Секреты радужки

Леонид Пауди
 

 Гроза примчалась неожиданно.
     Яркая вспышка за окном, и следом удар грома подняли Марголина из за стола. Он подошел к окну. Несколько вспышек подряд высветили в темной ночи  фантастические картины. Марголин
любил грозу. Сам он часто попадал под  ее жуткое очарование то в горах, то в степи, то в лесу, всегда стараясь максимально обезопасить себя.  Еще в детстве его учили, как нужно вести себя во время грозы, если она застигла вне дома.
     Минут через десять, недовольно бурча на сильный ветер, который прогонял ее, гроза сползла на восток.  Ее стал догонять ливень. То усиливаясь, то ослабевая, он продолжался до утра.
      Марголин вышел на веранду.  Под лучами восходящего солнца по двору бродило переливающееся марево. Вдруг захотелось, как когда-то в детстве, пройти босиком по мокрой траве. Он сбросил тапки, закатал брюки до колен и ступил на умытую зелень сочной травы. Ступни погрузились в приятную прохладу.  Сколько же удовольствия теряем мы, став взрослыми, подчиняясь придуманным условностям, подумал он, направляясь обратно.
     —Феликс Михайлович!, — окликнул его какой-то мужчина от калитки, — извините, что беспокою. Я за молоком ходил, а тут увидел вас, гуляющим по саду.  Я почти ваш сосед.  Снял дачу на лето неподалеку.
     —Доброе утро! Как звать-величать?
     —Виталием Николаевичем меня кличут, —  ответил неожиданный гость, —  можно просто — Виталием.
     —Чем могу быть полезен?
     —Мне бы хотелось поговорить с вами.  Нужен ваш совет.
     —Сегодня часов в шесть вас устроит?
     —Спасибо большое! Буду вовремя.
     —Сразу предупреждаю, только не несите никакой выпивки. Она разговору не поможет.
     —Тогда я пошел. Еще молоко скиснет. До вечера.

     —По вам можно проверять часы, — сказал Марголин, когда его утренний гость постучался в дверь, — Кстати, молоко не скисло?
     —Все в порядке. Не удивляйтесь моему пристрастию к нему. Это еще с детских лет сохранилось. Я был довольно слабым ребенком и меня на все лето отправляли в деревню на поправку. Там меня отпаивали парным молоком. Которое я не мог не то что проглотить, в рот взять. Даже запаха его не переваривал. Тогда хозяйка дома, где мы останавливались, чтобы я мог выпить хоть немного, посоветовала приучать меня к молоку с помощью чеснока. Давали маленький кусочек, который я сразу же должен был запить хотя бы глоточком. Чеснок отбивал запах и вкус молока, и таким образом я к нему не только привык, но и полюбил. И вскоре уже пил еще теплым. Хотя и пишут, что взрослому  человеку молоко вредно, но, видимо, я еще не достаточно повзрослел.
    —Я предложу вам то, что взрослому полезно — коньяк и кофе.
     —Вы же предупредили, чтобы я ничего не приносил, а сами...
     —Дело в том, что я пью далеко не все, а ставить вам условие, чтобы вы захватили с собой то, что мне нужно, согласитесь, не слишком прилично. Если вы не против, усядемся на веранде.
   День-то какой замечательный!  Не хотите немного коньяку прямо в кофе? Совсем другой вкус.
    
