Выстоять всему назло, не сдаваться!

Ладо Булах
РАССКАЗ ВТОРОЙ


Радомышль, 3 июля 1941 года


......-Всем действущим в районе Житомира частям принять все меры к поимке группы маленьких большевиков! .....

-От те раз! От бисови диты! По наши души ,товарышу капитан!-сказал старшина Дитятько.

-Товарищ капитан,надо идти дальше!-взволнованно сказала Кира.

-Стёпа,надо уходить отсюда с рассветом,хорошо успели через Тетерев переправиться,река хоть эта небольшая,но коварная,но где наша не пропадала!-сказал Сергей Ефимов.

-Товарищ капитан,как хорошо,что дети всё понимают и чем могут помогают! -сказала попаравив трофейный автомат Люба Божко.

-Камандыр,если надо я этых гадав как баранов резат буду! Но дэти это святое! -сказал Вано Датошвили.

-Верно,по наши души,сволочи намылились идти! Поздно! Мы выиграли драгоценное время,переправились через Тетерев,уничтожили мосты и паромные переправы,пусть гады потопчутся пока на одном месте! Хорошо обозы ушли вовремя,да мы следом! Рано утром идём на Ирпень,там наши! Там отдохнём,там должен быть полковник Мордовченко! Сами видите ,товарищи,немцы как у себя дома хозяйничают на нашей земле,будто заранее всё знали что где! Ну ничего,мы наберёмся сил и вышвырнем незваных гостей этих,принёсших горе и смерть,прочь с нашей родной земли! А пока отдыхаем,набираемся сил. Кира ,выключай рацию,пошли в лагерь! -сказал я.

Мы встали и пошли в лагерь. Я умышленно так сделал,уйдя с группой товарищей подальше от лагеря,чтобы послушать что творится вокруг. Наши передавали что идут тяжелые бои,а радиоперехват немцев показал что за нами идут чтобы схватить. Я потому сходу приказал переправиться через реку  Тетерев и взоврать мост и паромные переправы,пропустив обозы. Михонин со своими ребятами при поддержке танкистов,справился на "отлично"!

-Товарищ капитан,скоро мой родной Киев,это от Ирпени рукой подать,я выросла на Крещатике,папа мой военврач первого ранга,Василий Игнатьевич,а мама,Зинаида Семёновна-учительница,как и я. Я в прошлом году институт закончила,меня и направиль в Перемышль,я полгода дрейфила ,как школьница,представляете? А потом директор школы,Фёдор Прокопьевич Климчук ,предложил мне взять классное руководство во 2 "А",это теперь,а тогда это был 1 "А". Я боялась жутко по началу но ребята...Они отнеслись ко мне как к старшей сестре...Понимаете? Они всё поняли! Сами! Они научили меня жить по настоящему! Видите,я сама как они подстриглась,не могла я их подвести! Жаль Максимка Савцов пропал...В обозе его точно не было. Капитан Бондаренко прислал гонца с запиской чтоб хватали детей,самое необходимое и ходу! Еле успели,тот квартал где школа была разбомбили....Фёдор Прокопьевич пропал...Мы уходили послединими и тут опять немцы налетели...Я комсомолка,и я учитель,эти дети доверяют мне! Умру ,но не брошу их! Ни за что!-сказала Люба.

-Любочка,милая,я сам отец,сынишка Толик в декабре сорокового родился,я сам за детей костьми лягу! Все мы за детей умрём если нужно! Но...мы нужны им живые,понимаете? Живые! Они учатся жить в таких условиях! Жить! А это самое главное! Поэтому мы должны жить! Жить ради этих детей!-ответил я и добавил:

- Товарищи ,на рассвете идём марш-броском на Вышгород! Именно так! Мы обойдём Ирпень,а там переправимся через Днепр и в Киев! Нам нельзя подвергать детей опасности! -сказал я.

