206 Право на морской бой 17 марта 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

206. Право на морской бой. 17 марта 1973 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск, суббота 17 марта 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 3.0°C, средняя: плюс 3.8°C тепла, макс.: плюс 4.9°C тепла, 11 мм осадков, дождь.

После памятного, но оставшегося почти безвестным визита Министра обороны СССР Маршала Советского Союза А.А. Гречко и Главнокомандующего ВМФ СССР Адмирала Флота Советского Союза СЧ.Г. Горшкова, прошла неделя, в течение которой меня включили в состав команды службы корабельного наряда для производства хозработ. Днём я бегал по заданиям дежурного по кораблю, а по вечерам продолжал делать стенды наглядной агитации БПК "Свирепый", рисовать плакаты, схемы, таблицы, писать лозунги к темам политзанятий. Обещание "писать каждый вечер письма маме" я не выполнял, потому что эти вечера почему-то затягивались почти до 5 утра. Дело в том, что наш замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин всегда ставил задачу очень просто: "Надо, понимаете, надо сделать до утра. Вы уж постарайтесь, прошу вас".

С началом весны начались частые, почти ежедневные выходы БПК "Свирепый" в море. Теперь мы отрабатывали не просто задачи пребывания в море в разных погодных условиях, а задачи маневрирования, навигации, точного следования в определённые районы с заданными точными координатами. При этом постоянно проводились навигационные занятия с вахтенными офицерами, получившими допуск к управлению кораблём. Под руководством нашего штурмана командира БЧ-1 старшего лейтенанта Г.Ф. Печкурова молодые лейтенанты и даже командиры других боевых частей с интересом и азартом брали пеленги, определялись по солнцу, вели прокладку на морских картах, отрабатывали навигационные задачи и вели тренировочный вахтенный журнал. Одновременно во всех боевых частях также напряжённо шла тренировка и практические занятия по своим заведованиям.

- Почему я работаю по ночам? - задавал я самому себе вопрос в очередном письме родителям в свою "законную почтовую субботу" 17 марта 1973 года. - Так надо. Причины поведаю немного позднее. К тому же сейчас ничего нельзя писать. Вы уж не беспокойтесь, если от меня "энное" количество времени не будет писем. Просто мы в море будем. Потом, когда всё кончится, напишу подробно.
- Главное, я жив и здоров, хорошо кушаю, немного сплю, но это мне не мешает, так как работа моя в ленкаюте творческая, интересная и результативная. Так что не волнуйтесь за меня, у меня всё нормально.

Визиты высшего военного руководства ВС и ВМФ СССР на БПК "Свирепый", вероятно, дали некие результаты и оценки состоянию корабля, его возможностям, слаженности экипажа и эффективности командования кораблём, потому что нас начали усиленно готовить и тренировать для одиночного боевого похода в океане. Каждый выход в море нам давали задания посетить самые отдалённые морские районы Балтийского моря, причём в условиях выполнения учебных боевых задач. Так называемые "электронные" учебные пуски ракет, торпедные и артиллерийские стрельбы "понарошку" следовали одна за другой. Дело в том, что в марте 1973 года командование 128-й БРК 12-й ДиРК ДКБФ и экипаж БПК "Свирепый" начали отработку боевых задач по программе подготовки  и сдачи курсовой задачи "К-1".

Для надводных боевых кораблей ВМФ СССР всех рангов курсовая задача "К-1" - это задача получения права на ведение морского боя в море-океане, право на самостоятельное одиночное плавание и боевой поход при полном корабельном вооружении в любой точке или районе моря-океана. Курсовая задача "К-1" - это высший экзамен боевой и политической подготовки, после успешной сдачи которого экипаж и корабль по праву считается "боевым", неформально включается "в компанию" боевых кораблей соединения флота, начинает поднимать вымпел и получать дополнительное "морское вознаграждение". Только после успешной сдачи элементов курсовой задачи "К-1" разрешается подготовка и сдача элементов курсовой задачи "К-2".

Конечно, все программы боевой и политической подготовки кораблей ВМФ разрабатываются и исполняются на основании специальных руководящих документов, например, таких как: Курс подготовки боевых кораблей ВМФ, Руководство по боевой подготовке ВМФ (РБП ВМФ), Правила организации штурманской службы на кораблях ВМФ (ПОШС-К ВМФ) и т.д. Автор не может и не должен цитировать эти и иные действующие руководящие документы ВМФ (военная тайна), однако общее предствление о сложности и ответственности при подготовке к сдаче элементов курсовой задачи "К-1" изложить необходимо, чтобы понять и оценить значимость военно-морской службы, значимость боевой подготовки корабля и его экипажа.

