Глава 9. Жизнь продолжается

Тамара Злобина
    Предыдущая глава:http://proza.ru/2018/05/16/877

Нина Фёдоровна очень внимательно посмотрела на сына и спросила прямо, без обиняков:
-Серёжа, ты из-за меня решил отказаться от МГУ?
-Нет! - поспешно ответил Сергей, и мать решила обратное.
Видя, что ему не верят, он добавил:
-Не только из-за тебя, мама... Вот, если бы был жив отец...
Мать перебила его:
-А он жив.

И увидев изумление в глазах сына, Нина продолжила:
-Ты не задавал себе вопрос, почему вы с Таечкой так похожи?
И снова Сергей только смотрел на мать, ничего не понимая.
-Потому что отец у вас один... Он ведь приезжал в пятидесятом, сынок. Ты как раз в пионерском лагере был в это время...
-Почему ты мне не рассказала ничего?! - голос Сергея взлетел под потолок.
Нина приложила  палец к губам, прося молчания - видно, нелегко было ей говорить об этом.

-Как я могла рассказать такое? - горько усмехнулась она. - Он ведь бросил нас... На фронте встретил медсестричку. Как сказал мне: влюбился в неё до беспамятства. И решил после войны начать с ней новую жизнь. Мы с тобой в его планы не входили... В «благодарность» за свою свободу оставил, так сказать,  подарок: Таечку, которая появилась на свет спустя девять месяцев после той «долгожданной встречи»...

-Я ничего не хочу знать о нём, мама! - признался Сергей. - Для меня он погиб в начале войны. И давай больше не будем возвращаться к этой теме.
-Но Таечка... - начала Нина Фёдоровна.
Сын перебил её:
-Таечку я, как любил, так и буду любить! Она моя сестрёнка. И твоя дочь, мама. Твоя — не его.

Через три дня мать выписали из больницы. Перед этим у Сергея с доктором был трудный разговор.
-Ты уже взрослый, Сергей, заканчиваешь школу, пошёл работать, взяв на себя обязанности главного мужчины в доме... Поэтому я не стану с тобой юлить - скажу, как есть: Нине Фёдоровне  нужна была операция ещё пару лет назад. Сейчас её сердце уже не выдержит. Мы можем только поддерживать твою маму... Сожалею, что пришлось говорить тебе такое.

-Сколько она ещё сможет продержаться? -  севшим голосом спросил Сергей, внезапно поняв, что дни матери, возможно, уже сочтены.
-Всё зависит от того, какая будет у неё нагрузка, - ответил врач. - Ей сейчас противопоказаны любые нагрузки, волнения и переживания. Я не могу ответить на этот вопрос односложно, Сергей. Всё зависит от вас... От тебя. На сколько ты сможешь всё взять на себя... Ты ещё так молод...

Сергей привёз мать домой, ничего не рассказав ей о разговоре с доктором.
Нина Фёдоровна была приятно удивлена: в комнате чистота, сготовлен обед, висит постиранное бельё, Таечка самостоятельно выполняет домашнее задание.
-Это ты всё сам? - спросила она.
Сергей в ответ только пожал плечами.
-И как ты всё успеваешь, сынок? - пожалела его мать, убирая непокорную прядь с его лба. - И учиться, и работать, и за Таечкой ухаживать, да ещё и в больницу ко мне каждый день наведываться...

Сергей улыбнулся в ответ:
-Я же главный мужчина в доме!
И добавил:
-Теперь будет немного полегче: в больницу больше не нужно будет ездить.
-Теперь я тебе буду помогать, - заверила его Нина Фёдоровна. - Вот пару дней оклемаюсь... Выйду на работу. Да и Таечка будет уже под моим присмотром.
-Работа отменяется! - отреагировал Сергей твёрдо.

Мать подняла на него глаза и спросила:
-Со мной всё так плохо, сынок?
Сергей, не привыкший лгать, с трудом ответил на этот вопрос:
-Просто доктор сказал, что пока тебе не нужно работать. Месяц-другой придётся побыть дома, чтобы твоё здоровье полностью восстановилось... Так доктор сказал, мама. А доктора нужно слушаться.

С этого дня Сергей старался, как никогда в жизни, всё взвалив на себя. Нина Фёдоровна сердилась, что он почти ничего не даёт ей делать - даже в магазин за  покупками ходит сам.
-Я, что по твоему: малое дитя? - интересовалась мать.
Сергей обнимал её за плечи и прижимался лбом к её плечу.
-Ты не малое дитя - ты мама, - говорил он. - И ты в своей жизни столько работала, что этого хватит минимум на две жизни... Позволь нам с Таечкой теперь позаботиться о тебе?

Матери не стало через четыре месяца. Сергей успел сдать выпускные экзамены и поступить в Агротехнический университет на факультет городское строительство и хозяйство.
Нина Фёдоровна радовалась, пожалуй, больше сына.
-Какой ты у меня уже взрослый, - говорила она. - И какой умный! Мне так повезло с детьми - не у всех такие дети... Я самая счастливая мать в нашем городе!

Умерла она во сне. Видимо, предчувствуя свою кончину, за два дня до этого мать сказала:
-Если со мной что случится, сынок... Ты можешь отыскать своего отца — он недалеко от нас живёт: в Воронежской области... Там у меня в комоде, в записной книжке его адрес.
-О чём ты, мама? - Сергей сделал вид, что не понимает её.
-Тебе могут не оставить Таечку... Забрать её в детский дом.
-Да я за сестрёнку любому голову откручу! - заверил её Сергей. - И потом, мама, что за упадническое настроение? У нас всё хорошо! Ведь у нас с тобой всё хорошо, да?
Нина Фёдоровна молча кивнула головой.

Хоронили её всем двором. Особенно помогала Катерина Михайловна. Она даже  Прасковью Дмитриевну вызвала из Ряжска. Прасковья Дмитриевна взяла на себя поминки, Катерина Михайловна всё готовила к похоронам, а Сергей никак не мог взять себя в руки - метался по комнате, словно искал пятый угол.
У него рыдала душа, а слёз не было. Зато Тая плакала за двоих и день, и ночь, не находя успокоения ни в чём. После похорон баба Паня забрала её с собой.
-Пусть девочка немного успокоится. Смена обстановки пойдёт ей на пользу.

Вари в это время в городе уже не было — она была в Москве. Как и мечтала, девушка поступила в МГУ на факультет журналистики, и теперь осваивалась в столице.
Сергей часто думал о ней, размышляя почему так произошло, что их дороги резко разбежались в разные стороны.
Однажды он вспомнил разговор с матерью в тот день, когда Варя уехала в Москву. Уехала, даже не простившись с ним.

-Я не знаю, как мне быть, мама?! - сказал он в тот день. - Я словно разрываюсь надвое... Посоветуй, что делать?
-Серёжа, может просто отключить сердце и включить разум? - ответила мать. -  И посмотреть на всё со стороны... Или довериться времени. Время - мудрая штука и всё само поставит на место.
-Легко сказать: отключить сердце, - запротестовал Сергей. - Я же не машина... Сердце может потом не завестись.

Это воспоминание словно отключило в нём что-то сдерживающее эмоции, и его, наконец, прорвало:  Сергей кричал, катался по полу, сшибая на своём пути всё, что попадалось. Со стороны могло показаться, что он сошёл с ума.
Неизвестно сколько бы он так неистовствовал, если бы в мансарде не появилась Катерина Михайловна, и не остановила его. Она пришла сообщить, что скоро оформят документы на опекунство.
-На тебя, Серёжа не получится, к сожалению, - сказала она. - Ты ещё сам почти ребёнок... Вот, если бы ты был женат, тогда... Я оформляю документы на себя. Надеюсь, ты не против?

-Спасибо, Екатерина Михайловна, - ответил Сергей и вид у него был очень виноватый, ведь она застала его в тот момент, когда он полностью потерял над собой контроль.
-Ничего, сынок, ничего, - успокаивала его Катерина Михайловнв. - Жизнь продолжается. У нас с тобой впереди столько дел! Ведь так?
-Это больше никогда не повторится, - отреагировал Сергей, не пряча взгляда.
-Не оправдывайся, сынок, - ответила соседка. - Все мы люди, и все - не железные...

       Продолжение: http://proza.ru/2018/05/18/321