И едва затеплился рассвет,мы двинулись дальше,продутами мы разжились в Радомышле,поэтому шли быстро. Дети сидели на подводах,а мы шли рядом и были начеку. Отмахав километров 50 сделали привал,справили естественные надобности,покормили детей и поели сами. Я удивляюсь до сих пор как эти дети так стойко переносили все трудности и тяготы?! Маленькие,но сильные,дружные,честные и справедливые. Дальше мы шли тоже быстро,и к вечеру мы покрыли больше половины пути. Надо сказать что под Радомышлем к нам присоединилось десятка два бойцов из разных подразделений,и вот один из тех бойцов вдруг исчез...сбежал!

-Товарышу капитан! Помните Чечевицына,ну шо до нас около Радомышля прибился с бойцами? Ну такый соби мородоворот,морда як у кабана откормленного? Утик,сучий сын! Утик,сволота! Трэба менять маршрут! -сказала старшина Дитятько.

-Тааак! Этого ещё не хватало! Значит так,идём на Ирпень! Кто попытается паниковать или сбежать -пристрелю как паршивую собаку! Ефимов! Серёжа! Поворачивай на Ирпень! Быстрее! -сказал я.

Обоз свернул и полным ходом пошел на Ирпень. Тогда я не знал что встречусь с той мразью Чечевицыным ,когда раненый попаду в лапы гестаповцев. Не знал я тогда что лично воздам негодяю по заслугам. Не знал и того что сам буду на волосок от смерти и что верные побратимы отчаянным броском придут мне на помощь. Ничего этого я тогда не знал.....


.......-Черницын! Степан! Друзяка! Ты? От чертяка! Живой! Ого! Оцэ так!-услышал я в передрассветной дымке знакомый зычный голос.

Я встрепенулся,вскочил на ноги и ...оказался в поистине медвежьих объятиях своего друга детства и сокурсника по училищу капитана Петра Колодяжного.

-Петро...Задушишь же...Вэдмидь ты отакый! Та пусти ж ,чертяка ты этакий! Откуда ты тут?!-ответил я.

-Та от полковник Мордовченко послал меня тебя ,друзяка,встретить,я ж не поверил сразу что у тебя дети! А оно он як! -ответил Колодяжный.

-Полковник жив?! Где он?!-сказал я.

-Живый! Живый Георгий Алексеевич! Ранен в плечо и в ногу но в строю! Он в Ирпени,тут уж рукой подать,дожидается тебя! Пошли,там отдохнёте! Диткы,пошли! -сказал Петро.

Мы быстро двинулись в путь и вскоре были в Ирпени! Полковник Мордовченко несказанно обрадовался нам .

-Рад видеть тебя,Степан! Вижу что не зря доверил тебе детей! Теперь вот что,други мои! Сейчас отдохнём и топаем потом на Киев! Там детей в тыл отправим,а вы примете по батальону мотострелковому и в бой! Понимаю,всё понимаю,но где ж я пушки вам возьму?! Ну если что,у врага захватите и бейте их гадов их же оружием! Всё поняли?-сказал он.

-Так точно,товарищ полковник! -ответили мы со Степаном.

-Тогда с Богом,други! -сказал полковнилоськ.

-Ото як вы ушли,мы вас прикрывали! А нимэць прэ як скажэный! Ох и досталось нам под Дубно...Крепко досталось....Полковника осколками ранило,начштаба погиб..У меня двадцать бойцов осталось,трое померли от ран...то нас семнадцать осталось...А Бондаренко под танк с гранатами бросился...погиб, а бисову гыдоту не пропустил...-сказал Петро когда мы шли рядом.

Вдруг раздался плач и крик:

-Папкаааааа....родненькииииий....я  отомщууууууу! Я отомщу за тебяаааааааа! Слышииииишь?! Отомщуууууууууу! Я глотки тем гадам зубами рвать будууууууууууууу! Я отомщуууууууууууууууууууууу!-.

То кричал Алёша Бондаренко. Я бросился к мальчику,схватил его,обнял крепко и сказал ласково:

-Алёша...тише...тише,малыш...мы все...все,слышишь,все отомстим тем гадам за твоего папку! Тише,мальчик мой! Тише!-.

Так и нёс я  Алёшу до самого Киева. А Петро взял на руки Олеську,которая нетступно шла за ним.