С этого момента повествования в книге "О службе на флоте. Легендарный БПК "Свирепый" автор начинает создание виртуального корабля-музея проекта 1135 типа "Буревестник" на примере истории и фотолетописи конкретно БПК "Свирепый" - боевого противолодочного корабля 128-й бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей Дважды Краснознамённого Балтийского флота. Вот почему подробное изложение элементов основополагающей курсовой задачи "К-1" является характеристикой боевой подготовки нашего легендарного корабля и его первого экипажа, получившего право на самостоятельный морской бой в море-океане во время БС (боевой службы).

Структура, содержание и состав элементов курсовой задачи "К-1" для любого боевого корабля зависит в первую очередь от основных угроз на ТВД (театр военных действий) между воюющими или конфликтующими сторонами-странами, то есть политические угрозы, экономические и военные. Про военные угрозы всё ясно - это реальные и действительные столкновения кораблей друг с другом, боевые действия, применение корабельного оружия. Экономические угрозы требуют искусного маневрирования боевых кораблей на международных морских торговых путях, конвоирование и защита своих судов, борьба с пиратством. Политические угрозы требуют от военных моряков достойной и профессиональной демонстрации боевых возможностей кораблей, умения, выдержки и стойкости моряков, экипажей боевых кораблей.

Исходя из реальных и возможных угроз, возникают конкретные цели курсовой задачи "К-1":
7. Умение эффективно организовать корабельный распорядок дня, боевой и политической подготовки, службы корабельного наряда, быт и культуру общения, содержание и обеспечение жизнедеятельности корабля и экипажа корабля в базе и в боевом походе; 
2. Умение эффективно и точно управлять боевым кораблём на всех этапах кораблевождения от снятия с якоря и швартовов, через выполнение боевых задач в открытом море-океане в любых погодных условиях и до возвращения в базу (порт) и постановку на якорь и швартовы;
3. Умение вести контроль над судоходством в определённых морских районах и ведение разведки (поиск и сопровождение надводных и подводных кораблей "вероятного противника");
4. Умение в любой (нужный) момент времени применить весь комплекс корабельного вооружения (по приказу командования или самостоятельно в случае объявления войны);
5. Умение вести морской бой, поиск, сопровождение и уничтожение морских, воздушных и сухопутных целей;
6. Умение бороться за живучесть корабля и обеспечение здоровья и жизни экипажа корабля в любых условиях ведения современной войны и средств массового уничтожения.

Таким образом, основным содержанием военно-морской боевой и политической подготовки на всех и любых боевых кораблях, в том числе и на БПК "Свирепый", являются следующие целевые задачи:
- отработка общекорабельной организации жизнеобеспечения корабля и экипажа в базе и в море в мирное и военное время;
- отработка действий экипажа при выходе в море и возвращении в базу;
- освоение экипажем всех корабельных устройств, вооружения, приборов и средств защиты;
- отработка приёмов обеспечения обороны и защиты корабля в море, в походе, в районах ведения БС (боевой службы), в районах сосредоточения групп кораблей, на якорных стоянках и в пунктах базирования;
- отработка организации погрузки и выгрузки на месте или в движении корабля продуктов питания, воды, топлива, боеприпасов, раненых и пораженных, пассажиров, вооружения, техники;
- отработка приёмов борьбы за живучесть судна в условиях применения противником средств оружия массового поражения и ликвидации его последствий;
- отработка приёмов оказания помощи терпящим бедствие, а также захвата судов и кораблей противника (взятие на абордаж).

Конечно и естественно на ВМФ существует большое количество разнообразных руководящих документов детально описывающих и регламентирующих содержание и исполнение элементов курсовой задачи "К-1", однако, несомненно, жизнь и практика боевой и политической подготовки, научный и технический прогресс в военной сфере всё время вносит коррективы в уставы, руководящие документы, правила и наставления. Поэтому каждый боевой корабль и экипаж, сдавая курсовую задачу "К-1" всегда вносит что-то своё, новое, необычное, более эффективное. Мы тоже с самого начала ходовых испытаний в 1972 году уже применяли (опробовали) БИУС - боевую информационно управляющую систему и Сетевой график испытаний БПК "Свирепый". Применение передовых методов военно-морской подготовки позволило нам досрочно пройти государственные испытания, досрочно вступить в строй боевых кораблей Балтийского флота и подготовить экипаж к сдаче курсовой задачи "К-1" в начале 1973 года.

Автор напомнит, что было сделано первым изначальным экипажем БПК "Свирепый" в период формирования экипажа в феврале-августе 1972 года и достройки корабля на Калининградском ПССЗ "Янтарь":
- составлены основные корабельные организационные документы и расписания по общекорабельной организации;
- личным составом экипажа корабля изучены обязанности по корабельному расписанию;
- практически личным составом изучено устройство корабля и освоены все помещения и боевые посты;
- организовано зрительное и техническое наблюдение на корабле;
- организовано взаимодействие ГКП, ПЭЖ и БП (боевых постов);
- организован надзор и поддержание физических полей корабля.

