Как понимать сей каламбур?..

Елена Шувалова
 

    Александр Александрович Лацис писал по поводу разбираемого нами рисунка:
  «Как понимать сей графический каламбур? Здесь запечатлён замысел будущей сказки? Или иллюстрация, автокомментарий? Или, наконец, тайнопись, свидетельство о подлинном авторстве? "Но конька не отдавай"» (Лацис. С. 27).

    Нет, насколько мы понимаем. Никакой тайнописи здесь нет! Всё предельно откровенно, - и эта откровенность и отпугивает исследователей!  Всё предельно ясно, и эта ясность не воспринимается. Чувство нам, как и пушкинским современникам, «дико и смешно», а простота кажется несовместимой с «умнейшим мужем России».

  Лацис рассматривал только часть пушкинского рисунка: Пушкин-конь между двух лошадиных морд, и одна лошадь – в стороне. При таком взгляде на рисунок, мы находим на рисунке героев сказки «Конёк-Горбунок»: двух коней золотогривых, конька-горбунка и их мать – волшебную кобылицу.

  Но есть и пятая лошадь, - та, что вверху, отдельно, - на что не преминула указать ершовед Татьяна Савченкова (в статье «Конёк-Горбунок» в зеркале сенсационного литературоведения».

  Исследователь С.Е.Шубин узрел в ней того коня, который заржал, когда стоящий в дозоре Иван увидел волшебную кобылицу.*

  Мы же , - как  следует из приведённого нами  выше размышления, - думаем, что Пушкин рисовал на листке черновика стихотворения «Андрей Шенье» ту ситуацию, в которой он оказался «благодаря» Указу царя о его камер-юнкерстве.  Ситуация была, в общем, патовая. В жизни. Но – не в литературе! А Пушкин был – литератор. И он нашёл из неё выход, сделав «ход конём»!

  Так что, конечно, рисунок этот можно отнести к замыслу «Конька-Горбунка», - но только не столь конкретно… Это – самый-самый его исток, самый зародыш будущей сказки, ещё не оформившийся ни во что… Начало брожения творческой фантазии, ещё скованной на тот момент переживанием горечи ситуации.

  Исследователей здесь сбивает с толку датировка: черновик стихотворения «Андрей Шенье» должен, по их мнению, датироваться 1825 годом (годом написания стихотворения). Но мысль гения – алогична, парадоксальна.
 И, если Пушкин думал здесь о своих отношениях с царём, - то именно на стихотворении «Андрей Шенье» и должны располагаться его мысли, - поскольку это стихотворение – основа, причина и повод их отношений.




Продолжение: http://www.proza.ru/2018/05/19/1259
 



*Сергей Ефимович Шубин. Удивительный автопортрет. http://www.proza.ru/2015/04/11/836