О своей малой родине, предках и о себе

Александр Атрошенко
          О  МОЕЙ  РОДИНЕ, 
       МОИХ  ПРЕДКАХ   И  О СЕБЕ.

1. О МОЕЙ РОДИНЕ.

     У каждого человека на земле есть место, которое он помнит всю жизнь, и это место его рождения – его Малая Родина!
С первых же дней своей жизни, инстинктивно, ещё не умея думать, человек душой прирастает к этому месту и потом никогда его не забывает. Любовь к родному краю – чувство особенное, присущее не только людям, но и к животным, птицам, рыбам и даже насекомым.
Птицы каждую весну летят к местам их гнездования, с помощью своих природных локаторов, они безошибочно,  за тысячи километров, находят то место и то дерево или ту болотную кочку, где было  гнездо, в котором они вылупились из яйца, вскормлены своими родителями, научились летать и самостоятельно добывать себе пищу.
Киты, кальмары и другие обитатели океанские в толще воды пересекают моря и океаны, преодолевая все преграды и трудности, стремятся к тем нерестилищам, где сами появились на свет, для продолжения своего рода.
Даже насекомые: муравьи, пчёлы и многие другие знают, охраняют и берегут свои родные места.
Человек ещё сильнее, чем  животные, птицы или рыбы привязываются к месту, где родился, где изначально формировалась его индивидуальность. С самого раннего детства его мозг запечатлевает и хранит в памяти всё самое-самое, когда и мама красивее и добрее, и папа сильнее и смелее всех других на свете, когда и сахар слаще, и вода мокрее и холоднее, а деревья выше,  расстояния длиннее, и время дольше! И тянет его туда всю жизнь даже, если он живёт в значительно лучших и более комфортных условиях. Всё равно, картины детства вспоминаются, как прекрасная сказка, лучше которой не бывает!
   И эта моя сказка – посёлок "Заречье" Рыловичского Сельского Совета Новозыбковского района Брянской области, где в семье сельского учителя Атрошенко Филиппа Егоровича и колхозницы Варвары Захаровны 1-го мая 1939-го года родился их третий сын, которого назвали Александром – по детски Шурой. Это был  я.

С тех пор минуло более восьмидесяти лет. За это время я закончил Рыловичскую Среднюю школу, два года отработал в Мурманском Рыбном порту на аварийно – спасательном буксире, поступил и закончил  Мурманское Высшее Мореходное Училище, 35 лет отработал в качестве инженера на машиностроительном предприятии города Север  И эта моя сказка - посёлок Заречье Рыловичского Сельского совета Новозыбковского района Брянской области. Это та хата, где в семье сельского учителя Атрошенко Филиппа Егоровича и колхозницы Варвары Захаровны  первого мая 1939-го года родился их третий сын, которого нарекли Александром или по-детски -Шурой. Это был я.
    Здесь я впервые увидел свет, своих родителей, ту старуху-повитуху, которая принимала у мамы роды, своих братьев, окружающие меня предметы из комнатной утвари, сначала в окно, а потом и во дворе увидел кусты сирени и траву, сарай, корову,кур, голубое небо, множество непохожих друг на друга людей и много другого - всего не перечислишь! Здесь я произнёс своё первое слово,сделал свой первый самостоятельный шаг. Здесь прошло моё детство с играми со своими сверстниками. Здесь я познал труд не только по дому, но и в колхозе. Здесь, с самых первых дней жизни познал не только радости жизни, но и лишения, которых в те времена было хоть отбавляй.
    С тех пор минуло более восьмидесяти лет. Я же, наконец-то, решился и взялся за перо, чтобы оставить для потомков память о своей Малой Родине, о своих предках и о себе.одвинск  "Звёздочка". В 1997-м году вышел на пенсию, не работаю, занимаюсь своими личными делами, пишу стихи и мемуары.
   Лишь накопив достаточный жизненный опыт, взялся за перо, иначе не мог, уж очень часто  стал задумываться о жизни людей, об истории развития своего родного края, своей Малой Родины.
   Когда думаю о прошлом своей Малой Родины, вспоминаю русскую народную сказку автора А.Н.Афанасьева: "История о славном и храбром богатыре Илье Муро 
  мце и о Соловье-разбойнике". Вспоминаю потому, что в сказке говорится о тех местах, о которых я хочу писать свои воспоминания. Помните, в сказке отец и мать дают родительские наставления своему сыну Илье: "Поезжай ты прямо на Киев-град и прямо на Чернигов-град и на пути своём не делай никакой беды, не проливай напрасно крови христианской"! Далее в сказке описываются героические поступки, как он, по дороге к городу Киеву на реке Смородинке, в лесах Брянских встретил Соловья-разбойника, как он его победил.
И, почему же я решил начать воспоминания с этой сказки? Да потому, что именно с этих мест начинается вся история России, а главное – история и моей Малой Родины, тех самых мест, где я родился и увидел свет. Это нынешние территории Черниговской и Сумской областей Украины, Гомельской области Белоруссии, Брянской, Орловской и Смоленской областей нынешней России.
    И я занялся поисками подробностей истории тех мест, где родился и вырос.В 2003-м году большую помощь в этом мне оказали Директор Новозыбковского Краеведческого музея Цыганок Галина Ивановна и сотрудник музея Дунаев Олег Петрович. Они мне помогали, как только могли, хотя и в музее таких документов было не так уж и много. И это от работы сотрудников музея не зависело.
 Место, где я родился, расположено в 70 километрах восточнее города Гомеля. Здесь не такие места, которые могли бы сохранять следы прошлого, нет сухих песков, где тысячелетиями сохраняются железные гвозди, клинки и кольца кольчуг, а изделия из дерева и кожи – тем более. Наша влажная почва за одно поколение превращает железо в ржавчину, а плесень, черви и пожары уничтожают все творения рук человеческих, изготовленных из дерева, растительных волокон и кожи. Даже в могильниках мало что сохранилось. Здесь нет гор, поэтому и нет изделий из крепкого камня, нет каменных подземелий с сохранившимися рисунками и  надписями. Но, вопреки всему, под покровом земли и сегодня сохраняются незначительные следы древних: пепел погребальных костров, ржавчина от сгнивших железных изделий, известняк от распавшихся костей, волосы. Найдено мало, но, благодаря старанию энтузиастов,  работе лабораторий, и при таких почвах удаётся узнать хотя бы кое-что о прошлом родного края.    Изучая рельеф местности и характер водных ресурсов края, можно сделать вывод, что значительный отпечаток на этой земле оставил ледник ещё со времён Днепровского оледенения 250-300 тысяч лет тому назад, когда наша местность лежала на самой окраине ледника. Большинство озёр здесь котлованного типа, возникли из воды тающего ледника, заполнившей бывшие тогда на земле ямы. А многие мелкие ручьи и речки были затёрты землёй, сдвинутой подвижным ледником, где возникли целые цепи топей и болот.
   В доледниковый период  территория нашего края была покрыта субтропическими лесами с пальмами и вечнозелёной растительностью. С последующим похолоданием здесь появились ольха, дуб, граб, каштаны, платаны и другие деревья.