В период с августа по ноябрь 1972 года во время проведения ходовых испытаний БПК "Свирепый" были осуществлены:
- мероприятия жизнеобеспечения корабля в условиях предвоенных и военных действий;
- организация на корабле зрительного и технического распознавания воздушных, надводных и подводных целей "вероятного противника" (ВМС США и НАТО);
- организация всех видов связи с кораблями, самолётами, подводными лодками и береговыми пунктами управления;
- организация навигации и кораблевождения в районах проведения ходовых испытаний;
- организация связи с командованием ДКБФ и ВМФ;
- организация обороны корабля на переходе морем, во время стоянки в базе или на рейде от сил и средств вероятного противника;
- мероприятия по борьбе за живучесть корабля, его технических средств, ликвидации боевых, технических и иных повреждений;
- организация противохимической, противобактериальной и противорадиационной защиты корабля и экипажа;
- организация несения вахт на боевых постах, взаимодействия боевых частей, управления кораблём с ГКП и ПЭЖ в условиях стоянки в базе, на рейде и в морском походе;
- изучение и освоение всех технических возможностей ГЭУ, кораблевождения и управления кораблём;
- успешная сдача экипажем корабля экзаменов на классность и право самостоятельного несения вахт и работ на заведованиях.

Во время осенних учений "Балтика-72" в ноябре 1972 года мы досрочно выполнили часть элементов курсовой задачи "К-1", в частности:
- изучили требования руководящих документов по боевой и политической подготовке;
- выполнили мероприятия по экстренной подготовке и выходу корабля в море и возвращению в базу;
- выполнили навигационные задачи по отводу корабля в указанное место района ведения учений;
- выполнили навигационные задачи, связанные с совместным походом КУГ (корабельной ударной группировки) кораблей;
- организовали зрительное и техническое наблюдение за обстановкой на море при совместных действиях КУГ;
- осуществили артиллерийские, торпедные и ракетные учебные стрельбы (стрельбы ЗРК "Оса-М" оказались неудачными - автор).

В декабре 1972 года БПК "Свирепый" устранил все выявленные недостатки в организации боевой и политической подготовке, успешно выполнил все ракетные стрельбы, обеспечил эффективный контроль и поддержание физических полей корабля на полигоне-стенде №1 ВМФ СССР, справился с эпидемией гриппа и досрочно был принят в состав боевых кораблей Дважды Краснознамённого Балтийского флота.

В январе-феврале 1973 года были выполнены следующие нормативные задания и элементы курсовой задачи "К-1" по обороне и защите корабля на переходе морем, на рейде и стоянке в базе (порту), при одиночном походе в море и в группе кораблей:
- личным составом изучены и освоены все виды и типы корабельного вооружения, технических средств, машин и агрегатов корабля, сданы экзамены на допуск к обслуживанию и управлению ими;
- боевые части корабля изучили правила ведения стрельбы по береговым, морским и воздушным целям с использованием артустановки АК-726 и ЗРК "Оса-М";
- РТС корабля отработали способы постановки активных и пассивных помех РЭБ (радиоэлектронной борьбы);
- отработана организация применения средств защиты корабля от ПДСС (диверсантов);
- отработана организация оказания на корабле медицинской помощи при поражении экипажа различными видами поражающего оружия, а также взаимопомощь и взаимозаменяемость личного состава на боевых постах.

В течение всего периода формирования и сплочения экипажа БПК "Свирепый" практически ежедневно осуществлялась боевая и политическая подготовка общекорабельной организации жизнедеятельности корабля. В частности, командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров и старпом капитан-лейтенант А.А. Сальников особо уделяли внимание и время комплексу расписаний и правил, определяющих все элементы организации жизнедеятельности экипажа с момента его заселения на корабль в заводе. С момента первого подъёма военно-морского флага на БПК "Свирепый" все заводские регламенты, расписания и правила сменились на истинно военно-морские, соответствующие Корабельному уставу ВМФ СССР. Теперь мы были боевой единицей флота, поэтому общекорабельная организация службы была направлена на:
- устранение любой вероятности внезапного нападения на корабль и причинения ему ущерба;
- обеспечение непрерывного и надёжного жизнеобеспечения и управления жизнедеятельностью экипажа корабля;
- повышение профессионализма экипажа при обслуживании и применении корабельных механизмов, оборудования, приборов и вооружения;
- совершенствование взаимодействия боевых частей друг с другом.
При этом воспитание членов экипажа в духе старинных и современных флотских традиций, морского братства, товарищества, взаимовыручки, а также действующей современной политики и идеологии советского государства входило в ответственность политслужбы, возглавляемой заместителем командира корабля по политической части.

