Мельничнова церковь

Виталий Бердышев
(Церковь Преображения Господня, город Шуя)

В военные и послевоенные годы Мельничнова церковь была единственной действующей церковью в Шуйском районе. И мы, жители 1-ой Железнодорожной улицы, каждый день слышали ее призывный колокольный звон, зовущий верующих на очередную молитву, а также на все церковные праздники. И по «чугунке» (железнодорожной линии) в сторону церкви тянулись поодиночке или группами бабуси в платочках, к ним присоединялись старушки с нашей улицы. А потом бабушка Королькова рассказывала нам, ребятам, о таинствах церковной жизни и угощала всех вкусными церковными просвирками.

Моя бабушка Морган Мария Алексеевна любила церковные праздники. В юности, до революции, она посещала церковь, и о ней у бабушки остались самые светлые воспоминания. В церкви она венчалась с дедом Морганом Леонидом Николаевичем в 1908 году во Владивостоке (Покровская церковь), о чём осталась запись в метрической книге, выписка из которой хранилась в семейном архиве...

Во время особенно отчётливо слышимого колокольного «мельничного перезвона» бабушка нередко отрывалась от своих многочисленных хозяйственных дел и выходила во двор послушать это чарующее колокольное многоголосье. Безусловно, оно создавало настроение, особенно у неё, вызывало ностальгическое воспоминание о ее далеком, юном прошлом. Я чувствовал, что ей хотелось на старости лет посетить это святое заведение, еще раз прикоснуться к церковным таинствам, наполнить свою душу христианской благодатью, соблюсти церковные обряды. Положение педагога не позволяло ей этого сделать, и она с грустью поглядывала на белоснежное церковное здание, с его характерной архитектурой и голубыми куполами, – когда мы проходили рядом с церковью, отправляясь на стоянку к нашей козе Зорьке...

Начав в детстве заниматься фотографией, я неоднократно фотографировал ее внешнюю красоту, и сейчас мы можем увидеть, как выглядела церковь в далёкие сороковые годы (1949 г.). В 1954 году я покинул родную Шую, поступив в Ленинградскую Военно-морскую Медицинскую Академию, и надолго потерял связь с родными краями. И только через 15 лет смог приехать сюда вновь. Посещая Шую, мы с сыновьями совершенно случайно оказались свидетелями крестного хода, спускавшегося с Ивановской улицы к церкви. И тогда мне снова удалось запечатлеть этот храм добра и духовной благодати, но уже с помощью более совершенной аппаратуры (1972 г.).

В последующие годы, приезжая в отпуск в Иваново из далекого Приморья, я несколько раз посещал Шую. И каждый раз, выезжая из Китова, старался хоть на несколько секунд увидеть из окна автобуса эту святую достопримечательность нашего Шуйского детства. И один вид ее давал мне частичку душевного умиротворения, столь необходимого в нашей непростой жизни...

Совершенно неожиданно я увидел Мельничнову церковь совсем недавно – 22.11.2017 г., когда приезжал из Иванова в Шую, в родную школу № 10 на встречу с педагогами и учениками. Тогда меня любезно довезли до конца Ивановской улицы встретившие меня педагоги, давая возможность хоть ненадолго окунуться в моё детское прошлое. И, конечно, я должен был взглянуть на церковь. Это стало ритуалом моих визитов в родной город.  Святая Обитель как бы притягивала меня к себе, вдохновляла и напутствовала на дальнейшее творчество и новые воспоминания о чудесных (хотя и трудных) годах нашей молодости, о естественной и рукотворной красоте нашего удивительного Шуйского края. И я надеюсь, что это была не последняя наша встреча, и мне ещё удастся кое-что сделать в борьбе за наше Духовное Совершенствование.