      —Ну, что ж, Виталий Николаевич, рассказывайте, с чем пожаловали?
      —Честно сказать, я и сам не понимаю, почему захотелось рассказать вам свою историю. Посоветоваться. Я много слышал о вас и подумал, что может быть вы поможете мне разобраться в ситуации, сложившейся в моей жизни.  По роду моей деятельности мне приходится часто ездить в командировки. Я человек довольно занятой и не очень располагаю временем на  ухаживания за женщинами, да и как-то не попадались мне такие, за которыми очень уж хотелось поухаживать. Два года назад обстоятельства занесли меня в Вологду.  Когда проблемы были решены, руководство устроило в нашу честь маленький ужин. После напряженной работы я почувствовал  расслабление и стал обращать внимание на происходящее вокруг. Там и встретил девушку, которая произвела на меня такое впечатление, что расставаться с ней не хотелось. Я предложил ей уехать со мной. И что удивительно, она согласилась.  Мы прожили с ней год. Это была сама нежность, ласка, теплота. Но когда я предложил узаконить наши отношения, она наотрез отказалась. Более того, с тех пор превратилась в фурию.  Но что мне не понятно в ее поведении, неделю она сама нежность, неделю — взбесившаяся кошка.  А вот тут мне даже стыдно признаться, но в такие моменты я даже иногда провоцирую ее на вспышки, потому что после бурных скандалов следует не менее страстные ночи. Когда она всю неделю ласковая и нежная, я не могу ее разозлить, чтобы после этого получить бурю ночных страстей. Нет-нет! Все равно все великолепно, но по-другому. Иногда возникает мысль отправить ее к психиатру. Похоже на раздвоение личности.  В остальном больше ничего не вызывает у меня никаких вопросов. Все просто великолепно.  Вот мне и захотелось попросить у вас совета, стоит ли обращаться к специалистам?
     —Сколько всего времени вы уже вместе?
     —Уже два года. Но все это началось на нашем втором году совместной жизни. Может быть это началось бы и раньше, но в первый год я довольно часто отсутствовал: было много разных моих отлучек, связанных с командировками. В этом году я, в основном, никуда не уезжаю. Может быть мое постоянное мелькание у нее перед глазами вызывает такую реакцию с ее стороны. Может быть я стал просто ее раздражать, но она по какой-то причине остается со мной.
     —Мне трудно что-нибудь сказать вам. Я ее не видел и не могу предположить, что  вызывает в ней такое поведение. Я могу предложить вам вот что. Через два дня у меня презентация книги. Приходите вместе на эту встречу. Я попробую поговорить с ней на совершенно отвлеченные темы, чтобы составить какое-то впечатление. А потом уже обсудим дальнейшие действия. Вот пригласительный билет на двоих. Если вы не против,  повторим по чашке кофе.

     Увидев женщину на презентации, Марголин понял, почему Виталий Николаевич сразу влюбился в нее. Ольга, как она представилась протянув руку, оказалась без доли кокетства  знающей себе цену женщины.  Была с чувством юмора и произвела впечатление, если не образованной, то очень начитанной женщины. Впрочем, при такой красоте она могла позволить себе быть и не слишком образованной.  Все компенсировалось свободой держаться, остроумием и особой нежностью, которой она так и струилась.  И еще  ее глаза.  Их радужки менялись в зависимости от освещения. От серого цвета через голубизну почти до синего.  Они обладали большим  количеством криптов, что говорило о сердечности, нежности, доверчивости  и неравнодушии владелицы этих удивительных глаз.
     Непринужденность, возникшая в их отношениях, позволила Марголину пригласить новых знакомых к себе на выходные. Будет небольшая вечеринка в кругу близких друзей по случаю выхода его новой книги. Ольга приняла приглашение, и Виталий Николаевич тоже с удовольствием согласился.

     Гости стали  расходиться. Первыми распрощались те, кому нужно было уезжать в город. Задержались дачники.  Виталий с  Ольгой тоже не торопились.
     —Я хочу исправить свою оплошность. Во время презентации меня отвлекли и я не заметил, когда вы ушли. И ушли без подарка. Хочу подарить вам свою книгу, — Марголин задержал руку над титульным листом, — как ваша фамилия?
     —Титова, — ответила Ольга, — Вы так добры!
     Марголин подписал книгу и вручил ее женщине.
     —Не пропадайте! Виталий Николаевич, заходите запросто,  по-соседски, вместе с Ольгой. Конечно, если ей с нами не скучно.

