Потомки атамана Часть 2-3 Посёлок Сокол 1932 г

Александр Руденский
               
                *  *  *  *  *
                НАСТУПИЛ НОВЫЙ 1932 ГОД
                По Григорианскому календарю 1932 год был високосный
                и первй его день пришелся на пятницу

                По восточному календарю это был год «Черной обезьяны»

                Это был последний год первой советской пятилетки.
 
                *  *  * 
                Мои герои стали ещё на год старше
              14 марта 1932 года – День рождения Антонины Григорьевны – 33 года
               5 августа 1932 года – День рождения Константина – 13 лет
              19 октября 1932 года – День рождения Михаила Ивановича - 40 лет 
               
                *  *  *
   1 января 1932 года была пятница – Вступил в строй Нижегородский автомобильный
            завод (позднее — Горьковский автомобильный завод (ГАЗ).

                *  *  *
  27 февраля 1932 года была суббота – В Украинской ССР введено областное деление.
     Образованы Винницкая, Днепропетровская, Киевская, Одесская и Харьковская области.
               
                *  *  *
  23 апреля 1932 года была суббота – ЦК ВКП (б) принимает постановление
     « О перестройке литературно-художественных организаций», которым, в
     частности, предусматривался роспуск существовавших литературных и
     художественных организаций и групп и образование единых творческих союзов.

                *  *  *  *  *
                ТАМБОВЦЕВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

   Среди жителей «Сокола» была семья с которой дружила семья Михаила Ивановича.
                Те жили на улице Брюллова в доме 10.  (фото дома)
         
    Глава этой семьи врач  Александр Петрович Тамбовцев. Его жена тоже была
    врачом. А их сын – Александр, или как все его называли  Шура был другом
    Константина. Высокий, красивый юноша - Шура был на последнем курсе 
                Электротехнического института.   

     Случилась беда. У Шуры лопнул аппендицит. Надо было немедленно делать
   операцию, и прекрасная Боткинская больница была рядом. В больницу Шуру 
   привезли, но того доктора, специалиста, друга Александра Петровича на
   которого он рассчитывал не было. Он мог оперировать только на следующий день.
   Дежурный хирург категорически настаивал на немедленной операции, а Александр 
   Петрович не соглашался, оставляя ее на утро. Ночью состояние Шуры резко
   ухудшилось, появилось заражение крови и утром его уже не стало.
    
     Гроб с телом Шуры стоял открытый на сцене зала Института. Студенты и
   преподаватели подходили попрощаться  со своим сокурсником, студентом -
               отличником, членом президиума Студенческого Бюро.

     Поднялись на сцену и Михаил Иванович с Антониной Григорьевной.
     Александр Петрович, увидев их, бросился к ним, обнял Михаила Ивановича
                и плача заговорил:

     — Ты посмотри, какую красивую дачу я выстроил своему сыну...

      Семейная трагедия была непередаваемая.. Что может быть страшнее, чем   
    осознание своей вины в смерти сына? С этим Александру Петровичу придется
    жить всегда, и никуда от неё не деться.

   Забегая вперед - Александр Петрович Тамбовцев позже тоже станет членом
   « НИЛ'а » и в сорок первом году будет заканчивать строить там свою дачу,
                недалеко от участка Михаила Ивановича.

                *  *  *  *  *
                ХРОНИКА СОБЫТИЙ

   24 апреля 1932 года было воскресенье – В клубе Федерации Советских писателей
      имени Максима Горького состоялась отчетная выставка за 6 лет Кукрыниксов. 
               (карикатура, политплакат, книга, журнал, газета, живопись) 
                (фото плаката выстави)

                *  *  *
   30 апреля 1932 года была суббота – В Москве в Большом Кревлевсом дворце был
            организован торжественный приём в честь праздника -1 Мая.
.   
                *  *  *  *  *
                – АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА НЕЖДАНОВА  1932

  В 1932 году первый день Пасхи пришелся на первое мая. Накануне праздника всех 
  трудящихся в Большом Кремлевском дворце был организован торжественный прием –
  банкет. За день до этого торжества в квартиру знаменитой певицы – Антонины
  Васильевны Неждановой, бывшей солистке Императорских театров, особой
  фельдъегерской кремлевской службой было доставлено приглашение на прием, с
  просьбой не опаздывать; прибытие приглашенных — к одиннадцати часам вечера.

