Наташа Бородулина

Петр Панасейко
   
            

              Не знаю, кто как, но я свой 40-летний юбилей не отмечал. Ибо с детства наслышан об этом событии в жизни каждого человека. Одним словом, говорят, не совсем желательно праздновать официально свой сороковой День рождения. При этом приводят объяснение, что в прежние далёкие времена этот возраст считался периодом переосмысления жизни, когда душа меняет своё состояние. Что в этот период жизни ангел-хранитель покидает человека, ибо он к тому времени обретает мудрость. По неизвестным причинам празднование 40-летнего юбилея связывают с дальнейшими несчастиями.

               Думаю, моя городская одноклассница Наташа Бородулина вряд ли торжественно отмечала свой 40-летний  юбилей. Скорей всего, из-за состояния здоровья. Но только ушла она из жизни сорокалетней. Случилось это, по моим подсчётам, в 1997 году (родилась  в 1957-ом, на год позже меня).

               Как вспоминает наша общая одноклассница Катя Быстрова, присутствовавшая на похоронах Наташи, для всех её смерть стала полной неожиданностью. Она со многими одноклассниками и одноклассницами, пришедшими проводить её в последний путь, встречалась, созванивалась, но  не жаловалась на здоровье. «Я, - говорит Катя, - никогда не думала, что у одноклассницы так плохо со здоровьем». Далее, я полностью с Катей согласен, что Наташа была в школе доброй и отзывчивой, но скромной, держала все неприятности в себе. Такой она оставалась и до конца дней своих.

              Наш класс, как и многие классы Автозаводского района города Тольятти, в начале 1970-х годов считался особенным. Сборным со всей необъятной страны под названием СССР. В то время запустили в эксплуатацию построенный Волжский автомобильный завод, стали набирать рабочих и специалистов. И потянулись в город на Волге тысячи и тысячи семей с разных уголков Советского Союза. Тридцать пятую школу открыли первого сентября 1971 года. Когда я, восьмиклассник, в неё попал в начале марта семьдесят второго года, то Наташа в 8 «б» классе уже училась, опередив меня на полгода.

              Училась она хорошо, по крайней мере, лучше меня, так как меня «подводила» в этом деле нелюбимая мной алгебра и тригонометрия. То тесть, математика. Да и химию с физикой я не очень «уважал». Любил другие  предметы. Чего не скажешь о Бородулиной.

               Если я в десятом классе записался на факультатив по математике только из-за уважения к учительнице Л.И.Трясциной, то Наташа туда попала по другой причине, собираясь после школы пойти учиться в местный Политехнический институт. Думаю, она его осилила. А может поступила в другой технический вуз в областном центре? Не знаю.

              Мне же больше запомнились уроки русской литературы. Наша учительница В.Ф. Нечунаева практиковала часто чтение учениками изучаемых произведений. Помню хорошо, как в девятом классе Наташа прекрасно читала в классе «Войну и мир» Льва Толстого, в частности сцену встречи Наташи Ростовой с Андреем Болконским. Наташа читала Наташу. Поскольку творческое воображение у меня присутствует с детства, о чём  раньше уже писал, то я представил на месте Ростовой одноклассницу Бородулину. Не сомневаюсь, если бы она стала актрисой, то замечательно сыграла бы роль Наташи Ростовой. Не хуже Людмилы Савельевой.

            Я же читал сцену с Пьером (он же Петр Кириллович Безухов). Не знаю, но догадываюсь, что учительница литературы делала это не случайно. Надо будет при встрече спросить у одноклассника Андрея Отришко, не достался ли ему тогда Андрей Болконский. Тогда моё предположение будет верным.

          В своё время Бородулина вышла замуж, родила сына. Казалось, семейному счастью не будет конца, но, увы, на то она жизнь и непредсказуема, что делает иногда крутые повороты.

          Когда в 1994 году Борис Николаевич Ельцин, президент России, назначил своим полномочным представителем в Самарской области Юрия Михайловича Бородулина, я заинтересовался, а не родственник ли он моей одноклассницы. Собирался при встрече  расспросить её об этом. Однако не успел. Спустя три года Наташи не стало. А Юрия Михайловича от должности освободил в январе 2000 года исполняющий обязанности Президента России Владимир Владимирович Путин.

              Со школьных лет я, увлекаясь историей и русским языком, интересовался образованием фамилий. По некоторым, как моя, образованная от имени, сложности не вызывает. Заинтересовала меня и фамилия Бородулин (Бородулина). И вот что я о ней выяснил.

             Основой указанной фамилии стало новгородское слово «бородуля». Это прозвище женщины, наделённой мужским характером. Она представляла собой сильную и независимую женщину, целеустремлённую и волевую. Но это прозвище перешло и на лиц мужского пола. Так, оно встречается в исторических документах 1545 года у одного из крестьян из Великого Новгорода. А в 1608 году встречается уже  фамилия Бородулин.

          Как я уже сказал, в нашем классе учились ребята и девчата с разных городов, сёл и союзных республик. Мне неведомо, откуда приехала в Тольятти с родителями Наташа Бородулина, но только  эта фамилия известна и в братской Белоруссии. Благодаря народному поэту республики Григорию Ивановичу Бородулину (родился в 1935 году).

           В отличие от других своих городских одноклассников и одноклассников я по окончании школы Наташу не встречал. Город, тем более такой как наш, это не деревня, пусть и самая большая. Можно жить в соседнем доме и ни разу не встретиться. Поэтому одноклассница Бородулина осталась в моей памяти девочкой с белым бантом на голове, что на общем фото класса 1974 года.

         Я очень надеюсь, что эти мои воспоминания о далёких школьных годах и об одной из одноклассниц прочитают со временем и сын её, и внуки. Прочитают и поймут, что их замечательную, добрую и отзывчивую маму и бабушку помнят не только они, но и мы, её бывшие одноклассники и одноклассницы. Царство тебе Небесное, Наташа!

          Заканчивая эти краткие воспоминания, я вновь положил перед собой фото нашего 10 «б» класса. И мне подумалось, а что если в это время Наташа с Небес смотрит тоже на эту прекрасную фотографию. Смотрит и улыбается. А значит, она в наших сердцах продолжает жить.

17.05.2018 года