   В послеледниковый период снова появились дуб, граб, липа клён, ясень. На песчаных местах по берегам рек и озёр и на буграх закрепилась сосна, оживив собою унылый и пустынный ландшафт. На низких местах появились ель, ольха, берёза и осина.
   Богата была тогда природа нашего края. В дубравах и берёзовых рощах разгуливали стада лосей, быков, кабанов, было много зайцев – рай для хищников: медведей, волков, рысей, лисиц. В дуплах вековых лип дикие пчёлы копили свой мёд, на болотах и в реках не счесть гусей, уток, лебедей и журавлей, а в лесах – тетеревов. Да и рыбка в водоёмах водилась разная.
   А сколько же здесь было ягод: земляника, малина, ежевика, черника, голубика, брусника и клюква!  А сколько грибов: подберёзовики, подосиновики, белые, лисички, рыжики, маслята и опята!
   Территория Новозыбковского края похожа и близка к северо-востоку Днепровско-Донецкой впадины и подразделяется на Ипутьскую, Деснинскую и Сновскую низменности. Самые низкие места  в долине реки Ипуть. Однако, рельеф края весьма разнообразен, подавляющая часть территории равнинная, но встречаются и песчаные бугры и гряды, что особенно выражено на правобережье Ипути и по левобережью реки Снов между сёлами Бабьей горой и Старым Кривцом.
    курганные могильники тех далёких времён являются неопровержимым свидетельством тому, что с древних времён обитал здесь человек. На левом  берегу реки Ипуть, на окраине сёл Новое Место, Старые Бобовичи, Дубровка, Катичи, в урочище Пеньки сохранились могильные курганы и стоянки древних людей 10-5 тысячелетий до новой эры (мезолите). Тогда люди занимались лишь охотой. Свидетельством тому являются останки луков стрел и кости собак, что является атрибутами охоты.
  Позднее, в 5-4  тысячелетии до новой эры (неолит) найдены уже осколки глиняной посуды, останки прядильного и ткацкого инвентаря, домашних животных и орудий земледелия. Ещё позднее, 4-1 тысячелетие до н.э. (период бронзы) здесь было  поливное земледелие.
   К концу третьего тысячелетия до новой эры климат становится всё засушливее и теплее, врезультате чего границы лесостепи, продвигаясь на север, достигли и нашей местности, а, вместе с этим, сюда вместе  с племенами из среднего Днепра пришло и скотоводство. Об этом свидетельствуют находки в могильниках вблизи сёл Дубровка и Халевичи.
   В эпоху «раннего железного века» ( вторая половина 1-го тысячелетия до н.э. и первая половина    1-го тысячелетия н.э.– Юхновская культура) жители нашего края вблизи от крупных рек  строят уже укреплённые поселения, обнесённые земляными валами и рвами – "городища". Памятник республиканского значения под названием «Городище» находится около села Каташин. Вначале 1-го тысячелетия н.э. из Среднего Приднепровья по рекам Ипуть и Десна на территорию нашего края пришли славянские племена, имеющие похожий язык, значительно многочисленнее и сильнее местных, с более высоким уровнем развития. Местные слились воедино с пришедшими, приняв их основные уклады жизни.
      "Городища" сменили "селища", не укреплённые, но гораздо более крупные сельские поселения. Такие "селища" в Новозыбковском районе находились у нынешних сёл Старые Бобовичи и Манюки.
  Следует признать, что в этих курганах практически никаких находок о каких-то конкретных событиях вплоть до конца 12-го века найти не удалось.  Безусловно,  очень жаль,  что многие из могильных курганов задолго до их раскопок с научно-познавательными целями, были уже изрыты всякого рода кладоискателями.
   Да и какие особые события здесь могли быть, если такие центры  цивилизации нашего края, как Новгород известен лишь с 859-го года, а Киев – центр племени полян, известен с 5-го века, что является, можно сказать, чуть ли не самой древней датой известности среди наших славянских народов.
   Согласно же истории издревле здесь жили лишь охотники-одиночки со своими семьями, пришедшие со всех сторон света: с севера – от варягов, с запада – от ляхов, с юга – от славянских племён и даже от кочевых народов из  степи и средьднепровья. Дорог не было никаких, центры человеческого общения и торговли были от этих мест далеко. Не просто было выживать в таких условиях. А вокруг дикая природа, надо было в тёплый период года каким-то образом не только запасти, но и сохранить запас пищи на долгую зиму, Зимой в глубоком снегу всякий промысел значительно осложнялся. Нужны были и какие-то жилища, чтобы защитить себя от холода в лютую зиму.
    С годами у жителей края вырабатывались осторожность, выносливость,  терпеливость, расчёт и подозрительность. Совершенствовались  навыки охоты,  рыболовства, скотоводства и земледелия, умения строить себе жилища и изготавливать себе одежду и предметы труда и быта. Всё необходимое для жизни надо было изготавливать собственноручно. В коллективе всё это значительно проще, поэтому родственные семьи сначала объединялись в роды потом – в общины («вервы» – от слова верёвка). Во главе «верв» стояли старейшины.
   И о какой же истории древности событий на территории нынешнего Новозыбковского района может идти речь, если до начала новой эры здесь существовали лишь редкие примитивные поселения по берегам рек Ипуть и Снов, без всяких следов письменности, когда эти земли была значительно удалены от центров человеческих цивилизаций?!
  Да и Брянск впервые упоминается лишь в 1146-м году  в Ипатьевской летописи как Дьбряньскъ – от слова дьбрь – добро. Раскопки показывают,  что на месте Брянска существовало поселение с конца десятого века. Считается, что Брянск основан в  985-м году и входил тогда в состав Черниговского княжества. Это было через столетие после образования Киевской Руси.
   Примерно в то же время, как и Брянск, был основан и город Гомель.  Значительно раньше Брянска и Гомеля возникли город Чернигов (известен с 907-го года) и Новгород Северский (известен с 859-го года.
   Территория, где сейчас Новозыбков, в то время была слабо освоена и потому, что мелкие реки, цепь озёр и болот, песчаные бугры, всё это, вместе взятое, вызывало значительные трудности для массового заселения.  Ещё не зная характера и причин даже таких природных явлений, как ветер, дождь, гром и молния, восход и заход солнца, но, видя могущество и влияние их на себя, люди пытались найти объяснения всему этому. Преклоняясь перед непонятными для них силами, они старались всеми силами задобрить обладателей непонятных явлений природы.
      Во второй половине первого тысячелетия  из пропольских  (ляшских) земель пришли люди с вождём Радимом и расселились по берегам реки Сож. Потом они расширили свои территории,  в междуречье рек Десны и Днепра, по течению реки Сож и её притоков: Беседи, Ипути и Снови. По имени вождя это племя было названо  радимичами. И снова местное население не противилось пришельцам, снова приняло основные жизненные уклады радимичей.
