V. Гл-3. Тёплое море

Геннадий Чергизов
*** V. Гудаута - Як-28П и Су-27 ***

     В конце марта отправляют меня в отпуск. Лечу рейсом Сухуми – Запорожье – Рига, Як-40, билет стоит 21 рубль, из Сочи 19. Какой-то один час и я в аэропорту Запорожья. Здесь снег, зима. По серому цвету снега видно, что металлургические заводы работают исправно.  Через несколько дней летим всем немногочисленным семейством к моим родителям во Фрунзе. Лететь надо через Мин–Воды. В Мин-Водах пересадка на другой рейс. Пассажиров приглашают на посадку, из тёплого здания аэровокзала идём на улицу, там   приходиться   ждать. Холодно, дует морозный ветер. Держат долго на улице, потом милостиво разрешают зайти в «накопитель» - это такое лёгкое холодное сооружение с этаким жизнеутверждающим названием, но в нём хотя бы не дует.  Наконец, улетаем. Во Фрунзе как на другой планете  - солнце, относительно тепло.
   
    В начале мая вернулись в Гудауту через Ростов и Сочи. Отпуск это хорошо, но дом есть дом. Ура. В мае погода неустойчивая, то ПМУ – « миллион на миллион», то СМУ и даже «минимум». Летаем и дневные смены и ночные. Мне днём по Программе надо летать МВ (Малую Высоту) в СМУ.
 
    Море уже тёплое, ходим купаться как раз в торец полосы, это для нас самое близкое место. От городка море отделяют все три километра. Путь пролегает вдоль канала, в который загнали местную речушку, чтобы отвести её от аэродрома. Но при обильных дождях эта, с виду неказистая речушка, набухает и идёт по своему старому руслу прямо через ВПП. Приходится с этим мириться. Научились «добывать» рапанов – эта та самая ракушка, которую хоть раз в жизни, но все привозят с моря и потом слушают в ней шум прибоя. Находили эти ракушки метрах в двадцати от берега, на глубине двух, трёх метров. Она там медленно передвигалась по песку, оставляя за собой след. Надо было за ней просто нырнуть и подобрать. Потом их варили. Просто как картошку. Варили для того, чтобы вытащить из неё того самого рапана, ведь он там закручен в спираль и другим способом удалить  его невозможно. Марценюк говорит, что этих рапанов едят, как и мидии. Может быть, но нам это неинтересно -  кто-то и лягушек ест.

     Июнь в плане полётов стал для меня уникальным, за  13 лётных смен я выполнил 32 полёта и  налетал 26 часов за один месяц. На Чукотке за весь 1981 год я налетал 22 часа! Продвинулся по Программе, летал днём зоны, перехваты на малой высоте в СМУ, «потолки» и маршруты. Периодически доводится летать «за цель». Летишь себе по маршруту, а по тебе отрабатывают перехваты. И в ЗПС и в ППС. Это может быть и малая высота, и средняя,   и  «потолок». Начали летать групповые полёты – парой. На Як-28 полёт парой имеет особенности – на самолёте нет тормозного щитка, а самолёт очень инертный. Когда при пристраивании проскакиваешь ведущего, хоть ногами тормози. Место в строю приходится выдерживать миллиметровыми движениями РУДов, не отрывая взгляда от ведущего. Как только он входит в разворот, надо немедленно увеличить обороты и угадать – насколько! И не прозевать начало вывода ведущего из разворота – тут же надо прибрать обороты, чтобы не вырваться вперёд. Если, всё же вырываешься вперёд, небольшим  креном отваливаешь в сторону от ведущего, и тут же перекладываешь крен на обратный, чтобы вернуться на место. Так сохраняешь своё место в строю.

     Полёт в паре в качестве ведомого это особый вид полёта. И сложный и интересный. Надо привыкнуть сливаться с самолётом в нечто единое и для выдерживания места в строю пары надо привыкнуть не просто двигать рулями и РУДами, а не задумываясь над действиями руками, управлять всем самолётом, вцепившись взглядом в силуэт самолёта ведущего и удерживая этот силуэт неподвижным пятном относительно твоего самолёта. Чем плотнее строй пары, то есть, чем ближе ты держишься к ведущему, тем труднее выдерживать своё место. Это напряжение выматывает и долго такое состояние трудно выдержать. Плотная пара обычно применяется при роспуске над полосой или проходе над какой-нибудь площадкой при «показухе». Да и расход топлива в плотном строю повышенный, - ведь приходиться непрерывно работать РУДами, энергично двигая их вперёд-назад, чтобы удержаться в строю.

     В полку стало «модно» покупать машины. Кто-то один подал пример, и это подхватили. Теперь на стоянке возле штаба стоит целый ряд «Жигулей» и «Москвичей». Деньги на машины у народа есть, всё-таки с Чукотки приехали. Кажется, первым был Володя Бутаков, лётчик-оператор с нашей эскадрильи, – приобрёл подержанную "Двоечку». Это «Жигули» второй модели – фургон или пикап, как тогда говорили. Потом кто-то принёс весть, что в Сухуми  можно купить безо всякой очереди новый «Москвич». В это с трудом верилось. Автомобиль всегда можно было купить только после  многолетней очереди. Все мы были записаны в такой очереди, которая велась в Политотделе. Но эта весть, как ни странно, оказалась правдой. И вскоре на стоянке у штаба появилось сразу несколько новеньких «Москвичей». В основном, почему-то  красного цвета.