В результате напряжённой организационной военно-морской боевой и политической подготовке к 10 марта 1973 года первый полноценный штатный экипаж БПК "Свирепый" был полностью готов к сдаче курсовой задачи "К-1" государственной комиссии из командиров и флагманских специалистов Главного штаба ДКБФ и 128-й БРК 12-й ДиРК ДКБФ. После визита Министра обороны СССР и Главком а ВМФ СССР нам уже ничто не могло помешать успешно и отлично сдать все экзамены и подучить право на самостоятельное ведение боевых действий в море-океане.

К 10 марта 1973 года на БПК "Свирепый" был сформирован сплочённый дружный цельный и единый экипаж в составе командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова, заместителя командира корабля по политической части капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина, старшего помощника командира корабля капитан-лейтенанта В.А. Сальникова, командиров боевых частей: БЧ-1 - старшего лейтенант Г.Ф. Печкурова, БЧ-2 - старшего лейтенанта Е.Л. Крылова, БЧ-3 - старшего лейтенанта О.А. Белонина, БЧ-4 - лейтенанта А.С. Дробота, БЧ-5 - капитан-лейтенанта В.Н. Силкина, РТС - капитан-лейтенанта К.Д. Васильева, медицинской службы - старшего лейтенанта Л.Н. Кукурузы, командиров батарей и групп боевых частей - лейтенантов, старшин команд и групп - мичманов и командиров боевых постов - старшин срочной службы, имевших квалификацию не менее "специалист 2 класса". Все матросы и старшие матросы экипажа БПК "Свирепый" имели квалификацию "специалист 3 класса", так как это было реальное воплощение взятых на себя обязательство в социалистическом соревновании моряков к 50-летию образования СССР.

Деятельность ГКП (главного командного пункта), КП (командных пунктов) боевых частей, штурманская и ходовая рубки, ПЭЖ (пост энергетики и живучести) и БП (боевых постов) всех без исключения боевых частей БПК "Свирепый" на итоговых выходах в море получили высокие оценки проверяющих. Все КП были оборудованы необходимыми средствами контроля и управления, обеспечивающими эффективное и немедленно управление действиями боевых постов, использованием технических средств, системами корабельного оружия, аппаратурой, специальным оборудованием и обеспечивали бесперебойную связь с ГКП, с вахтенным офицером и командиром корабля. Все БП также были оборудованы необходимыми средствами связи и управления, обеспечивающими немедленное исполнение выдаваемых с КП и ГКП команд и приказов. В истинности этого утверждения автора убедились непосредственно Министр обороны СССР Маршал Советского Союза А.А. Гречко и Главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Грошков.

ГКП, все КП и БП на корабле имели соответствующее наименование, кодированное обозначение, порядковый номер и были полностью укомплектованы квалифицированным боевым составом командиров, специалистов, старшинами и матросами сроков срочной службы, обеспечивающих преемственность и передачу боевого опыта. Кроме этого, в соответствии со взятыми на себя повышенными социалистическими обязательствами, на всех КП и БП осуществлялась взаимозаменяемость членов экипажа, обеспечивающая выполнение служебных боевых обязанностей и управление оружием меньшим количество личного состава КП или БП.

Каждый член экипажа БПК "Свирепый", приписанный к соответствующему КП или БП, имел боевой ном ер, состоящий из трех частей:
- первая часть (цифра или буква) указывала, к какой БЧ, службе или группе принадлежит член экипажа корабля согласно расписанию по боевой тревоге;
- вторая часть (одна или две цифры) указывала номер БП;
- третья часть (одна или две цифры) указывала номер боевой смены вахты (там, где на БП более 9 человек для обозначения боевых смен использовались две цифры, из которых первая определяла номер боевой смены, а вторая - порядковый номер члена команды БП в смене).

Каждый член экипажа БПК "Свирепый" имел личную книжку «Боевой номер», в которой были указаны все необходимые данные: боевой номер; место вахты на БП или КП; обязанности по боевым и иным корабельным расписаниям; номера закреплённого за ним личного оружия, противогаза и других средств индивидуальной защиты. Все личные книжки "Боевой номер" находились на строгом учёте и при увольнении на берег сдавались лично либо вахтенному офицеру, либо дежурному офицеру по кораблю.

Особо гордились воинским умением, слаженностью и опе6ративностью члены команд боевых частей по двум видам боевой готовности (№1 и №2), которые составляли суть соревнования между боевыми частями БПК "Свирепый". По боевой готовности №1 («Боевая тревога») "всё корабельное оружие и все корабельные технические средства, в том числе средства борьбы за живучесть и средства зашиты от оружия массового поражения, должны быть приготовлены к немедленному действию, а весь экипаж корабля в течение самого короткого времени (2-3 минуты от времени подачи сигнала-команды "Боевая тревога!" - автор) должен находиться на своих боевых постах согласно расписанию по боевой тревоге".