    В 885-м году киевский князь Олег подчинил племя радимичей, заставив их платить себе сначала только дань, а потом и выделять в дружину князя и своих воинов. Радимичи новыми порядками были не довольны, они борются и уже с середины десятого столетия отказываются подчиняться посадникам князя Олега.  Весь их быт настолько отличался, что в течение нескольких веков в Киевской Руси их называли дикарями. "Свободный лесной народ не приемлет христианство с его обычаями и ритуалами. У этих лесных жителей свои порядки и ритуалы, живут как звери, едят всё нечистое, срамословят. Их праздники – игрища между сёлами с их бесовскими песнями".
    С глубокой древности у всех славянских племён появилась и распространилась своя религия со своими богами, духами и ритуалами. Впоследствии эту религию назвали языческой.
    Считалось  злым делом разорить лесной муравейник перед зимой (мореной). Своеобразными культовыми играми отмечались природные и жизненные явления: начало и конец зимы, окончание уборки урожая и другие.
    Весну  олицетворяла богиня Прия, бог солнца – (Дажьбог, Велес или Хорес) – добрый бог, бог грома Перун - страшный бог, чтобы его задобрить, ему приносились жертвы, иногда даже человеческие, бог ветра-Стрибог, покровители дома и рода -  Шура, Роженица и Домовой. Старались не разгневить и бога леса -  Лешего. Красиво и образно называлась земля – Берегиня.
   Были в соответствии  с этими богами и свои ритуальные праздники. Все праздники славян тесно связаны с природой и её ритмами. Мудрые предки понимали свою слабость перед её силами и старались всеми силами показать своё уважение и свою покорность её богам и духам. Конечно, зачастую у разных, в том числе и у славянских народов,  имена богов и духов природы, так же, как и праздники были не одинаковы. Здесь приведены даты и названия праздников, которые праздновались русичами. Даты праздников указаны по новому стилю, на 30 дней опережающему тот древний.
    19-25 декабря - Карачун. В это время Чернобог - злой, подземный со своими слугами  медведями в образе буранов и волками в образе метелей спускается на землю. Это мороз и холод. Чтобы защитить себя,  надо соблюдать особые правила и носить обряды .
     После Карачуна наступает  Коляда – Солнечное Рождество. С этого дня начинались Святки и поворот солнца на весну. Под песни и шутки в нарядах зверей и птиц стучались к соседям, желали хозяевам всякого добра, получая взамен подарки и угощения, а, если не так, то будет гнев Коляды!
    6-го января – Турицы. Тур – сын Велеса и Макоши. В этот день  проходил обряд посвящения в мужчины, выбирался пастух села, готовился богатый стол.
    8-го января – Бабьи каши. Чествовались повивальные бабки и старшие женщины рода. Им дарили подарки, а в ответ дарильщиков обсыпали зерном и благословляли. Так сохраняли и берегли связь поколений.
    28-го января -  День угощения Домового - Кудесы. В этот день славили детей Велеса – небесных воинов, защитников Руси и рода,  не забывали и Домового, пели ему песни и угощали вкусной едой, которую приносили в лес под большое дерево.
    16-е февраля – День Великого Веллеса – некий рубеж, середина зимы, приносили  требы скотьему богу, просили здоровья домашнему скоту.
    15-е февраля – Сретенье – встреча Зимы с Весной, последние холода, первые оттепели. Для Солнышка пекли блины, а в полдень сжигали куклу из соломы.
    16-е февраля – Починки  - приступали к ремонту заборов, амбаров, телег -   "Готовь телегу зимой" оттуда и пошло.
    1-е марта – День Марены – богини зимы и смерти. Было принято почитать  своих усопших предков, готовить поминальный стол, угощать умерших на их могилках.
    14-е марта – Овсень малый – Новый год – начало пробуждения природы. Тогда март был первым месяцем года. Радовались за прошлое, строили планы на будущее.
    19-24 марта – Масленица – Велик день – день весеннего солнцестояния, проводы зимы, встреча весны,  угощение блинами всю неделю, жгли костры, где сжигалось всё старьё. Гуляли всю неделю.
    30-е марта – Ладодение. Славили богиню любви и красоты – Ладу, устраивали хороводы, пляски, дарили женщинам украшения и разные подарки.
    1-е апреля – День пробуждения Домового  - духа, оберегающего дом, угощали его молоком, сами шутили, одевались наизнанку, смешили своим внешним видом.
    21-е апреля – Зазывание Весны. Люди наряжались в яркие одежды, пели весёлые песни, просили солнца и тепла.
   30-е апреля по 1-е мая -  Навий день – то же, что и современная Радуница. Души умерших прилетали к своим могилкам, чтобы встретиться с потомками, увидеть, как их помнят и поминают, могут обидеться и потом приносить неприятности разного рода.
    2-е мая – День всходов. Просили хорошей и благоприятной погоды для прорастающих всходов и будущего высокого урожая.
    9-е мая – День земли – Никола Вешний.
    С 20-го мая – неделя рода. Праздновали со своими родственниками, поминая своих предков.
   
   
   
   «Кукушка прилетела и принесла золотой ключ от неба. Перун его отопрёт. Небо накопило  тёплые весенние дожди и наготовило молнии, которые будут пить тучи и бить всё злое на земной груди.
   Над землёй неслась богиня весны Прия. Там, где она касалась земли правой рукой, расцветали белые цветы, где левой – жёлтые. Небо – Стрибог – отец новгородцев, приступал к браку с матушкой Берегиней».          
    Или ещё: «Бог, который для плодородия земли золотыми бичами гоняет в небе чёрных коров, громовым копьём разбил вершину дуба и, уйдя назад от оплодотворённой земли в небесную твердь, оставил на стволе свой образ».
    Храмов и священников не было. Образы богов воплощали в деревянные идолы. Считалось, что лишь единый бог  -  творец молний -  Перун владычествует над всеми, лишь для него все их жертвы и обряды, а судьба не существует
   Не колдун, а ведун, умелец гаданий, предсказатель и лекарь травами.
   «Недостойно брать чужое, нельзя поднимать потерянную или забытую кем-то вещь, бесчестно завидовать силе, ловкости и умению другого. И дурное дело – потревожить покой даже чужого, пусть никому не нужного и забытого бога».
   «Зарытое тело оставляет душу под гнётом, не вырваться ей ни под живой свет дня, ни под мерцание  звёзд. Как спеленатый младенец, как зверь в путах или, как раб, прикованный к жернову, так и душа того, чьё тело зарыто в земле, пока она не замрёт навечно».
   В землю зарывали только тела поверженных врагов, разбойных людей и насильников.
   Взятое в бою принадлежало всем, а не тому, кто взял. Так укреплялась общая цепь, а не отдельное звено.  " Женщина – есть созидательница, согревает род, даёт племени тело, она оберегает, она зачинательница, без неё погибнет весь род".
   При погребении женщины заботятся об огне. После сжигания умершего остатки костра собирали и делали могильный холм. Это место оставалось священным. После этого – прощальный пир со слезами, воспоминаниями, винами и угощениями.
   Еще в 9-м веке "вервы" объединялись в племена. Племя выбирало себе князя. Князь оборонял и суд вершил. Государства пока ещё никакого не было. По заранее согласованной квоте все "вервы" должны выделять молодых и сильных мужчин в боевую дружину князя.