   Нежданова и ее гражданский муж, композитор и дирижер Большого театра
   Голованов Николай Семенович (1891-1953), всегда приглашались на приемы в Кремль.
 
   С утра 30 апреля Николаю Семеновичу надо было по срочному делу съездить в
   Серпухов (девяносто километров) и, провожая его, Антонина Васильевна сказала:

    — Смотри, не опаздывай. Сегодня вечером мы должны быть в Кремле.

  В том году весна была поздняя, мокрая и очень грязная. Было уже десять часов
  вечера, а Голованова нет. Нет его и к одиннадцати... Скандал!..
  Нет Голованова и к двенадцати ночи.

   « Ну, значит, так Богу угодно! » — подумала Антонина Васильевна.

  Через пятнадцать-двадцать минут — Святая Пасха и начнется Богослужение в   
       маленькой церквушке у Никитских Ворот, почти рядом с их домом.

  Она была по старому богомольной. Церквушка эта давно была бы снесена, так как 
  на углу Никитских Ворот и Тверскою бульвара она очень мозолила всем глаза
  но ее, возможно, оставили специально для Неждановой.

     Вместо Кремля, решила Антонина Васильевна пойти на Пасхальную Заутреню.
  К часу, когда она возвратилась домой, зазвонил телефон: Голованов сообщил,
  что через двадцать минут будет у нее, что только-что приехал, просил скоренько
  одеваться, ибо совсем не поехать в Кремль нельзя. Оказалось, что машина
  Голованова так увязла по дороге в грязи, что ему с шофером пришлось 
  промучиться три часа, пока выбрались.

    Нежданова и Голованов — у большого Кремлевского дворца. Немедленно к   
  автомобилю подскочили двое военных, открыли дверцы и помогли выйти..
  В вестибюле с них сняли верхнее одежду и по внутреннему телефону сообщили
                наверх имена прибывших.

  Поднимаются по главной лестнице. На верхней площадке их уже поджидал сильно
             подвыпивший и нетвердо стоявший на ногах Ворошилов:

    — Дорогая Антонина Васильевна! Что же это вы так запоздали? — Лезет обниматься..

  Входят в Георгиевский зал, уставленный сервированными столами и наполненную, 
  сверкающим обществом с женами празднично одетыми. Как артиллерийская канонада,
  все время раздается хлопанье пробок шампанского. За креслом каждого гостя
  стоят величественные, подтянутые официанты, предупреждая желания гостей.

      Сталин поднимает бокал за прибытие и здоровье товарища Неждановой... 
  Одновременно с тостом, к Неждановой подходит главный распорядитель приема с
  бокалом шампанского на подносе — лично от вождя...

   — Я много раз бывала на царских приемах и балах в Зимнем дворце, но никогда
          не видела такой роскоши в обстановке и изысканности стола.

                *  *  *
   Здесь я хочу оставить небольшой свой комментарий к воспоминаниям Михаила,
   Ивановича о том событии, о котором он слышал от самой Неждановой. Возможно с
   годами Михаил Иванович не совсем точно помнил даты. Дело в том, что обе 
   церкви в районе Никитсих ворот: церковь Преподобного Федора Студита и 
   Вознесения Господнего в 1932 году были уже закрыты и не работали.

                *  *  *
   1 мая 1932 года было воскресенье – В Мосве на Красной площади состоялся
      военный парад и демонстрация по случаю праздника трудящихся - 1мая.

                (фото демонстрации)

                *  *  *
   Антони;на Васи;льевна Нежда;нова (1873 — 1950) — советская и российская
   оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Народная артистка
   СССР (1936). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).
                Доктор искусствоведения (1944).

                (фото Неждановой А.В.)

  Жила Антонина Васильевна вместе с одной родственницей (которая вела хозяйство)
    в отличной, по тогдашним временам, квартире по Ср. Кисловскому переулку

  В её гардеробе хранились наряды еще со старых царских времен. Эти красивые
  наряды и ее костюмы находились в особых шкафах, развешенные на плечиках. Все
  это её драгоценное артистическое одеяние было завещано Большому Театру. При
  жизни она иногда наряжалась в них, посмотреться в зеркала и вспомнить былые времена...

