История строительства ДК города Каспийска

Татьяна Тупик
Когда в 1932 году недалеко от Махачкалы начиналось строительство крупного механического завода по производству морского оружия, будущая строительная площадка представляла собой заболоченное и солончаковое место, обрамленное со стороны Каспийского моря чередой песчаных барханов. Здесь никто не жил кроме малярийных комаров. По берегу моря на равном расстоянии друг от друга находились только Туралинские рыбные артели, куда в сезоны ловли съезжались рыбаки.
Стройка завода проходила стремительными темпами. Еще в 1932 году строители жили в палатках и землянках, а в 1933 году были уже возведены первые фундаменты цехов.

В 1937 году заканчивались отделочные работы заводских корпусов, а 13 апреля 1938 года были пущены первые восемь станков.
Параллельно с заводским строительством возводилось и жилье для строителей. Сначала это были временные бараки, потом каменные и камышитовые дома барачного типа. А в 1934 году недалеко от заводской стройплощадки началось строительство социалистического города или, как тогда называли, соцгорода.

В 1935 году было построено первое трехэтажно здание соцгорода – гостиница. Стояла она на том месте, где сейчас строится дом по улице Мира, 3. Первостроители в торжественной обстановке заложили в фундамент будущей гостиницы свинцовый пакет с посланием потомкам. К сожалению, при сносе этого ПЕРВОГО ЗДАНИЯ КАСПИЙСКА снесли и послание потомкам.

В 1936 году были сданы в эксплуатацию еще три жилых дома и школа. Это дома по нынешним адресам: ул. Советская, №№ 12 и 19, и ул. Мира, № 1. А школа – нынешняя школа №1.

К 1941 году в соцгороде поселка Двигательстрой, как тогда назывался предшественник Каспийска, были построены здания по нынешним улицам:
ул. А.Алиева, дом №2 (больница)
ул. Орджоникидзе, дом №8 (школа №1);
ул. С.Стальского – дома №№ 1, 2 (поликлиника), 3 и 4;
ул. Мира – дома №№ 1, 2 (детсад №22), 3 (СНЕСЕН), 4 (ГорОНО), 5;
ул. Назарова – дома №№ 1а (налоговая), 2, 3 (школа №2), 4, 6;
ул. Алферова – дома №№ 1, 2 (ПЛ №1), 3 (филиал ДГТУ). 4 (СНЕСЕН);
ул. Халилова – дом 1а (спортшкола им. Юмина – бывший городской клуб)
ул. Ленина – дома №№ 20, 20а (детсад №5), 22;
ул. Советская – дома №№ 10 (СНЕСЕН), 12, 14, 17, 19, 21;

Всего я насчитала 30 многоэтажных домов. Это напоминание для тех, кто считает, что дома в Каспийске строили пленные немцы.
К июню 1941 года построили одно крыло дома по ул. Ленина №9, другое крыло еще находилось в строительстве. Вот его-то и достраивали пленные.

Но в 1937 году, когда у моря открылся большой красивый клуб, домов было меньше. Сейчас здание клуба переоборудовано под спортивную школу имени Юмина. В клубе был кинозал со сценой, где выступали самодеятельные коллективы и проходили гастроли гостей поселка. Там же демонстрировались кинофильмы. В клубе были помещения для работы кружков. Тогда при клубе работали самодеятельные коллективы духового и домрового оркестров, джаз-оркестра, хоровой кружок, оперный и драматический коллективы, театр юного зрителя, кружок национального танца. Помещения для всех коллективов в клубе явно не хватало. Поэтому к 1940 году было решено строить новый просторный клуб.



В Махачкале в 1938-1939 годах строилась будущая гостиница «Дагестан». Автором гостиницы был ленинградский архитектор Гримм Герман Германович (1904–1959) - сын талантливого петербургского архитектора Германа Давидовича Гримма.
После окончания Института гражданских инженеров в 1930 г. Герман Германович работал архитектором-проектировщиком в проектных организациях Ленинграда, совмещая практическую деятельность с изучением истории изобразительных искусств и архитектуры. Он был сотрудником Кабинета истории архитектуры Всероссийской Академии художеств. Подробнее о Г.Г.Гримме можно прочитать здесь  https://prodji.ru/zdanie-byvshej-gostinicy-dagestan/
Гримм (по-соседски) стал и создателем проекта Дворца культуры (тогда это называлось просто Клуб) в поселке Двигательстрой.