     Мой оператор, Володя Архаров, тоже решил купить себе машину. Кто-то из местных гражданских, работающих в ОБАТО, подсказал ему, что  его знакомый продаёт «Пятёрку». Володя заинтересовался. Вскоре к нему приехали на красной «Пятёрке» два молодых абхаза. Просят за машину недорого, но авто сильно «подержано».  Парни молодые, загоняли, наверное, ту «Пятёрку». Но машина чисто вымыта, блестит на солнце, натёрт и блестящ салон, магнитофон радостно орёт. Красота. Покатали Володю, дали проехаться. Он почесал затылок и  сказал, что подумает. Рассказывал, Володя, что эти парни ещё пару раз приезжали, цену сбавили. Володя говорит:
- Вижу, что машина заезжена, дребезжит и тарахтит - не хочу покупать, но сяду за руль, проеду - и уже хочу.
Так эти парни «додавили» Володю, купил он эту «Пятёрку».  Ничего, тарахтела, но бегала резво.

     Кто-то «принёс» известие, что в Сухуми в Военторге распродают с консервации «Москвич-401» за одну тысячу рублей. Это тот самый Москвич, который «ещё был» «Опель-Кадет». Рассказывали, что из Германии после войны вывезли завод и продолжили в Москве выпускать Опель, но дали ему новое имя – «Москвич».  Позже на его базе стали уже делать свои легковушки. Принёсший эту весть, рассказывал, что машины эти были в отличном состоянии, в смазке, и, что он сам сидел в такой машине. Кто-то даже поехал в Сухуми за «Москвичом», но вернулся ни с чем. Там ему сказали, что такие машины были, но  уже проданы.
 
    Июль в плане полётов был очень разнообразным – летал и день и ночь, и ПМУ и СМУ, и МВ и «потолки». Налетал 12 часов – неплохо, если ещё учесть, что почти все полёты «в клеточку», то есть по Программе.

    В выходные ходили с женой с детской коляской гулять к морю, дорога от городка к штабу, а там, и  дальше к морю, шла между огромными виноградниками. Вдоль дороги росли большие деревья инжира. Я только здесь и увидел этот фрукт, узнал с удивлением, что это и есть фиговое дерево и плод его похож на фигу, то есть – кукиш. Этого инжира под деревьями валялось в период, когда он созревал, просто  бесчисленное множество. Целенаправленно его никто не собирал. Так, подбирали немного. Был он, как мне кажется, излишне сладким. С удовольствием его ели местные свиньи, которые бегали по местности «свободным выпасом». На голову таким свиньям хозяева одевали деревянный треугольник, чтобы не могли залезать в какие-то узкие места, и они свободно бегали вокруг, кормились, чем придётся.

     В «зелёном городке», кроме военнослужащих,  жили и местные жители. Так у одной женщины мы покупали молоко. Она была абхазкой, звали её Аида, муж был грузин. Бегали по двору два пацана, удивляли тем, что запросто ели хлеб, намазанный аджикой. Местная аджика была просто огненной. Как они её ели, можно было только удивляться.

     Из городка в Гудауту ходит автобус - «пятёрка». Идёт автобус до рынка, оттуда же и обратно, ходит редко, не особенно по расписанию. С этим связан один курьёзный случай – купил один наш техник  «Москвич». Поехал на нём с женой в воскресенье на рынок. Бродят по рынку, скупаются и вдруг слышат клич:
- Бамборский автобус пришёл!
Это наш  автобус так называли. Все, кто был на рынке с городка, засуетились, бросились к автобусу, места занимать. Наш техник с женой по привычке тоже побежали к автобусу. На следующее утро открывает ворота гаража, чтобы ехать на службу и с ужасом обнаруживает пропажу своего «Москвича». Шум, гам, звонит в милицию. Все нашему технику сочувствуют, утешают, как могут. И тут приходит известие, что доблестная гудаутская милиция нашла пропавший «Москвич», что хозяин может приехать и забрать его, стоящий одиноко возле неработающего в понедельник рынка. Только тут наш техник вспомнил, что вчера ездил на своём «Москвиче» на рынок.
   
    В Гудауту ездили прогуляться, побродить по магазинам, просто развеяться. В многочисленных кафешках можно было вкусно перекусить. С удовольствием брали местную солянку. Была она очень аппетитной, но по-абхазски щедро сдобрена аджикой, и поэтому просто «обжигала» рот. Выходили из этого положения тем, что крошили в солянку лаваш. Удивляло, что на каждом шагу продавались вино и водка на разлив.  И не наблюдалось нигде сильно нетрезвых граждан. Интересно было и то, что местные мужчины могли сидеть за столиком в кафешках, не с вином, что было бы не удивительно, а с кофе.
 