  Однажды она, ее родственница и временно проживавшая у Антонины Васильевны
  девушка – арфистка Наташа, дочь друга певицы по Одессе, под вечер ушли на
  несколько часов провести вечер и поговорить к друзьям. Что-то им помешало в
  дороге и менее, чем через час они вернулись обратно домой.
               
                Антонина Васильевна рассказывала:
 
   - Когда зашли в квартиру и зажгли свет, возникло непонятное беспокойство. 
     Иногда говорят – чувствовалось что-то постороннее. Обошли с Наташей 
     комнаты и в ванной обнаружили открытым маленькое оконце,..

   – Неужели мы забыли закрыть его?
 
   – Нет, быть не может, мы его всегда держим закрытым.

  Беспокойство нарастало. Наташа решительно направилась в гардеробную и начала 
  осматривать наряды, руками прочесывать по низам развешенные костюмов.   
  Наткнулась на препятствие... Среди одежды, на подтянутых рученьках висела 
  девочка – подросток.

     Конечно испуг, крик, суета. Позвонили в милицию, позвали соседей.   
  Девочка, бедно одетая, плакала... Было предположение, что она, пробравшись
  через оконце, должна была открыть двери главным действующим лицам...
            Но хозяева возвратились неожиданно - слишком быстро.

  Само собою разумеется, что квартирные кражи и в то время были делом обычным.
  А квартиры известных актеров, деятелей культуры, других, в которых практически
  всегда были и произведения искусства и разные ценности, были очень заманчивы.
   
     А по сравнению с ценностями в квартире Неждановой, пропажа однажды из 
  застекленной террасы в доме у Михаила Ивановича всего, что там было, включая
  новый велосипед Константина, кажутся совсем незначительными.

   Так он и подумал, услышав от Антонины Васильевны рассказ о том происшествии в её квартире..

  А в самом «Соколе» постоянно возникала другая проблема.  На многих участках, 
  росла сирень. И часто её кусты были возле заборов. И вот когда весной у
  Михаила Ивановича зацветала прекрасная персидская сирень, спать уже никак не
  получалось. Надо было всю ночь сторожить её с овчаркой.
 
  Часто на поселок налетала группа подростков с целью ломать сирень. Это был 
  для них хороший бизнес. Сирень весной в Москве очень хорошо покупали.
  А налетая на сады они не заботились о кустах, и причиняли им непоправимый
            вред. Вот и приходилось сторожить её по ночам...   
 

                *  *  *  *  *
                ХРОНИКА СОБЫТИЙ
 
  В 1932 году – В Ленинграде в помещении  ГРМ открылась выставка ленинградских   
  художников «Советское изобразительное искусство реконструктивного периода».
   Среди участников – И. И. Бродский, А. Н. Самохвалов, А. Ф. Пахомов,
       А. А. Рылов, Г. Н. Веселов, Н. И. Дормидонтов, В. А. Зверев,
       В. И. Малагис, А. Н. Павлов, Р. Р. Френц, Б. И. Цветков и другие.

                *  *  *
    25 июня 1932 года была суббота –  образован Московский Областной Союз
       советских художников. В состав первого правления вошли Пётр Вильямс,
       Сергей Герасимов, Александр Дейнека, Павел Кузнецов, Аристарх Лентулов, 
       Илья Машков, Д. Моор, Павел Радимов, Георгий Ряжский, Давид Штеренберг, 
       Константин Юон и другие известные мастера изобразительного искусства.


                *  *  *
   8 июля 1932 года была пятница – Ушел из жизни русский писатель Александр Грин
   – прозаик, представитель направления романтического реализма (родился в 1880).

                *  *  *
    2 августа 1932 года был вторник – образован Ленинградский областной Союз
      советских художников (ЛОССХ, ныне Санкт-Петербургский Союз художников).
      На пост первого Председателя ЛОССХ избран художник К. С. Петров-Водкин.
      Заместителем Председателя был избран Н. Э. Радлов. Первоначально для ЛОССХ
      было предоставлено помещение на Петроградской стороне на ул. Большая
      Пушкарская, дом 48. Но уже в 1933 году Союзу была передана часть помещений
      на наб. р. Мойки, дом 83, где Союз располагается по настоящее время.

                *  *  *
     В 1932 году – Александр Самохвалов (1894—1971) пишет картину Девушка в
     футболке (1932, ГРМ). В 1937 году на Международной выставке в Париже
                картина будет отмечена золотой медалью.