   К началу 8-го столетия в междуречье верхнего Днепра и Десны, по течению реки Сож и её притоков врезультате слияния нескольких славянских племён образовалось большое племя радимичей. К этому времени сформировались и другие укрупнённые  славянские племена: кривичи, вятичи, древляне, поляне и другие. К югу от Киева на правой стороне Днепра там, где протекает речка Рось и до Припяти, живёт большое племя россичей, семь родов от семи братьев, а ещё три рода, которые называют себя скифами, хотя разницы никакой с россичами не видно.
    Эти три рода не проявляют общих забот об обороне. Однако, все десять князей, породнённых общей кровью, должны служить Перуну, обороняться вместе, отдавая нужное количество воинов своему общему воеводе, не отступать же им от степняков - хазаров в глухое левобережье Днепра, где леса дремучи, реки мелки, а между ними топи да болота! А речки те Псёл, Сула, Сож, Ипуть.
   Левее россичей и с севера и с юга живут илвичи. У илвичей 23 рода против 10 у россичей. Но илвичи от степняков, как за стеной, защищены россичами. А славяне севернее илвичей до самой Припяти  никакого участия в обороне от степи принимать не желают.
   Тогда по настоянию воеводы Всеслава все князья славянских племён собрались, чтобы обсудить организацию обороны сообща, но до конца договориться так и не смогли. Договорились лишь частично: илвичи выделяют 600, каничи 250 мужчин, а несколько князья из илвичей решили укрепить свои засеки и встречать степняков своими силами, если те прорвутся через россичей, уже ослабевших, предвкушая даже добычу и в общую оборону своих мужчин не дали.
   В ответ на это Всеслав, при очередном набеге хазар, в бой с ними не вступил, вместе со своими людьми ушёл вглубь леса. Степняки, не встретив здесь никакого сопротивления, прошли до илвичей, не пожелавших участия в общей обороне. Хазары, без особого труда, сломили их сопротивление, забрав многих в рабство, довольные таким успехом, с богатой добычей возвращались через засеки россичей. Вот тут-то неожиданно  и напал на них Всеслав со своей дружиной. Степняки были разбиты, а пленники освобождены.
   После этого урока все князья уже не противились в организации общей обороны. Себялюбие же не иссушило душу Всеслава, он не сказал себе: "Вот, свершил я великое и сам стал велик"! Таковы россичи, в нём не было стремления возвышать себя, как и у их богов, которые требовали льстивых похвал и пышных храмов, не было и владык, подражавших таким богам. Не желая восхищаться собой, россич  ищет высокое вне себя, а своё счастье находит в общем. Таков россич – человек большого сердца. И до сих пор возвышаются курганы над погребальными кострами погибших воинов. Курган Всеславова рода зовётся Княжьим.
   Постепенно роды стирались, стирались границы между людьми славянского языка. Каничи, илвичи, россавичи стали с россичами воедино, присоелинились  славичи и триполичи. Россичи стали называться руссичами. И всё это без насилия для общего блага и силы.  И центром у них стал Княжьгород   при  слиянии Днепра с Десной у горы в бывшей земле триполичей.
   А россичи сильны, они не обольют презрением другие народы, возомнив себя превыше всех, у них нет пророков, утверждающих, что именно они - избранный богом народ.
   Потому-то и добивались они многого, росли и крепли, все добровольно вливались в их ряды, становились руссичами. Сильные духом и телом,  трудолюбивые и самоотверженные, объединённые общей заботой, они стали внушительной силой.
    А у северных и левобережных славянских племён: кривичей, вятичей, дреговичей и других  между их наследниками на княжеский титул, почти не переставая, идёт борьба  за своё превосходство над соперниками. А, как говорится: "Паны дерутся – у холопов чубы трещат"!  Для того чтобы остановить междоусобные войны, северные племена славян и финно-угорские племена пригласили князем из варягов  (скандинавы) князя Рюрика. Рюрик стал князем в Ладоге, в 859-м году основал город Новгород, сделал его центром своего княжества.
   После Рюрика князем Новгородского княжества в 872-м году стал Олег (по Н.М.Карамзину (История государства Российского). В 882-м году князь Олег со своей дружиной из Новгорода, перебравшись через озеро Ильмень в верховье Днепра, объединился со Смоленском,  Киевом, который в то время был главным городом руссичей. Образовалась Киевская Русь. Киев стал центром государства.
   Сюда шли лодки с Волхова, Западной Двины, верхнего Днепра и его притоков, отсюда пошла связь с Византией.
   К югу, восточнее Днепра, со своими стадами живут кочевые хазары, их степные земли обширны, от них в любой момент жди нападения. За хазарами к югу живут аланы, ясы. От них на восток и полдень стоят горы высокие. За горами живут персы. Персы молятся двум богам – чёрному и белому – ночному и дневному. Умерших они не сжигают, а бросают хищным птицам. Персы  веками воюют с ромеями. Ромеи, как и славяне, состоят из многих племён. Они не только у Днепра, но и за морем.
   Если от Днепра на заход солнца берегом моря, то через 200 вёрст будет Днестр, а ещё дальше, через 300 вёрст – самая большая река Дунай.   За Дунаем все языки  ромеев. Их главный город Византия, где живёт князь всех ромеев – базилевс. Войско у него большое – и двадцать тысяч воинов и сто тысяч. Из людей ромеи – самые жестокие и по породе их, и по велению ихнего бога. Пашут землю им рабы, взятые в плен, всеми ремеслами занимаются тоже рабы, которых наказывают калёным железом и огнём. Ромеи речью лживы, золото ценят больше, чем честь свою.
   У них своя религия, чтобы принять их религию, надо пройти обряд «крещение». У принявших крещение, даже к последним часам жизни, вся греховность долгих лет смоется сразу, и он предстанет перед небесными привратниками чистым, как новорождённый.
   Проповеди их таковы: любить ближнего, как себя самого, почитать отца и мать свою, не убий, ибо да погибнет от меча поднявший меч. И исходят эти проповеди от Христа,  признавшие которого обретут вечную жизнь в раю.
   Считалось, что империя бессмертна – это  есть царство божие на земле, а базилевс, как представитель бога на земле, непогрешим и не несёт ответственности – он всегда прав. Такой вот выгоднейший союз церкви с государством!
   Бог сказал: «Не убий», но кого? Еретик – не человек, он враг бога и христиан, убить его – заслуга перед богом.
   Верующим же обещается награда после смерти  жизнь души в царстве божьем вечно. Но, зачем?  - в царстве бесплотных духов, без воли, без мысли, без лица своего  возраста, на земле же батрачь и терпи ради души-тени без каких бы то ни было удовольствий и телесных общений! И правда ли это? Здесь  - ад, а там – рай для бесплотных и бесчувственных душ!
   На всей территории Киевской Руси совершенно иной жизненный уклад, другие отношения между людьми совершенно другая религия.