    На каждом шагу делали кофе по-турецки, то есть в песке. Ещё в царские времена  в начале девятнадцатого века во время русско-турецкой войны более половины абхазов  переселились в Турцию, а часть ушла за Кавказский хребет, на территорию нынешней Карачаево-Черкессии и Адыгеи. И эту часть там называют абазинами. Язык у них схожий.  Может быть, это был один язык, а за время раздельного проживания появились различия? Как, например, у русских, белорусов и украинцев? Видел как-то в одном музее карту Российской империи, где территория современной Абхазии была обозначена как ABHASIA. По-русски это слово звучит как АБАЗИЯ. Может отсюда и произошло название АБАЗИНЫ?    Я так и не понял, какую религию здесь исповедуют. Не мусульмане – однозначно. Ведь свободно употребляют спиртное и держат свиней. Не видно и христианских церквей. Может для того, чтобы развивать здесь православие и дала ещё царская власть землю греческим монахам из Афона? Теперь это место называется Новый Афон и там большой монастырь. А ещё  у этого монастыря есть в Пицунде подсобное хозяйство – неплохо устроились монахи. В порядке вещей у абхазов было хоронить родственников на территории домашнего участка. Больше всего похоже на то, что исповедуют они какую-то свою, языческую религию. 

    Когда стали покупать машины, то и начали приобретать и строить гаражи. Вообще, гараж имел более широкое понятие, чем место хранения машины.  В этих гаражах частенько собирались мы по поводу присвоения очередного звания или повышения в должности. Или ещё  какого-нибудь  события. Ехали в соседнее село за вином. Обычно брали двадцатилитровую канистру, иногда не одну. Вино было хорошее. К тому же совсем не дорогое. Со временем определились с местами, где  брать вино. Кто-то предпочитал красное, кто-то белое. Меня как-то привёз знакомый к одному деду, грузину в грузинское же село Орджоникидзе. У этого деда было отличное белое вино – Цоликаури, это такой сорт винограда.  Потом я только к нему за вином и ездил. У этого деда первый этаж дома был «винным погребом», там стояли разнокалиберные бочки и большой стол с лавками. Приезжали мы обычно по нескольку человек на машине с канистрой. Дед приглашал за стол и предлагал попробовать разного вина, из разных бочек. Иногда торжественно отмечал, что с этой бочки наливает вино впервые. Вина были самые разные, пробовали долго, смаковали. Потом выбирали какое-то одно, набирали канистру, расплачивались по одному рублю за литр. Такая была стандартная цена за любое вино. То вино, что мы пробовали,  в цену не входило, а пробовали мы  много, не один литр. Таковы были местные правила.

     Как-то «отмечали» день рождения нашего лётчика, Сергея Комарова, и я спросил у него:
-  Сколько же лет мы тебе отмечаем?
Он ответил:
- Тридцать семь.
Я подумал – «Серёга, какой ты старый!» Мне тогда не было и тридцати. Как-то собрались в гараже полкового  штатного РП, он давно живёт в городке, летал ещё в прежнем полку на Су-15. Я обратил внимание на ряд трёхлитровых закатанных крышками банок на полке. В них в прозрачной жидкости  плавали какие-то оранжевые плоды. Похоже на компот, но что-то плодов мало. Спросил у хозяина, что это.  И  получил сногсшибательный ответ – это, оказывается,  спирт. А плавают в нём мандарины. Для аромата. На Су-15 применялся спирт в системе охлаждения бортовой РЛС и в системе торможения. Это были запасы со старых, добрых времён. А на нашем Як-28П совсем нет спирта, к всеобщему сожалению. Только на спарке Як-28У есть совсем немного в системе торможения. Кто-то назвал Як-28П самолётом для трезвенников, поскольку, на нём не было даже спиртовой противообледенительной системы. Лобовое стекло фонаря имело электрический обогрев.
 
     Лето, конечно, в Гудауте интересное в том плане, что при тёплых солнечных днях, вдруг наплывают облака, закрывается весь небосвод и два, три дня стоит  сложная погода, вплоть до «минимума». Потом так же неожиданно небо проясняется, погода «звенит», и летаем сплошное ПМУ. И облачность была порой довольно серьёзной с нижним краем  300 - 350 метров, а заканчивалась верхним краем в 8000 метров. В августе летал я так же и днём и ночью, двигался по Программе.

     Выполнили очередные  пуски  ракет. Как обычно целью является парашютная мишень ПМ-6, сбрасывает её самолёт-постановщик с высоты более 10000 метров над морем и работает по этой мишени несколько самолётов, пока она медленно снижается и горит ярким факелом, давая возможность отработать по ней тепловой ракетой, а так же и ракетой с радиолокационной головкой.  Поскольку ракеты перед пуском «выхолащивались», то есть из них удалялся боевой заряд, мишень эта, за редким исключением, оставалась не сбитой и заканчивала свой век в морской пучине.


* - аэр.Гудаута - 08.83г. У высотного домика.
   
 
Следующее:
http://www.proza.ru/2018/05/17/1762