Интересная история похищенной в Эрмитаже картины

Алина Алексеева-Маркезин
        Жан-Леон Жером. Бассейн в гареме. 1875 год.Холст, масло. 73,5 ; 62 см.Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

         Жан-Леон Жером (1824 - 1904) ,французский художник учился в Париже у Поля Делароша, вместе с которым совершил путешествие в Италию. Возвратившись в Париж, Жером в течение шести месяцев посещал мастерскую Шарля Глейра. Вероятно, именно он привил своему ученику любовь к Востоку. Другими источниками произведений Жерома явились помпеянские фрески и картины Энгра на классические сюжеты.

ИНТЕРЕСНАЯ ИСТОРИЯ КАРТИНЫ.

         "Бассейн в гареме" был написан в 1875 году по заказу великого князя Александра Александровича (будущего императора Александра III) и выставлялся в Салоне 1876 года под названием "Турецкие женщины в бане"; позднее входил в число произведений, составляющих постоянную экспозицию французской живописи XIX века.

          22 марта 2001 года картина была варварски вырезана из рамы и похищена из залов Государственного Эрмитажа. 20 декабря 2006 года в приёмную председателя Коммунистической партии Российской Федерации Геннадия Зюганова в здании Государственной думы на Охотном ряду в Москве позвонил неизвестный, по его словам, верящий только коммунистам.

        Он заявил, что хочет передать Зюганову в руки очень ценную вещь, которую тот «не украдет и не перепродаст, а вернет стране и народу». Аноним встретился с спустившимся к подъезду членом Центрального комитета КПРФ Александром Куликовым и передал ему неизвестную на тот момент картину, сложенную вчетверо сначала в целлофановый, а затем в простой бумажный пакет.

      Впоследствии пресс-секретарь фракции партии Екатерина Кибис выяснила, что данная картина принадлежит кисти Жерома и была украдена из Эрмитажа в 2001 году, а по примерной залоговой цене её стоимость составляет 1 миллион долларов США.

        Состояние возвращенного полотна характеризовалось как аварийное. Холст был сложен, хрупкие нити тонкой основы перетерлись и лопнули. По линиям сгибов образовался крестообразный сквозной прорыв, что разделило картину на четыре части, соединенные между собой лишь отдельными нитями.

        С февраля 2007 по ноябрь 2009 года работа французского мастера прошла сложный процесс реставрации в Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа (Т. П. Алёшина, художник-реставратор высшей категории и М. В. Шулепова, художник-реставратор I категории).

                7 декабря 2009 года картина была выставлена впервые после реставрации в специально отведённом для неё отдельном зале Эрмитажа, в связи с чем Пиотровский отметил, что «полотно было сложено, из-за чего краски потрескались, волокна холста тоже были повреждены», но «наши реставраторы смогли восстановить картину».

        В настоящее время картина под инвентарным номером ГЭ-6221 числится в постоянной экспозиции французской живописи XIX века в Эрмитаже. Она находится под стеклом, а в зале установлена дополнительная сигнализация.

ОПИСАНИЕ.

         Эрмитажные работы Жерома, созданные на темы, являвшиеся главными для мастера: античная история и мифология, история наполеоновских походов, восточные мотивы, современный сюжет, показанный в театрализованном виде, - позволяют в целом охарактеризовать многие особенности его творчества.

         На картине «Бассейн в гареме» изображена турецкая общественная баня.
В центре зала , освещённого через окна сводчатого потолка, темнокожая служанка предлагает кальяны двум белым женщинам. Одна из них расположилась полусидя на ковре рядом с туалетным столиком, а другая возлежит прямо на зеркально гладком мраморном полу.

          В глубине зала видны ещё несколько фигур обнажённых наложниц, стоящих или сидящих возле бассейна на фоне двух ниш заднего плана и павильона, украшенного изразцами с цветочным орнаментом и арабскими надписями.

          Прекрасные одалиски, наложницы султана, изображённые в сладострастных позах практически без одежды и окутанные лёгкой банной дымкой посреди изящных инкрустированных мозаикой предметов интерьера, создают у зрителя ощущение погружения в атмосферу Востока.

             У зрителя создаётся ощущение повышенной чувственности изображаемых женщин не только за счёт их наготы, но и за счёт неизменно присутствующего кальяна — в Европе XIX века курящая женщина воспринималась как агрессивная в сексуальном плане, чувственная нарушительница социальных норм. В то же время присутствующая во всех сюжетах вода бассейна и скруглённые арки трактуются как символы женственности и покорности.