   Олег понимал, что его земли граничат с лесостепью и для обеспечения своей безопасности надо покорить степь. Он нанёс удар по хазарскому государству и перестал им платить дань. Совершив несколько успешных походов на Византию, он держал в страхе её базилевса. В 907-м году он заключил выгодный для Киева договор с Византией.
   Укрепление Киевского государства с 912-го по 957-й год продолжалось его преемниками – князем Игорем и княжной Ольгой, а потом и сыном Игоря и Ольги – Святославом с 957-го по 972-й годы. Святослав завоевал Волжскую Булгарию, на Дунае основал город Переяславец, разгромил хазарское царство, добрался до Северного Кавказа, покорив ясов и черкесов, на берегу Азовского моря основал город Тмутаракань.
    Но при Святославе ухудшились отношения с Византией, а разгром Хазарского царства оголил границу с печенегами, которые у днепровских порогов подстерегли и убили князя.
    Близость с Византией способствовала проникновению Христианской религии. Ещё при Игоре в Киеве была построена христианская церковь Святого Ильи, а княгиня Ольга и многие дружинники приняли христианство.
      Когда в 969-м году, после смерти жены, Святослав решил разделить свою землю между тремя своими сыновьями, то, по совету своего родного дяди -  брата Ольги - Добрыни, новгородцы упросили его поставить себе на княжение сына Владимира.
    Добрыня  пользовался весьма большим авторитетом  у  князя Владимира 1-го
   В 978-м году Владимир 1-й совершает набег на Киев, где в то время княжил его брат Ярополк и, убив его, становится князем Киевским, посадив Добрыню Новгородским посредником.
    Владимир 1-й, став князем Киевской Руси, покорил вятичей, радимичей, ятвагов. При нём сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осётр, Трубеж, Сула, заново укреплён и застроен каменными зданиями Киев. Значительно укрепилось древнерусское государство, вырос международный авторитет Руси.
    Владимир 1-й задумал жениться на родственнице Византийского императора Анне, но христианка не имела права выйти замуж за язычника. И, хотя Владимир 1-й помог императору подавить опасный мятеж, но и после этого его брак с Анной задерживался. Тогда Владимир 1-й применил силу, осадил Корсунь (Херсонес) – главный византийский город в Крыму, после чего Анна была доставлена в Корсунь, совершено крещение Владимира 1-го и его бракосочетание с Анной.
    Началось силовое крещение простого народа, аналогично тому, как эта религия внедрялась ещё в Древнем Риме. Тогда император Октавиан и его последователи Тиберий и Диоклетиан, стремясь создать семью императоров-богов, приняли основой своей новой религии  тексты Библии.
    Согласно этих текстов князья, в случае принятия ими новой христианской религии, получали божественную власть. Церковь поучала: "Рабы, во всём повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, но в простоте сердца, боясь Бога. И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человека, зная, что  в воздаяние от Господа получите наследие".
Князьям такая позиция нравилась, они с радостью принимали христианство, что абсолютно не соответствовало желаниям подавляющего состава простого народа.
    Люди, верные своей прежней религии-язычники подвергались жесточайшим гонениям.    
     Добрыня после крещения киевлян вместе с киевским митрополитом Микаилом  и воеводой Путятой с большим военным отрядом прибыли крестить новгородцев. Новгородцы, считая их предателями своей веры, разорили дом Добрыни, убили его жену и некоторых родственников. Началась настоящая кровавая бойня. Добрыня велел поджигать деревянные дома. Напуганные пожаром, новгородцы сдались на милость победителя. 
    Князь Владимир 1-й говорил "Некрещёный противником мне будет, и не пощажу!" Многие, несогласные с князем, окаменелые сердцем своим, "яко аспиды, затыкающие уши свои, уходили в безлюдные леса, да погибнут в зловерии их". В то время сильно умножились разбои.
     Духовники требовали от князя казнить разбойников, но, согласно проповедям Христа: "Не убий!" их не казнили, а брали "виру" (штрафы), что было значительным пополнением казны князя. Духовники требовали наказывать и "тех, которые молятся под овином или в рощеньи или у воды, и тех же чародеев, волхвов, и тех, кто молится твари, солнцу, луне, звёздам, облакам, ветрам, кладезям, рекам, дубию, горам и каменью". Церковники  в каждом слове, если оно не совпадало с канонами новой религии, усматривали ересь. Еретиков беспощадно казнили.
Но, несмотря на жестокие репрессии, люди не хотели забывать свои многовековые традиции и ритуалы, свои шумные и весёлые языческие праздники.
     Владимир 1-й правил Киевской Русью до 1015-го года. После его смерти четыре года шла кровавая борьба за власть между его сыновьями. Старший – Святополк подсылает убийц к младшему брату Борису, потом уничтожает Глеба и Святослава.
     В это время в Новгороде княжил Ярослав. Узнав о делах Святополка,  он со своей дружиной идёт на Киев. Четыре года сеча была такая, что ни с хазарами, ни с половцами не сравнить! Святополк был побеждён и убит. Ярослав стал князем Киевским и Всея Руси.
     В Тмутаракани в это время княжил самый младший из братьев Мстислав, который тоже хотел более высокой власти. Новая усобица закончилась разделом Руси. Только после смерти бездетного Мстислава в 1035-м году Ярослав стал единым правителем  огромного государства от Балтийского моря до Азии.
       Христианская же религия была принята в густонаселённых местах – в городах и по берегам крупных рек, ав местах обитания вятичей и родимичей, да и во всём Залесье пока что господствовало язычество.
      В 1037-м году константинопольский патриарх утвердил и Киевскую митрополию. Киев стал центром христианства на Руси. Здесь был построен Софийский Собор, который по своей роскоши не уступал Константинопольскому. Церковь стала важной опорой княжеской власти.
     Ко времени Ярослава, прозванного Мудрым, относится начало летописания. Начал его в 1037-м году монах Киево-Печорской Лавры Нестор, который издал "Повесть временных лет", основной задачей которой было обоснование необходимости  объединения Руси. Письменный свод законов "Русская Правда". Действительно, мудрый, выдающийся во всех отношениях, Ярослав вошёл в историю как Ярослав Мудрый,создавались особые школы не только для знати, но и для простых людей.
      В 1030-м году он пошёл на финское племя Чудь и основал там город Юрьев (ныне эстонский город Дерпт). В 1036-м году под Киевом он нанёс сокрушительное поражение печенегам. В 1043-м году заключил выгодный для Руси мир с Византией.
      Сам Ярослав был женат  на дочери шведского короля Ингирерде, три дочери его вышли замуж за французского, норвежского  и венгерского королей, а внучка – за германского императора.
      У Ярослава Мудрого 4 сына: Владимир, Изяслав, Святослав и Всеволод.  Владимира он назначил князем в Новгороде, Изяслава – в Турове,  Святослава – в Чернигове, Всеволод долгое время жил с родителями и князем не назначался.
      После смерти Ярослава и Владимира  великим князем Киевским становится Изяслав. В 1073-м году между братьями вспыхнула вражда. Всеволод и Святослав вступили в заговор против Изяслава, врезультате чего тот погиб в сражении с близкими родственниками. Через два года умирает во время операции по удалению опухоли Святослав. Великим князем всея Руси становится Всеволод.
