Слово Олжаса Сулейменова

Светлана Лось
С.Лось



                СЛОВО ОЛЖАСА СУЛЕЙМЕНОВА

                Так, в мир входя, мы изменяем мир,
                он - оболочка, мы - его основа,
                мой мир,
                рябясь, морщинясь, как эфир,
                приобретает  очертанье СЛОВА.
                Искрится дым -
                сгорел последний том...               
                Но вечен знак над лёгким пеплом букв,
                над кошмами, над каменной плитой
                изогнутый лекалом мысли ЗВУК.
                Олжас Сулейменов
               

Боль! Внезапная пронзительная боль. Трудно вдохнуть. Больно, очень больно. Да что же это такое? Испуг сменяется страхом. Больно. Что это? Неужели конец? Так просто и всё?
Несут на носилках. Навзничь, глазами в небо. Бесцветное, серое, безразличное. Последнее?
"Предки, в бою поддержите меня под мышки."
Неживой свет госпиталя. Кажется, полегчало. Дышишь осторожно, с опаской. Мысли разбегаются. Вопросы. Надо отвечать, надо сосредоточиться.
- Как бы вы оценили свою боль?
- ?
- Представьте себе шкалу с десятком делений. Попробуйте оценить свою боль по десятибалльной системе.
Что они говорят? Как можно оценить боль? Как знать её предел? Хочется покоя и надо обдумать. Да и не в боли дело. Важно обдумать.
- Не знаю. Было очень больно. И страшно.
- Так сколько по-вашему? Приблизительно.
- Не знаю. (Если десять - предел и его не переступить, значит, пока миновало. Как знать этот самый предел? Как знать свои силы? Кто знает, сколько сможет вытерпеть? Предки? "Предки, в бою поддержите меня под мышки." Считать назад - обратный пересчёт.)
- Девять. Может быть, восемь. Не знаю.
- Сейчас легче? Сколько баллов сейчас?
- Сейчас лучше. Намного. Наверное, три-два.
- Лежите и отдыхайте. 
- Спасибо.

Лежишь воздушно. Можно так сказать: боль ушла и лежишь воздушно? Не чувствуешь тела. Нигде не давит, не жмёт, ни с чем не соприкасается. Не болит? Не надо шевелиться, чтобы не нарушить хрупкое равновесие, чтобы сохранить воздушность. Надолго ли? И зачем? Чтоб тебе не болело и только?
В голове посветлело. Значит, поддержали предки. Невидимые, незнаемые, но существовавшие и давшие жизнь мне, тебе, нам.
Что мы знаем о них? Что помним?
Семья - это семь Я. Три поколения вниз (родители, деды и прадеды), три поколения вверх. Я - между ними.

Не отпускает стихотворение Олжаса Сулейменова "Песня кумана". Куманы - византийское название половцев, иногда их называют кипчаками. Когда-то они заселяли Великую Степь от Иртыша до Дуная. Евразия, омываемая четырьмя океанами, самый большой материк по площади и по количеству населения. На необъятных просторах жили кочевые племена саков (скифов), гуннов, сарматов. Знаем мы о них немного. Письменных источников почти нет, дошли до нас только отдельные свидетельства. Насколько они правдивы - кто знает. Каждый имеет свою точку зрения вместе с личными предубеждениями. Как найти достоверного, не предвзятого свидетеля прошедших веков?
 
В своей уникальной работе "АЗ и Я" великий сын Казахстана Олжас Омарович Сулейменов, прямой потомок Олжабай-батыра Омархана Сулейменулы - поэт, литературовед, дипломат, видный общественный деятель -  углубляется в седую историю, исследуя прошлое при помощи языковых средств. Именно в языке он ищет разгадку "Слова о полку Игоревом".
 
 Язык - беспристрастный хранитель культуры, обычаев и традиций. Сравнительное языкознание помогает обнаружить общность народов и культур, приоткрывает завесу над прошлым. Прошлым можно гордиться, его можно презирать, на ошибках (кто от них застрахован?) можно учиться, но в любом случае его надо знать.
Сложность состоит в том, что несмотря на наличие письменности, мы принимаем только те исторические факты, которые льстят нашему самолюбию. Человеческому, национальному.

Попытки фальсифицировать историю были всегда и продолжаются по настоящее время.
Совсем недавно (2014 год) президент России В.В.Путин сказал, что у казахов не было государственности никогда. Не было государства, значит, не было народа, ничего не было, пока Великая Россия не пришла и не заселила Великую Степь. Появилась Россия - и всё появилось вместе с ней, включая государственность. От неё всё и пошло. Такая вот самобытная и самодостаточная страна.
Однако историки излагают историю народов, населявших и населяющих Среднюю Азию, несколько по-иному. И не только историки. Достаточно вспомнить А.Блока:  "Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!"

Нет ничего зазорного в том, что большая часть территории России азиатская, что русский народ вобрал в себя черты далёких азиатских предков, о чём свидетельствуют тюркские корни с детства знакомых каждому слов.
Разумеется, Европа также оказала влияние на формирование русского генотипа, но
вышли-то мы из Азии. Почему этого надо стесняться? Зачем противопоставлять или утверждать превосходство одних над другими?
История каждого народа заслуживает внимания. 
Народы, как и отдельные люди, испытывают взлёты и падения в своей судьбе. Великие империи существовали как в Азии, так и в Европе. Но никому никогда не удавалось завоевать и подчинить себе весь мир, свести всё к единому стандарту. По-видимому, такое стремление противоречит природным законам развития всего живого на Земле.