     Оставшись один, Марголин собрал разовую посуду в мусорный пакет. Удобное изобретение. Пять минут — полный порядок. Теперь можно и покурить на веранде и поразмыслить. Он налил себе кофе,  раскурил трубку и уселся в кресле, вспоминая прошедший фуршет.
     Уже с появления Ольги он заметил что-то, что его настораживало. Она держалась так, как будто видела его в первый раз. Не было той непринужденности, которая возникла между ними на презентации. Такое впечатление, что они не встречались раньше. Поначалу он отнес это на ее отношение к новой ситуации. Другое место, незнакомые люди, реакция их на появление очаровательной гости.  Мужчины тут же зароились вокруг нее, и это явно немного смущало. Но ее глаза! Это были совсем другие глаза. Разрез и цвет тот же, но в  их радужках было много контракционных бороздок. Это значит, она должна быть более нервной, импульсивной, чем та Ольга,  которая была на презентации. Человек с такими глазами не способен надолго привязываться к кому-нибудь. А они с Виталием в отношениях уже два года.  Тут что-то не так.  Узоры на радужной части глаза способны раскрыть самые глубинные черты характера человека.

     Утром Марголин позвонил  Ковалеву.
    —Виктор Станиславович, могу я обратиться к вам с просьбой?
    —Для вас? Все, что угодно, но в рамках закона.
    —Спасибо! Не могли бы вы по своим каналам узнать что-нибудь об Ольге Титовой из Вологды?
    —Потерялась?
    —Потом все вам расскажу. Сейчас хотелось бы знать о ней кое-какие подробности. Это не очень спешно, но и откладывать на долго не хотелось бы.
     —Сделаю при первой же возможности.
     —Еще раз спасибо!

     Уже на следующее утро раздался звонок от Ковалева.
     —Феликс Михайлович, пляшите! Все, что вам нужно узнал с большим трудом. Даже не знаю, как вы будете расплачиваться. Шучу, шучу. Ничего легче делать мне не приходилось. Не успел задать вопрос об этой фамилии, как тут же последовал ответ. Оказывается,  эти девушки  самые большие красавицы в городе и к их ногам многие готовы бросить чуть ли не все состояние. Но заполучить их не так-то просто. Они - неприступные крепости. Мало кто может похвастаться их благосклонностью. А теперь скажите, как вам стало про них известно? Неужели и вы пали под воздействием их чар?
    —Вы говорите об Ольге Титовой во множественном числе?
     —Именно. Это две сестры-близняшки. Ольга и Лидия Титовы.
     —Спасибо! Вы даже не представляете, как вы мне помогли. С меня коньяк.
     —Ловлю на слове. Теперь рассказывайте во что вы влипли.
     —Вот за коньяком и расскажу. Хорошего вам дня!
     —Ваши слова да Богу бы в уши. До встречи!

      Ближе к вечеру Марголин решил проведать  Виталия Николаевича.  У ворот дачи его встретила хозяйка, у которой Виталий поселился на все лето.
     —Добрый вечер, хозяюшка! Ваш постоялец дома?
     —Нет, родимый. Только жена его. Он, вроде, на неделю в командировку укатил. Да ты проходи. У нее все и разузнаешь.
      Марголин постучался.
     —Входите! Не заперто. Я вас в окошко увидела.  Добрый вечер! Может чаю или кофе. А может быть «Чашу вина? Белое, красное? Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?» — она сверкнула лукавыми глазами, которые при приглушенном освещении были почти темно-синими.
      —«Покорнейше... я не пью.», - в тон ей ответил Марголин. Вы обратили внимание, Лида, я не буфетчик с осетриной второй свежести.
      Женщина остановилась на полушаге и удивленно посмотрела на визитера.
     —Откуда вы знаете? И еще кто нибудь знает об этом?
     —Нет, Лидия...как вас по батюшке? Андреевна! Хорошо. Так вот Лидия Андреевна, я и пришел поговорить на эту тему. И очень хорошо, что Виталий Николаевич в отъезде. Давайте  кофе, раз вы пообещали и за ним поговорим. И лучше здесь, на кухне. Когда-то именно в кухонной обстановке проходили самые интимные разговоры. Да и кофейник рядом. Не придется отвлекаться. Ну, рассказывайте. А потом я скажу, как я узнал.