-Не плачь,Алешка! Не плачь,миленький! Мы не должны,слышишь,не должны показывать врагу свои слёзы! Никогда! Твой папка погиб не зря! Враг думает что нас можно сломить,но это не так! Есть ещё мы,Алёша! И мы будем достойной сменой нашим отцам и дедам! Мой папка тоже красный командир,капитан,лётчик,и я не подведу его,мы не подведём своих отцов! Правда ,ребята?!-звонко и твёрдо сказала вдруг Олеся.

-Не подведём! Никогда! Умрём,но врагу не покоримся! -хором выпалили ребята.

У нас ,взрослых,на глазах выступили слёзы на глазах от этих слов...Дети...Милые...Как же они всё поняли...И тогда никто не знал что отряд "Юные мстители" станет неуловимым и наводящим ужас на врага! Это маленький отряд отчаянных отважных юных партизан- разведчиков будет беспощадно уничтожать вражеских солдат и офицеров,взрывать комендатуры и слады,истреблять полицаев и немецких прихвостней всех мастей. Ядром и сердцем станут трое ребят -Софийка Крипак,Алёша Бондаренко и Олеся Чумак. Одна Софийка,командир этого маленького отряда,капитан Шибайголова(Сорвиголова) как мы все ласково её прозвали будет творить поистине чудеса героизма и находчивости. Алёша с Олесей тоже будут мстить врагу за своих отцов,за родную ,поруганную землю! Когда я и Софийка из-за подлого предательства окажемся в лапах гестаповцев -карателей,именно Алёша с Олесей первыми бросятся нас выручать,а за ними по приказу Сидора Артёмовича Ковпака на выручку нам придёт мой отчаянный друг Петро Колодяжный...Всё это будет потом...Я расскажу об этом позже,а пока...Пока Киев готовился к осаде....

Киев,27 августа 1941 года.


.....-Что?! Что там?! Не оставили Киев?! Здесь есть кто из офицеров?! Позовите! Быстрее!!! Быстрее!!!!! Ну!!!!! -кричал раненый незнакомый мне полковник.

-Товарищ капитан! Товарищ капитан! Там полковника -танкиста привезли, раненого,просит кого-то из офицеров! Подойдите к нему! Пожалуйста!-подбежав ко мне сказала молоденькая медсестра.

-Хорошо! Пойдёмте! -ответил я.

Мы пошли к раненому,медсанбат был недалеко от наших позиций,стоял август,пахло гарью,порохом,и....яблоками! Да-да,яблоками! Видать неподалеку были сады,и запах оттуда доносился и щекотал приятно ноздри. Едва мы вошли в санбат как ко  мне подбежала Софийка:

-Здравия желаю ,товарищ капитан! Отряд "Юные мстители" оказывает необходимую помощь раненым! Все живы-здоровы,больных нет,все на боевых постах! Командир отряда София Крипак!-.

Я с нежностью посмотрел на эту хрупкую,маленькую,но сильную и отважную девочку. Одетая по мальчишески,стриженая,она сплотила ребят,её верными помощниками стали Алёша Бондаренко,ребята избрали его комиссаром отряда ,и Олеся Чумак,её ребята единогласно избрали начальником штаба. Эти рано повзрослевшие дети делили с нами все тяготы боёв,лишений,и потерь боевых товарищей. Сами создали свой отряд,помогали в санбате,носили воду,еду,собирали патроны,оружие,даже ходили в разведку! И бойцы ,видя как ребята мужественно держатся,не смели трусить,не смели дрогнуть,они пнимали,что дети им этого не простят,не простит Родина,не простят жёны и родные дети,матери и отцы,не простит их совесть! И здесь под Киевом стояли насмерть!

-Вольно,Софийка! Где раненый полковник? -сказал я.

-Пойдёмте,товарищ капитан! Его готовят к операции,он просит старшего офицера,а старший это вы,Степан Фёдорович!-сказала Софийка.

Она провела меня и медсестру к раненому полковнику.

-Товарищ капитан, у вас пара минут! Не больше! -сказал военврач первого ранга Болотов Иван Сергеевич.

Ивану Сергеевичу Болотову шел пятьдесят первый год,это был кряжистый,статный мужчина чуть выше среднего роста,с усами и бородкой,в пенсне,похожи на Антона Павловича Чехова. Мы многое прошли с ним,и я всегда буду помнить его.