Боевая готовность №1 ("Боевая тревога") всегда объявляется "для ведения боя, при непосредственном соприкосновении с противником, при выходе (входе) из порта (с базы), при обнаружении в районе корабля оружия противника (торпеды, мины, РВ или ОВ, БС и т.п.), при прохождении узкостей и иных опасных в навигационном и минном отношении районов моря". Кроме этого, боевая готовность №1 ("Боевая тревога") объявлялась командиром БПК "Свирепый" в иных необходимых случаях, например, по решению командира КУГ (корабельной ударной группировки).

При боевой готовности №2, то есть при пониженном уровне "Боевой тревоги" все корабельное оружие и технические средства, в том числе и средства защиты от оружия массового поражения, должны быть приготовлены к использованию, а БП артиллерийского и зенитно-ракетного оружия, должны находиться в боевой готовности №1. По боевой готовности №2 на ГКП, в ходовой и штурманской рубке, на сигнальном мостике и на всех БП управления кораблём, в том числе на боевых постах обеспечения хода кораблю и подачи энергоресурсов, а также связи и наблюдения, также назначается вахта в три смены. Боевая готовность №2 устанавливалась на БПК "Свирепый" во время длительных переходах корабля в море.

Экипаж БПК "Свирепый" в период сентябрь 1972 - март 1973 года настолько привык к частым боевым и учебно-боевым тревогам (готовностям), что уже не мыслил иного существования, кроме вахт, подвахт и краткого отдыха между вахтами. В марте 1973 года практически весь экипаж БПК "Свирепый" по праву истинно ощущал себя настоящими "мореманами", "военморами", "краснофлотцами", "людьми моря" и никто не страдал от качки или иной "морской болезни".

На экзаменах на классность личный состав экипажа БПК "Свирепый" чётко, точно и полно отвечал "вразбивку" на любые вопросы по корабельным расписаниям, первое и самое важное из которых "Расписание по боевой тревоге". Расписание по боевой тревоге определяет действия и взаимодействие экипажа корабля по устранению угрозы и опасности кораблю и по его боевому применению. В частности расписание по боевой тревоге на БПК "Свирепый" определяло действия:
- по управлению кораблём и обеспечению его движения;
- по наблюдению за подводной, надводной и воздушной обстановкой;
- по герметизации и затемнению корабля;
- по использованию корабельного оружия;
- по борьбе за живучесть корабля;
- по осуществлению навигации, радио- и зрительной связи;
- по радиационному, бактериологическому и химическому надзору;
- по оказанию медицинской помощи экипажу и пострадавшим (раненым);
- по борьбе с диверсантами (ПДСС).

Расписание по боевой тревоге на БПК "Свирепый" было составлено по типовой форме, но в частности там были такие графы (автор участвовал в оформлении корабельных расписания и расписания по боевой тревоге): штатная должность на корабле; сокращённое наименование должности и боевой номер; фамилия, имя и отчество (ФИО вписывалось в расписание простым карандашом - автор); наименование КП или БП; место расположения КП или БП, или место сбора личного состава БП; обязанности по герметизации и затемнению корабля по боевой тревоге или по команде с ГКП; должность по обязанности на КП или БП по боевой тревоге (в том числе должность по взаимозаменяемости на КП или БП, заместитель); обязанности по борьбе с пожаром; обязанности по борьбе с затоплением водой; обязанности по оказанию первой медицинской помощи. Естественно все эти данные и само Расписание по боевой тревоге БПК "Свирепый" было сверх секретным руководящим документом...

Кроме проверки готовности экипажа БПК "Свирепый" по обычным морским делам, например, по подготовке корабля к бою и походу, по управлению и кораблевождению, по корабельному расписанию и обеспечению жизнедеятельности экипажа, особое внимание при сдаче курсовой задачи "К-1" уделялось борьба с диверсантами. ПДСС - это "специально организованные и оснащённые части и подразделения ВМС "вероятного противника", подготовленные для ведения разведывательной и диверсионно-подрывной деятельности". Несомненно, в местах базирования кораблей ВМФ СССР могли находиться диверсионные силы, в задачу которых входило:
- визуальная, автоматическая, радио- и фоторазведка;
- постановка мин и уничтожение кораблей в местах базирова¬ния, на рейдах и якорных стоянках;
- вербовка или уничтожение офицерского, мичманского или личного состава кораблей;
- подготовка и проведение различных военных, экономических и политических диверсий.

Выполнение элементов курсовой задачи "К-1" по части ПДСС (противодиверсионной службы) было одним из самых любимых и азартных занятий экипажа БПК "Свирепый", потому что часто эти действия превращались для моряков в некую "игру в казаки-разбойники". При этом отдельно и почти тайно тренировалась наша собственная диверсионная или "абордажная" команда БПК "Свирепый", в состав которой по расписанию по боевой тревоге входил и автор - матрос рулевой А.С. Суворов, боевой номер 1-5-11 (БП рулевого в румпельном отделении).

Конечно, более подробно автор мог бы поведать о тех элементах курсовой задачи "К-1", которые относятся к штурманской боевой части (БЧ-1), к рулевому делу, к сигнальщикам-наблюдателям БЧ-4, так как непосредственно был в самой гуще событий и феноменов отработки приёмов и навыков кораблевождения и управления БПК "Свирепый" в море-океане. За краткими обозначениями руководящих документов, например, "Руководство для кораблей ВМФ при одиночном походе и походе в составе группы кораблей" (названия РД несколько изменены с сохранением их сути - автор), "Курс военно-морской подготовки кораблей ВМФ СССР", "Подготовка корабля к походу в составе КУГ", "Оборона КУГ при переходе морем", "Организация зрительного и технического наблюдения", "Организация опознавания и использования связи на кораблях ВМФ", "Оповещение кораблей и судов в море", "Организация боевого применения корабельного оружия в море", "Герметизация корабля" и т.д. располагается множество организационных, технических и технологических элементов, обеспечивающих безопасное и эффективное использование и применение боевых возможностей боевого корабля.

Не хвалясь, а просто констатируя факты, реальность и действительность военно-морской службы на БПК "Свирепый", сообщаю, что к 10 марта 1973 года командование и личный состав БЧ-1 и БЧ-4 БПК "Свирепый" в практическом совершенстве достигли цели - были готовы к одиночному и групповому походу кораблей в море-океане. Мы выполнили все элементы курсовой задачи "К-1"; получили допуски к самостоятельному несению ходовой вахты при всех режимах походов корабля в мирное и военное время; были готовы к защите от оружия массового поражения и борьбе за живучесть корабля, отработали все учебно-боевые задачи по обеспечению связи. Кроме этого, командование БПК "Свирепый" творчески переработало порядок и методики выполнения элементов курсовой задачи "К-1", использовало преимущества социалистического соревнования, то есть высокого уровня политической подготовки, сознательного, идеологического, комсомольского и коммунистического отношения экипажа корабля к службе и нашему кораблю. Мы добились единения в сознании советских военных моряков экипажа и корабля, мы стали "свиреповцами"...

Самая главная трудность в отработке элементов курсовой задачи "К-1" заключалась в стом, что хронологически все элементы должны были выполняться последовательно и сразу по всем боевым частям и службам, то есть без "раскачки" и с минимальным временем на подготовку и тренировки личного состава. Например, утром на теоретических занятиях мы должны были изучить правила, а после обеда уже выполнять задания "на железе", то есть на оборудовании, механизмах, приборах и т.д. На следующий день было новое задание, другой элемент курсовой задачи и так каждый новый день. Все занятия, тренировки и учения должны были быть в соответствии с корабельным распорядком дня, перемежаться приборками, хозработами, приемом пищи, отдыхом и т.д., так что "скучать" и бездельничать нам не приходилось, все служили и работали в режиме наивысшего напряжения всех физических и душевных сил. Привыкнуть и приладиться к такой нагрузке боевой и политической подготовки было очень трудно. Всё время на корабле что-то нарушалось - то распорядок дня, то требования руководящих документов, то порядок и очерёдность мероприятий, поэтому приходилось проявлять творчество в организации занятий и тренировок, вводить элемент соревнования и флотского юмора в боевую и политическую подготовку.

Командование Балтийского флота и 128-й БПК 12-й ДиРК ДКБФ справедливо требовало выполнение экипажем БПК "Свирепый" нормативов элементов курсовой задачи "К-1" точно в установленные сроки и параметры. При этом командование хорошо понимало, что "жизнь, погода и обстоятельства всё ставят на свои места по законам моря", поэтому также творчески "оптимизировало" учебно-боевые задачи, то есть выбирало только самые необходимые элементы курсовой задачи, корректировало графики военно-морской подготовки, но никоим образом не облегчало нам службу и жизнь. "Хитрость" флотского командования заключалось в том, что обычная тяжёлая обыденная боевая и политическая подготовка была насыщена "значимыми событиями", например, участием новых кораблей в реальных военно-морских учениях, в состязательных стрельбах, в приёме визитов "высшего начальства", в поддержке соревнования между экипажами боевых кораблей. Таким образом, обычные тренировки и теоретические занятия превращались в героические поступки и деяния...

