Берилл Пресвятая Дева Мария

Николай Яковлев 4
На фотографии ограненный аквамарин из занорыша Дева Мария.
Берилл
"Пресвятая Дева Мария"

С утра зазвонил телефон. Длинные назойли¬вые гудки подсказывали, что звонят из другого города. Взглянул на часы. Начало седьмого. Кто бы это мог быть? Сняв трубку, услышал мягкий украинский говорок.
- Кто это? - несколько раз переспросил я.
- Весеннюю ярмарку самоцветов в Москве помнишь?
- Да, - ответил я.
- У кого покупал кристаллы аквамарина и топаза, вспомнил?
- Вспомнил.
- Уговор наш не забыл?
Не совсем проснувшись и недопонимая, что от меня хотят, ответил:
- Ну и что?
- Через два часа летим в Москву, а оттуда вечерним рейсом в Алма-Ату. Завтра утречком встречай. Летим не с пустыми руками! Образец везем, как раз по твоей душе, с историей! Ну что, вспомнил? - переспросили меня опять.
- Да, да, вспомнил, - ответил я, заряжаясь любопытством.
- Тогда до свидания, бывай!
Я повесил трубку, подошел к кровати, поправил постель и лег поверх нее. В памяти замелькали кадры Московской ярмарки, проходившей в залах одного из павильонов ВДНХ. Шел третий день распродажи. Закуплены были аметисты, турмалины, гранаты, шпинель и многие другие самоцветы. Но рабочего сырья топазов и аквамаринов я пока не встречал. И вот, проходя какой уже раз между рядами, сияющими радугой самоцветов, я обратил внимание на двоих ребят. Их столик стоял чуть в стороне от центральных рядов и был не так заметен. По¬дойдя ближе, увидел разложенные по размеру кристаллы бериллов, гелиодоров, аквамаринов и топазов. Камни приглянулись. Недолго рядясь, я скупил все пригодное для производства сырье. Обменялись телефонами и адресами. Вечером того же дня неожиданно встретил этих ребят в кафе гостиницы. Сел за их столик. Разговорились.
Оказывается, три дня мы жили и в одной гостинице, и на одном и том же этаже, да только судьба распорядилась познакомиться нам лишь сегодня. Ребята поинтересовались, насколько удачны были мои покупки, я, в свою очередь, - насколько удачна их торговля. Они сознались, что если бы я не закупил последний материал, то камни, вероятнее всего, пришлось бы везти назад. Разговор шел непринужденно. Ребята рассказывали про Волынское месторождение, как они, перелопачивая отвалы, выбирают самоцветы.
- А в шахтах почему не работаете? - спросил я.
- Нужен специальный прибор, который просве¬чивает стены и обнаруживает пустоты с самоцве¬тами.
- Так в чем дело? - спросил я.
- Не хватает денег, - прямо ответили они.
- Сколько?
Ребята назвали цифру. Я прикинул оставшиеся финансы. Ярмарка закончилась, пора было ехать домой, и я предложил им недостающую сумму с уговором, что лучшие кристаллы ребята непременно привезут мне. На том и сошлись. И вот спустя пол года звонок!
Ранним утром следующего дня я стоял в зале ожидания аэропорта, самолет прилетел вовремя, и через пятнадцать-двадцать минут в толпе прилетевших я узнал моих московских знакомых. Еще немного, и, забрав рюкзаки из багажного отделения, мы садились в машину. В Алма-Ате ребята были впервые и с интересом смотрели по сторонам.
- Надо же, какие красивые горы, - дружно признались они.
И действительно, прошедший ночью дождик отмыл серое небо от смога. Перед нами развернулась изумительная панорама. В кристально чистом воздухе высотой в четверть неба, словно персидский ковер, с востока на запад, от восхода до заката висели разноцветные горы. Их снежные вершины горели в лучах восходящего солнца золотым огнем. С севера, прямо к нам, снега сияли белизной, а с запада в сумрачной тени отливали серебром, словно шкурка ухоженного песца. Ниже снежных вершин коричневый цвет голых скал переходил в синюю кайму. Это голубые тянь-шаньские ели широкой волнистой полосой окаймляли горы. Ниже лесов на фоне высохших желтых трав, словно оазисы зелени, дачные товарищества.
- Да, - улыбнулся я,  красиво!
Не успели налюбоваться горами и достопримечательностями города, как машина, сделав последний поворот, остановилась около пятиэтажного дома. Поднявшись в квартиру, первым делом позвонил вице президенту компании:
- Встретил! Приехали! Приходите, ждем. Ребята, приняв душ, допивали ароматный кофе.
В прихожей зазвонил звонок. Я открыл дверь. Стройная, среднего роста дама с очень интересным лицом вошла в квартиру. Представил ее ребятам.
-Помним, рассказывал, - с уважением отозвались мои московские друзья.
-Ну что, распаковывайтесь, - предложила дама, обменявшись приветствиями, - посмотрим ваши самоцветы.
Устроились в зале. Из рюкзака на свет стали появляться свертки, которые тут же разворачивались, и пол устилался кристаллами синеватых, чайных, винных и Розовых топазов. Затем появились голубые аквамарины, ярко-медовые гелиодоры, золотисто-зеленые бериллы, они укладывались на пол чуть в стороне от топазов. Я млел от богатства разлившихся красок.