      —Должна заметить, что вы — дьявол.  Дернул же ее черт принять ваше приглашение на презентацию.  Нас всю жизнь путали. Даже отец не знал кто из нас кто. Только мама различала по только ей одной известным признакам.  В школе мы сдавали экзамены друг за друга. Потом в институте. Я больше увлекалась античностью, она средневековьем.  Вот мы и у Збарской так сдавали. Вытаскивали билет, и в зависимости от того, что в нем было, шла я или она. Подмену не замечали. Даже парни, с которыми мы встречались не знали, кто в данный момент с ними. Мы же одновременно с ней на свидание не ходили. Просто после каждой встречи докладывали друг дружке все подробности, чтобы не попасть впросак. О серьезных отношениях с кавалерами речь не шла. Да и с кем можно было их создавать. Вы же — мужчины — все одинаковые. Вам всегда казалось, что мы или голодные или грязные, поэтому предлагали или ресторан или сауну. А ведь кроме сексуальных отношений, хочется иметь еще и  духовные отдушины. Как говорит Ольга, в паузах хочется и поговорить. А о чем и с кем? В одном из пошлых анекдотов ребенок спрашивает у матери: «Мама, а что делает аист, когда приносит детей?» «Отворачивается к стенке и храпит», - отвечает мама.  Как бы пошло это ни звучало, но смысл правильный. Вот я вам процитировала вопрос Воланда. Вы тут же на него отреагировали словами буфетчика. Значит мы с вами читаем одни и те же книги. Значит мне с вами будет интересно А теперь представьте себе предложения папика стать содержанкой или даже женой, которую он посадит в золотую клетку. О чем мне с ним разговаривать? О его делах, которые меня не вдохновляют? Мы с Олей давно хотели вырваться из нашего захолустья. И когда Виталий предложил ей уехать с ним, она тут же согласилась. Да и я поддержала ее в этом решении. Он нам казался  не идеальным вариантом. Нет! Но с ним было приятно и интересно.  Правда, мы  сыграли с ним не очень красиво, мы обе стали его любовницами, но это вначале нам казалось забавным, и единственно верным шагом вырваться из нашего мира пустоты. Но самое страшное случилось потом, когда Ольга на самом деле полюбила Виталика. Тут уж мне пришлось туго. Я надолго пропадала из их жизни. А когда мне приходилось подменять Ольгу, придумывать сотни причин, чтобы не оказаться с ним в постели. Но он очень добрый и тактичный человек.  И даже если его и обижал отказ, никогда не настаивал на своих желаниях. Но скоро эта пытка закончится для нас всех. И виной этому стали вы. Не делайте такого удивленного лица. На вашу вечеринку с Виталиком пришла я. Это была ошибка. Но Ольге срочно нужно было уехать в город.  Она работает из дому, а тут вдруг понадобилось ее личное присутствие для решения каких-то проблем.  Мне и пришлось явиться к вам. Но вместе с тем это была и удача. Среди ваших гостей оказался ваш приятель из Швеции.  Он, как когда-то Виталий Ольге, предложил мне уехать с ним. И так же, как Ольга, я  дала согласие. Но уже после того, как он разобрался в ситуации и понял, что не отбивает меня у  Виталия. Как видите, вы оказались сводником. Если все сложится нормально, то вскоре смогу пригласить вас на свадьбу. Через месяц я уезжаю и, надеюсь, что Виталий  никогда не узнает, какую злую шутку мы с ним сыграли. Конечно, если мы можем положиться на вас. Если вы не расскажете ему о нашей проделке. А теперь скажите честно, это не ваш приятель поделился с вами тем, что мы с сестрой два разных человека.
     —Могу честно сказать, что это вы сами выдали свой секрет. Дело в том, что у вас с сестрой разные радужные оболочки глаз. Я и заподозрил, что Ольга и вы близняшки.  Разговаривая с человеком, я всегда смотрю в его глаза.  Вы не раз слышали, что глаза зеркало души. Мой друг — офтальмолог. Когда-то давно он посоветовал мне внимательно отнестись к радужке У людей может быть одинаковый цвет глаз, но  структура линий и точек на радужной оболочке так же индивидуальна, как и отпечатки пальцев. И между рисунком радужки и характером человека наблюдается четкая зависимость. Глаза могут многое рассказать о их владельце. Вот я и заподозрил вас в подвохе. Фамилию свою вы сами назвали, когда я подписывал для вас книгу. Оставалось только навести справки в вашем городе. Кстати, там о вас бытует очень хорошее мнение. 
     И обещаю, ни слова Виталию.