В результате БПК "Свирепый" в период 1972-1973 годов, используя опыт военно-морской, боевой и политической подготовки предыдущих экипажей БПК "Бдительный" и БПК "Бодрый", творчески оптимизируя процесс сдачи курсовой задачи "К-1", сумел, примерно, на 30% сократить срок боевой подготовки корабля к самостоятельному несению в море-океане БС (боевой службы). Все пережитые нами события, приключения, победы и поражения, в том числе и испытание эпидемией гриппа на корабле "закалили" экипаж БПК "Свирепый", превратили нас в единую команду, органически "вживлённую" в механизм боевого корабля - это признало самое высшее руководство и командование Министерства обороны СССР и главнокомандование ВМФ СССР. БПК "Свирепый" изначально, с первых моментов своего боевого существования, становился уже легендарным, особым боевым кораблём, со своим характером, имиджем, статью, харизмой.

Трудно ли нам было? Очень трудно! Графики боевой и политической подготовки были "ужаты" до предела: занятия, учения, тренировки велись без отдыха и перерывов, ежедневно, даже в выходные и праздничные дни, что нарушало уставной порядок, но давало нужный эффект боевой подготовки. Однако постепенно вырабатывалась линия подготовки БПК "Свирепый" как "корабля первой линии постоянной боевой готовности" и это обстоятельство прекращало нашу службу и корабельную жизнь в настоящую боевую службу в базе, то есть "на берегу".

Стремительная, целенаправленная, напряжённая боевая и политическая подготовка экипажа и корабля к БС (боевой службе) осложнялась ещё и тем, что дважды в год экипаж сменялся - самые опытные годки и старшины "играли ДМБ", а им на смену приходили неопытные салаги и молодые матросы. Поэтому естественно и неизбежно возникло движение в боевой подготовке личного состава по принципу "Всё по полной программе", то есть без поблажек, без скидок на молодость и неопытность, на жалость и слюнтяйство. Причём традиция, заложенная первыми изначальными годками призыва 1969 года в учебном центре 67-го ОДСРНК ДКБФ в Калининграде - "старшие отвечают за всё и помогают младшим" - по наследству передавалась от годков подгодкам и молодым матросам БПК "Свирепый". Наши годки-старшины добивались от салаг и молодых выполнения своих служебных и боевых обязанностей "с первого раза", "целиком и полностью", "по полной программе", "точно в срок" и "как положено", - это и были принципы и девизы неформального внутрикорабельного соревнования между старшинами, командирами отделений и групп.

Характерно, что вместе с нами, личным составом экипажа БПК "Свирепый", учились, тренировались и сдавали свои экзамены наши командиры - офицеры и мичманы, командир корабля, командование 128-й БРК 12-й ДиРК ДКБФ. Конечно, автор, будучи простым матросом, не знал и не мог знать о боевой подготовке командиров, офицеров и мичманов, однако по характерному поведению, отношению к службе, к матросам, к программе боевой и политической подготовки, я тоже мог оценивать и замечать её принципы и методы. Например, я с разу же ощутил строгую организацию деятельности штабов нашего соединения и главного штаба Балтийского флота, здесь чётко различались две тенденции - "если что-то относится к боевой службе корабля, то всё должно быть только по-боевому", то есть строго, точно, в полном объёме, "по полной программе", если что-то относится не к боевой службе, то внимание , ответственность и забота "штабных" ослабевала и всё делалось, как исторически принято в России - через "другое место"...

Например, все "боевые распоряжения" штабов принимались и исполнялись неукоснительно, а так называемые "просьбы начальников" - по мере возможности. Срыв выполнения "боевого распоряжения" воспринимался командованием и нами как "невыполнение приказа", "невыполнение боевой задачи". что всегда на флоте и в армии оценивалось как "военное преступление". При этом командование флота и соединения флота всегда анализировало случаи выполнения и невыполнения "боевого распоряжения" по академической методике. Командование всегда оперативно оценивало, как командир корабля и командиры боевых частей: понимали поставленную боевую задачу; распределяли свои силы и возможности; расставляли своих подчинённых по местам и задачам; взаимодействовали с сопряжёнными боевыми частями и командованием; учитывали погодные и иные внешние обстоятельства окружающей среды и мира. Штабной разбор выполнения боевых распоряжений всегда был очень интересным, волнующим и важным событием в жизни, службе и судьбе командиров, офицеров и мичманов.

