Призвание

Алексей Шутёмов
   Иннокентий Гаврилович Никитин прибрался на рабочем столе, выключил компьютер. Поднялся, глянул последний раз в окно. Никогда не говори - последний. Или - ещё не последний. Ибо не знаешь. Знакомый коридор. Сколько лет по нему ходил? Пятнадцать? Как время быстро летит! Кабинет шефа.

   - Добрый вечер, Михаил Анастасьевич! -

   - Добрый, Иннокентий Гаврилович! - шеф настороженно приглянулся к подчинённому.

   - Ухожу я, Михаил Анастасьевич... -

   - Что ж с вами делать? Ну, с какой такой радости?.. Зарплата маленькая? Нет, приличная, многие бы мечтали. Оскорбления? Нет, лучше коллектива не сыскать. Неужто нельзя рисовать на досуге? -

   - Можно. Но это всё не то. Монументальности не хватает... Это же такая вещь, которой надо посвятить жизнь. Всю. -

    - Что ж вами поделаешь... Ну что ж поделаешь... Положим, вы готовы всю оставшуюся жизнь провести в нищете, пожертвовать личным покоем. Но о нас-то подумайте! Где ж я найду такого грамотного специалиста? В отделе таких нет. И не предвидится. Кто в пасьянс режется. А те, что работают - так сообразительности в ноль. В ноль!! -

   - Именно поэтому и ухожу. Работа отнимает очень много умственных ресурсов. На художества ничего не остаётся. -

   - Нет, ну почему только стоит в нашем отделе появиться грамотному специалисту, как он тут же и уходит? Видите ли, его привлекает поэзия, живопись, архитектура, скульптура... Музыка, так её... Есть и такие, что на работу сразу медный тазик кладут. На рабочем месте в блокноте что-то рисует, опаздывает, сбегает пораньше. Не потому, что не может, а не хочет. Хотя мог бы... Мог бы... -

   - Вы ведь нас никогда не поймёте, Михаил Анастасьевич... -

   - Я?! Я не пойму?? Нет, будьте покойны... В ваши годы я успел написать симфонию! Вот... А потом... -

    Повисло молчание. Шеф глубоко вздохнул и продолжил.

    - Много композиторов. Быть одним из рядовых, что гимны районов и сельских поселений пишут? У нас-то и на городском уровне конкурс - будь здоров. Пожалуй, я мог бы и там победить - объективно говорю. А дальше... Дальше-то - сумеешь пройти? Или застрянешь на этой ступеньке? И я решил, что лучше быть хорошим чиновником в конторе. Дело спорится, рост не за горами. Я-то понимаю... -

    - Боюсь, что теперь и я вас понял. Но лучше б вам было, если б не понимал. Положим, я дослужусь здесь до начальника отдела. А дальше что? И вам - куда дальше? Не ясно. Уровень какой? А вот испробовать свой шанс в живописи... Может, что и пойду дальше города. -

    Шеф задумался.

    - Ладно, идите. Завтра заявление подпишу. -

    Никитин вышел на улицу. Направился домой. Собрал холсты, сверкавшие чистотой, наброски. Уложил кисти и краски в ящик. Об этой квартире можно забыть. Но ведь каждый из нас делает в жизни выбор. А выбор - это когда что-то теряешь, а что-то приобретаешь взамен. Хочешь купить - плати. Определи, что тебе важнее.