-Здравия желаю,товарищ полковник! Капитан Черницын,командир батальона истребителей танков! -отрекомендовался я раненому полковнику.

-Вольно,капитан....Мммммм!....Где командующий...генерал Кирпонос...? Где генерал Пуркаев,начштаба?....Мммммм!-сказал полковник.

-Не могу знать,товарищ полковник! Связи с командующим фронтом и штабом фронта нет...-ответил я.

-Вот чччёрт! ...Мммммм!...Вот что...капитан...слушай меня внимательно...Мммммм! Я -полковник Лосев из штаба армии генерала Понеделина...Возьми мою полевую сумку,там карта...Немецкая...Немцы прорвали оборону во многих местах....Если...не отойти за Днепр...нам всем здесь хана! Зря мы с Финляндией в сороковом сцепились...Ой зря...Здесь вот...тоже ...граница на Запад за триста километров передвинулась...Мммммм....А здесь всё порушили...нельзя этого было делать...Нельзя,капитан...Ты вот что...Я привел группу из семи танков,четыре КВ и две "трицатьчетвёрки" снарядов мало,но хоть какая да ...Мммммм! ...Польза будет...КВ танки тихоходные,тяжёлые,мишень что надо,для немцев...Ты ...вкопай их...пусть как огневые точки...действуют...А как снаряды тю-тю...взорвите их...и "тридцатьчетвёрки" тоже....Карту сам изучи,и передай по возможности ...куда следует...Мммммм!...Бобыкин! Лейтенат Бобыкин! Где ты?-сказал полковник .

-Я здесь,товарищ полковник! -подошел к нам молодой,высокий танкист,в форме лейтенанта с рукой на перевязи.

-А...Слушай приказ ,Бобыкин! Поступаешь в полное распоряжение капитана Черницына! Понял?! Расскажешь ему...Ммммммм! Что нам...удалось узнать! -сказал полковник.

-Слушаюсь,товарищ полковник!-отчеканил лейтенат Бобыкин.

-Вот ..и хорошо! Капитан...ты,я вижу...уже понюхал пороху...Ордена за Халхин-Гол и за "Финскую" ,будь она трижды неладна?...Мммм!-сказал полковник.

-Так точно,товарищ полковник! Орден Красной Звезды за Халхин-Гол,а орден Красного Знамени за "финскую"!  -ответил я.

-Это...хорошо...вот что...похоже в нашем тылу действует группа диверсантов...во главе  со статным таким...Ммммм! ...подполковником....Генерал Понеделин доложил куда следует но..подполковник этот...Мммммм!....рыскает всюду....Найди и уничтожь эту гниду! Слышишь,капитан! Это приказ! Ммммммм!.....Господи.....Действуй сообразно ситуации...главное не дай немцам себя окружить...слышишь? Это самое главное! ....  Ммммммм!....Немцы...если ты заметил,не бомбят Киев,и не обстреливают...видать целёхоньким взять хотят...Сволочи....Бабыкин тебе всё расскажет...про ту гниду-подполковника...Ступайте...Оба...Удачи вам...А..чуть не забыл....если что...уходите на...Путивль....На Путивль....На Путивль...Ммммммм!-сказал полковник,застонал и потерял сознание.

-Быстро на стол!-скомандовал военврач Болотов.

Мы с Бабыкиным развернулись и ушли. Вернувшись на позиции мы стали изучать карту.

-Итак,товарищи ,что мы имеем на данный момент,а именно на 27 августа? А имеем мы реальную угрозу окружения! Вот смотрите,таковые клинья немцев мощными ударами как нож сливочное масло разрезали нашу оборону,одна часть рвётся севернее Киева,другая-южнее! А у нас оружия и боеприпасов раз-два и обчёлся! Танки КВ(Климент Ворошилов) тяжёлые и маломаневренны,и потому слишком уязвимы,БТшки быстрые,маневренные,но вооружение у них слабое,а для танков КВ снарядов калибра сто пятьдесят два миллиметра нынче днём с огнём не сыщешь! "Тридцатьчетвёрки" хороши,маневренны,хорошо вооружены,но их мало,очень мало! А это очень плохо! Вот у нас тут два семидесятишестимиллиметровых орудия имеется и пяток "сорокапяток" и то хорошо,всё же подмога! Хотя опять же,снарядов как кот наплакал! Вот только враг по это знать не должен! Мы подготовим позиции наши к взрыву,а сами скрытно переправимся через Днепр  и пойдём на Путивль! Но для начала давайте попробуем установить связь с командованием фронтом! Старшина Сафиуллин! Сержант Тертышный,ефрейтор Шабанов! Пойдёте в разведку,разберитесь с обстановкой,и потом доложите! Старший группы -старшина Сафиуллин! -сказал я.