       Разрушительными для Руси  стали набеги кочевников. В 60-е годы 11-го века появились половцы. Однако, главными причинами крушения Киевской Руси стали не какие-то внешние враги, а междоусобные войны за власть, плохо продуманная  система престолонаследия, что сопровождалось нескончаемыми  кровавыми разборками. От такой бойни население бежало в безопасные места – к Карпатам и в Залесье.
      Особенно страшны для государства были междоусобицы, сопровождаемые привлечением князьями для борьбы за власть иноземцев – то поляков, то половцев, то татар. В таких случаях никто не берёг свои кровные города и народы. При таких условиях распад государства оказался неизбежным.
       С начала 10-го века в западной части великой степи жили кочевые народы: тюрки, печенеги, половцы. Все они, от Урала, включая земли между Балхашом и Аралом, до Алтая, кочевали, борясь за пастбища между собой. Все они были европеоиднами, тюркоязычными и весьма воинственными.
      Изменение же климата – периоды сплошных дождей или губительных засух, заставляли их искать новые земли, передвигаться к бассейнам рек, где лучше самим и где сочнее травы. 
      Особенно обострились отношения Руси с половцами после 1095-го года, когда два половецких хана Илтарь и Котян прибыли в Переславль к Владимиру Всеволодовичу (Мономаху) для заключения мира, но, по приказу князя, были убиты.
     Русь со всех её сторон в войнах. В 1096-м году разрушен и сожжён Юрьев, но под Переславлем русичи одержали победу, в это же время – удар по Киеву .
      С 1103-го года успех пришёл к русичам, половцы потерпели крупное поражение на собственной половецкой земле в низовьях Днепра. Успех сопутствовал россичей до самой смерти Владимира Мономаха, до 1185-го года.
      В 1185-м году под Новгород-Северским хан Кончак разбил русичей и пленил князя Игоря. Однако за сына Игоря он выдаёт свою дочь, а сын Кончака прекращает грабежи и разбои на киевской земле. Характерно, что, как русские князья в своих интересах привлекали половцев, так и половецкие ханы  по договорённости пользуются помощью русских князей. Чаще же всего в таких действиях князей и ханов наблюдалась не польза, а вред их собственным народам.
     А то, что многие легенды утверждали о многочисленности и храбрости половцев – зачастую чистый вымысел. Ведь сумел же Святослав Ярославович в 1068-м году на речке Снов  с  тремя тысячами своих воинов разбить 12 тысяч половцев. Да и численность населения Руси того времени составляла около 7 миллионов человек, а половцев – каких-то 300 -  400 тысяч. Всё это свидетельствует о том, что основным врагом Руси того времени были не какие-то половцы или татаро-монголы, а сами русские князья, в междоусобицах лившие кровь своих же подданных ради собственного величия и власти

   Не единожды мне лично приходилось слышать обидное для русских людей мнение иностранцев: - "Иваны, забывшие своё родство". И, надо признать, что, в большинстве случаев, так оно и есть, обижаться не следует, ведь, действительно, не многие знают своих предков дальше третьего поколения, а историю своей Малой Родины - мест, где родились, и того меньше.
     Вот и я попытался проверить себя насколько соответствую тем Иванам.
    Вот и я решил, насколько смогу, восстановить в памяти свою родословную, где со слов родителей или других людей старшего поколения, а где-то и из каких-то документов. Вся эта моя затея оказалась совсем не простой. Ведь ранее, вплоть до революции 1917-го года  все документы гражданских актов: свидетельства о рождении и смерти, регистрации браков и другие хранились в церквах, а церковь в нашем селе "Рыловичи" сгорела во время гражданской войны. Единственным источником получения информации осталась память людей: отца, матери и других знакомых из более старшего поколения.
   По линии отца такая информация оказалась весьма скудной - дальше своего прадеда - Атрошенко Григория, родившегося в 1845 году в селе Рыловичи Новозыбковского уезда Черниговской губернии, выяснить ничего не удалоь. Он был весьма зажиточным крестьянином, имел в своём владении около 300 десятин (одна десятина = 1,45 гектара) леса, имел большой сад и двор в центре села, рядом с церковью. У него было четверо детей: Акулина, Марья, Константин и Егор - мой дед 1877 г.р. По традициям того времени было заведено, что дочери, выходя замуж уходили жить во дворы своих мужей с приданным, которым наделяли их родители, сыновья же делили землю и имущество, а двор, как правило, оставался за младшим. Егор и был младшим.
    Женился он в 1902 году на девице Агафье из многодетной семьи из соседнего с Рыловичами села Сытая Буда. У её отца Никифора было 9 детей, она была восьмой по счёту, поэтому в приданное получила почти что ничего. Но, учитывая то, что Егор оставался основным наследником Григория, семья Егора и Агафьи оказалась весьма богатой.
    Брат Егора - Константин женившись построил себе двор в 1,5 километрах к востоку от села Рыловичи на ранее пустовавшей земле за речкой Снов. Впоследствии там возник посёлок Заречье, который к 1921 году вырос до 25 дворов. Семью Константина по-деревенски звали "Костюками".
    Дед Егор был человеком крутого нрава, не трудился, а, как говорят, ломил от темна до темна, ломил сам и того же требовал от детей, методом убеждения был кнут. Это была истинно русская натура, уж, если трудиться, то - до седьмого пота, а, если гулять, то - от всей души!
    У Егора и Агафьи было четверо детей: Фёдор, Семён, Александра и Филипп. Филипп Егорович - мой отец был младшим, с 1909 года рождения.
    Фёдор женившись получил  свой надел прямо в лесу, впоследствии там появился посёлок "Палом", тётя Саня, выйдя замуж, ушла жить к мужу Латушко Илье Васильевичу, дядя Семён, женившись на Наталье, построил себе двор в Заречье, неподалеку от своего дяди Кости. Однако, подошло время всеобщей коллективизации, в общественную собственность отобрали всю землю, сад и часть домашнего скота. Деду Егору было предложено сдать свой двор образованному здесь колхозу и строить себе новый в посёлке Заречье. Егор стал изрядно выпивать, а в 1933 году и умер.
В 1934  году Филипп женился на дочери потомственного казака Бондаренкко Захара Давыдовича Варваре, которая  в то время работала дояркой в посёлке Карховка - пригороде города Новозыбкова. В 1935 году у них родился их первенец - Анатолий, в 1937 году родился второй сын - Виктор, а в 1939 году родился и я  - их третий сын.
    Следует признать, что мои предки по линии отца были весьма зажиточными, но почти безграмотными, почти не умели ни читать, ни писать, правда, деньги считать они очень хорошо умели.
    Мама рассказывала один забавный случай из жизни деда Егора. А было это так.Однажды дед вместе со своим старшим сыном Федей после весьма удачной продажи на базаре в городе Новозыбкове мёда, сукна и мяса зашли в базарную корчму и там изрядно выпили, а потом разъехались по своим дворам: Федька - к себе в посёлок Палом, а дед Егор к себе в Рыловичи. Приехав домой, дед обнаружил, что потерял рукавицу, но именно в ней-то и прятал он всю свою выручку от торговли!