Автору довелось много раз участвовать в оформлении важных решений командира БПК "Свирепый" по выполнению боевых распоряжений командования и штабов Балтийского флота и 128-й БРК 12-й ДиРК ДКБФ, поэтому он с полным уважением и признанием знает "цену" командирского решения и боевого приказа экипажу БПК "Свирепый", потому что нет более ответственного человека на корабле, чем командир корабля, потому что он отвечает за всё и за всех абсолютно. Все решения командира корабля по выполнению боевых распоряжений командования, как правило, оформляются на соответствующих картах, в "легендах" (пояснениях), таблицах, графиках, схемах, расписаниях и приказах. При этом все свои решения командир обязан доложить командованию устно. Командиры боевых частей БПК "Свирепый" готовили свои решения на боевые распоряжения и приказы командира корабля по такой же методике и схеме... Вот почему командиры боевых частей и офицеры БПК "Свирепый" постоянно учились, совершенствовали свои теоретические знания и практические навыки, они тоже тренировались и соревновались во взаимозаменяемости и взаимопомощи друг другу.

Система сверх напряжённой, комплексной и соревновательной учебно-боевой подготовки полностью оправдалась во время несения первой БС (боевой службы) БПК "Свирепый" в июле-октябре 1973 года в Северной Атлантике, практически значительно улучшило качество выполнения боевых распоряжений командования ВМФ и Балтийского флота, слежения за АУГ (авианосной ударной группировкой) ВМС США и НАТО, за одиночными судами, кораблями и корабельными ударными группами ВМС НАТО, проведения поиска, слежения и сопровождения подводных лодок "вероятного противника", обеспечения боевых ракетных стрельб новой советской АПЛ (атомной подводной лодки), преодоления жестокого шторма урагана "Эллен" и т.д.

Оценки на флоте, как правило, даются по разным системам, например, по 12-бальной системе штормов и ветров (шкала Бофорта), по комплексной системе оценок: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно", а также по 5-бальной системе (как в школе). Кроме этого существует и такая традиционная флотская оценка как "шесть шаров", то есть наивысшая мера всего, чего угодно. Оценки флотского командования и командира корабля всегда отличались повышенной строгостью и не всегда были обоснованы, но также всегда были нацелены на достижение наивысшего положительного результата, поэтому подчинённые, конечно, обижались, почёсывались, кряхтели, но потом собирали "в кучку" (или "в гузку" - автор) свои силы, знания и умения и всё же достигали требуемого результата. Таким образом, борьба и соревнование между флотами и соединениями флотов, кораблями и экипажами, между боевыми частями и отделениями за лучшие оценки сопутствовали общему флотскому движению за отношение к несению боевой службы, как "кровному делу", как к главной миссии советских военных моряков.

Вот эту-то "главную миссию военных моряков", связывающую во единое целое экипаж боевого корабля, то есть командира корабля, командование штабов и соединений флота, командиров боевых частей, офицеров, мичманов, старшин, матросов, годков, подгодков, молодых матросов и салаг я "уловил", осознал и представил в своих стендах, наглядной агитации, корабельных стенных газетах, боевых листках и фотолетописи БПК "Свирепый". Это понимание и осознание, рождённое в феврале-марте 1972 года в учебном центре 67-го ОДСРНК ДКБФ в Калининграде, сейчас в феврале-марте 1973 года выразилось в моём горячем выступлении на одном из политзанятий, которое стихийно превратилось в не менее горячее комсомольское собрание, а затем в обсуждение (и даже "осуждение" - автор) "выступления" Суворова в кубриках и кают-компаниях, командованием корабля и нашего соединения. Я опять "выделился", "подставил свою худую шею" и "показал себя идейным чудаком" (на букву "М" - автор), которому "больше всех надо"...

Командир корабля капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров неодобрительно отнёсся к моим словам о "миссии военных моряков", посчитав, что "слово-понятие "миссия" годится только для религиозных святых". Однако, поздравляя под дождём во время вечерней поверки экипаж БПК "Свирепый" с успешной сдачей на оценку "отлично" курсовой задачи "К-1", он повторил слово в слово мои слова о получении нами "права на морской бой". Это было признание...

Фотоиллюстрация: 17 марта 1973 года. БПК "Свирепый". В этот день мы получили оценку "хорошо" за успешную сдачу всех элементов курсовой задачи "К-1", то есть получение права на самостоятельную боевую службу в открытом море-океане, несение боевой службы и ведение морского боя с любым противником. Впереди ещё были другие курсовые задачи, стрельбы, тренировки, испытания, боевая и политическая подготовка, смена личного состава в связи с увольнением годков в запас, но это всё уже была нормальная флотская корабельная военно-морская служба и жизнь. БПК "Свирепый" стал полноценным боевым кораблём в составе 128-й БРК 12-й ДиРК ДКБФ и сменил учётный бортовой номер "520" на боевой номер "502", с которым и вышел на первую БС (боевую службу). Фото из ДМБовского альбома старшего матроса сигнальщика-наблюдателя БЧ-4 Ивана Михайловича Крючкова (период службы 18.05.1971 - 08.05.1974).