-Есть,товарищ капитан! Тертышный.Шабанов-за мной!-отчеканил красавец-старишина,татарин Марат Сафиуллин.

-Выполняйте!-сказал я.

Трое бойцов исчезли в вечерних сумерках.

-Давайте,лейтенат Бобыкин,расскажите нам об подполковнике-диверсанте!-сказал я.

Коренастый,крепко сбитый,русоволосый лейтенант Бобыкин прокащлялся и сказал:

-Товарищи! В нашем тылу действует диверсионная группа засланная немцами! Возглавляет её такой себе подполковник Самарский,говорит по русски он отлично,видать из белогвардейцев,сволочь! Он представляется по разному,разными должностями. У нас были взорваны склады с горючим и боеприпасами,спрашиватся,чем воевать? Пришлось отбиваться как угодно и чем угодно. Такое впечатление будто немцам прекрасно известно что у нас и где находится! Во как! Так вот,нам удалось связаться по радио с соседями,они сообщили что тоже видели этого подполковника с группой бойцов на "полуторке". Выходит он шныряет по тылам и рушит нам всё! Чует моё сердце -эта гнида где-то рядом!-.

Мы задумались...Крепко задумались....

-Товарышу капитан,а вы помните як у Перемышле возле позиций наших  такый статный пидполковник крутывся? Он всё роздывлявся кругом,вопросы задавал! Та й говорил он странно,у нас так не балакают! Точно вам кажу! -сказал вдруг старшина Дитятько.

-Точно,Пэтро! Точно,гэнацвалэ! Мнэ этот подполковник сразу нэ панравился! Всэ делом заняты,а он толка хадыл да висматривал всё,виспрашивал....А как нэмецкая артиллерия ударила он исчез! Но,вот чито странно,камандыр,уж слишком точно нэмцы вели агонь! Это что ж виходит,а? Что какая-то сволач корректировала агонь нэмецкой артиллерии? Да? Паймал би ту гниду,как баран зарэзаль би! Честний слово!-выпалил Вано Датошвили.

-А ведь Петро с Вано правы,Степан! Уж больно кучно и точно немцы по нам тогда били,да и сейчас бьют,между прочим! -сказал Сергей Ефимов.

-Вот то-то й воно,друже! От сучи диты! Заслали диверсантов,те им огонь корректируют у нас пид самым носом,а мы ни сном ни духом! И чого отой полковник казав шоб мы шли на Путивль? -сказал Петро Колодяжный.

-Верно,други мои! Верно! И я это заметил,и полковник Мордовченко это заметил тоже,и подполковник это мне тоже покоя не даёт....Что-то затеяли фрицы,видать хотят в кольцо нас тут взять,сволочи! Не иначе! Вот что,товарищи,соберите все имеющиеся боеприпасы,всыпем незваным гостям хорошенько и уходим отсюда! Прав полковник Лосев,ой как прав! Дождёмся разведчиков,задержим на сколько возможно этих гадов,дадим Ивану Сергеевичу эвакуировать в тыл раненых ,и сами уходим отсюда на Путивль. Там Ковпак,Сидор Артёмович! А "Дед" в ножки фрицам не поклонится! Это факт! Это наш шанс оставить фрицев с носом! А Киев...Мы ещё вернёмся...Вернёмся и вышвырнем прочь фашисткую нечисть с древней столицы нашей и с нашей земли! Если идти всем скопом то это конец,это только на руку фрицам! А у нас дети,товарищи,у нас важные документы! Это понимать надо! -сказал я.