   После громкой обструкции, устроенной ему женой Агафьей, на следующий день ему пришлось снова ехать и торговать, чтобы заиметь деньги. Торговля снова была весьма удачной, уже собирался ехать домой, как в куче мусора увидел рукавицу, похожую на свою утерянную. И сколько же было радости, ведь в рукавице оказались целёхонькими все денежки!
    В отличие от моих предков по материнской линии дед Егор и его брат Костя и их дети ни в каких гражданских междуусобицах участия не принимали, мирно и терпеливо перенесли и коллективизацию, и конфискацию своего имущества, благодаря чему все остались живы.
    Ну а теперь, насколько только сумею, поведаю об истории казацкого рода Бондаренко, потомком которого я являюсь по материнской линии. И начну почти как в сказке: "А было всё это давным-давно, об этом мне рассказывал мой дед, а моему деду - его дед". И так - в глубину веков!
    Действительно, об этом мне рассказывала моя мама, а мама - её дед, а тому деду - ещё кто-то и так до времён Северной войны 1700-1721 годов со Швецией, которую вела Россия за сохранение своего выхода к Балтийскому морю.
    После поражения шведов на побережье Финского залива, потери ими Дерпта и Нарвы, шведский король Карл ХII, надеясь на превосходство своих сухопутных войск в военной выучке и  качестве вооружения, вторгся со своей армией на территорию России со стороны Польши. Он надеялся,  что с этого направления он не встретит особого сопротивления и, пока русские сумеют перегруппировать свои силы,  он уже завладеет стратегической инициативой и вынудит ПетраI заключить мир на условиях Швеции.
    Но в этом он жестоко просчитался. Местные жители - прирождённые охотники, крепкие и храбрые, с особым упорством защищали свои угодья от вторгшихся шведов, создавали отряды самообороны и даже до подхода регулярной армии во многих местах имели значительный успех.
    ПётрI, учитывая сложность обстановки, для личного руководства военными действиями в 1708 году прибыл в город Стародуб.
    Был случай, когда местные жители в лесу вблизи города Чернигова разбили довольно крупный отряд шведов, а пленных доставили в Стародуб прямо к ногам Петра. Пётр был очень доволен, поблагодарив героев, он тут же распорядился причислить их к казацкому сословию, можно сказать, зачислил их на свою военную службу.
    Среди отличившихся был и мой далёкий предок. Тогда он не не имел ещё никакой фамилии, был свободным человеком, имел своё хозяйство, занимался изготовлением бочек. В тех местах все знали его, как хорошего бондаря. А, когда в те времена проводилась петровская перепись населения, ему была дана фамилия Бондаренко. С тех пор и появился казацкий род Бондаренко.
    Казаки тогда пользовались значительными привилегиями: местные власти обязаны были оказывать им всяческую поддержку, наделять их земельными участками, освобождать от налогов, разрешать им иметь личное оружие и лошадей. Казаки же, в свою очередь, по мере необходимости, должны были следить за порядком среди местного населения, а также нести ратную службу по охране границ и, когда потребуется, участвовать в боевых действиях. Там, где были казаки, был всегда порядок, казак  на коне и с плёткой в руке был основой спокойствия и порядка!
    Лично я весьма сомневался в достоверности того, что вообще был такой случай с пленением шведов и доставкой их к российскому царю в Стародуб. Но, однажды, посетив Новозыбковский Краеведческий музей, я лично прочёл о таком эпизоде. Теперь я не сомневаюсь, что рассказ мамы о далёком моём предке абсолютно достоверен. Теперь пишу о судьбе этого рода уже с полной уверенностью в правдивости своего изложения. А далее, как писал ранее: тот дед рассказал своему внуку, внук стал дедом и рассказал уже своему внуку! И так до Бондаренко Давида Ивановича - моего предка, родившегося в 1848 году.
   Бондаренко Давид был моим прадедом, у него и его жены Марфы, проживающих в селе Рыловичи Новозыбковского уезда было пять детей: Иван - 1873 г.р., Григорий - 1876 г.р., Анна - 1878 г.р., Захар - 1881 г.р. и Филипп - 1887 г.р.
   Как и положено для казаков, когда это требовалось России, среди казаков проводилась мобилизация и они направлялись туда, куда требовала обстановка. Во время русско-японской войны 1904-1905 годов чуть ли не половину войск составляли казаки, а в первую мировую войну 1914-1918 годов казачество  поставило для ведения войны около 300 тысяч человек. В то время в России было 11 казачьих войск: Кубанское, Донское, Терское, Оренбургское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Уссурийское и Амурское.
    И у Давида с Марфой старшие сыновья: Иван, Григорий и Захар несли ратную службу а дочь Анна и младшенький Филипп оставались при родителях. Перед Русско-Японской войной, которая велась между Россией и Японией за сферы влияния в Северо -Восточном Китае и Корее Иван, Григорий и Захар были отмобилизованы в состав Амурского казачьего войска в город Благовещенск. Там они обосновали свои семьи, фактически там родились все их дети. Сами же они находились при своих воинских подразделениях, участвовали в боях. Все братья Бондаренко были физически сильными и отважными любили песню и по природе были наделены сильными и красивыми голосами, все они были весьма уважаемыми среди своих сослуживцев. И так же, как в войне с монголами, герой Куликовской битвы - монах Троицко-Сергиевского монастыря Александр Пересвет вступал в поединок с  с татарским богатырём Томир-мурзой, в котором оба погибли, мой дед Захар тоже выходил на единоборство с японским бойцом. В  отличие от того поединка Пересвета,в поединке Захара с японцем никто не погиб. Тогда Захар изловчившись обеими руками схватил японца за волосы,рванул его голову на себя и коленом два раза ударил его по лицу. Когда японец повернул свою голову к своим, то те были в ужасе, так-как лицо напоминало кровавую маску.
Весьма часто Захар выступал в роли запевалы при исполнении любимых казацких песен. За свои воинские заслуги Иван был дважды награждён Георгиевскими крестами, по одному Георгию получили и Георгий с Захаром. Следует учесть, что подобные награды присваивались лишь за особые подвиги.
   С началом первой мировой войны Иван был направлен и туда, где заслужил  третий Георгиевский крест.
   Казалось бы, что всё для казаков Бондаренко  идёт хорошо, смерть обходит стороной, даже удаётся избегать тяжёлых ранений, семьи не бедствуют, детишки здоровы - чего ещё желать?!
   В то самое время, когда старшие сыновья несли государственную воинскую службу, младший из братьев Филипп подрос и стал работать сельским пастухом в  Рыловичах.
Тогда работа пастухом считалась не только очень ответственной, но и весьма почётной. Однажды он вечером гнал стадо домой мимо избы, где в самом разгаре проходила свадьба его друга. Филиппа затащили туда, он выпил, танцевал, а в это время стадо осталось без присмотра. Коровы пошли по своим домам, а козы пошли по чужим огородам, о чём тут же стали выражать недовольство и ругань хозяев огородов отцу Филиппа Давиду. Давид схватил в руку кнут и побежал разыскивать горе-пастуха. Он нашёл сына на шумной свадьбе, лихо отплясывающего с симпатичной девицей. Давид влетел в круг танцующих и при всех стал охаживать его кнутом.
