Командиров... очка...

Валентин Иванов 4
                Командиров...очка...

Небольшой рассказ-байка, нет, все же рассказ. Правды процентов 80.
Фотографии из разных командировок.
Одна из сторон жизни морских авиаторов, это командировки.
Зёма, персонаж байки «Вы же ее лежачую..», молодым командиром  первый раз борт в Пушкин погнал.
В Пушкине находился авиаремонтный завод и там пытались вернуть стареньким ИЛам былую кондицию и лихой-придурковатый (как говорил Петр Первый), вид.
Полеты еще были в новинку и на халяву слетать в Питер хотели многие.
На борт набились: штурман полка, штурман эскадрильи и замполит, не помню чего. Ну понятное дело, халявный отпуск с бесплатным пролетом.
Сами понимаете, дельтаплан летит на завод, а не с завода и исправность оборудования еще та. По моему опыту, если половина оборудования в рабочем состоянии  долетала до завода, то это заслуга конструкторов и недоработка нашей ИАС (Инженерно Авиационная Служба). В те временна былинные спутниковое было только ТВ, системы «Орбита».
А до Урала практически из наземных средств ничего не работало. Ни РСБН (Радио Система Ближней Навигации), ни приводные радиостанции.
Это потом, появились навигаторы и забот только пальчиком в него тыкать. Но карту все равно приходилось рисовать, а на перелет с Камчатки до Питера «простыня» была та еще.
Ну, привыкшие к точности полетов над морем, мы особо не заморачивались, тем более диспы знали ,что летит военный борт, от которого можно всего ожидать. Да и воздушная обстановка была проста- самолетов в воздухе мало.
Короче, когда нас начало носить по трассе как бык поссал, диспетчер, в конец обалдев, вопросил:
- "У тебя там вообще штурман на борту есть?".
Ответ командира корабля поразил самых бывалых:
-"Да у меня их ТРИ!!! И все ДОЛБОЕБЫ!!!"
Земля молчала минут пять, потом, преувеличенно спокойно, начала руководить. Эмоции помогли, Режим не объявили...
Зёма, после этого полета, сделал правильный вывод -  не бери на перелет замполитов.

Как в воду глядел. Все перелеты у нас были без особых проблем. Отступ от правил произошел один раз. Напросился все таки слетать с нами  замполит. Зёма в отместку повез в Питер тещу и еще паренек напросился с нашей части. Хотел, дурилка картонная, за полцены (в смысле оплата только  обратно) дома отпуск догулять. Нехорошие предчувствия у меня появились после первой посадки... Сразу сломался болт крепления блока гидроцилиндров поворота передней стойки. Точнее трещина там давно была, судя по ржавчине, но ведь работал же до сих пор?

Ждали неделю..Привезли болт, поставили. Новый головняк, нет керосина для военных на промежуточных аэродромах. Как сели, так и ждем, пока деньги МО перечислит и нас заправят.
 Живем в "гостинице" для перелетающих. Помещение от бывшей младшей группы бывшего детского сада. Из приспособлений только  кровати для взрослых. Бритье напоминало стадо жираф на водопое.Раковина с зеркальцем на уровне коленок. Замполит посмотрел на это дело и свалил к холостому однокашнику. Серость, скукота, шило уже не лезет. В столовой не кормят т.к. талоны давно отменили, а на довольствие не станешь. Тут нарисовался замполит, у него именины. Ну как жеж, надо стребовать с народа мзду. Понятие «Проставляться» замполиты забывают, как только становятся замполитами. Скинулись.На день рождения замполита сварили борщ из двух куриц. По принципу архиерейской ухи.
Все хвалили.
Прошла еще неделя. Первыми заблажили от такой жизни женщины, точнее теща Зёмы...Часть мозга она ему вынесла, но часть оставила. Зачем ей зять совсем без мозгов? Зёма отправил тещу в Питер тихим ходом на паровозе. Следующим улетел попутной лошадью наивный сослуживец, кончился отпуск. Полетел, естественно в то место, откуда вылетал, на Камчатку. Через две недели, случайно, сел самолет с Командующим ТОФ. Ну, как в фильме –А чё это вы здесь делаете?
Удивился, всех выпорол, нашел аэродром что нас принимает, в час ночи стартанули. Содействие было полное. Доктор подписал все и даже больше, старательно отвернувшись от факелов из наших глоток..
Сели в Украинке (Амурская область). Порадовала температура -41. На Камчатке  и Сов.Гавани было около +5. Разместились в местном профилактории, тепло, душ, ляпота.
На следующий день прибой (Готовность к вылету), отбой, снова прибой. Блин, аккумулятор успели сдернуть, вливальщик (ставит опознавание,при снятии аккумуляторов все обнуляется) уехал, опознавания нет. Пока ждали ,стартовое время (время, отведённое экипажу от первого взлёта до последней посадки), подходило к концу. Как только мы заняли эшелон маршрутного полёта ...вышло. Понеслось... Берет нас только Кипелово в светлое время суток. Долбанные часовые пояса, пока Москва просыпается, мы не успеваем. Днем -34, ночью за сорок, комбез летний, куртка демисезонная, шляпа типа гондон. Двигаемся на аэродроме перебежками, от здания к зданию. Заскочил, погрелся минут десять и новый рывок. Мне с Зёмой у диспетчера еще ничего, остальные ждут в комнате, техники на борту спасаются тепловухой(тепловой обогреватель на керосине). Воняет от них керосином, хоть святых выноси.
Замполит шустрый оказался, на второй день познакомился с проживающей через комнату холостячкой, больше мы его до вылета не видели. В гарнизон только по пропускам, до города ехать не рискуем. Вечером технари затеяли  готовить сухой творог. Это уже от полного безденежья и с голодухи. Листочек с инструкцией, как положено, на самом дне упаковки. Никто не знал, что он 10 часов набухать должен. Поели..., обильно утолили жажду молоком. Дальше по книге Стаднюка "Война" – «..мужики рожают? Не может быть.»
 Слава Богу, не люблю творог. Чудо все таки случилось, наши транспортеры договорились с Екатеринбургом, нас берут!!! Доктора прошли сразу по прилету, надо было только дату проставить. Цифры дались с трудом, руки дрожат. Замполита пришли провожать под самолёт. На глазах слезы, то ли от расставания, то ли глядя на нас. Он сказал поехали... 
Короче общий срок мытарств в пути составил 38 суток.
Еще две недели в Питере, получили получку и жизнь стала налаживаться.
Обратный путь был проще, потеряли замполита,по новому "воспитателя". Ему разрешили побыть в Питере еще  неделю.
Никакой предвзятости к замполитам. Это стихийное бедствие, не осознающее что оно бедствие. Вспомнилась фраза заслуженного летчика-испытателя на форуме. Когда его подкалывали, что летая на Миг-25 был замполитом эскадрильи.
От с такой обидой ответил -Неужели двадцать лет моей испытательской работы не искупили год моего замполитства ?