-Иди,гнида! Ну! Родину предал,син шайтана,так хоть сдохни как чэлавек! Пшол! -раздался голос старшины Марата Сафиуллина.

-Иды,сучий сын! Иды,бисова душа! -гневно сказал богатырского сложения сержан Григорий Тертышный.

-Иди,сволоч! Иди,подлая твоя душа! Иди,отродье фашисткое! Ну!-гневно сказал ефрейтор Илья Шабанов.

Вернулись разведчики,впереди они гнали молодого парня в форме младшего сержанта,руки его были скручены за спиной.

-А,Марат,Гриша,Илья! Рад вас видеть ,други! А это что за гусь? Где вы его надыбали?! -сказал я .

-Здравия желаю,товарищ капитан! Обстановка тяжелая,немцы жмут со всех сторон,вот приказ из Москвы,зам начальника Киевского гарнизона передал!-доложил ,козырнув,старшина Сафиуллин ,передал мне пакет,и добавил:

-Эта гнида на чердаке высотки,тут недалеко,огонь немецкой артиллерии,гад! Хорошо,мы заметили,и скрутили его в бараний рог! Вот ,карта,на ней все наши позиции,смотрите! -.

-Тааак....Ну-ка полюбуйтесь,товарищи,на этого гуся! Каков стервец! Родину предал! Расстрелять эту гниду к едрене фене! -сказал я .

-Товарищи! Родненькие! Пощадите! Не по своей воле я! Я искуплю ,только пощадитееееее!-упав на колени закричал пленный.

-Ишь ты! Как запел,гнида! А как его скрутили так по русски и по-немецки нас крыл да костерил ,гнида!-сказал гневно Илья Шабанов.

-Так,рассказывай,как зовут,откуда ты,кто карту дал,кто приказал огонь корректировать? Валяй! Это всё чем ты искупить свою вину сможешь,гнида! Говори! Ну! -гневно сказал я.

-Я...я...я...Россомахин...Глеб...я из-под Ростова родом....Меня осенью сорокового призвали....Я ...радист....Папаня мой погиб...на Халхин-голе...А  маманя и сеструха в Ростове...А меня сюда вот...а потом под..подполковник появился...Са..Са..Самарский....ска...сказал...что папаню моего на сам...самом деле того...расстреляли как...врага...нар...нар...народа...Что я дол...должен мстить за...за него....кар...карту мне д..д..дал,рацию,я немецкий хор..хор...хорошо знаю...ну и я ог...огонь корректировал....Ин...Иначе...Сам...Сам..   Самарский...меня...того...к стенке.... Вот я...и...Я искуплю....Искуплюууууу!-весь дрожа сказал пленник.

-Слыхали,товарищи?! Купился он на сказочки диверсанта! Вот что,ты...гнида,я дам тебе шанс искупить свою вину...Ты передаш своим хозяевам фальшивые данные,понял? Кира! Ну-ка в сторону отойди с рацией,пусть этот гусь поработает маленько! Тертышный,глаз с него не спускать! Возьми Шабанова с собой! -приказал я.

-Есть! -хором выпалили Кира,Тертышный и Шабанов.

Пленника увели.

-Сафиуллин! Марат! Иди за ними,как  всё  будет сделано,отведи ту гниду подальше и шлёпни к чёртовой бабушке! -сказал я.

-Есть,товарищ капитан!-сказал старшина Сафиуллин и ушел.

-Товарищи,нам приказано держаться сколько это возможно,и Киев не оставлять! Однако ситуация критическая! Долго мы не продержимся! Поэтому дадим бой фрицам и под шумок уходим! -сказал я.

Мы стали готовиться к бою.....

........Товарищ капитан! Товарищ,капитан! Немцы! Иван Сергеевич успел переправить санбат через Днепр,переправы бомбят,он будет жать нас трое суток в пяти-семи километрах отсюда в направлении на Путивль! Мы с ребятами привезли поесть ,медикаменты,трёж саниструкторов,патроны и маленько снарядов!-сказал подбежав ко мне Люба.

Люба была в форме санинструктора с медицинской сумкой и винтовкой. Я в который раз поразился  мужеству этой хрупкой девушки,почти девочки.

