Друг мой Мишка

Ирина Кантемирова 2
«Роняю... капельки... Души...
На строчки... чистым откровением...
Дыханьем трепетным в тиши
Почувствуй их прикосновение...
Дотронься... ласковым теплом,
Позволь Душе чуть-чуть согреться...
Не обожги... холодным льдом...
Ведь в каждом слове -
Капля сердца...» инет
     Самая золотая пора в жизни это детство и самые верные друзья оттуда и было их немало,но об одном хочется рассказать.Звали его Миша и жил он через двор по-соседству. Двор у них был побольше нашего,справа стоял их дом, а слева жили его бабушка Домна и дедушка Семён.Отец Миши работал к колхозе комбайнером, поэтому он всегда угощал нас самыми вкуснейшими семечками. Мать работала уборщицей в прокуратуре и все криминальные новости района наша улица знала первой.Мы с братом звали его просто Мишкой и не потому что это звучит как-то грубо,а потому что так повелось называть наших уличных ребят.У него даже была как положено кличка-Коша,но я его никогда так не называла. Я и Мишка были ровесники и даже пошли в школу вместе,но попали в разные классы.Для моего младшего братишки Толика ,он был настоящим старшим другом,а своего братика Юрика поучал и одновременно опекал.Братство  и другие жизненные ценности были святостью для нас.Так вопитывали родители.Помню в далёком детстве, Мишка что-то не поделил с Толиком и стал его сталкивать с бревна,тут подбежала я на защиту.Рубашке моего друга пришёл конец,рукав  почти был оторван.Потом его матушка прибегала к нашей на разборки и услышала  ответ на свою претензию.Правильно сделала,что защитила братика -сказала наша мама с гордостью ! С тех самых пор дружба наша стала на место и еще больше укрепилась.Как  Мишка  умел трудиться и помогать родителям,это отдельная тема. Он  был готов на самые решительные поступки в нашей жизни.Надо отметить,что это было взаимно.
                Учились мы в шестом классе, учителя у нас были одни и те же. В тот год ходили в школу после обеда. Мишка был силён в математике, а немецкий и литературу оставлял на последний план. Прибежал он с утра, спросить как у меня с уроками. Я ему объясняю, что еще не делала. Тут же он мне предлагает-Ты давай немецкий делай, а я пошел математику решать, потом обменяемся.Через час мы встречаемся.Я с радостью переписала в тетрадь уже решенную Мишкой задачу.Он так же с удовольствием написал готовый   эпизод на немецком, по  теме « Моё утро». В нашем классе  урок немецкого  был  раньше, чем у них. Пришла учительница на урок   и с улыбкой рассказывает как в «А» классе мальчик прочитал свою самостоятельную. Все ученики покатились от смеха-продолжала  Галина Михайловна, потому что он читал ,как утром заплетает косички и одевает юбку….ясное дело  списал.
Меня как током прошибло, было не до смеха, хотя мой класс весь смеялся .Не дождавшись перемены,я попросилась выйти из класса. Рванула бегом искать соседа. На удачу  в «Б» классе, где учился Мишка был урок физкультуры. Рукой махнула ему и когда он подбежал объяснила ситуацию. Там у раздевалки  он  вырвал  листок из тетради и переписал на чистый лист самостоятельную, как он мальчик провел утро. Заметил ли учитель физкультуры его отсутствие я так и не знаю, а мне было замечание строгое, ведь я вернулась под конец урока. Главное была довольная и счастливая, что спасла Мишку от насмешек 
         В  следующем году уже Мишка спас меня от двойки по физкультуре. В самом конце учебного года у меня лопнули кеды, а купить их было непросто в то время. Магазин обувной был один в станице, а нужного размера не было. Мама озадачилась, где их купить и надо ли это делать в мае?