                *  *  *
    10 октября 1932 года был понедельник –  В Харьковском физико-техническом
    институте впервые в СССР проведена ядерная реакция по расщеплению атомного ядра лития.

                *  *  *
    1 октября 1932 года была суббота –  Торжественный пуск Днепрогеса имени
      В. И. Ленина. (фото Днепрогеса и пригласительный билет на открытие)

                *  *  *
    11 Октября 1932 года был – ВЦИК и СНК принимают постановление
                «О создании Академии художеств».

                *  *  *

  В 1932 году – Институт пролетарского изобразительного искусства преобразован в
   Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА, с 1944 года
   – ЛИЖСА имени И. Е. Репина). Ректором института назначен А. Т. Матвеев, 
   проректором по научной и учебной работе  И. Савинов. Для педагогической 
   работы приглашены ведущие художники страны, в том числе москвичи
   Д. Н. Кардовский, А. А. Осмеркин, К. Ф. Юон, В. Н. Яковлев, Б. В. Иогансон.

                *  *  *
  13 Ноября 1932 года было воскресенье – в Ленинграде в помещении ГРМ открылась
               юбилейная выставка « Художники РСФСР за 15 лет».
    Среди 357 участников – В. А. Ватагин, М. Ф. Вербов, И. И. Бродский,
    Г. Н. Веселов, Л. И. Вольштейн, С. В. Герасимов, И. Э. Грабарь,
    А. Д. Зайцев, В. А. Зверев, А. Е. Карев, В. М. Конашевич, В. И. Курдов,
    Э. М. Криммер, В. В. Лебедев, К. С. Малевич, Е. Е. Лансере, А. Т. Матвеев,
    А. А. Осмеркин, Б. В. Иогансон, В. В. Пакулин, К. С. Петров-Водкин,
    К. И. Рудаков, А. Н. Самохвалов, В. А. Серов, П. С. Уткин, П. Н. Филонов,
    В. Е. Татлин, Е. М. Чепцов, К. Ф. Юон, Б. Н. Яковлев и другие.

                *  *  *
    27 декабря 1932 года был вторник – в СССР ведение единой паспортной системы
       образование паспортно-визовой службы и ограничение свободы перемещения
                сельского населения в крупные индустриальные центры СССР.
               
                *  *  *
     В 1932 году – Художнику И. И. Бродскому присвоено почетное звание          
       заслуженного деятеля искусств РСФСР. Он приглашен на преподавательскую
         работу в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры.


                *  *  *
      В 1932 году – Николай Мясковский завершил Симфонию № 12 («Колхозную» а
           Сергей Прокофьев написал Концерт для фортепиано с оркестром № 5

                *  *  *
                Среди фильмов вышедших на экраны страны были :

   « Слава мира » режиссеры Владимир Вайншток и Аркадий Кольцатый;
   « Гвоздь в сапоге » режиссер Михаил Калатозов;
   « Иван » режиссер Александр Довженко;
   « Тит, или сказ о большой ложке » режиссер Александр Медведкин;
   « Арестант № 1105», или «Ветер с Востока», «Счастье»  режиссеры Владимир Соловьёв, Александр Файнциммер;
   « Встречный » режиссеры Фридрих Эрмлер, Сергей Юткевич;
   « Горизонт » реж. Лев Кулешов;
   « Дела и люди » режиссер Александр Мачерет;
   « Для вас найдётся работа » режиссер Илья Трауберг
   « Женщина » режиссер Ефим Дзиган;
   « Лес » режиссер Сергей Герасимов;
   « Личное дело »  режиссеры  Георгий Васильев, Сергей Васильев;
   « Сердце Соломона », или «Интернационал» режиссер Сергей Герасимов совм. с Михаилом Кресиным)
   
                *  *  *
              Среди литературных произведений увидевших свет были :

   « Дальние страны » — произведение Аркадия Гайдара;
   « Счастливая Москва » — произведение Андрея Платонова;
   « Черниговский полк ждёт » — произведение Юрия Тынянова;
   « Как закалялась сталь » — роман Николая Островского;
   « Поднятая целина » — роман Михаила Шолохова (публикация первого тома, второй опубликован в 1959);
   « Впрок » - повесть Андрея Платонова;
   « Егор Булычов и другие » — пьеса Максима Горького; 
   « Смерть пионерки » — поэма Эдуарда Багрицкого.

                *  *  *  *  *