8. Виновен ли отчисленный суворовец?

Николай Шахмагонов
                Глава четырнадцатая
                Виновен ли отчисленный суворовец?

       В тот день педагогический совет собрался не по поводу уже постепенно уходившей в прошлое «битвы» в городском саду. По поводу «битвы» уже всё обсудили давно, все решения приняли.
      Педагогический совет на этот раз собирался по поводу предстоящего уже в скором времени окончания второй учебной четверти. Ну и, конечно, нельзя было не коснуться важнейшего события – празднования 20-летия Калининского суворовского военного училища.
       И вдруг, неожиданно для всех, снова потянуло холодком от событий в городском саду, о которых уже было говорено переговорено сверх всякой меры.
       Разрешения сделать небольшое сообщение на педсовете попросил помощник начальника политотдела по комсомолу старший лейтенант Петров. Ну попросил и попросил. Что удивительного? Комсомол в жизни училища играл очень большую роль. Комсомольские бюро всех шести рот и двадцати четырёх взводов постоянно занимались вопросами дисциплины, разбирали отстающих, причём, разбирали не с целью пристыдить, а с целью помочь.
       Хотя кого-то и пристыдить было не грех, кому-то и поставить на вид нужно было, а кого-то стоило и наказать. Наказывали, ставили на вид, стыдили. Но главным делом всё-таки была помощь отстающим, прикрепление к ним сильных учеников.
      Потому, наверное, ни у кого не вызвало удивления, что попросил разрешения присутствовать на заседании и выступить с коротким сообщением главный комсомолец училища – так его порою называли между собой.
        Заседание педагогического совета было назначено в актовом зале на четвёртом этаже главного корпуса.
      Старший лейтенант Петров пришёл вместе со всеми и скромно сел за стол возле окна. О теме его выступления знали только начальник училища генерал-майор Костров, начальник учебного отдела полковник Лысенко и начальник политотдела полковник Сорокин.
      Старший лейтенант спокойно сидел и слушал выступления по вопросам повестки дня. Его сообщение не было главным, а потому и выступить ему дали возможность в конце заседания. Он понимал, что люди устанут, интерес к любым сообщениям упадёт, а потому решил начать как-то не стандартно.
      И вот слово предоставили.
      Старший лейтенант встал, вышел на середину зала и заговорил несколько необычно:
      – Уважаемые товарищи. Представьте себе такую вот картинку. Идёт по улице суворовец. Идёт в увольнение или возвращается из увольнения. Это не важно. Улица не слишком людная, где-то, может, не в центре, или, предположим, в центре, но путь суворовца лежит через тенистый сквер. Представили? Тогда продолжаю. Идёт суворовец и видит, как впереди обижают его младшего товарища. Я не уточнил – суворовец, о котором рассказываю, из выпускной роты. Он спортсмен, не робкого десятка и не какой-то там слабак. Можно представить себе разные варианты – предположим, хулиганы напали на суворовца младшей роты, или, скажем, тащат в кусты девчонку, которая упирается и просит о помощи. Что должен сделать суворовец? Он проинструктирован о том, что ни в какие конфликты с гражданскими ребятами не вступать. Так что он должен делать? Есть несколько вариантов, которые были бы предпочтительны с точки зрения тех, кто инструктировал суворовца. Первый – бежать в училище и доложить о случившемся дежурному по училищу. Второй – найти милиционера и привести его к месту происшествия. Оба не подходят не только по моральным принципам суворовца, который и то, и другое считает ябедничеством. Подобные действия требуют времени, а времени нет. Что же ему делать, дорогие товарищи? Выполнить инструкцию, не ввязываться в ссоры и… чётко, показывая выправку, сделать поворот через левое плечо и ускоренным чётким шагом удалиться, дабы не быть втянутым в конфликт. Так?
       Старший лейтенант замолчал. Но и все молчали. Понятно, что каждый протестовал против решения повернуться и уйти. Но что же предложить? Вмешаться и тем самым, возможно, спровоцировать драку?
       Петров подождал немного и сказал:
       – А как по-вашему, будет ли преступником, будет ли негодяем тот суворовец, который бросится на помощь тому, кто оказался в беде, будь то девчонка или суворовец младшей роты, едва отбивающейся от группы городских парней?
      И опять все молчали, только молодая учительница русского языка Зинаида Павловна Белова не выдержала и сказала:
     – Если придёт на помощь, он поступит как настоящий мужчина, как настоящий воин.
     – И я так думаю, – сказал Петров. – Но поступив так, он может спровоцировать драку. Так не лучше ли удалиться – пусть хулиганы там что хотят, то и делают – насилуют, грабят, бьют.
     – Не понимаю, к чему вы клоните, Евгений Александрович? – спросила Зинаида Павловна. – Не может суворовец убежать, не может.
     – Но, если он придёт на помощь, он будет тут же исключён из училища, – спокойно сказал Петров.
     – Если случится так, как вы рассказали, не будет исключён, ни за что не будет. Я уверена.
     – Тем не менее, суворовец Валерий Горюнов именно так действовал в аналогичной ситуации – он пришёл на помощь и исключён из училища.
     По залу пролетел шумок. Участники педсовета переговаривались между собой, видимо, делясь мнениями.
       – Ну а теперь, товарищ старший лейтенант, расскажите подробнее, – попросил начальник училища.
       И Петров выложил всё, что ему было известно о том, как было на самом деле в городском саду, и кто фактически спровоцировал драку.
       Снова пролетел шум, и начальнику училища пришлось даже попросить не мешать выступающему.
      Посыпались вопросы. Многие хотели уточнить детали.