 Как идти на урок физкультуры мы с Мишкой решили сразу. Он сказал
-Будешь брать кеды у меня. Меня устраивало такое предложение полностью. Через день на перемене мы легко обменялись обувью под легкий  хохоток его  одноклассников. В ту пору мне, пятнадцатилетней девочке, на Первомай были куплены туфли на каблуке. Я повелительным тоном приказала Мишке сидеть  за партой  и снять туфли дабы не растоптать их. Убегая на физкультуру, я даже не представляла ,как развернуться события для моего друга. В его класс пришла строгая Вера Леонтьевна проводить урок математики. Она сразу заметила какой-то весёлый настрой в районе «камчатки».Наверное   Мишка сиял больше всех и она сразу вызвала его к доске. Он ковыляя пошел отвечать урок, чем вызвал всеобщий смех в классе. Успокоить было непросто веселье. Учительница спросила его, что это за дела такие, показывая на обувь. Мишка уже ничего объяснить не мог от хохота. Она попросила его покинуть класс. Усевшись в коридоре на подоконник ,он спокойно смотрел на стадион. Там проходит наш урок физкультуры. Туфли стояли на паркете. В это время из кабинета вышел директор школы Николай Васильевич.  Он направился вдоль коридора, дойдя до Мишки, спросил почему он не на уроке. Тот опустив голову молчал, как партизан. Тогда директор сразу задал другой вопрос- Где твоя обувь? Тут Мишка скосив глаза на стадион   изрек  одно слово- Отдал…       Конечно Николай Васильевич постучал в дверь класса и попросил Веру Леонтьевну дозволить присутствовать на уроке « доброму молодцу».
На перемене мы опять переобувались и он мне рассказывал как прошел  весело урок математики . Чувствовал  он себя почти героем. Урок математики пролетел быстро и настроение у одноклассников было бодрое ! Сколько эпизодов этого геройства было  в нашей школьной и уличной  жизни и не перечесть.
               Детворой, мы в летнее время устраивали целые концерты у себя на улице. Тащили какие-нибудь накидки и мастерили из них юбки, повязывали  себе  платки. Придумывали сценки шутливые. Зрителями часто были наши мамы, бабушка Домна и дед Семён. Как-то раз нарядившись мы с девчонками не могли додуматься где взять бревно или что-то подобное дивану. Пока думали, пришел Мишка и сказал, что он будет диваном. Так и вышли из положения. Он стал на четвереньки, накрыли его каким-то покрывалом. Начинался концерт и неслось по улице
-« Светит месяц, светит ясный, светит яркая луна. Марья, Дарья,  Акулина выступать пришли сюда…» 
Первый куплет пропела Надя про Марью как надо.У меня  в частушке  были такие слова
-«…Дарья любит крепко спать..» и я должна была изобразить себя спящей на Мишкиной спине. Наверное ему душно было под покрывалом, он как-то перекосился там, стал чихать,  а я не удержавшись полетела  на землю вместе с «диваном»…Люда подружка весело продолжила частушку с ложкой в руке
- Акулина очень любит большой ложкой щи хлебать !
Зрители хлопали, улыбались и подбадривали «артистов» -Молодцы ! Хорошо придумали…!!!  Одним словом получилась-  импровизация  !
Эпилог
Сколько лет пролетело с той поры. Далеко в российской глубинке обосновался наш друг детства, Мишка с семьей. Воспитал с супругой Людмилой дочь и сына, радость доставляют внуки. Сын учёный-физик, дочь врач.Свою верность и смекалку он дарит до сих пор другим людям наверное потому что ,такой характер у него. Для меня же, он остался прежним пацаном с нашей родной улицы.
Воспоминания были написаны в 2014 году, когда состоялась в г.Пятигорске  юбилейная(40 лет со дня окончания школы)встреча нашего выпуска. Многие приехали,но его там не было.
P.S.Быстротечна и коротка наша жизнь,к сожалению…   Рухнула надежда на нашу встречу. В ноябре 2016 года не стало нашего друга Михаила Николаевича.Ему на Покров(14 октября) этого же года исполнилось 60 лет ,он успел получить первую хорошую пенсию. Много трудовых лет было отдано работе в северных районах. Увы, оказалось последнюю…