- Ну, а теперь сюрприз по твою душу, - сказал один из друзей, опустив руку на дно рюкзака. Осторожно он извлек оттуда огромный сверток, положил, не разворачивая, его себе на колени и взволнован¬но обратился к нам:
- Друзья, послушайте вначале историю, как мы нашли этот камень.
Удобно расположившись в креслах, мы притихли.
-Так вот! Приобретя установку, мы стали расспрашивать старых шахтеров, не помнят ли они выработки, где попутно с основным материалом добывали другие самоцветы. Один старый забойщик вспомнил, что на таком-то уровне, в таком то проходе есть выработка подземная комната метров шесть на десять. В свое время там добыли много кристаллов берилла. Долго искали тот проход и ту выработку. Наконец, по всем приметам оказались в описанной комнате. Стали прибором просвечивать стены. В од¬ном месте на небольшой высоте обнаружили пустоту. Но добраться до этой пустоты мешала скальная порода в виде плиты во всю стену, она прикрывала к ней доступ. Попытки пробиться сквозь нее с кайлом и ломом оказались тщетными. Ничего не оставалось, как достать где-нибудь взрывчатки. Как и где мы достали взрывчатку-упущу. Ну вот, установили заряд, а про бикфордов шнур и детонатор забыли. Что делать? Закупили в охотничьем магазине порох. Подобрали с земли оставленный кем-то журнал. Вырвали из него лист, свернули кулек, насыпали порох, обложили кулек шашками, протянули пороховую дорожку и подожгли. Порох зашипел, огонек добежал до кулька и потух. Поправили кулек, насыпали еще одну дорожку, подожгли порох. Огонек опять бойко добежал до кулька и погас. Третья попытка. Та же история. Тогда я, - продолжал рассказчик, - поднял кулек, высыпал порох и развернул лист. Что вы думаете, я увидел?..
Воцарилась тишина. Все ждали продолжения рассказа.
- Во весь лист красками светилась репродукция картины "Пресвятой Девы Марии". От изумления мы раскрыли рты. Я поднял лежащий рядом журнал, вырвал другой лист с фотографией полуобнаженной девицы, скрутил кулек, пересыпал порох, протянул дорожку, снова поджег. Порох зашипел, и огонек побежал к кульку, обложенному взрывчаткой. Несколько секунд, и раздался взрыв, да такой мощный, что, казалось, валятся стены. Когда дым рассеялся, а пыль осела, мы подошли к месту взрыва. Часть скальной породы рассыпалась в прах. Открылся доступ в пещерку. И что же! В окружении более десятка кристаллов посреди пещерки лежал вот этот камень.
Рассказчик осторожно стал разворачивать сверток. Несколько секунд, и засиял прозрачный желтовато зеленый кристалл. Наша гостья попросила его, поднесла ближе к свету и стала рассматривать. По ее лицу пробежала отраженная от камня цветная радуга. Закрыв глаза, она замерла... Наконец открыла их и тихо произнесла:
-Поверите или нет?
-Вы что-то видели? Рассказывайте! - попросили мы хором.
-Сразу меня поразила глубокая чистота камня. А когда я прикрыла глаза, то передо мной ясно на темном фоне проступили светлые контуры кристалла. По внутренней границе самоцвета пошли яркие золотистые искрящиеся волны. Затем внутри кристалла обозначился силуэт благообразного старца в конусообразной белой шапке, с седой бородой и в белых одеждах. Вдруг он повернулся вполоборота и, приподняв посох, указал им вверх. Я невольно перевела взгляд. Излучая чарующий свет, сверху на меня смотрела прекрасная юная Дева...
Гостья затихла. Тогда, поднявшись с кресла, тишину нарушил первый рассказчик.
-Посмотрите на мои руки. Три дня назад они были в мозолях и ранах, три дня назад мы нашли этот камень, я почти не выпускал его из рук. Теперь посмотрите! - Ни ран, ни мозолей мы на его руках не увидели и еще больше удивились. - Ну а за то, что выручил нас деньгами на покупку установки, -продолжил он, обращаясь ко мне, - принимай подарок!
-Спасибо, ребята, - поблагодарил я.
-Ну а теперь, показывай нам свою легенду - изумруд Пророка, - попросили друзья.
Я провел их в другую комнату, где на почетном месте среди минералогических образцов стоял изумруд "Рука Пророка Мухаммада". Ребята стали рассматривать коллекцию. И тут подаренный ими берилл в моих руках словно ожил, он задышал, разливая по моему телу тепло. Удивившись, я поднес камень к окну и стал рассматривать.
Из глубины кристалла солнечный свет, отражаясь от едва заметных вкраплений, рассыпался по краям кристалла искорками цветных огоньков.
"Словно звездочки рождественской елки", - подумал я и развернул самоцвет в горизонтальное положение. Искорки поднялись к верхней грани. Снизу, внутри кристалла появились контуры богатых домов, синагоги, постоялые дворы, домишки с плоскими крышами. Что это? Назарет? Вифлеем? Иерусалим? Да какая разница?! Опять неведомая сила дала мне прикоснуться к тайнам своим. Ребята, оторвавшись от образцов, смотрели на меня. Куда они смотрят? Я наклонил голову. По белому материалу рубашки плясали отраженные от граней самоцвета желтоватые, зеленоватые и красноватые зайчики...
7 января 2002 г.