось, что нечто подобное, но только чуть поменьше, отец крепил к ноге сына. Соответственно, если спрятанные под юбками грохотульки разных размеров — вот тебе и оркестр.

Не скажу, что за тот момент, пока я отсутствовал, в танце появилось что-то новое. Когда я увидел всех этих разукрашенных ребят в первый момент — это был шок. Однако далее я, как и мои товарищи, к экзотическим плясунам слегка привык.

Хотя их повторяющиеся движения и их пение по-прежнему впечатляли. Время от времени парни брали в руки плётки, но сам танец от этого не менялся.

Всё шло по накатанной, и тут перед строем нарисовалась старуха. Женщина очень плохо видела или слепоту попросту изображала. Она подходила вплотную к танцующим, каждого из них трогала, и даже ощупывала, особое внимание уделяя сами понимаете чему....

Подслеповатая бабка была само внимание. Чувствовалось, что в молодости всё это она трогала-перетрогала по много-много раз. Сделав своё дело, бабуля удалилась, растворившись в толпе. Опытные старухи обязательный элемент Геревола. Они помогают девушкам совершить правильный выбор...

Претенденты на внимание женщин сделали короткий перерыв для отдыха. В этот момент к нам со своими смартфонами и телефонами присоединились военные.

Подобное для них тоже экзотика. Геревол — главный бренд Нигера, и тем не менее, из самих нигерцев на фестивале мало кто был. Надо отметить, что если сперва я сомневался, то по мере дальнейших танцев понял — ребята перед выступлением что-то приняли.

Как позже мы все узнали, водабе задолго до начала фестиваля, начинают употреблять особый чай, секрет которого держится в тайне. Напиток даёт особую бодрость и силу, но от него можно улететь....

Из строя периодически кто-то выбивался, подаваясь вперёд более чем нужно. К нему сразу подлетал кто-то из организаторов и смотрел зрачки, помогая далее вернуться на место.

День завершался, но жара не спадала. Казалось, что пространство разогрелось не только от солнца, но и от танцев. Зрительские ряды заметно поредели. Мужчины, обсудив дела, потихонечку начали расходиться.

Желая посмотреть, что происходит у женщин, я направился к ним. Дамы со своих мест будто и не вставали, продолжая всё также сидеть на корточках. Пока я любовался на их причёски и на заколки, увы, я упустил главное.

Как после рассказали друзья, из среды женщин вышли две девушки в белых одеждах. Одна лет двенадцати-четырнадцати была сама юность, сама невинность. Она хотела выбрать сперва одного парня, но по наставлению подруги робко ткнула по плечу другого. В противовес ей, в движениях старшей девушки сквозила уверенность.
Не увидев сценку, я расстроился, успокаивая себя афоризмом Козьмы Пруткова — нельзя объять необъятное.

Мы все поочерёдно сфотографировались возле танцоров, уподобляясь им и их танцу. Столь яркий и наполненный впечатлениями день завершался, чего нельзя было сказать о Гереволе. И тем не менее солнце намеревалось спрятаться за горизонтом.

Снимать при таком свете становилось проблематично, и потому я вместе со всеми отправился в лагерь. Однако день, начавшийся моей экскурсией по Тахуа, на этом не закончился. Позже произошло много всего нового, необычного и интересного.