А как же люди или один, отдельный взятый человек, если  Век человеческий недолог. О чём он думал тысячелетия назад? Разве он был другим? Разве не задумывался о том, для чего живёт? Не любил? Не болел? Не думал о своих близких и дальних, о судьбе тех, кто жили до него и будут жить после?
 
В чём смысл жизни - вопрос вечный, актуальный для всех времён и народов. Вопрос сугубо индивидуальный для каждого человека. В одном из интервью Олжас Сулейменов, русскоязычный сын казахстанского народа, ответил на него так: "В том, чтобы продолжить свою линию жизни на Земле, а если тебе дано помочь ещё кому-то, то постарайся это сделать".

Что человек оставляет после себя?
 
По настоящее время сохранилась у казахов традиция знать, помнить и почитать семь поколений своих предков. Почему семь? - Современная наука убедительно отвечает на этот вопрос генетики и крови.    
Человек наследует по пятьдесят процентов от каждого из родителей. Те - от своих, и так далее по нисходящей до правнука правнука.
0, 78%  крови, доставшиеся от далёкого пра- пра- , от первого из 126 человек, положившего начало роду, кровь которого течёт в моих жилах, практического значения уже не имеет. В восьмом поколении её нет. Потому и семь поколений. Род.
 
С магическим числом 7 связано множество пословиц и поговорок. В них заключён вековой опыт народа. Одним махом семерых убивахом. Семи смертям не бывать, а одной не миновать. Семь бед - один ответ. Семеро одного не ждут. Седьмое небо. Семь раз отмерь, один - отрежь. Семь пядей во лбу. Семь пятниц на неделе. Седьмая вода на киселе.
Из непроглядной глубины тысячелетий дошло до нас  проклятие до седьмого колена, направленное на гибель рода. Оно есть у многих восточных народов, оно было и в древней Греции, и в Киевской Руси. Нет ничего страшнее его.
 
Каким опытным путём пришло это знание к людям, как распространилось на всё человечество, мы не знаем. Мы много не знаем. Это нормально. А не нормально то, что и не хотим знать, не интересуемся и не задумываемся. 
Мы "пляшем" от письменных источников. Но знания о человеке и человечестве были и у народов, письменности не имевших. Исследуя язык, мы находим в нём крупицы знаний, завещанных нам ушедшими предками: "...изогнутый лекалом мысли ЗВУК".
 
Человек смертен. Но жизнь не оканчивается со смертью. Жизнь человека оставляет след в его потомках, продолжается в них. Мы хороним умерших. Оберегаем захоронения. Ставим памятники, чтобы не забыть. Памятники - от слова память. Неумолимое время разрушает могильные курганы, храмы, монументы. Материальные ценности тленны. Земные переживания уходят вместе с нами.  Мы задумываемся над тем, что останется после нас.
 
Теме посмертной памяти посвящены многие поэтические произведения русской литературы.   
Самые известные "Памятники" - переводы, переложения, переосмысления оды "К Мельпомене" древнеримского поэта Горация (65г. до н. э. - 8 до н. э.).
Перевод с латыни на русский язык в 1747 году первым сделал М.Ломоносов "Я знак бессмертия себе воздвигнул", за ним - М.Державин "Так! - весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить" (1795г.). За год до смерти Александр Сергеевич Пушкин, как будто предчувствуя свою кончину, написал "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" (1836г.). Стихотворение "Памятник" найдено в черновиках поэта В.Жуковским.
Капнист, Барков, Сумароков, Батюшков, Фет, Майков, Тютчев, Пастернак, Маяковский, Вознесенский - всех не перечесть - размышляли на вечную тему смерти и бессмертия, о памяти, что человек оставит после себя, о том, что передаст потомкам.
 
В этом же ряду стихотворение Олжаса Сулейменова "Песнь кумана".

Предки,
В бою поддержите меня под мышки.

Одинокое дерево не обойду.
Я повешу аркан
на кривом суку.
Я не первым
В последнем бою упаду.
Кто не знает мою золотую саку?

Вон звезда сорвалась,
Голова моя клонится ниже,
Клятву верности женщине дав,
Я целую ладонь.
Ни сову, ни ворону, ни лебедя
Не обижу.
Аруах!
Укажи мне дорогу на Балатон.
Проскочу навсегда, навсегда
Неизвестно откуда.
Только следы я оставлю глубокие
Людям.
Чтобы после дождей
Весь мой путь представлялся врагам
Вереницей пиал.
Чтоб они не сгорели от жажды,
Как я.

Безыскусные слова о жизни и последних минутах далёкого от нас во времени человека просты и правдивы. Они затрагивают основы бытия и определяют его цель. Они утверждают нашу общность.
Надгеографическую. Наднациональную. Надысторическую. Единость человеческой личности - мыслящей, созидающей, творческой. Духовной.
Сила духа бессмертна. Ею и живы.

Спасибо, Олжас Сулейменов, за гуманизм, за вереницу пиал, за живительную влагу Слова!