-Хорошо,Люба! Организуйте с ребятами раздачу патронов,и побольше воды запасите для пулемётчиков! Товарищи,поедим и дадим прикурить этой нечисти! Смелого пуля боится,смелого штык не берёт! -скомандовал я.

-Есть,командир! Умрём,но не покоримся врагу!-дружно ответили бойцы.

-Спасибо,други! О,началось! Эге! Моя идея сработала! Ишь как фрицы добросовестно долбят собственный передний край! Пущай долбят,покуда не опомнятся! О,а вот и танки! Легки на помине! И пехота...Внимание,подпускаем тех нехристей поближе и открываем прицельный огонь! -скомандовал я.

-Товарищ капитан,всё ,шлёпнул я ту гниду паршивую! -доложил старшина Сафиуллин.

-Добро,Марат! Иди к Михонину,передай пусть минирует тут всё! Живо!-скомандовал я.

-Есть!-ответил старшина Сафиуллин и убежал выполнять приказ.

А враг решив что здесь брешь,попёр вовсю! И тут грянул залп! Точный как удар молота по наковальне! Там танк загорелся,тут бронетранспортёр,сям машина,пулемётчики и все бойцы косили пехоту врага метким огнём. Атака следовала за атакой,таяли наши ряды. Дитятько неотступно был рядом,прикрывал меня. Он ,могучий,двухметрового роста,простой украинский парень,кузнец,готов был в любой момент закрыть собой меня ,своего командира. Бойцы любили его за весёлый нрав,открытость,честность и справедливость.

-Товарышу капитан! Очухались кажись фрицы,перестали бить як скажени! Трэба отходить,пока не позно! Снарядив на два выстрела и всё! -сказал тревожно он.

-Бачу,Павло! Бачу! Шо там Михонин?!-сказал я.

-Всё готово,товарищ капитан! Всё заминировано! -гаркнул старшина Михонин.

-Добро! Значит так,даём последние залпы и под шумок уходим отсюда и взрываем всё к такой -то матери! -скомандовал я.

Снова началась артиллерийская канонада. Казалось порой что стреляет всё что только может стрелять! Ей,Богу! Мы дали последние залпы,и под грохот артиллерийского огня ушли. Когда были на берегу Днепра,ахнуло так,что аж земля задрожала. То взлетели на воздух наши позиции,вместе с кучей вражеской техники и солдат. Наш обоз двинулся на Путивль,там готовился дать отпор врагу "Дед" ,ставший легендой Сидор Артёмович Ковпак. Мы с болью покинули Киев...Но мы знали что вернёмся...Обязательно....Люба Божко будет мстить врагу за гибель своих родителей  отважных подпольщиков Василия Игнатьевича и Зинаиды Семёновны. Их повесят в Киеве озверевшие гестаповцы,так и не сумев страшными пытками сломить их и заставить предать Родину...Об этом расскажут Любе её младшие сестрёнка и братик, Маришка и  Серёжа. Дети будут мстить врагу,мстить беспощадно и страшно,и враг не будет иметь ни минуты покоя! Все трое дойдут до Берлина..Серёжа станет врачом как его отец,а Люба и Маришка станут учить детей доброму и светлому. Всё это будет потом,а пока...Пока мы оставили Киев...Мы шли на Путивль. Немцы ворвались в Киев 19 сентября 1941 года,а Совинформбюро сообщило что Киев был оставлен 21 сентября...Если бы Ставка тогда дала добро на отвод войск за Днепр и оставление Киева,катастрофы Юго-Западного фронта можно было избежать...А так...650 000 человек попали в плен...Командующий М.П.Кирпонос,начштаба Пуркаев погибли на поле боя,пытаясь прорваться к своим....Нам удалось вырваться,и мы шли на Путивль....Мы не сдались,мы ежеминутно были готовы вступить в бой с врагом,но у нас были дети,были раненые,были ценные документы,а значит надо было не сдаваться,надо было выстоять во что бы то ни стало! Выстоять и не покориться! Выстоять и победить! Мы шли на Путивль,где нас ждала встреча с "Дедом" ,Сидором Артёмовичем Ковпаком.......