29 мая 1940 года в поселковой газете «Двигатель» писали:
«В начале этого года участок гражданстроя приступил к строительству 3-х этажного зимнего клуба, необходимость которого остро ощущается…
Компоновка здания произведена таким образом, что образуется совершенно закрытый 4-х угольный двор. Двор имеет выход через архитектурно оформленные арки на приморский бульвар к морю.

…Дворовая часть фасада здания по своему периметру имеет закрытые террасы, что даст возможность использовать двор как открытую сцену. В клубной части располагается целый ряд культурных помещений: ресторан, биллиардная, комнаты кружковой работы, библиотека, читальня, комнаты отдыха и т.д…

… Большое внимание уделено внутренней отделке помещений и особенно театральной части, т.е. зрительного зала и фойе. Фойе помимо сложной штукатурки, обрамляется рядом лепных капителей, портиков и т.д., а также художественным панно на стенах. Стены зрительного зала облицовываются плитами естественного и искусственного мрамора. Прекрасно будут обработаны колонны балкона. Целое художественное произведение представит из себя роспись плафона зрительного зала. Большой объем составят краснодеревные работы по отделке перил, барьеров и т.п…»

Если внимательно приглядеться к зданию махачкалинской гостиницы «Дагестан», то можно увидеть много сходства с тем, каким предполагалось построить наш Дворец культуры. Та же этажность и выдвинутые вперед боковые крылья, образующие со средней частью полузамкнутое пространство (у нашего ДК это пространство должно было замыкаться колоннадой). Те же входы в боковых крыльях.

Мы видим галереи с колоннадами по всем фасадам, обращенные внутрь этого полузамкнутого пространства. А в описании нашего ДК сказано – «дворовая часть фасада здания по своему периметру имеет закрытые террасы». Так что, вполне возможно, что внутренние фасады ДК должны были иметь вид, схожий с внутренними фасадами гостиницы – открытые террасы, перекрытые арками.

И строительство началось. К июню 1941 года уже был заложен фундамент Дворца и возведен первый этаж клубной части. Однако война прервала строительные работы. Дворец остался недостроенным.

После окончания войны все рабочие силы в поселке в первую очередь были направлены на восстановление завода, потом на строительство домов для рабочих. Недостроенный дворец ждал своей очереди.

Только в середине 50-х появилась возможность возобновить стройку. Но теперь за проект взялся новый человек – Симанович Владимир Ильич (1920-1976) – ростовский архитектор, автор гостиницы «Интурист» на Садовой, генплана Ростова-на-Дону и др..
На недостроенном фундаменте и уже возведенном первом этаже было решено строить по-новому.

Оставили П-образную форму сооружения, соединяющую воедино три здания. Но, впоследствии, она была разорвана и театральная часть стала отдельным строением. Планировалось сохранить колоннаду, обращенную к морю, но и ее потом отменили, как и колоннаду с открытой террасой во внутреннем дворе. В центре двора намечалось установить фонтан со скульптурой горянки и цветником. (Фонтан заложили, но он не работает)
Этажность Дворца изменилась. Его правое крыло клубной части подняли до четвертого этажа, а остальную часть опустили до двух этажей. Предполагавшаяся ранее арка обращенного к городу фасада дворца, теперь лишь декоративно прорезала два этажа. А по первому проекту, вероятно, третий этаж над аркой должен был соединять обе части здания в единое целое.

По новому проекту зрительный зал театральной части проектировался с партером, амфитеатром и ложами – общей вместимостью на 786 зрителей. Потолок зала должны были украшать три люстры художественного литья. Проектировалось много художественной лепки и росписи стен. Наружные стены Дворца должны были быть обработаны мраморной крошкой, как и часть домов соцгорода.

Многое из того, что намечалось, было осуществлено.
Но и этот проект не был доведен до конца. Вероятно, это связано с вышедшим 4 ноября 1955 года постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР № 1871 об устранении «архитектурных излишеств».
Первой пострадала колоннада (она же не добавляла квадратных метров). Затем – орнаменты, которые должны были украшать фасад. Ну, а потом дошла очередь и до отделки. Зачем тратиться на облицовку мраморной крошкой, когда достаточно просто побелить или покрасить здание?

В результате отделка четырехэтажной части правого клубного крыла была сделана еще по проекту Симоновича (возможно, это начали делать до того, как отделкой решили пожертвовать), а отделку остальной части клубного здания уже вынуждены были вести в «экономном варианте».

