День Победы

Виталий Райзберг
.

На рассвете 9 мая 1945 года я приехал в Харьков.  На привокзальной площади  творилось, что-то неописуемое, толпы людей пели, смеялись, обнимались, танцевали, кричали – с победой!!!. Война закончилась! Мостовые были запружены толпами людей, с баянами, гитарами.  Все шли в разные стороны, был какой - то праздничный хаос, сегодня я сказал бы – некостюмированный карнавал. Стало понятно, что ночью сообщили по радио о подписании акта безоговорочной капитуляции. Был объявлен Праздник Победы – всеобщий выходной, и люди высыпали на улицы, что бы поделится радостью друг с другом.   Будили друзей и знакомых  и те тоже выходили на улицы. У меня не хватает слов, надо просто  сказать – народ ликовал!
Я приехал в командировку, которую устроила мне мать, что бы получить вакцину от бешенства для Мелитополя, а главное что бы   решить свою задачу - поступить  в Харьковский Авиационный институт  на  2 семестр, первый я закончил в Мелитопольском институте механизации сельского хозяйства.. Разделить праздник мне было не с кем. Наблюдая всеобщую радость, сам грустил, что не могу быть с друзьями, которые наверняка  собируться, что бы отпраздновать этот неповторимый день. Так оно и было, рано утром, как по Тимуровской цепочке все они собрались, купили спиртное ( как без этого) и веселились целый день.
 Я поехал в городской парк, а там под каждым деревом была семья или компания  все пили, пели и смеялись, подзывали меня, видя, что я брожу в одиночестве. Так я проболтался весь день, а вечером пошел в оперетту, давали Цыганского барона, я никогда, ни до, ни после так не смеялся, как на этом веселом спектакле, но чувство досады, что я не смог разделить радость с друзьями не проходило. Я всю жизнь в день Победы помнил об этом и старался отмечать этот день особенно ревностно.
Но день Победы неповторим. Это был день всеобщей радости,  в этот день со всех была снята многолетняя тревога за родных и близких, снято ожидание недоброй вести. Со слезами на глазах, как поется в песне, я никого не помню, может быть, они горевали дома, а может у них уже принесших жертву была радость потому, что она становилась последней. Это был праздник, каких никогда не могло быть потом в его годовщину. Никогда больше не могла повториться такая радость, радость не тиражируется. Этим отличается День Победы, от праздника дня Победы, как его торжественно не отмечай, сколько слов, наград и подарков не раздавай. А вот слезы на глазах в этот праздник были и будут пока остаются люди, потерявшие в эту бойню родных и близких. Я сам много лет жду минуту молчания и со слезами на глазах вспоминаю своего отца погибшего на войне, деда и бабушку и других убитых и замученных родственников .
Празднуя Победу надо помнить, что мы сначала выстояли, благодаря терпению и мужеству нашего народа , а потом победили напрягая все свои  силы и не жалея себя. Это сначала был праздник вернувшихся с войны и тех, кто их ждал. Теперь это, главным образом ,праздник их потомков и тех. кого защитили от фашистского нашествия их предки, поэтому главное в нем память и благодарность, например народное шествие - Бессмертный полк, а не демонстрация своего могущества и превосходства. Война это всегда народное бедствие!