Эпизод из жизни моего деда

Мария Михайловна Абрамова
Это было во время гражданской войны, возможно в период около 1920 года, предположительно, недалеко от Иркутска. Точно, где и когда, никто уже не может рассказать, но я с раннего детства помню рассказ моей матери о том, какой страшный в то время произошел случай. Он произвел на меня глубокое впечатление и жалко, что ей известно было очень мало о службе отца в Красной армии.
     Итак мой дед, Иван Григорьевич Антихович, а ее отец - был откомандирован в Сибирь и служил в тех краях около года.
       По служебной необходимости Иван должен был отправиться в пункт N, проезжать пришлось через маленький городок. Объезжать его кругом было далеко, да и лошадь устала. И Иван решил ехать напрямик. Миновав покосившиеся изгороди, сараи и крайние дома одинокий всадник въехал на улочку. Он не знал, что в этом городке был ужасный голод, люди съели уже к тому времени всех голубей, кошек и собак, многие более слабые люди, дети и старики просто умерли голодной смертью. Кто смог из жителей, давно покинул свои дома, перебравшись к родне в деревню.
     Ивана конечно насторожило то, что городок выглядел совершенно пустым, безлюдным. Не видно было никаких животных и птиц, стояла странная тишина, казалось, что все  ушли вместе с детьми и животными и бросили свои дома. Иван ехал по пустынным улицам городка как вдруг из подворотни показалось какое-то ободранное в лохмотьях существо, не понятно какого пола. Он хотел спросить какой дорогой лучше проехать, но вдруг сзади и с другой стороны появились такие же люди и стали медленно приближаться.Для них лошадь была едой - вожделенным спасением от мучительного голода.
      Обезумевшие люди все появлялись не понятно откуда, надвигались на него и ситуация становилась все более угрожающей. Кто то из них был уже с ножом. Казалось, что голодающие съедят не только лошадь, но и самого всадника. Нести службу без лошади Ивану было бы совершенно невозможно, поэтому пришлось нашему бравому вояке удариться в бегство, дабы не погибнуть вместе со своим конем. Люди бежали за ним их становилось все больше, кто то впереди уже преградил ему путь. Лошадь, на счастье, была сильнее голодных людей, он пришпорил её, в несколько прыжков оторвался от преследования и  бросил отстающим людям свой вещьмешок, в котором был кусок черного хлеба и несколько луковиц. Это и спасло Ивана, он выкроил несколько секунд на то, чтобы скрыться за поворотом улицы. Стрелять в этих несчастных, обезумевших людей он не мог, даже для своего спасения.