      А старший лейтенант не унимался:
      – Кто может ответить, как должен был действовать суворовец Горюнов?
     – Но подождите, – попросив разрешение сказать несколько слов, обратился к Горюнову один из командиров рот. – Разве Наумову угрожала опасность? Зачем было завязывать драку?
     – Горюнов не завязывал драку, – возразил Петров. – Он пошёл отобрать документы Наумова. Он виноват лишь в том, что выбрал такой путь возврата документов. Не мог же предположить, что городские так быстро соберут большую группу. Потом уж стало известно, что в городском саду в тот день гуляли несколько компаний призывников, то есть ребят, которые постарше наших суворовцев. Кто же мог это знать?
     – А что, вы думаете, если бы знал о компаниях, то побежал бы к дежурному по училищу за помощью? – спросил командир роты, в которой учился Горюнов. – Уверяю вас, не побежал бы. Он ведь и вину на себя полностью взял. А этот хлюст Наумов просто спровоцировал его. Вот кто зачинщик. Вот кто должен быть исключён из училища.
      Начальник училища дал высказаться многим.
      Один офицер явно переусердствовал. Он сказал:
      – Если мы сегодня будем учить наших суворовцев при виде вот такой нештатной ситуации чётко поворачиваться через левое плечо, – ему видно понравилось это выражение Петрова, – и стремительно, ускоренным шагом удаляться – то есть бежать, то не подготовим ли мы людей, которые не смогут стоять насмерть в бою и тоже попробуют удалиться?
         Начальник училища позволил высказаться всем, кто хотел. Ему было интересно мнение офицеров и учителей. Видимо, специально, чтобы дать возможность ещё хорошенько подумать над ситуацией, он подвёл короткий итог, но не стал объявлять о своём решении. Решение было трудным. Легко представить себе, сколь здесь тонка грань. Ведь оправдание суворовца, отчисленного из училища, может для кого-то стать оправданием силовых разборок на улице – попросту драк! Ну а как выглядит категорический запрет на помощь, подвергшемуся нападению хулиганов – будь то суворовец или кто-то посторонний?
       И так плохо, и этак нехорошо! Любые драки надо пресекать – это аксиома. Но драки за правое дело?
       Генерал заговорил, не спеша, стараясь придать особое значение каждой фразе:
       – Мнения разделились. Некоторые наши товарищи считают, что конфликты между нашими суворовцами и городскими ребятами можно возвести в ранг дел политических. Согласен, но частично. Не следует так драматизировать – дерутся-то мальчишки. И всё-таки большинство, не одобряя в целом то, что Горюнов не подумал о последствиях своих действий, всё же считают, что особого выбора у него не было. Да, он виноват в том, что драка состоялась. Но он и не виноват в каком-то смысле, поскольку движим был желанием не подраться, а защитить товарища, вернуть документы – комсомольский билет и ученический билет суворовца. Ну посудите сами, как он мог ещё поступить? Оставить без внимания просьбу младшего товарища? Нет… Пойти искать милиционера? С точки зрения законности – правильный выход. Но всем ясно, что такое решение он не мог принять. По понятным всем причинам. Да ведь и не он начал драку. Он подошёл и потребовал вернуть документы. Да, это требование не могло не привести к агрессивным действиям со стороны хулиганов. Но развязали драку именно они. Итак, поступило предложение восстановить в училище суворовца Горюнова и отчислить суворовца Наумова. Я вас услышал, товарищи. Своё решение объявлю в ближайшее время.
       А ведь решение Борис Александрович Костров наверняка уже принял. Но не спешил. Хотел, чтобы подумали офицеры и учителя, ещё раз подумали над тем, как учить и воспитывать суворовцев, которые должны быть на десять голов выше городских не только в учёбе, но в своей выдержке, в мудрости, и во взрослости.
       Старший лейтенант Петров вернулся в кабинет, когда по распорядку в ротах уже началось личное время.
      У двери его уже ждали Константинов и Мальцев.
      – Ну как там, товарищ старший лейтенант? – воскликнули они почти хором.
      Петров коротко обрисовал обстановку.
      – Не будем спешить с выводами. Думаю, генерал не будет затягивать с решением, если вообще не принял его уже. Просто неординарный случай и решение неординарно.
       Весь вечер не выходило из головы у Константинова то, что он услышал от старшего лейтенанта Петрова. Думал об этом на следующий день, и на математике, и на иностранном языке, думал во время военной подготовки.
       Ему нравились тактические занятия, конечно, больше нравились в помещении, в специально оборудованном классе. Со стороны это могло напоминать игру. Расставлены на макете местности фигурки, боевые машины, а ты уясняй задачу, оценивай обстановку и принимай решение. Правда, решение всего лишь за командира отделения. Ну так что ж, для того, чтобы поступить в высшее общевойсковое командное училище сразу на второй курс, надо было пройти первый курс на занятиях в классах и в поле, на стрельбище, в суворовском летнем лагере Кокошки и даже в Путиловских лагерях, но это уже после экзаменов и выпускного вечера.
       После окончания занятий объявили общеучилищное построение во дворе, на площадке, которая в то время заменяла ещё не построенный строевой плац.
      «Вот, сейчас будет сделано объявление», – понял Константинов, сбегая вниз по лестнице вслед за своими товарищами.
      Он ждал решения начальника училища, как будто речь шла о нём самом. Быть может именно в те дни он начинал понимать, что значит стоять «за други своя». Стоять не только в бою, но и в иных ситуациях, которые заставляли задуматься над многим, а в том числе и над своим поведением и своими поступками.

      
 
      
 с