Невнятное лицо

Елена Шувалова
 


  Но самое парадоксальное в этой истории то, что Пушкин, - написав свою лучшую сказку, сказку, подобную «Божественной комедии» Данте, отдаёт её подставному автору.

  Почему?

  Да потому что он, Пушкин, – камер-юнкер, - а вовсе не гениальный поэт! Потому что его гений впряжён в царскую колесницу… Не понимаете? Великий гений Пушкина оказался … коньком-горбунком!

  Для царя это оказалось так: «гениальность, Пушкин, твоё личное дело, личная придурь (горбатость) или игрушка (конёк). Мы же люди деловые и занимаемся делом. А по делам ты что-то не очень, выше камер-юнкера не пройдёшь»…

  Николай отнёсся к Пушкину как к заурядности и дал звание, которое заслужила заурядность.

  В ответ Пушкин отдал заурядному молодому человеку, не имеющему ни грамма литературного таланта, свою лучшую сказку, в которой он, Пушкин, выходил в цари.

  Поэт играл по предложенным правилам. В королевстве кривых зеркал он – бездарность, а Ершов – гений. Или, вернее, гениев нет, и  л ю б о й может написать сказку и издать её, и получить гонорар... Это - его личное дело. Камер-юнкер может написать сказку, - почему нет... А мы послушаем его... В камер-юнкеры, - по всем параметрам, - вполне годился Петруша Ершов...

 

* * *

  Когда мы только начали писать о вопросе авторства «Конька-Горбунка», то порой приписывали П.П.Ершову какие-то отрицательные, какие-то даже злодейские черты… Потом засели в Ленинке (РГБ) и прочли книгу воспоминаний о нём его однокашника А.К. Ярославцева*, и ничего злодейского в нашем герое не нашли. Обычный, в меру пошлый, человек…

   Но вот это и самая убийственная характеристика для писателя:
о б ы ч н ы й  человек.

   У него и лицо – обычное, - с размытыми, невнятными чертами… Как у того, кто отражается в зеркале на рисунке в пятне; того, кого видит там вместо себя Пушкин.


 *А.К. ЯРОСЛАВЦЕВ. П.П.ЕРШОВ - АВТОР СКАЗКИ "КОНЕК-ГОРБУНОК". СПБ., 1874.


Продолжение:http://www.proza.ru/2018/06/07/1078