   Филипп убежал, но дома он не появился ни через день, ни через три, ни через неделю, ни через месяц. Спустя около полугода, когда уже были выплаканы все слёзы, прошёл и девятый, и сороковой дни якобы его смерти, когда все его уже мысленно похоронили, пришло письмо из Канады, не волнуйтесь, мол, у меня всё хорошо!
  И не удивительно, что из Канады, ведь в конце ХIХ века происходило значительное переселение крестьян Новозыбковского уезда. С 1881 по 1887 годы только на Алтай уехало  более 2000 крестьян. Но ехали и в Канаду, и в США. Особенно много туда уехало из сёл Старые Бобовичи и Рылович. Таким образом, для Филиппа - жителя села Рыловичи дорога оказалась не совсем-то и безведомой, а проторённой своими же земляками.
   Через четыре месяца от Филиппа пришло второе письмо, но уже из США -  штата Луизиана. В нём он сообщал, что в Канаде встретил земляка, который предложил ему переехать в США, мол, там лучше! Филипп согласился. В своих дальнейших письмах он сообщал, что женился на девушке из Польши. У них родился сын, которого назвали Алексеем, возможно были дети и ещё, но, по причине осложнения отношений с США переписка прервалась.
   А в России свершилась Великая Октябрьская Социалистическая революция. Новая власть в услугах казачества не нуждалась. Все братья, вволю навоевавшись, возвратились со своими семьями в свои родные пенаты - в село Рыловичи. Героев казаков Бондаренко земляки встретили с большим уважением, ещё бы - сами красавцы, на породистых лошадях, сияющие в блеске наград!
   Достаточно сказать, что впоследствии, когда происходил делёж земельных участков и нужно было тянуть жребий, какой тебе участок достанется, жителями посёлка Заречье казаку Захару было предложено жребий не тянуть, а первому на свой вкус выбрать себе участок.
   Жизнь продолжалась, все здоровы, получили земельные наделы, люди уважают, чего ещё желать?! Воевать они  не собирались. Павел Дыбенко - новозыбковец, соратник В.И.Ленина, лично знакомый с Захаром, приглашал его, как боевого офицера, служить в Советскую Армию, но Захар отказался, сославшись на то, что уже навоевался по самое горло, да и дома он нужен, так как у него три малолетние дочки: старшей Насте - лишь 8 лет, Варваре - 4, а Моте - лишь два с половиной.
   Основные же беды для всех братьев Бондаренко были уже совсем рядом. В 1918 году умер Давид. Братья договорились ни в каких политических противостояниях и войнах не участвовать.
   Осенью 1919 года в уезде вспыхнула эпидемия брюшного тифа и это вдобавок к тому, что в этот год от небывалой засухи почти полностью погибли все зерновые. Плохое питание ослабляло организмы и тиф, как косой, косил жителей. Умерла и жена Захара Анна Тимофеевна, оставив на его попечение трёх малолетних дочек. С 3 января в уезде была введена обязательная повинность для всех, кто имел хоть какой-то плотницкий инструмент, строить строить бани, а при инфекционных бараках - дезинфекционные камеры, за уклонение - наказания, вплоть до Революционного трибунала.
   1920-й год ещё более засушливый! В этот же год были национализированы реки и озёра, без особого разрешения не позволялась рыбная ловля, а ведь для многих семей это было большим подспорьем в пропитании. Была запрещена торговля белым хлебом и мукой. Излишки должны были всё добровольно сдать, производились обыски и выгребалось всё почти до дна в общественное питание. В этот же год Декретом Совнаркома было ликвидировано, как ненужное сословие казачество. Казаки лишались всех привилегий, а оружие и лошадей они должны были добровольно сдать. Скрепя сердце, братья Бондаренко покорились и выполнили все эти требования.
   Захар сдал своего жеребца кабардинской породы по кличке "Орёл" и кобылку той же породы "Залётку". Как же он это переживал, частенько ходил на луг, где паслись кони, на встречу со своими любимцами.
   В мае в Новозыбковском районе начался голод, со стороны государства никакой помощи не было. Люди заваривали траву, ели варёную крапиву, сныть и молодые сосновые побеги, но, к большому горю, многие умерли от истощения. Но, слава богу, этот гиблый год миновал!
   Казалось, что жизнь должна бы наладиться, однако, худшее для рода Бондаренко было впереди. В 1921-м году в Поволжье была такая засуха, что выгорело всё, смертельный голод громадного региона заставлял вводить по стране, в том числе и по Новозыбковскому уезду для поддержки голодающих продналог. До нового урожая уезд  должен был прокормить 23000 человек из голодающих губерний Поволжья. Ежемесячная  норма сдачи продовольствия на каждого голодающего была в размере 15фунтов хлеба и 20 фунтов картофеля (один фунт = 410 грамм). Казалось бы, не так уж и много - населению уезда в 200000 человек прокормить 23000 голодающих! Но тут следует учесть, что семьи в те времена состояли в среднем из пяти человек и чаще всего лишь один человек был кормильцем. Получалось, что 400000 дворов должны кормить 23000 сторонних. На голодающего зачастую надо было отдавать больше, чем оставалось на пропитание себе.
   Не сдавших продналог арестовывали и предавали суду Ревтрибунала, облагали двойным налогом. Скрытые от налога землю и скот, как и другое имущество, подлежало изъятию, а виновные - аресту и суду.
   С имущих граждан взыскивался и чрезвычайный налог. Чрезвычайная комиссия имела полномочия взимать его любыми способами. К наиболее зажиточным чаще всего относились наиболее трудолюбивые и ответственные крестьяне, у которых: "Коси коса пока роса" или "Всё успеет, кто с солнцем встаёт". Чрезвычайная комиссия, выгребая "излишки", уравнивала истинных тружеников с лодырями, которые были, есть и будут в любом обществе.
   Тяжёлое положение подогревалось вопросом: "Почему же во время голода в  1920 году в Новозыбковском уезде никто ни на йоту не помог, и почему сегодня так зверствует Чрезвычайная комиссия?" Обида переполняла чашу терпения!
   В 1922-1923 годах в Новозыбковском уезде вспыхнул крестьянский бунт под руководством Медведевых и Рака. Братья Иван и Григорий вместе со своими сыновьями стали его участниками. Захар же остался верным своим обещаниям не участвовать ни в каких войнах и кровавых разборках.
   В кровопролитном противостоянии бунт был подавлен, кто не погиб в сражении, тех расстреляли, как врагов народа. Среди "врагов народа" оказались Георгиевский кавалер Иван Бондаренко со двумя сыновьями Петром и Алексеем и его брат Григорий с сыновьями Алексеем и Степаном. Даже их сестра Анна, как сочувствующая этим "преступникам" подверглась наказанию - ссылке на Соловки.