Рядом с Дворцом проектировалось разбить большой парк с танцплощадкой и эстрадой для оркестра, летнее кафе, павильоны для чтения и игры в шахматы и шашки, детские площадки и т.п.
Всю территорию парка Дворца культуры собирались огородить красивой литой чугунной решеткой.

Эти планы тоже были осуществлены частично, хотя летнее кафе «Волна» на берегу моря напротив Дворца было построено, и детские площадки с каруселями и другим аттракционами размещались в разное время рядом с Дворцом. Много средств было выделено городом на озеленение придворцового парка, но за ним мало ухаживали, и он так и не разросся в большой густой парк.
Наша гордость – красавица решетка чугунного литья, тоже приказала долго жить. В начале 2000-х она была разобрана, нижняя часть ампутирована, а вершки установлены на цементный забор.



Но вернемся к истории Дворца культуры.
В 1958 году было закончено строительство клубной части. Еще проводились отделочные работы четырехэтажного корпуса, а жизнь в двухэтажном крыле молодого Дворца закипела, как кипит кровь в молодых сердцах.

По вечерам ярко горели окна Дворца культуры. Там шли занятия драматического коллектива и  музкомедии, репетировали музыканты эстрадного и духового оркестров, хор и танцевальная группа национального ансамбля, вокалисты, баянисты, хореографическая группа. Работал кружок «Кройки и шитья».
Для детей родителей, занимающихся в кружках, была специально открыта «Комната матери и ребенка».

Через девять лет, в ноябре 1967 года состоялось торжественное открытие театральной части Дворца, посвященное 50-летию Октябрьской революции. Каспийчане очень любили свой Дворец. Многие нашли там занятия по душе, делающие богаче и интереснее жизнь. Не буду перечислять все увлекательные мероприятия тех лет, т.к. пишу об истории рождения и вымирания.



Пришли 90-е годы, произошел распад некогда крепкой и великой страны. И содержание любимого чада стало не по карману заводу Дагдизель. Бывший когда-то гигантом и магнатом, владевший огромными участками, такими как пригородное хозяйство (ныне территории поселков Кяхулай и Тарки), сульфатные источники (ныне Карабудахкентский район), дом отдыха в Гунибе (ныне туркомплекс «Орлиное гнездо»), теперь завод был не в силе обеспечить материально даже внутригородские заведения: стадион со спорткомплексом, Дворец культуры и старенький клуб «Родина», профилакторий.

Не успев прожить небольшой срок человеческой жизни, Дворец начал стареть и дряхлеть на глазах. Закрылись кружки, затихли звуки репетиций, стала крошиться штукатурка, обвалилась крыша четвертого этажа. Все финансовые вливания, которые выделяли арендаторы помещений, такие как городское телевидение, банк, швейное ателье, не были в состоянии поддержать Дворец.

26 июня 2016 года состоялся аукцион по продаже недвижимого имущества, находящегося в собственности ОАО «Завод «Дагдизель» (Лот №1) Дворец культуры.
Новым хозяином ДК стал участник ЗАО ВКЗ «Избербашский» в лице директора Магомедова Улубея Хабибовича, предложивший наиболее высокую цену за имущество 207 000 000 (Двести семь миллионов) рублей.

Ходят слухи, что здание Дворца планируют снести, а на его месте построить комплекс многоэтажных домов. Вероятно, не в интересах нового хозяина возрождение Дворца культуры. Он в Каспийске «чужеземец», и его не интересуют исторические ценности города.
Поднялась большая буча, общественность возмутилась новыми планами градостроения. Но кто предложит вложить свои финансы для восстановления Дворца? Республика не нашла в нем достоинств для включения в перечень памятников истории и культуры, подлежащих госохране. Сами жители Каспийска тоже не в состоянии на собственные сбережения выкупить и восстановить Дворец.

Кто подскажет, ЧТО ДЕЛАТЬ, чтобы сохранить Каспийский Дворец культуры?
Проблема не только касается здания Дворца культуры. Планомерно сносятся довоенные постройки соцгорода Каспийска, нарушая архитектурный ансамбль улиц, когда-то спроектированный и спланированный ленинградскими архитекторами. Словно поставлена цель, стереть из памяти потомков историю города.


Примечание
Недавно в Каспийске у Дворца культуры появился баннер с надписью:

«В начале 70-х годов было принято решение о строительстве Дворца культуры на территории города Каспийск.
Строительство велось ускоренными темпами, и с 1974 года Дворец культуры гостеприимно открывает свои двери каспийчанам и гостям города.
Подпись: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.

Нет слов кроме единственной фразы: НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ!