Потомки атамана Часть 2-3 Посёлок Сокол 1937 г

Александр Руденский
                *  *  *  *  * 
                НАСТУПИЛ НОВЫЙ 1937 год
                По григорианскому календарю 1937 год был не високосный
                и  первй его день пришелся на пятницу
   
                По восточному календарю это был год « Красного быка»

                *   *   * 
         Что собой представлял этот год в жизни страны говорить излишне.
         Он стал таким же символом в сознании следующих поколений, как и
                1917, 1941, 1945 годы.

   Это был год начала массовых репрессий в стране. Разнообразные аресты, чистки,
   процессы против «врагов советской власти», «врагов народа» имели место и
       раньше, но такой массовости, как в этом 1937 году никогда не было. 

  Настоящей трагедией это оборачивалось для тех, кто попадал под этот 
  беспощадный молот - пресс беззакония, для их семей, близких. А страна училась
  смотреть, наблюдать и молчать. Одно неосторожное слово... и твоя судьба
  окажется в руках доносителя и следователя НКВД (Народный комиссариат
  внутренних дел). А еще отдельные граждане в это время приобретали опыт с
  помощью доносов и в том числе анонимных расчищать себе дорогу и служебную, и
  жизненную (должности, квартиры, имущество и прочее) 

                *   *   *   
                Ну а в остальном всё было как всегда.
              Помните – «Все хорошо, все хорошо, прекрасная маркиза »   

    И именно в этом в обыденности, в повседневности, того , что происходило в
  огромной стране, была её реальная трагедия.  В результате неё возник новый
  человек на просторах России. Это был уже другой человек, другой народ, другой
  в главном. У него капля по капле уничтожалось самое главное – стремление к 
  движению вперед, к личной инициативе, к созидательному творчеству, к осознанию
  своего великого предназначения. Взамен были предложены – навязаны определенные
  постулаты. А еще самым страшным было то, что народ теперь был разделен на две
  части. На тех, кого назвали врагами народа и на тех, кто приводил в исполнение
  этот приговор. Власть делала это руками самого народа. И от этого народу
  освободиться будет не легко. Многие годы, десятилетия, даже тогда, когда и
  прах тех всех виновных в унижении народа и исполнителей этого истлеет, народ
                всё равно будет разделен на эти два лагеря.

  Сможет ли он избавиться от этого сказать не берусь. По прошествии 80 лет после
  этих трагических событий, и через 100 лет после Октябрьской революции в
  русском народе живет непонимание всего того, что с ним тогда происходило, что
  с ним сделали. И не большевики как таковые, которых позже назовут коммунистами
  и на которых спишут все грехи и вину других, которые тоже в карманах имели
                партийные билеты КПСС.   

                *   *   *   
  И вот по этому поводу замечание американского посла после некоторого времени
                пребывания в СССР о психологии населения:

               
  « Пожив в Москве, я начал осознавать тот факт, что советский гражданин      
  рассматривает возможность ареста или ссылки так же, как мы — возможность
                быть сбитыми автомобилем, переходя улицу ».

                *   *   *   
                И вот еще очень интересное его замечание:

  « Когда приказывают восхищаться, они радостно и воодушевленно аплодируют.
    Когда приказывают ненавидеть или презирать, они принимают позу возмущения. 
    Русские люди притворяются так много лет, что, как сказал один из моих
    офицеров, «почти превратили это свойство в национальную черту». Только 
    благодаря этому они смогли противостоять, и противостоять успешно,
             стремлению Кремля контролировать их духовную жизнь ».
               
   И еще одна мысль, выводы американца, наблюдающего советского человека со стороны:
   « Необходимость притворятся много лет, скрывая свои мысли и чувства,
     действительно у советского человека превратилась в повседневную,
                обычную вещь.»)
         
                Возможно, что он прав.!?      

                *   *   *   
                Ну а мои герои стали еще на год старше
            14 марта 1937 года – День рождения Антонины Григорьевны – 38 лет
             5 августа 1937 года – День рождения Константина – 18 лет
            19 октября 1937 года – День рождения  Михаила  Ивановича  - 45 лет
               

                *  *  *  *  * 

     6 января 1937 года был – В СССР прошла перепись населения. Но её
        предварительные результаты были сразу (через 10 дней) объявлены
        «вредительскими»; руководящие работники проводившие её были арестованы
        и репрессированы. Считалось, что они не досчитались нескольких миллионов
        и это не понравилось "наверху".

                *   *   * 
                А Йосиф Девис вспоминал :
                « Моим первым впечатлением была общая серость.»

    19 января 1937 г. был вторник – Посол США в СССР написал в своем дневнике :

  « Москва оказалась для меня полной неожиданностью. Разумеется - это красивый
   старый город, деятельность которого видишь на улицах, количество зданий,
   которые повсюду строятся, а также удобная одежда, вполне обычная для местных
                жителей, меня очень удивили.

                *   *   *   
  Москва очень похожа на другие европейские города со своими светофорами,
  большими автобусами, троллейбусами на улицах, трамваями, автомобилями,
  грузовиками  и т.п. Толпы повсюду. Город наполняется людьми из деревни,
  которые приезжают сюда работать на автомобильных заводах. За короткое время 
  население выросло с 1,8  до 4 млн. человек, поэтому жилища крайне переполнены,
  однако на улице нельзя обнаружить каких-либо признаков нужды. Все выглядят прекрасно. »

                21 января 1937 года был четверг –
               
       О своих впечатлениях от Москвы новый посол США в Москве 21 января
                написал  своему корреспонденту следующее:
               
  Доктор Бакли, наш доктор посольства, дал нам список  что не надо делать   
  относительно того, что мы должны есть и избегать на дипломатических ужинах.
  Есть много инфекции в продуктах практически многое запретное. Таким образом, 
  совет Билла Баллитта был полезным и особенно очень нормальное пожелание –
  совет, чтобы мы имели специальную поставку продуктов.
               
                Вот список для дипломатов, что не надо есть

  Не Пейте не кипяченную водопроводную воду.
  Не пейте молоко или сливки.
  Не ешьте молочные продукты {мороженое, масло, заварные кремы, и т.д.) местного происхождения.
  Не ешьте сырые овощи.
  Не ешьте консервированные овощи, если Вы не знаете, что они из США
  Избегайте полусырого и полу-готового мяса.
  Избегайте всех колбас -
  Будьте очень осторожны относительно рыбы (по двум причинам: рыба может не быть
  очень свежей, и также солитер рыбы очень распространен в Европе)'.

  Британское посольство с этой точки зрения считалось самым безопасным.
  После него аналогичным считалось Французское посольство.
  Все остальные сомнительные, поскольку они зависят от местных продуктов.

  В результате у сотрудников дипмиссий в Москве был свой собственный
                комиссар для поставок продуктов.

                *   *   *   
   23 января 1937 года была суббота – в Москве начались слушанья на процессе
   Радека. На это заседание были приглашены и члены дипломатического корпуса.
 
                Посол США в СССР записал в своем дневнике :

   Существует много мнений среди Дипломатического корпуса по вопросу суда
   приблизительно семнадцати старых Большевиков в Верховном Суде СССР по
   обвинению в измене государству. Они называют его "Процессом Радека".
   Этот человек Карл Радек - очень известный публицист и человек, у которого 
   есть много друзей за границей. Судебный процесс начался этим тром, и проходит
   в Зале Дворянского собрания, здание в старом стиле. Это был модный клуб для
   дворянства в Москве.

   В 12 часов полдень, сопровождаемый Консультантом Хендерсоном, я пошел на это
   заседание. Специально были сделаны места для Дипломатического Корпуса. 
   Заседание продлилось до 3 часов дня, когда суд прервался до 18:00.
   Я присутствовал на вечернем заседании от 18:00 к 22:30, Это особенно было   
   интересно для меня. После отсрочки вечерней сессии журналисты пригласили   
   меня на пиво и сэндвичи. Они все стараются изо всех сил быть полезными для
   меня в том, чтобы быть ориентированным в этой ситуации. »

                *   *   *   

    25 января 1937 был понедельник – Посол США в Москве встречался с
    председателем Верховного Совета СССР  Михаилом Калининым.
                В своем дневнике он записал :

   « Калинин живет в Кремле. И приемная и его офис, в который я был приглашен,
   аккуратны и просто меблированы. Калинин представляет собой прекрасный тип
   людей. У него серьезные глаза и простое, доброжелательное поведение. Он, как
   считают многие, очень популярен у советского народа. Он начинал как рабочий
   на одном из литейных заводов. Он так же удобен как общеизвестная "старая
   обувь". Калинин произвел на меня впечатление как добрый, хороший человек и
                способный к очень простому общению. »

                *   *   *   

   И в тот же день посол США Девис посетил в Кремле художественную выставку
              и салон по продаже картин современных художников.

           25 января 1937 года он встретился с японским дипломатом
               

  « 11:00 — общался с Шигемуьси, японским  дипломатом. Он хромой – очень
  способный человек. Он говорил о "шанхайском инциденте", когда он потерял ногу
  и той помощи, которую американский посол, Нельсон Джонсон, оказал ему.

  16:00 до 17:00 — гуляли вокруг Кремля с секретарем. Сегодня в одном из музеев
  мы пошли, посмотреть специальную выставку Рембранта. Было более чем тридцать 
  холстов, в том числе  «Блудный сын», «Natioity» и многие другие. Это было
  довольно экстраординарно. Мы также посетили Третьяковскую галерею,
  Замечательные картины Герасимова « Ленин»; Суриков – экстраординарные большие
  картины «Солдаты в Альпах», и другие, Грабов, Юон и Шишкин – зимние пейзажи.
  Пошел в Комиссионный Магазин произведений искусства  и имел повод хорошего
  настроения видя холсты современных советских художников. Они очаровательно интересны. »

                *   *   *   
   26 января 1937 года был вторник – В Москве состоялась премьера советского
      фильма режиссера Протазанова « Бесприданница » по пьесе А.Островского.

     Режиссер Яков Протазанов
  Сценаристы - Яков Протазанов, Владимир Швейцер
  Оператор - Марк Магидсон
  Художники-постановщики : Анатолий Арапов, С. Кузнецов 
  Художник по гриму - С. Гуськов
  Звукорежиссеры: Владимир Дмитриев, Сергей Юрцев
  Композитор - Давид Блок

    В ролях
  Ольга Пыжова – Огудалова
  Нина Алисова – Лариса
  Анатолий Кторов – Паратов
  Владимир Попов – Робинзон
  Михаил Климов – Кнуров
  Борис Тенин –  Вожеватов
  Владимир Балихин – Карандышев
  Варвара Рыжова – Ефросиния Потаповна, тетка Карандышева

                В прессе писалось:
 
  Алисова увлекает зрителя сама по себе, независимо от общей композиции,
  независимо от общей трактовки Островского. В этой трактовке донельзя
  измельчены Кнуров и Вожеватов, великолепно описанные Островским представители
  купеческой среды. [...] У Островского — драма чистой души, погибающей в
  закоренелом, безнравственном быту, в фильме — не столько бытовая драма, 
  сколько драма увлекающейся девочки, обманутой ничтожным любовником. [...]
  Отсутствие психологического углубления сказывается и в пейзаже Волги,
  неподвижном или движущемся: картины Волги даны в изобилии, не оправданном 
  внутренним движением драматического действия. [...]
  По своему художественному тонусу, жанру и стилю фильм — смесь мелодрамы и
  легкой комедии — не соответствуют своему первообразу. [...]
  Волга бывает широкой и узкой, глубокой и мелкой, местами ее можно перейти
  вброд. В фильме Волгу можно перейти вброд.


  Вспомним «Бесприданницу» — одно из самых значительных произведений
  Протазанова. Спору нет — велико мастерство постановщика, удачно его
  переложение классического текста, сочны актерские образы.. [...]
  Но в изображении чувств и страстей, страданий и трагедии Ларисы вдруг не
  хватает того «чуть-чуть», о котором любил говорить Вл. И. Немирович-Данченко и
  которое часто служит границей между художественным произведением и заурядной
  мелодрамой. [...] На экране все невероятно красиво красотой открыток.
  «Бесприданница» Островского, точная у Протазанова в ее быте, сведена была к
  сюжету обольщения и разбитой любви («Ах, не любил он, нет, не любил он», как
  поет под гитару Лариса — Алисова).

  Сфера эта — вообще слабое место Протазанова. В комизме, в юморе, в забавной
  бытовой и характерной детали к нему нельзя придраться. Но когда дело доходит 
  до прекрасного пола, тут на экране появляются и на минутку спустившийся с 
  плеча шелк платья, и декольте как раз до положенного предела или чуть-чуть
  больше (сохрани господь, только не пренебрегая приличиями, чтобы не придрались
  даже ханжи, — в самую меру), и тяжело вздымающаяся грудь, и разные (совсем
  тонкие) намеки на то, что показывать было тогда не принято.

  Индивидуальный вкус Протазанова, явившийся, конечно, частным проявлением
  определенного социального вкуса, во многом формировал эстетику самого
                дореволюционного кино. [...]

  На  Международной выставке декоративных искусств в Париже фильм был награжден
                Золотой медалью.  (Яков Протазанов)

               
                *   *   *   
           2 февраля 1937 года был вторник – Посол США в СССР написал:

                ФРАНЦУЗСКИЙ ОБОРОННЫЙ БЮДЖЕТ

        Парламент Франции одобрил расходы на оборонные нужды в размере
          700 млн. долл. в течение ближайших трех лет.
      Для сравнения: Советский Союз намерен потратить на оборону только за
     один 1938 г. в 10 раз больше (в золотом исчислении), чем французы за 3 года.

                *   *   *   

    11 февраля 1937 года был четверг – В СССР с конвейера Сталинградского
      тракторного завода сошёл первый советский гусеничный трактор СТЗ-НАТИ.


                *   *   *   
         Moscow, February I5, J93?'


                Выдержка из Письма Сенатору ПИТТМЕН

   Город Москва очень напоминает любой другой европейский город с красным и   
   зеленым светофорами, большие автобусы, трамваи, автомобили, грузовики, и
   т.п.. Везде есть группы людей.
   Деревенские жители скапливались здесь, чтобы работать на фабриках по
   производству автомобилей . В результате в городе выросло население с
   1,800,000 до 4,000,000 в очень короткое время. Состояние жилья  очень скудно,
   но на улицах нет признаков нищеты. Они смотрят довольно хорошо... "

                *   *   *   
   17 февраля 1937 года была среда – Посол США в СССР написал в своем дневнике:
               
                « ПРОЦЕСС ПЯТАКОВА И РАДЕКА »

     Подсудимые выглядят физически здоровыми и вполне нормальными. Порядок
   процесса разительно отличается от того, что принят в Америке, однако учитывая
   то, что природа людей одинакова повсюду, и опираясь на собственный
   адвокатский опыт, можно сделать вывод, что обвиняемые говорят правду,
             признавая свою вину в совершении тяжких преступлений.


                *   *   *   
   18 февраля 1937 г. был четверг – Посол США в СССР написал в своем дневнике:

  « Общее мнение дипкорпуса состоит в том, что правительство в ходе процесса 
  достигло своей цели и доказало, что обвиняемые, по крайней мере, участвовали в
  каком-то заговоре. Беседа с литовским послом: он считает, что все разговоры о
  пытках и наркотических препаратах, якобы применяемых в отношении к подсудимым,
  лишены всяких оснований. Он высокого мнения о советском руководстве во многих
  отношениях. Беседа с послом, проведшим в России 6 лет. Его мнение: заговор
  существовал и подсудимые виновны. Они с юных лет вели подпольную борьбу,
  многие годы провели за границей и психологически предрасположены к
                заговорщической деятельности. »

                *   *   *   
      19 февраля 1937 года была пятница – Посол США в СССР запитсал:

  « Ужин в германском посольстве. Беседовал с военным атташе генералом фон
  Кестрихом, который родился в России, где отец его был крупным землевладельцем.
  По мнению генерала, Красная Армия, в общем, хорошая армия. Человеческий
  материал прекрасный - физически сильные и храбрые солдаты, хорошие
  моторизованные части (не настолько хорошие, как немецкие, но все же хорошие).
  Военно-воздушные силы в численном отношении велики, истребители и
  разведывательные самолеты хорошего качества, но бомбардировщики плохие и
  слишком тяжелые. В целом, даже с учетом численного превосходства, русская
  авиация не идет ни в какое сравнение с немецкой. Тем не менее, русские летчики
          прекрасно подготовлены, а парашютные части просто замечательны.»

                *   *   *   

  25 февраля 1937 года был четверг – Посол США в СССР Д. Девис был в Ленинграде. 

   Город на него произвел большое, сильное впечатление. И он написал подробно об
                этом своей дочери (Rihol Walter):

  « У нас был замечательный опыт в Ленинграде. Конечно, мы видели его при самых
  лучших обстоятельствах. Весь город был в снежном покрове, и большие хлопья
  падали в течение дня. Сам город очень красив с очень замечательными конными
  статуями, рассеянными по площадях, паркам, и на мостах. Это - почти город
  островов. Главная улица очень широкая - приблизительно 100 или более I50
  метров. К нашему удивлению витрины были красиво и почти блестяще украшены с
  показами товаров всех видов, которые, как говорят, только что появились в прошлом году.

                ЭРМИТАЖ

  « Мы провели несколько часов в Эрмитаже и Зимнем Дворце, которые расположены 
  на огромном круглом открытом пространстве, которое замыкается через подобный
  диаметр большого круга с полукругом зданий и небольшой Триумфальной Арки в середине..

  С другой стороны Дворца река Нева. Зимний Дворец - огромное сооружение и очень
  величественный в красном кирпиче и очень украшенный. Эрмитаж - очень красивое
  здание, построенное Екатериной Великой, чтобы сохранить ее шедевры и связанный
  мостом с Зимним Дворцом и другим мостом к пристройке с другой стороны,   
  появившейся позже. Эрмитаж всегда был местом для сокровищ искусства. Это,
  вероятно, еще более обширно теперь, когда весь Зимний Дворец преобразован в
                картинную галерею и музей.»

                ШЕДЕВРЫ

  « Комнаты почти неисчислимы и заполнены красивыми вещами — коллекции древнего 
  оружия и римской керамики, статуй, картин, камей, и т.д  и  т.д.  Многие
  комнаты, mselves - полностью перекрытый аудитор, обнесли стеной с различными
  оттенками мрамора и с огромными мраморными колонами  Там отличные коллекции
  Рембранта, Леонардо да Винчи, Андреа дель Сартоса, Рейнольдса, Ван Дейка и
  всего от древнего  до искусства двадцатого века,  разных стран и периодов.

  Мадонна Литта Леонардо да Винчи, небольшое изображение, приблизительно       
  15-дюймовый квадрат, является одной из очень красивых вещей, которые я когда-
  либо видел. Мальчик Микеланджело останется долго в моей памяти. Огромный
  уникальный опыт, который мы имели, после допуска в три комнаты сокровищницы,
  не открытые для общественного посещения и хранящиеся под замком с ключом.
  Директор взял нас туда и объяснял интересные вещи.. Там содержится известная
  скифская Коллекция древних ювелирных украшений, часов, камней,  украшенная
  сбруя, седла, Петра Великого, Екатерины и других российских монархов. Древние
  реликвии, выкопанные в Крыму на Черном море были характерны для жизни
  греческих торговцев и состояли из украшений, найденных в могилах правителей. 
  Мы видели там известные золотые сережки, которые были удивительно красивы.
  Они приблизительно два с половиной дюйма в длину и похожи на замечательные 
  филигранные работы. Под микроскопом они раскрывают замечательные резные
  фигурки лошадей и всадников. Всё сделано с самой великой красотой и
  элегантностью. Нам сказали, что не известно какими инструментами, можно так
  прекрасно сделать эту тонкую работу вручную. »

    Посетили американцы тогда и знаменитый Ленинградский Русский музей.

  « Мы провели большое количество времени в картинных галереях и музеях. Была
  очень прекрасная коллекция картин Репина, очень известный художник периода
  Царя. Его портреты Толстого, Листа и Рубинштайна особенно отличные »

                Ленинградская Фарфоровая фабрика (ЛФЗ)

  Показали тогда американскому послу и знаменитый ленинградский фарфоровый завод
  (бывший императорский). Очевидней всего, директор фабрики получил специальные
  указания из Москвы, так как то ли он сам согласился на просьбу посла, то ли
  предложил послу выполнить для него заказ. Естественно, что это было сделано за
  деньги. Вот как об этом пишет сам Д. Девис:   

  « Я не буду Вам рассказывать о промышленном районе, в котором мы  находились
  или о крупных заводах, которые я видел. Я был впечатлен многими новыми
  зданиями для жилья рабочих. На самой известной старой фабрике фарфора, через   
  любезность директора, для меня три чайных сервиза делаются. По одному для
  каждого из Вас дети. Это копии известных в прошлом сервизов, которыми я
  надеюсь, Вы будете наслаждаться. Каждая отдельная часть раскрашена вручную, и
  результат в обожженном красивом фарфоре. На обратной стороне каждого предмета
  будет надпись о том, что это сделано для меня как американского Посола.   
  Потребуется три месяца, чтобы закончить это. Я был рад иметь эту возможность,
  поскольку они будут прекрасными сувенирами для Вас,  дети. »

  Эта запись в дневнике посла говорит о том,  что никто ему ничего не дарил из
  Эрмитажа и других музеев. Ему, возможно, как и в некоторых других случаях,
  делали идеальные копии старого фарфора. Но не заглядывая на обратную сторону, 
  трудно понять, что это копии.

                ХУДОЖНИКИ И ИХ СТУДИИ

  « Другой самый интересный опыт, который мы имели, был из-за доброты директора 
  художественно промышленных мастерских. Все современные художники работают на 
  государство и заняты по большей части в живописи изображающей события
  Революции и обыденной жизни России. Эти картины характеризуются отличной
  энергией и цветом. Студии находятся в большом доме, где они работают и живут и
  очень интересны. Мы наблюдали их занятия живописью огромных холстов
                исторических событий. »

                ЛЕНИНГРАДСКИЙ БАЛЕТ

  Само собой разумеется, не могли американцы пройти мимо посещения Марининского
  театра. Тогда он назывался Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова. 
  Они посмотрели и оперу и балет, на музыку П. Чайковского и по А.Пушкину..
                Впечатление от этих поскещений было сильным.
   
  « В воскресенье вечером мы пошли в оперу в красивом старом Оперном театре
  во вторник мы пошли в балет. Аудитория очень напомнила определенную, не в
  вечерних нарядах, но все в праздничном платье и большим стремлением к
  определенному стилю и цвету, особенно в женских головных уборах.
  В течение многих недель было празднование столетия смерти Пушкина по всей
  стране. Он - комбинация Байрона и Шекспира для русских. Он был убит за
  либеральные мысли. Женился на дворянке, которая, как предполагается, была 
  любовницей царя. Он был убит в поединке, который в то время был обычным
  делом.. И опера и балет были основаны на работах Пушкина, а музыка была
  написана великим Чайковским. Оперой был « Евгений Онегин », романтичная
  история двух молодых людей, дружба которых была разбита по недоразумению и
  ссоре из за ревности, которая привела к поединку, в котором  один из них поэт
  был убит. Это было значительно похоже на собственный конец Пушкина и
  достаточно странно было написано им. Живописные эффекты, режиссура и действие
  были экстроординарно красивые и хорошо сделанные. Пение было красивое, но не больше.

  Рождественский балет, с другой стороны, был большим во всех отношениях
        и самая красивая вещь, которую я когда-либо видел из балета.

  История была основана на мечте маленькой девочки о ее рождественской елке,
  где куклы оживают, танцуют, игрушечные солдаты ведут бой с игрушечными
  крысами, с кукольным принцем, Очаровательно спасающим маленькую девочку, и т.д.

  Балерина Уланова, самая известная в настоящее время и Сергеев были 
  экстраординарными и вполне столь же великими как Павлова и Мордкин.
  Красота некоторых сцен была столь большой, что была почти остра.
  Во второй сцене 30 или 40 маленьких детей, которые участвовали в первой сцене,
  спустились в оркестровую яму ( там было 100 музыкантов), и в их ясных голосах 
  (сопрано) звучала эта воздушная тема  « Танца Фей » Чайковского.
  А в это время балерины (40 или 50) в белом, танцующие в падающем снегу
  с красивым белым фоном. Это было эффектным и действительно превосходным зрелищем.

                *   *   *   
     9 марта 1937 года был вторник –  Посол США в СССР написал в своем дневнике:

       « Балтийский блок - Эстония, Латвия и Литва - находится в отчаянном 
       положении. Эти искусственные государства, созданные Лигой Нации из частей
       Российской империи, будут, вероятно, уничтожены в случае войны "
               
                *   *   *   
    12 марта 1937 года была пятница – Посол США в СССР написал в своем дневнике:

      « Я получил разрешение властей на посещение основных промышленных районов,
      начиная с Ленинграда, где расположены крупные текстильные, фарфоровые и 
      другие предприятия, которые естественным образом расположились в этом 
      северном портовом городе, но которые сейчас не расширяются, ввиду
      вероятной военной угрозы. Мне удалось побывать в Донбассе и Днепропетровске »

                *   *   *   
    И в тот же день 12 марта 1937 года – Он же продолжил в своем дневнике:
               
                « РУССКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ »
    С группой американских журналистов я посетил 5 городов, где осмотрел
    крупнейшие предприятия:
      – тракторный завод (12 тыс. работающих);
      – завод электродвигателей (38 тыс. рабочих);
      – Днепрогэс;
      – алюминиевый завод (3 тыс. рабочих), который считается крупнейшим в мире;
      – Запорожсталь (35 тыс. рабочих);
      – больницу (18 врачей и 120 медсестер), ясли и детские сады;
      – завод Ростсельмаш (16 тыс. работающих);
      – Дворец пионеров (здание с 280 помещениями для 320 преподавателей
        и 27 тыс. детей).
   Последнее из этих учреждений представляет собой одно из наиболее интересных
   явлений в Советском Союзе.
      
   Подобные дворцы возводятся во всех крупных городах и предназначаются для
   воплощения в жизнь сталинского лозунга о детях, как наиболее ценном достоянии
   страны. Здесь у детей раскрываются и развиваются их дарования.

     В советской практике планирования больше всех поражает смелость в принятии 
   решений и упорство в их осуществлении. Пять лет назад в районе Запорожья была
   голая степь, а сегодня можно видеть огромные заводы и город с населением 125
   тыс. человек, с современными кирпичными жилыми домами, широкими улицами и
   площадями. Все сооружения возводились руками неквалифицированных рабочих,
   которые по вечерам занимались в технических школах, чтобы по окончании
   строительства занять места у станков. Здания и оборудование в большинстве
   своем самые современные. К их проектированию привлекались на конкурсной
   основе лучшие фирмы, преимущественно из США, но также из Германии, Франции и
   Англии. Большинство рабочих не старше 30 лет. Обращает на себя внимание
   многочисленность женщин - около 25%. Средний возраст руководителей - порядка
   35 лет. Средняя зарплата составляет от 200 до 250 руб. (10-12 долл. по курсу
   черного рынка). В заводской столовой можно хорошо пообедать за 2 рубля (10
   центов). Квартплата не превышает 15% от заработка. Стахановцы получают до 
                2000 руб., столько же зарабатывает и директор.

   Каждое предприятие работает на принципе самоокупаемости, заработанные прибыли
   идут на различные нужды, в том числе на строительство школ, которых только за
   прошлый год было построено в Днепропетровске 16 - больших зданий из белого
   кирпича на 25-30 комнат.

   Имеются сомнения, относительно способности промышленности длительное время
   поддерживать нужды фронта в случае большой европейской войны, однако, по
   моему мнению, эти способности могут оказаться значительно выше, чем ожидается.

   В целом новые промышленные районы производят потрясающее впечатление: русским
   удалось сделать за 7 лет столько же, сколько Америке за 40 - начиная с 80-х
                годов прошлого века."
               
                *  *  *

 Надо понимать, что некоторая информация, которую он получал, носила в какой-то 
 степени пропагандистский характер, и не всё соответствовало реальности. Как и
                его впечатления во время процессов . 

  А во время пребывания посла в Днепропетровске с ним произошел следующий случай.
  Он всюду, где бывал, старался посетить разные магазины продающие художественные
  произведения и антиквар. В Днепропетровске он купил старую картину итальянского
  художника. Когда он уже сидел в поезде перед отъездом из Днепропетровска, к
  нему в купе пришли сотрудники НКВД и привели директора того магазина, где он
  купил картину. Перепуганный директор, извиняясь стал объяснять, что эта
  картина не оригинал, просил прощения и вернул деньги. Из этого следует вывод,
  что вся деятельность посла, так или иначе, была под контролем органов. И когда
  директор магазина рассказал, что он продал иностранному покупателю, то те
  поняли, что может получится скандал, если тот в конечном результате узнает о
  подделке и пожалуется в Москве. Решили не рисковать.
         
                *  *  *   
  15 марта 1937 года был понедельник – Посол США в СССР написал в своем дневнике:
               
                - « ДОБЫЧА ЗОЛОТА В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ »
         
    « Сведения, которыми я располагаю, дают основание сделать следующие выводы: -               добыча золота в Южной Африке достигает 350 тонн в год;
        - Советский Союз производит примерно 175 т.;
        - Соединенные Штаты - 100 т.;
        - Канада - 100 т.;

  Мне показали кладовые Госбанка, где собраны различные драгоценности. Меня, в
  частности, поразили самородки весом от 40 до 50 фунтов (16-20 кг). Судя по
  внешнему виду они состоят почти целиком из чистого золота.

   Госпожа Литвинова, которая преподает в одной из школ на Урале, рассказывала, 
   что школьники на каникулах занимаются сбором самородков в горах. Недавно она
   сама во время обычной прогулки случайно нашла кусок камня с приличным содержанием золота ».
               
                *  *  *   
   26 апреля 1937 года был понедельник – В Испании германский легион «Кондор» в
      ходе многочасовой бомбардировки разрушил испанский город Гернику в стране
      Басков. Герника стала символом бессмысленного уничтожения мирных жителей и
                исторических памятников.

                *  *  *   
   21 мая 1937 года была пятница –  В Арктике начала свою работу первая
     дрейфующая экспедиция – станция «Северный полюс-1».под руководством И. Папанина.
               
                *  *  *   
    25 мая по 25 ноября был вторник – В Париже состоялось открытие Всемирной
    выставки. Павильон СССР украшала скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница».

   С 25 мая по 25 ноября 1937 года –  СССР впервые участвовал в Международной
            выставке декоративных и промышленных искусств в Париже   

                *  *  *   
   30 Мая 1937 года было воскресенье –  В Ленинграде в помещении Дома Актера
     (Невский пр., 86) открылась «Выставка  живописи, рисунка и скульптуры».
      Среди почти 150 участников – М.И. Айзенберг, А.П. Баруздин, Я.Г.Бекетов,
      Е.Н. Бузин, Н.В. Бурковский, С.Н. Валенкова, В.С. Виноградов,
      М.Д. Вихрева, Л.И. Гагарина, М.П. Герец, Я.А. Голубев, Г. В. Горшков,
      И.И. Дернов, М.И. Дернов, М.М. Джагупова, Р.А. Захарьян, Л.И. Зиновьев,
      Н.В. Иловайский, И.Я. Иткинд, М.А. Кириллов, Н.Ф. Короткова,
      К.М. Костюк, В.И. Ларичев, М.Д. Ларькин, А.Н. Латаш, К.Н. Лебедев,
      Е.Г. Лужковский, А.А. Лукьянова, Л.А. Малышев, И. У. Моисеев,
      В.И. Новиков, Л. И. Новиков, И.В. Орехов, Е.Л. Панов,  Л.К. Розенберг,
      А.А. Ростовцев, Н.М. Руденко, П.Э. Серебряков, В.А. Соколов,
      Т.И. Сысоева, А.М. Тагрина, Ф.Я. Тарасов, О.Х. Торосян, В.Г. Усенко,
      Б.К. Утехин, М.Г. Философова, И.К. Чернова, Л.Ф. Шулькевич,
                М.Г. Шульман  и другие.

               Председателем ЛССХ избран скульптор М. Г. Манизер.


                *  *  *   
   В 1937 году – Художник И.И. Бродский удостоен Гран-при международной
   выставки в Париже за картину «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе».

                *  *  *   
   В 1937 году – Художник А.Н. Самохвалов удостоен Гран-при международной
   выставки в Париже за панно «Советская физкультура», выполненного для
   Советского павильона, и Гран-при за иллюстрации к «Истории одного города»
   М. Е. Салтыкова-Щедрина, а также Большой золотой медали парижской выставки за
                картину «Девушка в футболке».

                *  *  *   
   11 июня 1937 года была пятница – В Москве завершился процесс по т. н.
    «делу Тухачевского». Обвиняемые: маршал Советского Союза  М. Н. Тухачевский,
    командарм 1-го ранга, И.Э. Якир, командарм 1-го ранга И. П. Уборевич,
    Р.П. Эйдеман, А.И. Корк, Б.П. Фельдман, В.М. Примаков и комкор В.К. Путна
    были приговорены к смертной казни и в ночь на 12 июня расстреляны. Процесс
      положил начало широкомасштабным репрессиям командного состава РККА

   А примерно через две недели - 28 июля 1937 года Посол США в СССР написал в своем дневнике :

                « ДЕЛО ТУХАЧЕВСКОГО »
        «  В среде дипломатического корпуса бытует мнение, что казненные 
   генералы были виновны в преступлениях, которые по советским законам караются
   смертной казнью. В апреле Тухачевский присутствовал, среди прочих (Ворошилов,
   Егоров и др.) на приеме, организованном нашим посольством в честь Красной
   Армии. Он имел репутацию талантливого человека, однако на меня не произвел
   особого впечатления. Выглядел Тухачевский по-мальчишески свежим, был
   несколько тяжеловат для своих габаритов и вполне жизнерадостен. Если,вдобавок
   ко всему, он еще страдал бонапартистскими замашками, то надо признать -
                Сталин избавился от своего "корсиканца".»
               
                *   *   
   Выводы, которые делает американский посол, хорошо говорят о том, насколько
   точно и профессионально работало НКВД, насколько всё выглядело со стороны
   естественно и правдоподобно. И еще то, что многие коммунисты, понимая, что
   они арестованы и осуждаемые несправедливо, относили это не на счет строя и
   партии, а на счет каких-то злых сил. При этом считая, что против партии они
   не могут идти. А еще работал фактор страха за своих близких. Так как
   арестованные совершенно не знали, что их жены, а часто и дети уже тоже были
                арестованы и подвергались репрессиям.   
               
   Точно так же не знал  и не мог знать американский посол, что обвинения против
   Тухачевского, одного из самых способных советских военачальников того времени,
   были сфабрикованы немецкой разведкой и подброшены советским органам. Немцы
   руками Сталина устранили своего потенциального в будущей войне врага.
               
     Ну а маховик репрессий продолжал набирать обороты. Каждый день, вернее
   ночь, новые и новые граждане страны становились «врагами народа», и череде
                этих арестов было не видно конца.

                *   *   *   
    12 июня 1937 года была суббота – Ушел из жизни  Михаил Тухачевский,
             советский военный деятель, маршал СССР (расстрелян).

                *   *   *
    18 июня — 20 июня 1937 года – В СССР произошел первый беспосадочный перелёт
       через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США).
          Экипаж: Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Александр Беляков.

                *   *   *   
    20 июня 1937 года было воскресенье –  В СССР Челябинский тракторный завод
         начал серийный выпуск первого советского дизельного трактора С-65.
 
                *   *   *   
               В этот же день  20 июня 1937 года – в Соколе               
   вечером во время ужина, сидя на веранде, Антонина  рассказывала мужу:
    — Миш, ты знаешь, когда я была сегодня в нашем магазинчике, там одна               
      соседка рассказывала, что в Доме Союзов  Калинин вручал ордена
      награжденным.

    — Да, это его постоянная обязанность.
 
    — Так вот, - продолжала Антонина Григорьевна, - среди награжденных               
      был пятнадцатилений  скрипач вундеркинд Боря Гольдштейн.

    — Да. Я слышал о нем, - ответил Михаил Иванович, посмотрев на жену, -               
      и что же?

    — Соседка говорила, что якобы перед тем как он шел получать орден,       
      его мама попросила его, чтобы он пригласил Калинина к ним в гости.      
      взяв с него слово, что обязательно пригласит.

    — А что тот? - переспросил Михаил.

    — Называют его имя, он идет на сцену, Калинин вручает ему орден,               
      а юноша послушно говорит: «Дедушка Калинин, приезжайте к нам в гости!»               
      И тут из зала хорошо поставленный голос, крик его мамы: «Буся, что ты
      говоришь? Мы же живем в коммунальной квартире!»
      Говорят, что на следующий день они получили отдельную квартиру               
      в центре Москвы.

   Михаил Иванович улыбнувшись, уточнил:
     — Ты знаешь Антонина, я слышал эту историю, но немного иначе.               
       Говорили, что когда в 1933 году проходил первый Всесоюзный конкурс
       музыкантов, то он , а тогда ему было всего одиннадцать лет, произвел
       сильное впечатление своей игрой на вождя. Сталин будто-бы пригласил               
       его в Кремль для вручения премии. После чего сказал:

    — Ну, Буся ( так его все называли) теперь ты стал капиталистом и,
      наверное, настолько  зазнаешься, что не захочешь меня пригласить
      в гости.
   А мальчик ему отвечает:
    — Я бы с большой радостью пригласил вас к себе, но мы живем в тесной
      квартире, и вас негде будет посадить.
      Ну а дальше ты , Антонина, и сама понимаешь, что было, и улыбаясь
      посмотрел на жену.
   Она же, внимательно посмотрев ему в глаза, в ответ рассмеялась.               
   А он обнял её, сказав: — Давай неси чай

                *   *   *   
                11 июля 1937 года было воскресенье – 
         Ушел из жизни  Джордж Гершвин, американский композитор.

                *   *   *   
    12 июля 1937 года был понедельник –  В СССР первое исполнение Концерта для
       фортепьяно с оркестром Арама Хачатуряна. Оркестр Московской филармонии
       (солист Л. Н. Оборин, дирижёр Л. П. Штейнберг), парк культуры и отдыха
                «Сокольники» в Москве.

                *   *   *   
  С 12 по 14 июля 1937 года – Проходил беспосадочный передет Москва- Калифорния.
  Беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Хосинто — беспосадочный 
  перелёт советских авиаторов, совершённый 12—14 июля 1937 года на самолёте
  АНТ-25 в составе: командир экипажа — полковник М. М. Громов, второй пилот —
  майор А. Б. Юмашев и штурман — военинженер 3-го ранга С. А. Данилин.

  Это был второй беспосадочный перелёт из СССР в США по маршруту: Москва —
  Северный полюс — Сан-Джасинто (Калифорния, США), в результате которого были
  установлены два мировых рекорда дальности по прямой (10148 км) и ломаной 
  (11500 км) линиям (в том числе 5500 км над океанами), совершенный за 62 часа
  17 минут. Аэропорт в Сан-Диего не смог их принять из-за плохой погоды, так что
  местом их посадки оказалось пастбище близ Сан-Джасинто. Через несколько часов
  экипаж получил приветственную телеграмму от руководителей Коммунистической 
                партии и Правительства СССР:
   «Громову, Юмашеву, Данилину. Поздравляем с блестящим завершением перелета
   Москва — Северный полюс — Соединенные Штаты Америки и установлением нового
   мирового рекорда дальности полета по прямой. Восхищены вашим героизмом и
   искусством, проявленными при достижении новой победы советской авиации.
   Трудящиеся Советского Союза гордятся вашим успехом. Обнимаем вас и жмем
                ваши руки».

  В Вашингтоне советских летчиков представили президенту Франклину Рузвельту.   
  Разговор с Рузвельтом продолжался больше часа, в конце которого госсекретарь
  Холл сказал:

  «Какие приятные, умные молодые люди! Никакая работа дипломатов не смогла
  бы сделать за 10 лет того, что сделали вы свом перелетом, для сближения
                народов Советского союза и Америки».

                *    *    *   
  30 июля 1937 года была пятница – В МОСКВЕ издан Приказ НКВД № 00447
    «Об операции  по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других
           антисоветских элементов». Начало «Большого террора».

                *    *    *               
  13 августа — Сигизмунд Леваневский, советский лётчик, пропал без вести во
  время трансарктического перелёта из Москвы в Фэрбенкс через Северный полюс.

                *  *  *  *  * 
                УЧЕБА КОНСТАНТИНА 

      Когда Михаил Иванович с семьей начал осваивать «Сокол», Константин пошел
                заниматься в школу семилетку во Всехсвятском.
               
    Учился он хорошо, так как  в домашних условиях уже усвоил начальную грамоту
                и первые навыки в арифметике.

   Придя домой после первого дня занятий, он рассказал, что учительница, 
   познакомила учеников с основными правилами утреннего туалета: чисткой
   зубов и обтиранием.

  — Мама, учительница велела каждое утро вытираться холодной водой до пояса.   
    Только я забыл спросить ее — сверху или снизу?!

   Еще одна ситуация осталась в памяти. Вышла однажды Антонина Георгиевна на
   улицу, смотрит, а навстречу ей идет Константин с вытянутой вперед, как палка 
   рукой и плачет. Она кинулась к нему:
   
     – Что случилось?      

  Рыдания еще больше, и Константин протягивает на вытянутой руке записку
                от учительницы.

     – На, читай!

   В записке сказано, что за плохое поведение Константин отстраняется
                от занятий на три дня.

     – Что ты сделал?

    Константин, несколько успокоившись:   

     -  На переменке одна противная девчонка все лезла ко мне, а я ее дернул
        за косу, она закричала и побежала жаловаться...

   В детские годы Константин с друзья вечно что-то строили, воевали, устраивали 
   ночные походы индейцев в близлежащий лес, заранее приготовляя головные уборы
   с перьями, яркие костюмы, копья и прочее. Во время детских военных атак, он
   однажды чуть не потерял глаз: стеклянный шарик из детского пистолета его
   «врага» раздробил ему висок, на расстоянии полу-сантиметра от глаза. 
   Окровавленного Константина привели домой, сразу к врачу.. Перепуг был большой,
                но обошлось благополучно.

   Среди подростков того времени была «эпидемия» создания радиоприемников, по
   особым схемам, которые ловили бы разные станции мира. В специальных журналах
   печатались схемы и рекомендации. И Константин в двенадцать лет совершенно 
   самостоятельно смастерил большой радиоприемник, потратив на него целый год.
                Приемник получился, действительно хороший.   

   Как только началась война, по распоряжению власти, все население должно было
   в трехдневный срок сдать в ближайшее почтовое отделение все свои
   радиоприемники. Константин тоже сдал свой приемник и получил расписку
                Всехсвятского почтового отделения.

                *   *   *
   Шли годы и наступило время, когда уже надо было решать кем быть в будущем.   
   Родители Кости ничего в этом направлении не делали, ждали, что он сам это
   решит. Зная на практике все за и против заниматься живописью, Михаил
   Иванович понимал, что решение должен принимать сам Костя. Но при этом
   возникала мысль, что он слишком уж серьезно относится к этому вопросу. 
   Константин  был еще в том возрасте, когда многое воспринимается не через
   осознанные понятия, а его интересы со временем могут меняться. В такие минуты
   он вспоминал слова одного из своих педагогов - Павла Чистякова:

   — « Я с молодыми художниками поступаю, как со слепыми котятами, бросаю их в
     воду, пусть барахтаются, как могут, и только те, редкие, которые все-таки 
     выберутся из воды, получают право на существование. Остальные пусть погибают...»

   Родителям в этой ситуации было опасно высказывать свои соображения. Они не
   хотели влиять на него. Михаил и Антонина видели, что происходит вокруг них, в
   стране, понимали, что сегодня человек выбирает не просто профессию, а возможно
   выбирает свою судьбу. Хотя в те годы вообще никто не мог ни за что и ни в чем
   быть уверенным. Думать об этом Михаилу Ивановичу не хотелось, но это было так.
 
 
   Антонина Григорьевна и Михаил Иванович решили между собой - как будет,так и
                будет, договорились не вмешиваться в решения сына.

   Ну а сам Константин с самых ранних лет, всегда тянулся к рисованию.
         
  Антонина Григорьевна, летом уезжая отдыхать в Крым, или на Кавказ всегда брала
  Костю с собой. По возвращении с юга, юный художник на бумагу изливал свои
  впечатления о море. Карандаш на бумаге оставлял сложные извилины движения
  волн, так сказать, а посередине водяного вихря помещалась жирная точка, а
  рядом с нею надпись: «эта чилавек». Со временем «композиции» усложнялись
  изображениями плывущих пароходов, с огромным дымом и флагами, и птицами
  сидящими на камнях. А еще берега  с домиками и садами, и даже, пляж с
  купающимися.  Постепенно на смену наивным детским рисункам приходят уже
  осмысленные композиции, с учетом перспективы, свето–тенью и прочим. Рука и
  глаз привыкают видеть всё, что хочется перенести на бумагу.

                *   *   *
     Когда, после окончания 7 класса школы, пришло время  принимать решение, то 
  к этому имели непосредственное отношение три семьи друзей Михаила Ивановича
                и Антонины Григорьевны.
   
             В их домах искусство было главным компонентом жизни.

   Так, в первой семье глава Файдаш Петр Петрович был архитектором и художником,
   его супруга Надежда Крандиевская – скульптор, (ученица Бурделя). Их дети, сын
   Андрей и дочь Наталия - друзья Кости, тоже увлекались живописью. При этом   
   Андрей и Костя на долгие годы сохранили свои взаимные детские симпатии,
   включая и годы обучения в Московском художественном институте, где Андрей
   занимался на скульптурном отделении.

                (на картине- изображение одной из комнат в их доме)

                *   *   *
   Жила эта прекрасная творческая семья в доме № 29/6 по улице Сурикова

               По воспоминаниям Наталии Навашиной-Крандиевской  -

  "Дом, в который мы переехали, не походил на дома поселка, так как это был не
   кооперативный коттедж, а казенный дом, человека, поменявшегося с нами...".

  И далее - "в нем четыре комнаты, кухня, ванная...". Этот жилой дом, 1926 года,
              построен по проекту архитектора Марковникова В.Н.

  В начале 1930-х гг. из арбатской квартиры в Хлебном пер. в кооперативный
  поселок Сокол переехала их семья: архитектор Петр Петрович Файдыш с женой
  скульптором Надеждой Васильевной Крандиевской и детьми Андреем и Натальей.
               
    Петр Петрович Файдыш (1892 - 1943 гг.) - русский и советский архитектор, 
  живописец, карикатурист. Его отец Файдыш Петр Степанович был управляющим на
  одном из предприятий Саввы Ивановича Морозова. После ранней смерти отца, мать
  Петра Петровича - Анастасия Ивановна осталась с семью малолетними детьми на
  руках. Поставить детей на ноги помогла приличная сумма, которую выплачивал
  Савва Морозов его вдове за безупречную службу своего управляющего. Все дети
  получили высшее образование.

    Петр Петрович окончил Школу живописи, ваяния и зодчества. В трудные
  послереволюционные годы работал в Художественном театре, создавал костюмы к
  спектаклю "Горячее сердце", впоследствии занимался архитектурой, разрабатывал
  ряд проектов, в т.ч. вместе со своими коллегами В. Щуко и В. Гельфрейхом был
  одним из авторов проекта Библиотеки им. Ленина, участвовал в разработке новых
                станций Московского метрополитена.
               

  Во время Первой мировой войны ушел на фронт добровольцем. За храбрость был
  награжден солдатским Георгиевским крестом. Водил в атаку солдат, был тяжело
  ранен в бедро, Из-за своих религиозных убеждений считал невозможным убивать
  людей и стрелял поверх голов. Петр Петрович Файдыш стал прообразом Телегина
  в романе А.Н. Толстого "Хождение по мукам".
   
   Его жена - Надежда Васильевна Крандиевская (1891 - 1963 гг.) - талантливый 
 скульптор. Через несколько лет после переезда в «Сокол» для нее рядом с домом
                построили скульптурную мастерскую. 

                Их дочь пишет –

    «Строительство мастерской вызвало переполох среди маминых коллег...
  Не могли понять, каким это образом Крандиевской удается строить мастерскую? 
  Поскольку Надежда Васильевна была хороша собой, то поползли слухи, что она
  "живет с Климентом Ворошиловым". Эти слухи дошли до мамы...Она как-то на
  банкете пожаловалась на это Алексею Толстому. Алексей Николаевич утробно 
  крякнул, громко захохотал, ударив кулаком по столу, так что зазвенели бокалы,
  и, глядя на нее, произнес: "Дюнка (так звали Н.В. в семье) не опровергай! ».
 
  Родилась Надежда Васильевна в семье литераторов. Ее мать Анастасия Романовна
  Тарханова (1865 - 1938 гг.) была известной в свое время писательницей, а отец
  Василий Афанасьевич Крандиевский был издателем и журналистом. В семье было
  трое детей: сын Всеволод (талантливый художник, скончавшийся скоропостижно
  накануне собственной свадьбы от менингита в 21 год) и две дочери - Наталья
            (будущая жена писателя Алексея Толстого) и Надежда.
 
   Жила семья Крандиевских в Гранатном переулке, в доме друга (по некоторым
   данным и родственника) и партнера отца - Скирмунта С.А., с которым они на
   паях создали либеральное издательство "Труд". Дом был знаменит. Его хозяин -
   Сергей Аполонович, получивший неожиданно наследство в два с половиной
   миллиона, степные хутора и земли, около ста тысяч пожертвовал "Обществу
   содействия устройству общедоступных народных развлечений", в которое входили
   представители творческой интеллигенции - деятели искусства и литературы:
   К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.А. Гиляровский; издатели:
                М.И. Водовозова, М.В. и С.В. Сабашниковы и др.
 
               Крандиевская-Толстая вспоминала об этом доме –

   "Дом Скирмунта, в котором я росла и начинала жить... выходил на улицу одними
  только воротами на каменных столбах... От ворот аллея густых елок выводила на
  широкий двор, где обширно раскинулся двухэтажный купеческий особняк...
  Каменная терраса и балкон выходили на противоположную сторону, в сад.
                В нем водились соловьи ".
 

            (Дом в Скурмунта в Гранатном пер. Фото 1980 - 1990 гг.)

   В доме Скирмунта Крандиевские общались с художниками, писателями, артистами, 
  политиками и просто обывателями. Кроме того, здесь неоднократно останавливался
  Максим Горький, который устраивал в доме публичные чтения, на которые
  съезжались многие в Москве. Таким образом, все они знали детей Крандиевских
  почни с рождения. Да и сам хозяин дома Скирмунт во многом повлиял на их судьбу,
  он водил детей на концерты, в музеи, летом возил заграницу. Позже он обеспечил
                учебу Надежды в Париже.
               
    Все это окружение не могло не повлиять на детей Крандиевских. Надежда станет
  талантливым скульптором, а ее сестра Наталья, которая училась живописи в
  художественной студии Льва Бакста и Мстислава Добужинского, станет не
  художником, а поэтом, чьи стихи высоко оценят уже признанные Бальмонт, Блок,
  Брюсов, а заниматься с нею будет Иван Бунин. Впервые она прочтет ему свои
  стихи, когда ей будет пятнадцать лет.
   
  Неудивительно, что сестры Крандиевские - две яркие, но такие разные девушки, в
  одну из которых - Наталью, влюбиться Алексей Толстой, и впоследствии она станет
  его женой, а вторая - Надежда, будет поверенным в их любовных делах, станут
  прототипом сестер Кати и Даши в его трилогии "Хождение по мукам", а некоторые
  сцены, описанные в книге - будут повторять события, происходившие в их жизни.
   
                *  *  *
  Но вернемся к Надежде Васильевне. В 1909 году она поступает в училище живописи,
  ваяния и зодчества, где учится у Сергея Волнухина, автора памятника
                первопечатнику Ивану Федорову.

   Несомненно, Волнухин передал Крандиевской ту силу подвижничества, которая
  сформировала ее как зрелого мастера. По словам Крандиевской, он обладал даром 
  личного общения, такта и умения незаметно для учащегося проникнуть в суть его 
                индивидуальности.

                Надежда вспоминала:

    « Уютно было после рабочего дня, в сумерки собраться за низеньким столиком
    в мастерской у Волнухина. Эти часы были временем самых задушевных разговоров.
    Сергей Михайлович говорил об искусстве как о деле всей жизни, требующем
                поглощения всех сил »

               
                *  *  *
   1910-е годы - один из самых ярких периодов творческих поисков скульптора.
   В 1910 г. она вылепила по памяти портрет рано ушедшего брата Всеволода, он
   олучился таким, как если бы он делался с натуры, в том же году она создаёт
   свою первую маску Пушкина. С. Орлов пишет - "Укрепленная на стене, маска
   немного наклонена вниз, и это создает неожиданный эффект "нависания"...
   Поэт парит над суетой и быстротечностью. Он пребывает в своем, одному ему
                известном, времени...".
               
   Она дружила с Мариной Цветаевой (та, не раз приходила в 1910-х годах, к ее
   матери в Хлебный пер., где они тогда жили, и подолгу беседовала с ней), часто
   бывала в кружке сестры ее мужа – Елизаветы Эфрон (Лили).

   "На один из поэтических вечеров Лиля попросила ее принести маску Пушкина.
   У нее оказался только восковой слепок. Когда зажгли свечи и приступили к
    чтению стихов, воск подтаял, и Пушкин заплакал восковыми слезами...".

             (Крандиевская Н.В. Бюст М. Цветаевой 1912 г.)
      
    Среди ее работ были и бюсты Марины Цветаевой (всего три), вылепленные в разные годы.               
               
  В 1911 г. Надежда Васильевна участвовала в выставке Союза русских художников
  вместе с А. Голубкиной, С. Коненковым, А. Матвеевым, П. Трубецким и другими.
   
  В 1912 году она временно прерывает учебу и едет в Париж, где продолжает учиться
  у Бурделя, живого классика французской скульптуры.

  В 1914 году возвращается в Москву и продолжает обучение в училище живописи,
  ваяния и зодчества. Она начинает работать в новой технике, используя как
  материал древесные корни, которые тонирует и помещает на подставку ("Упавший
  Икар", "Хозяйка Медной горы", "Леший и лебедь" и др.). В эти годы она работает
  с бронзой, гипсом, алебастром. Любимый изобразительный мотив Крандиевской -
    человеческие головы - "Монахиня", портреты Микеланджело, Пушкина и др.

   Одновременно с Надеждой учился Владимир Маяковский, и как пишет ее дочь, -  «... всячески хотел с ней познакомиться. Мама избегала встреч, хотя и
  признавалась мне, что он ей нравился. Рисовать всегда он садился впереди, и,
  оборачиваясь, непрерывно смотрел на нее..."  Чем, конечно, смущал девушку. В
  итоге они познакомились, были на совместной лыжной прогулке, на этом все и
  кончилось, не начавшись.»

    Здесь же, в училище, она и увидела Петра Петровича Файдыша, в которого сразу
  влюбилась. К счастью, симпатия была взаимной, но поженились молодые люди
              гораздо позже, в браке у них родилось двое детей.
               
      Замужество не помешало Надежде развиваться как скульптору.
 
    В 1930-е годы она участвует в объединении "Всекохудожник", лепит серию
  "заказных" скульптур, среди которых изображения Энгельса, Буденного, Фурманова,
   Чапаева и Демьяна Бедного.


   В 1937 году за бюст Буденного она получила золотую медаль на Международной выставке в Париже.

  Она также автор скульптурных портретов многих актеров (Царева, Тарасовой,
  Яблочкиной и др.). Кроме того, ей часто заказывали памятники для некрополя
  Новодевичьего и других монастырей. В те же, 1930-е, годы Крандиевская
  занимается преподавательской деятельностью.

 А с 1928 по 1940 гг. исполняет серию работ для оформления здания Государственной
 библиотеки им. В. И. Ленина (над проектом которой, работал и ее муж): горельефы
 ученых и большие скульптуры "Крестьянка" и "Красноармеец" для установки на крыше.

  По воспоминаниям дочери - Натальи Навашиной-Крандиевской в доме в «Соколе»
                бывало много интересных людей –

  « В свободные минуты мои родители любили общаться с друзьями. В нашем доме
  бывали артист МХАТа И.М. Москвин, архитекторы И.В. Жолтовский, В.А. Щуко, 
  В.Г. Гельфрейх, скульптор И. Шадр. Застолья получались шумные, веселые, гости
  чаще всего спорили о театре, "новом" и классическом искусстве, стараясь в этих
  темах, как я поняла позднее, уйти от строгой реальности тридцатых годов...".

 
    Часто к ним в гости из Ленинграда приезжали сестра Наталья Васильевна
 (1888 - 1963 гг.), с мужем Алексеем Николаевичем Толстым (1883 - 1945 гг.).

  « Наталья Васильевна блистала остроумием, рассказывала нам, детям, невероятные,
  захватывающие истории, а взрослым читала свои тонкие лирические стихи, полные
  светлой грусти. Алексей Николаевич мне запомнился также великолепным
  рассказчиком, по его речи и манере повествования чувствовалось, что это
                глубоко литературный человек ».

  В 1935 г. А. Толстой и Наталия Васильевна развелись. Писатель ушел к молодой 
  секретарше Крестинской-Баршевой Л.И., которую в дом привела сама Наталья
                Васильевна, и вскоре они поженились.
               
                *  *  *               
      Многие работы Надежды Крандиевской хранятся в Третьяковской галерее
                и других музеях, а также в частных собраниях.
   
   Файдыш-Крандиевские много занимались с детьми рисованием, учили не только 
                своих детей, но и  детей друзей по «Соколу».

   Дочь Файдыш-Крандиевских - Наталья Петровна (в зам. Навашина) окончила МГХИ
   им. Сурикова, художник-живописец, член СХ, автор галереи портретов
   современников, среди них портрет писателя Константина Федина, портрет
   академика А.П Александрова, и многих других. Она мастер пейзажа и натюрморта.
   Ее работы хранятся в музеях и частных собраниях в стране и за рубежом.
               
                Сама о себе она написала –

  « Я прошла долгий творческий путь, продолжая традиции московской
    реалистической школы и моих учителей – И. Грабаря, А. Дейнеки,
    С.В. Герасимова и Б. Иогансона (последний также бывал в гостях
    в их доме в «Соколе»). Работала в жанре портрета, натюрморта,
    пейзажа ».
               
              (Навашина-Крандиевская Н.П. Портрет матери.1949 г.)
               (Навашина-Крандиевская Н.П. Гладиолусы. 1969 г.)
               
                *  *  *
  Из «Сокола» Наталья Петровна переехала в Лаврушинский переулок в писательский 
  дом к своему мужу Навашину Сергею Михайловичу, и хотя у них была своя дача в 
  не менее престижном поселке «Переделкено», они приезжали в гости и в «Сокол».
 

  Навашин Сергей Михайлович (1924 - 1998 гг.), микробиолог, специалист в
  обласьти антибиотиков, академик АМН, происходил из семьи потомственных врачей.
               
   У него была интереснейшая судьба. Медицинские и научные традиции в семье
   Навашиных имеют глубокие корни. Его прадед Гаврила Иванович был главным
   врачом в обширном имении графа Карла Нессельроде в Саратовской губернии,
   где он боролся с эпидемией холеры. Дед – Сергей Гаврилович Навашин –
   выпускник Петербургской Военно-хирургической академии был крупным ученым
   и одним из основателей отечественной школы генетики, после революции он
   стал первым ученым, избранным действительным членом АН СССР. Отец –
   Михаил Сергеевич Навашин был ученым цитогенетиком, профессором, д.б.н.
 
   Сергей Михайлович родился в Тбилиси, но в силу разных обстоятельств, он,
   с 1934 г., жил в семье писателя К.Г. Паустовского и его жены Валерии
   Владимировны (бывшей жены его отца), воспитывался в среде писателей и
   драматургов, которая несомненно оказала влияние на его воспитание и
   мироощущение.

   На свадьбу Натальи Крандиевской и Сергея Навашина, которую отмечали в
   поселок Сокол, в этот дом приезжали: скульптор Томский, писатель Федин,
   жена Булгакова - Елена Сергеевна и мн. другие.

                *   *   *
   В «Соколе» остался жить брат Натальи Петровны - Андрей Петрович Файдыш
   (1920 - 1967 гг.), скульптор, в дальнейшем  член-корреспондент Академии
   художеств, заслуженный деятель искусств, лауреат Ленинской премии.

               
    Андрей Файдыш создал камерные портреты своих современников:
       авиаконструктора Р.Л. Бартини,
       хирурга В.И. Францева,
       скульптора Н. Лавинского,
       художника П.Я. Павлинова (соседа по «Соколу») и многих других.
   
   Он автор памятника Э.К. Циолковскому в Калуге,
   памятника героям Великой Отечественной войны в Брянске,
   монументальной группы "Партизаны" на главной площади Хабаровска.

                Но самой известной его работой является
                "Монумент в честь покорителей космоса" у ВДНХ,
      
   Там же, в галерее героев космоса представлены монументальные портреты его работы:
    С.П. Королев, Ю.А. Гагарин, А.А. Леонов, П.И. Беляев, В.М. Комаров и др.
       Все они приезжали в мастерскую Файдыша в «Сокол» и позировали ему.

     На доме, где жил и работал скульптор, в 1968 году была установлена
       мемориальная доска, автором которой был скульптор Н.В. Томский.
            
                *   *   *

   Вторая семья оказавшая влияние выбор судьбы Константина — это семья
           заслуженного деятеля искусств Ильи Ивановича Машкова,
   известного живописца, писавшего великолепные натюрморты, активного
   участника дореволюционного сообщества художников «Бубновый валет».

   Третья семья —  Антона Борисовича - агронома, исколесившего полсвета,
   который, будучи специалистом по картофелю, в возрасте под шестьдесят
               лет взял в руки кисть и увлекся живописью.

  Вот эти семьи друзей, общение с которыми, сделало свое дело и Константин, 
  закончив семилетку  в пятнадцать лет, однажды заявил своим родителям,
     что для себя выбирает занятие живописью и только живописью,..

                *   *   *   
   На общем с друзьями совете было решено, что ему надо на годик-другой    
 поступить в студию изобразительных искусств ВЦСПС (Всероссийского Центрального
 Совета Профессиональных Союзов), где живопись вели академик К. Ф. Юон и
           А. А. Пластов, а скульптуру – знаменитая Вера Мухина.

   Константин успешно выдержал вступительные испытания и учеба началась.

                *   *   *   
  Несколько слов о художнике Пластове (1898 -1972). Он был на 6 лет моложе
  Михаила Ивановича. В его багаже была учеба в духовном училище и духовной
  семинарии. Потом некоторое время он учился живописи в мастерской у И.И.
  Машкова. А с 1912 по 1914 год занимался в Императорском строгановском
  художественно-промышленном училище. Затем в Московском училище Живописи
  Ваяния и Зодчества (Мясницкая 20), на скульптурном отделении, окончив его
  со званием ваятеля. Потом на несколько лет он исчез из Москвы. Вернулся
  в свою родную деревню и там занялся живописью с натуры.
 
  Прожил там всё то время, пока в стране не наступила спокойная мирная жизнь.
  В начале тридцатых годов вернулся в Москву сформировавшимся живописцем со
  своим стилем и манерой. Начал участвовать в выставках с чрезвычайно
  интересными работами, и становиться признанным мастером. Темой его картин
  был крестьянский быт, немного приукрашенный и идеализированный, но при этом
  живописно красивый.

                *   *   *   
    Незаметно пролетели два года. Студия ВЦСПС много дала Константину.
  Он приобрел творческую  уверенность. Важное место в учебе занимала обнаженная
  натура — рисунок углем и писание маслом. Проводились групповые поездки для
  этюдов на природе.

  Он быстро прогрессировал, и при этом приближалось его семнадцатилетие,
                когда можно было уже думать об институте.

  В этот период Илья Иванович Машков взял над ним, так сказать, шефство и, как
  исключение, периодически работал с ним в своей московской мастерской Работу
  с учениками, молодыми, начинающими художниками, он уже давно прекратил.
 
                *   *   *   
                Чуть - чуть о самом Илье Ивановиче Машкове
 
  Илья Иванович Машков родился 17 июля 1881 года (по старому 29 июля)
    в станице Михайловская - на Дону на территории Войска Донского.

  — русский и советский художник, один из основателей и участник художественного
  объединения «Бубновый валет» (1910) и Общества московских художников (1927
  —1929), входил в состав объединений «Мир искусства» (с 1916) и общества
  «Московские живописцы» (с 1925), в период 1924—1928 член Ассоциации художников
  Революционной России, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928).

           Он был старшим из девятерых детей в семье.

  В 1889—1892 гг. учился в приходских школах, в станице Михайловской и на хуторе Сычеве.

  В 1892—1899 гг. Начал учиться рисованию у учителя Борисоглебской гимназии Н. А. Евсеьева.
  В 1900—1905 и 1907—1910 годах учится в Московском училище живописи, ваяния и
  зодчества у знаменитых художников Л. О. Пастернака, Валентина Серова,   
  Константина Коровина, Аполлинария Васнецова, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина,
  С. Д. Милорадовича. Во время учёбы отличался эксцентричным характером. Более
  всего любил работу с цветом, гиперболу, преувеличение, гигантизм.
  В 1904 г. оставил учение, на три года : в 1907 г. вновь его возобновил.

 В 1908 г. путешествовал по Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании и Италии.
   По возвращении из поездки продолжил учебу в мастерской К. А. Коровина.

         С 1904  по 1917 год был частным преподавателем рисования:

  «.. занимались серьёзно живописью Фальк, Грищенко, Фёдоров, Мильман Татлин,
             Осмёркин. Блюменфельд, М. Родионов, Королёв».
 
       У Машкова учились И. Клюн, В. Мухина и многие другие художники.

 В 1905 г. женился на Софии Стефановне Аринцвари.
 В 1906 г. в этом браке родился сын, Валентин Ильич Машков (репрессирован в 1937 г.) .

  В 1906 г. выстроил для себя мастерскую в здании Политехнического общества, по
 адресу Малый Харитоньевский пер,. 4.  Работал в этой мастерской до конца жизни.

  В 1910 г. исключён из училища (МУЖВЗ).

          Период его творчества: 1910 — 1916 г.г. называют «сезаннизм»

  В 1910 г. – В Париже участвует в «Осеннем салоне».
           Натюрморт «Синие сливы» купил  И. А. Морозов.
 
  В 1911 году И. И. Машков вместе с П. П. Кончаловским участвовал в создании 
           общества «Бубновый валет». Был секретарём общества.

  В 1911—1914 гг. представляет свои работы на всех выставках общества.
  В 1914 г. участвует в Комиссии помощи «Художники — товарищи воинам».
      Делает серию «военных» лубков со стихами В. В. Маяковского .

  В 1915 г. вступил в брак со своей ученицей Еленой Фёдоровной Фёдоровой.
  В 1915 г. Третьяков для своей коллекции купил два натюрморта Машкова.
  В 1916 г. вошёл в члены объединения «Мир искусства».

  В апреле 1916 г. экспонирует более 70 работ на «Выставке современной русской
     живописи», ставшей самой большой прижизненной Экспозицией художника.

  В 1917—1919 гг. после Февральской революции Машков занимался организацией 
  профсоюза художников. После Октябрьской революции он преподавал рисование,
                читал курс лекций в военной школе.

  В сентябре 1918 года художника избрали членом коллегии ИЗО Наркомпроса,
  призванной организовать отдел изобразительных искусств при Наркомпросе. 
                Состоял в коллегии до июня 1919 г.

  В сентябре 1918 г. начал преподавать во ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН, где оставался
         работать до 1929 г, как профессор живописного факультета.

  Работал над живописными панно для украшения Москвы в дни революционных
  празднеств. Среди его учеников: Вера Рохлина, Павел Петрович Соколов-Скаля,
  М. Б. Вериго.

  В 1921 г. избран председателем московского отделения общества «Мир искусства».
     Избран членом Советской Российской Академии художественных наук.

      В 1922 г. создаёт ряд картин, в числе которых «Натюрморт с веером».

                Женился в третий раз на Марии Ивановне Даниловой.

  В 1924 году работы Машкова экспонировались на Выставке русского искусства в
  Америке и в Венеции, на 14 Международной выставке искусств.
 
  В 1925 г. вступил в АХРР. Стал руководителем Центральной студии АХРР
 (пробыл им до сентября 1929 г.) Оставался в АХРР до её роспуска в 1932 г.

 Пишет картины счастливого советского отдыха, портреты передовиков производства,
 среди них знаменитой Паши Ангелиной, портреты красных партизан, колхозные
 пейзажи и натюрморты, демонстрирующие изобилие жизни.

  Приказом Совнаркома, в 1929 году, к пятидесятилетию художника, И. И. Машкову
  назначена пожизненная персональная пенсия в размере 225 р. в месяц.       
                Прекращает педагогическую деятельность.

  В 1930—1934 гг. живёт в станице Михайловской
  В 1934 г. возвращается в Москву.

  В 1930 — е гг. картины Машкова экспонировались на многочисленных выставках в
                Лондоне, Париже, Вене и других городах.

  В 1937 г. картина Машкова «Портрет красного партизана А. Е. Торшина» (1933), 
  выставленная на Международной выставке в Париже, была награждена золотой медалью.

                С 1938 года художник часто жил в Абрамцеве.
            Период творчества этих лет называют «абрамцевским».

    В это время с ним много общается сын Михаила Ивановича – Константин.

  В 1939 г. был награждён Бронзовой медалью «За выдающийся вклад в мировое
  искусство», как участник выставки организованной корпорацией IBM в Нью- Йорке.
  На выставке картина Машкова "Девушка с подсолнухами "  была куплена 
                корпорацией IBM (США).

  Ушел из жизни прекрасный русский художник 20 марта 1944 года на своей даче
           в Абрамцево. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

       Его имя носит музей изобразительных искусств в г. Волгограде

            А его работы находятся в собраниях разных музеев :
  –  Государственная Третьяковская галерея в Москве.
  –  Государственный Русский музей  в Ленинграде.
  –  Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова,
  –  Художественный музей в Ярославле;
  –  Национальный художественный музей Республики Беларусь в Минске;
  –  Художественный музей  в Сочи;
  – Музей архитектуры им. А. В. Щусева в  Москве
 
   Наверно нелишним будет сказать, что его натюрморт «Цветы» был продан в 
   последнее время на аукционе «Сотби» за 3,5 млн долларов, а «Натюрморт c
   фруктами» продан на «Кристис» за 7,25 млн долларов.
               
                *   *   *